Евгений Болховитинов — митрополит киевский, знаменитый ученый. Болховитинов евфимий алексеевич (митрополит евгений) Митрополит евгений болховитинов 1767 1837 как археограф

  • Историк, археограф, духовный писатель владыка Евгений обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники ("Хождение игумена Даниила в Святую землю", "Сказание о Борисе и Глебе"). В Киеве руководил раскопками древних памятников, в т. ч. Десятинной церкви, Золотых ворот. Во время пребывания раба Божия Евфимия в Москве, произошло его знакомство с известным ученым Н.Н. Бантыш-Каменским, и проявился интерес к занятиям русской церковной историей.
  • По окончании Академии он принимает священнический чин и состоит префектом Воронежской духовной семинарии. В 1799 году, овдовев, принимает монашество и назначается префектом Александро-Невской Академии.
  • С 11 (24) марта 1800 г. - Архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 г. и весь 1801 г. исполнял череду священнослужения в Санкт-Петербурге.
  • 27 января (9 февраля) 1802 г. переведен в Сергиеву пустынь.
  • 17 (30) января 1804 г. хиротонисан в Епископа Старорусского, викария Новгородского и Санкт-Петербургского Митрополита.
  • 1805 г. избран почетным членом Московского университета
  • 1806 г. - избран действительным членом Российской Академии.
  • С 24 января (6 февраля) 1808 г. - Епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии.
  • В 1810 г. избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств.
  • В 1811 г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.
  • С 19 июля (2 августа) 1813 г. - Епископ Калужский, и с этого года - почетный член
  • Общества истории и древностей при Московском университете.
  • С 1814 г. - член Санкт-Петербургской духовной Академии; с 1815 г. - Московского общества врачебных и физических наук.
  • 7 (20) февраля 1816 г. возведен в чин Архиепископа и назначен во Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.
  • С 1817 г. - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член Комиссии составления законов.
  • С 24 января (6 февраля) 1822 г. - Архиепископ Киевский.
  • 16 (29) марта того же года возведен в чин Митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Святейшего Синода и избран членом Виленского университета.
  • С 1823 г. - член Киевской духовной Академии; с 1826 г. - почетный член Академии наук.
  • С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета.
  • С 1829 г. - член Санкт-Петербургского университета.
  • В 1834 г. избран членом Королевского Копенгагенского общества северных антиквариев.
  • С 1835 г. - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.
  • Во всех епархиях, где преосвященный Евгений нес Архиерейское служение, он проявлял себя как церковный историк края. Так, по поручению Митрополита Новгородского Амвросия Епископом Евгением было составлено "предначертание" устройства духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.
  • Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.
  • Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени. Главный труд Митрополита Евгения - "Словарь русских писателей" (1818 г.), содержавший сведения о жизни и деятельности около 720 светских и духовных писателей от зарождения русской книжности до начала XIX века. Среди других работ владыки большое значение имеют труды по истории Церкви и описания храмов и монастырей.
  • Во время бунта декабристов-масонов на Сенатской площади Митрополит Евгений мужественно вышел перед бунтовщиками, увещевая их склонить оружие перед Русской властью: Монархом и Отечеством.
  • Умер 23 февраля (8 марта) 1837 года. По завещанию он погребен в Софийском соборе города Киева.
Митрополит Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит Преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником Слова Божия.

Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в Храме Божием. Проповеди Митрополита отличались живостью и глубиной мысли.

По характеру своему Митрополит Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич: "Давно зная имя Митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. "В доказательство противного отвечал ключарь, - вы теперь же можете видеть Высокопреосвященного". Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть Митрополита, последовал ответ: "Пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор, вообще о русской старине, продолжались до прибытия новых лиц".

Сочинения:

  • Исторический словарь русских светских писателей, изданный после его смерти профессором Снегиревым.
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История Княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяноруссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских Соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древнехристианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825 г.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина, в 2-х частях. Санкт-Петербург, 1827 г.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом, в 2-х томах. Москва, 1793 г.
  • Парнасская история (студенческая работа). Москва, 1788 г.

Описание Киево-Печерской Лавры 3-е изд., испр. и умнож. Киев, 1847. - 340 с., 8 л. ил. Опись А , №900.

Описание Киевософийского собора. Киев, 1825. 272 с. Опись А , №900.

Болховитинов, Евгений. Словарь исторический о писателях духовного чина. 2-е изд. СПб., 1827. 757 с. Опись А , №901.

Болховитинов, митр. Евгений. Избранные произведения по истории Киева . Киев: Либедь, 1995. 486 с.

О нём:

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

Евгений

(Болховитинов Евфимий Алексеевич) (1767-1837)

Евгений (в мире Евфимий Алексеевич Болховитинов) родился в 1767 году в семье священника Воронежской епархии. Обучался в Воронежской Духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской академии, а также слушал лекции в Московском университете. Во время пребывания Евфимия в Москве произошло его знакомство с известным ученым Н.Н. Бантыш-Каменс-ким и проявился интерес к занятиям русской церковной историей. По окончании Академии он принимает священнический сан и состоит префектом Воронежской Духовной семинарии. В 1799 году, овдовев, принимает монашество и назначается префектом Александро-Невской Академии. В 1804 году хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита. Последовательно занимал кафедры: Вологодскую (с 1808 г.), Калужскую (с 1813 г.), Псковскую (с 1816 г.); с 1822 года - митрополит Киевский. Во всех епархиях, где преосвященный Евгений нес архиерейское служение, он проявлял себя как церковный историк края.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных

Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.

Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других. Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.

Митрополит Евгений скоропостижно скончался 23 февраля 1837 года и был по завещанию погребен в Софийском соборе города Киева.

Печатные труды

152. Записки о разговоре с двумя духоборцами архимандрита Евгения, впоследствии митрополита Киевского. Сообщил Н.С. Тихонравов. - М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, . - 9с. -Отт. из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те . - 1874. - Кн. 4.

153. Известие о первом Российском посольстве в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана. - М.: Тип. Бекетова, 1805. - 30 с. - Авт. установлен по изд.: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. - Т. 1. - С. 332. - Отт. из: Друг просвещения. - 1804. - № 12.

154. Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. - М.: Губ. тип. Решетникова, 1808. - 99 с. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. -Т. 1. - С. 332.

155. Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Российской Церкви: 2. О начале важности и знаменований церковных облачений: 3. О древнем богослужебном пении: 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. - М.: Синод, тип., 1817. - 154, 89 с. - Авт. установлен по изд: Воронеж, лит. сб. - Воронеж, 1861. -Вып. 1. -С. 233.

156. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии: Собр. из историй, архивных записей и сказаний Е. Болховитиновым. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1801. - 229с.

То же. - 1800. - 229 с.

То же. - 1800. - 156 с. - Отт. из: Воронеж, старина. - 1912. - Прил.

157. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии: Соч. в Александро-Невской Академии- СПб.: Тип. Шнора, 1802. - 101 с., Зл. табл. -Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб., 1904. - Ч. 3. - № 3650.

158. Историческое обозрение российского законоположения: С присовокуплением сведений: 1) о старинных московских приказах, существовавших до времен Петра Великого, 2) о старинных чинах в России и 3) о прежде бывших в Малороссии присутственных местах и чинах. - СПб.: Тип. Глазунова, 1826. - CXXXI с. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. - Т. 1. - С. 332. - Отт. из: Новый памятник законов Российской Империи. - СПб., 1825.- 4.1.

159. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российский Церкви, с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними: Оба читаны в публичных собраниях. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1799. - 26 с. -Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876.-Т. 1. -С. 331.

160. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1831. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. -Т. 1. - С. 332.

Ч. 2: [О Псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянских предводителях, с прибавлением разных грамот к истории Пскова относящихся]. - 144 с.

161. Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [Ивана Ивановича Дмитриевского], напечатанное сперва в Новом опыте Исторического словаря о российских писателях 1806 года, а ныне некоторыми обстоятельствами дополненное. - М.: Тип. Селивановского, Ценз. 1816. - 8с. - Авт. установлен по изд: Путеводитель по библиогр., биобиблиогр., историогр. / А.Г. Фомин. -Л., 1934. - С. 230.

162. Краткое пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы. - СПб.: Святейший Синод, 1829. - 12 с. -Авт. установлен по изд. 1811 г. с загл.: Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы.

То же. - 1853. - 10 с.

163. Летопись древнего славено-русского княжеского города Изборска. - СПб.: Тип. Смирдина, 1825. - 62 с., 1 л. ил. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. -Берлин, 1876. - Т. 1. -С. 332. - Отт. из: Отеч. зап. - 1825. - Ч. 22.

164. Мнение митрополита Евгения (Болховитинова) о русских наречиях, изложенное в частном письме к покойному академику П.И. Кеппену (1 октября 1820 г.) / Сообщ. П.К. Симони. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, . - 4с. - Из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1896. -Т. 1, кн. 2.

165. Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова (1790) / [Публ.] свящ. Ст. Зверев. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. - 8с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1896. -

166. Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания как древнего, так и нового: также краткий словарь, расположенный по алфавиту, заключающий в себе все первоначальные латинские речения и образ их грамматических перемен, с прибавлением греческих слов, употребительнейших в латинском языке; потом краткие учтивые разговоры и выражения, могущие быть употребляемы в письмах, наконец, подробный и ясный Римский календарь, в пользу российского юношества изданная. - М.: Иждивением Петрова, тип. Пономарева, 1788. -XVI.

64 с. - Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб., 1904. - Ч. 3. - № 1792.

167. Об осаде Пскова в 1581 году. - Псков: Славян, тип., 1881. - 66 с. -Авт. установлен по изд: Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати, 1801-1926. - Л., 1978. - Вып. 2. - С. 48. - Перед текстом загл. на отд. листе: О нашествии шведского короля Иоанна с севера, а польского короля Стефана Батория с юга на Псковские области и на Псков и об осаде Пскова. Выписка из Истории Княжества Псковского, печатанной в Киеве 1831 года, из 1-й части, на страницах 191-247.

168. Описание Благовещенской Никандровой пустыни. - Дерпт, Ценз. 1821. - 32 с. - Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки А. Смирдина. - СПб., 1828. - Ч.1. -№842.

169. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. - М.: Синод, тип., 1837. - 105 с. - Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. - СПб., 1912.-Т. 20.- С. 588.

То же. - 2-е изд. - 1856. То же. - 3-е изд. - 1859.

170. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. - 2-е изд., вновь пересмотр., испр. и умнож. - М.: Тип. Селивановского, 1820. - 120 с. - Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. - СПб., 1912. -Т. 20. - С. 588.

То же. - 3-е изд. - 1827. - 119с. То же. - 4-е изд. - 1832. - 113 с. То же. - 5-е изд. - 1833. - 113 с.

То же. - 6-е изд. - СПб.: Тип. Глазунова, 1834. - 113 с. То же. - 7-е изд. - СПб.: Тип. Глазунова и Смирдина, 1837. - 110с.

То же. - 7-е изд., испр. - 1843. - 87 с.

171. Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря. - Дерпт, Ценз. 1821. - 15 с. -Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин. 1876.-Т. № 1. -С. 332.

172. Описание Киево-Печерской Лавры: С присовокуплением различных граммат и выписок, объясняющих оное, также планов

Лавры и обеих пещер. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1826. - 191, с., 7л. ил. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. -Т. 1. - С. 332.

То же. - 2-е изд., испр. и умнож. - 1831. - 336 с.. 7 л. ил.

То же. - 3-е изд., испр. и умнож. - 1847. - 340 с., 8л. ил.

173. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением различных граммат и выписок, объясняющих оное, а также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры. 1825. - 291. 272. . - 8с. - Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки А. Смирдина. - СПб., 1828. - № 852.

То же. - Дерпт. Ценз. 1821.- 9с.

177. Памятный церковный календарь. - М.: Синод, тип., 1803. - 189 с. - Авт. установлен по изд: Рус. и славянские календари... / Н.П. Собко. - Берлин, 1880. - С. 23. - С приб. 1 отд. (Месяцеслова) печатался также под загл.: Церковный календарь, или Полный месяцеслов.

178. Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы. - М.: Синод, тип., 1811. - 22 с. - Изд. также под загл.: Краткое пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы.

То же. - СПб.: Мед. тип., 1813. - 32 с.

То же. - 4-е изд. - М.: Синод, тип., 1845. - 46, с.

179. Переписка митрополита Киевского Евгения с государственным канцлером графом Николаем Петровичем Румянцевым и с некоторыми другими современниками (с 1813 по 1825 г. включительно). - Воронеж: Губ. стат. ком., 1868-1870.

Вып. 1:-1868. -40с.

Вып. 2: (С 1821 по 1824 г. включительно). - 1870.- С. 41-92.

Вып. 3: (1824 и 1825 гг.). - 1870. - С. 93-125.

180. Письма высокопреосвященного Евгения, митрополита Киевского, Н.Н. Мурзакевичу (I). 1834-1837. - Киев: (Тип. Дави-денко], . - 16 с. - Из: Киев, епарх. ведомости. - 1868. - № 10.

181. Письма киевского митрополита Евгения Болховитинова к игумену (впоследствии архимандриту) Серафиму Покровскому (1822-1837 гг.) / Сообщ. Л[ев] Степанович] М[ацеевич]. - Киев: Тип. Барского, 1913. - 156 с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1910. - № 7-8: 1911.-№2; 1912. - №3: 1913. - № 2. 5, 11.

182. Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий: Изд. особенно для любителей и почитателей памяти сего преосвященного B.C. п.п.п. Е. Болховитиновым. - СПб.: Тип. Корпуса чужестран. единоверцов, 1796. - 78 с.

183. Примечания на Граммату великого князя Мстислава Володимировича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного князя Новгородского, пожалованную Новгородскому Юрьеву монастырю. - [СПб.. 1818]. - 56 с., 1 л. факс. - Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1893. - Т. 21. - С. 412.- Отт. из: Вестник Европы. - 1818. - Ч. 100, № 15.- С. 201-255.

184. Рассуждение о надобности греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка: Читано в Публичном собрании 1793 г. июля 13 дня в Воронежской семинарии. - 2-е изд. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1800. - 17с. - Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб.. 1904. - Ч. 3. - № 3657.

185. Рассуждение о необходимости греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка: Читано в Публичном собрании 1793 г. июля 13 дня в Воронежской семинарии студентом богословии и учителем греческого языка Иваном Ставровым. - [М.: Унив. тип., 1793]. - 8с. - Авт. установлен по изд: Свод. кат. рус. книги гражд. печатиXVIII в., 1725-1800. - М., 1962.-Т. 1.- №2102.

186. Речь в похвалу е.и.в. Екатерины II... при случае торжества о бракосочетании... великого князя Константина Павловича с... великою княжною Анною Феодоровною, говоренная февраля 9 дня 1796 года. - [М., 1796]. - 8с. - Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб., 1904. - Ч. 3. - № 3666.

187. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - СПб.: Тип. Греча, 1818. -Т. 1-2. -Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки В. Плавилыцикова. - СПб., 1820. - 4.2. - №3141.

То же. - 2-е изд., испр. и умнож. - СПб.: Тип. Глазунова и его иждивением, 1827.-Т. 1-2.

188. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - [Репрод. воспр.], 2-е изд., испр. и умнож., СПб., 1827. - Leipzig: Zentralantiquariat der DDR, 1971. - На обл.: Bolchovitinov. Slovar" o russkich pisateljach grekorossijskoj cerkvi.

T. 2. -333, LXXVIc.

189. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России / Предисл. издателя Михаила Погодина. -М.: Москвитянин, 1845.

Т. 1: От А до К. - IV. 328с.

Т. 2: От Л до Фиты. - 290, XVI с.

190. Слово на день торжественного воспоминания и Господу Богу благодарения о поражении врагов Отечества нашего и о про-гнании их из пределов Калужския губ., проповеданное в Калужской Иоанно-Предтеченской церкви окт. 12, 1813 г. епископом Калужским и Боровским... Евгением. -М.: Синод, тип., 1813. - 14 с.

191. Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского, при случае преложения мощей

его из старой раки в новую, проповеданное в Новгородском кафедральном Софийском соборе Евгением, епископом Старорусским Новгородской митрополии викарием и кавалером апр. 30, 1805.: С присовокуплением списков Новгор. епарх. и викар. преосвящ. архиереев. - СПб.: Св. Синод, 1805. - 22 с.

192. Слово надгробное преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому, преставлыпемуся в Бозе сего 1794 года апреля 15 дня, то есть в субботу светлыя недели: говоренное по совершении Божественной литургии при начале погребательного молитвословия в Воронежском Благовещенском соборе того же апреля 19 числа, с присовокуплением к тому речи и разговора стихами, говоренное также над гробом пред последним целованием тела, и с приложением краткого летописца преосвященных Воронеж, от основания епископского престола в Воронеже до нынешнего времени. - М.: Тип. Пономарева, 1794. - 36 с. - Авт. установлен по изд: Библиогр. список лит. трудов Киев. митр. Евгения Болховитинова / Е. Шмурло. - СПб., 1888. - Вып. 1. - № 36.

То же. - 2-е изд., пересмотр., испр. и умнож. в летописце наипаче. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1799. - 50 с. - В книге также: Краткое начертание жизни и кончины преосвященного Иннокентия и «Прибавление» Е. Болховитинова.

193. Собрание поучительных слов в разные времена и в разных епархиях проповеданных... Евгением, митрополитом Киевским и Галицким... - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1834.

Ч. 1.-X, 440с. Ч. 2.-X, 447с. Ч. 3. - XII, 447с. Ч. 4.-VII, 323с.

194. Собственноручные заметки преосвященного Евгения, митрополита Киевского, на книгах, поступивших по его завещанию в Киевскую семинарскую библиотеку. - Вырезка из... т. 7. - Кн. 14. - Гл. 3. - С. 96-108.

195. II. Хронологический и азбучный список духовных писателей Греко-Российской Церкви и некоторых других лиц, достопамятных в истории духовной словесности и книгопечатания в России, с означением веков, в которых они жили, так же лет их рождения и кончины, сколько оные показаны в Историческом словаре, и с нужными для скорейшего приискивания их статей ссылками на части и страницы сей книги. - III. Перечневый список упомянутых в сем Историческом словаре писателей и некоторых других лиц..., с по-

казанием степеней, каковые они занимали в иерархии Греко-Российской Церкви или других званий.- [СПб.], Ценз., 1827.-С. XXI- LXXVII.

196. Церковный календарь, или Полный месяцеслов, с означением всего, что в такие дни в православной Греко-Российской Церкви совершается... - М.: Синод, тип., 1803. - IV, 214, 189 с., 1 л. ил. -Авт. установлен по изд: Рус. и славянские календари... / Н.П. Собко. - Берлин. 1880. - С. 23. - Без 1 отд. (Месяцеслова) печатался также под загл.: Памятный церковный календарь.

Составительство, редактирование, переводы

197. Воронежский край XVIII века в описаниях современников: голландского путешественника Корнелия де Бруина (1703 г.), российского государственного деятеля Ивана Кирилова (1727 г.), ученого-историка и церковного деятеля Евфимия Болховитинова (1799 г.): [Сборник] / Вступ. ст.. сост. и примеч. В.П. Загоров-ского. - Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1992. - 253, с.: ил. - (Сер. «Земля Воронежская. Страницы истории»). - Библиогр. в примеч.: с. 235-246. - В прил.: Из родословной Евфимия Алексеевича Болховитинова / A.M. Аббасов.

198. Иннокентий (Полянский). Избранные поучения преосвященного Иннокентия, бывшего епископа Воронежского, пропове-дыванные им во время своего правления епархиею с 1788 года сентября 17 по 1794 года апреля 15: С приобщением краткого начертания жизни и кончины его / Собр. и изд. ... - Воронеж: Тип. Губ. правл.. 1799.-XVI, 159с.

199. Парнасская история, заключающаяся в двух книгах, из которых первая содержит описание горы Парнасса, находящихся на нем строений, окрестных потоков, источников, болот, лесов и обретающихся там животных, а вторая - жителей, правления, чинов, судилищ, жертвоприношений, праздников и торгов парнасских / Пер. ... - М.: Тип. Пономарева. 1788. - IV. 72 с.

2ОО. Тихон (Задонский). Остальные сочинения преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, а потом Воронежского и Елецкого: Для удовольствия и душевные пользы благочестивых читателей, а особливо для любителей памяти сего преосвященника / Собр. и изд. ... - СПб.: Иждивением И. Глазунова, Имп. тип., 1799. -XV, 336 с.

201. Эйкесайд М. Удовольствия от способности воображения: Английская поэма в 3-х песнях / Соч. г. Акенсида; С фр. на рос. яз. пер. - М.: Тип. Гиппиуса, 1788. - XIV, 151с.

Литература о жизни и деятельности

202. Бычков А.Ф. О словарях русских писателей митрополита Евгения: Чтение А.Ф. Бычкова. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1868. - 72 с. - Из: Сб. ст., читанных в Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1868. - Т. 5. - Вып. 1.

203. Введенский С.Н. Личность и ученая деятельность митрополита Евгения Болховитинова: (Речь, произнесенная на торжественном заседании Воронежской ученой архивной комиссии 26 февр. 1912 г.). - Воронеж: Типо-лит. Кравцова, 1912. - 31 с.

204. Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий: Сб. материалов для биографии митрополита Евгения, изданный в память 100-летия юбилея его рождения, 18 дек. 1767- 1867 г. - СПб.: Тип. «Обществ, польза», 1871. - XXXII, 201, V с., 1 л. портр. - (Евгеньев. сб.; Вып. 1). - Загл. обл.: Материалы для биографии митрополита Евгения.

205. Грот Я.К. Несколько заметок на письма митрополита Евгения к Македонцу и Н.Н. Зиновьева к его сыну. - М.: Тип. Мамонтова, 1870. - 16 с. - Из: Рус. архив. - 1870. - Тетр. 10.

206. Деятельность митрополита Евгения по управлению Киевской епархиею. - Киев: Унив. тип., 1868. - 55 с.

207. Зверев С.Е. Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова (1790). - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. - 7с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1896. - № 4.

208. Змеев Л.Ф. К родословной митрополита Евгения Болховитинова: Ст. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1893. - , 9 с., 1 л. табл. - Извлеч. из: Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1893. -Т. 55.

209. Ивановский А.Д. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) / Соч. А. Ивановского, бывшего библиотекаря Имп. публ. б-ки. - СПб.: Т-во «Обществ, польза», 1872. - 112 с., 1 л. портр. -Доп. ст. из: Журнал М-ва нар. просвещения. 1867. - № 12.

210. Карпов С.М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. - Киев: Тип. Барского, 1914. - VI, 273 с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.

211. Каталог V юбилейной очередной выставки: В память митрополита Евгения Болховитинова, 1837-1912. - 46, 16 с., 1 л. портр. - Загл. обл.: Памяти митрополита Евгения Болховитинова.

212. Маслов П.В. Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий (23 февр. 1837): (К 75-летию со дня кончины). - [Симферополь]: Тавр. губ. тип., 1912. - 9с. - Извлеч. из: Тавр, епарх. ведомости. - 1912. - №8.

213. Митрополит Евгений: Жизнь и творчество. Восьмые Бол-ховит. чтения. - Воронеж, 1993. - 35 с.: ил., портр., факс.

214. О материалах для биографии митрополита Евгения. - Киев, 1867. - 63 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

215. Полетаев Н.И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории Русской Церкви. - Казань: Тип. ун-та, 1889. - 592 с. разд. паг.

216. Пономарев С.И. Материалы для биографии митрополита Евгения. - Киев, 1867. - 63 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

217. Пономарев С.И. Памяти митрополита Евгения (1767- 1867): Письмо к ред. «Полтав. епарх. ведомости». - [Полтава, 1867]. - 18 с. - Отт. из: Полтав. епарх. ведомости. - 1867. - Ч. неофиц.

218. Титов Ф.И. Памяти высокопреосвященного Евгения, бывшего митрополита Киевского и Галицкого: (По поводу 75-летия со дня кончины его). - Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1912. - 15с.

219. Чтения 18 декабря 1867 года в память митрополита Киевского Евгения: С прил. // Сб. ст. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1868. -Т. 5, вып.1. - С. 1-292.

220. Шарадзе Г.С. Евгений Болховитинов - первый русский руствелолог: Очерк из истории руствелологии. -Тбилиси: Мецни-ереба, 1978. - 105 с., 2 л. ил. -Текст парал. груз., рус. - Парал. тит. л. груз.

221. Шмурло Е.Ф. Библиографический список литературных трудов Киевского митрополита Евгения Болховитинова. - СПб.: Журнал «Библиограф», 1888.

Вып. 1:1. Московский период. 2. Воронежский период. 3. Петербургский период. - 1888. - 76 с.

222. Шмурло Е.Ф. Евгений, митрополит Киевский: Очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией. - [СПб.]: Тип. Балашова, .

223. Шмурло Е.Ф. Заметка об отношениях Киевского митрополита Евгения к Державину до личного знакомства с поэтом. - СПб.: Тип. Эрлих, 1887. - 7 с. - Из: Библиограф. - 1887.

224. Шмурло Е.Ф. Митрополит Евгений как ученый: Ранние годы жизни, 1764-1804. - СПб.: Тип. Балашова, 1888. - LXXXVI, 455 с. - Библиогр. в прил.

Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Евфимий), вошел в отечественную историю не только как историк-краевед, но и как археолог, археограф, библиограф, переводчик, библиофил. К концу жизни он был действительным и почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ. Митрополит Евгений является автором более ста опубликованных работ, в том числе исследований, справочников и путеводителей. С его именем связано открытие университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. В Воронеже будущий митрополит провел чуть менее половины жизни.

Евфимий родился 18 декабря 1767 года в семье священника Ильинской церкви Воронежа. В 1776-м, после смерти отца, мать, оставшаяся с тремя детьми, отдала Евфимия певчим в архиерейский хор Благовещенского собора. В 1777 году Евфимий был зачислен в Воронежскую духовную семинарию. Летом 1785-го воронежский епископ Тихон (Малинин) удовлетворил просьбу молодого человека о переводе его для обучения в Москву. Епископ Тихон направил Евфимия с рекомендательным письмом к ректору Славяно-греко-латинской академии Платону (Левшину), архиепископу Московскому. Евфимий был зачислен слушателем академии, которую окончил в 1788 году. В академии Болховитинов прослушал полный курс философии и богословия, освоил греческий, французский и немецкий. Одновременно посещал лекции в Московском университете, где, в частности, вошел в литературный кружок Николая Новикова. В Москве он также познакомился с архивистом и археографом Николаем Бантыш-Каменским, который во многом повлиял на формирование научных интересов будущего архиерея.

Вернувшись в Воронеж, в январе 1789-го Евфимий занял должность преподавателя Воронежской семинарии. В разное время он вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики. А 1790 году был назначен префектом семинарии и заведующим семинарской библиотекой, с целью пополнения которой неоднократно ездил в Москву. В 1791-м было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию.

В 1793 году Болховитинов женился на дочери липецкого купца Анне Расторгуевой, но брак продлился всего четыре года, два сына и одна дочь умерли в младенчестве. 25 марта 1796-го Евфимий Болховитинов был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Спасо-Преображенского монастыря города Павловска Воронежской губернии, с оставлением в семинарии на прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории. Горечь утраты близких людей Евфимий пытался заполнить умственной работой. В течении нескольких лет вокруг молодого ученого формировался кружок единомышленников из местной интеллигенции. Благодаря их стараниям 14 мая 1798 года в Воронеже была открыта первая типография.

В 1799-м Евфимий переехал в Петербург, где 9 марта 1800-го принял монашество с именем Евгений. Амвросий (Подобедов), митрополит Санкт-Петербургский, пригласил его в столицу по рекомендации Бантыш-Каменского на должность префекта, преподавателя философии и высшего красноречия Санкт-Петербургской духовной академии. В скором времени Евгений был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Митрополит Амвросий отметил и оценил знания нового префекта и не ошибся в нем, поручая ему серьезные и ответственные задания, с которыми молодой архимандрит блестяще справлялся.

15 сентября 1801 года Евгений участвовал в коронации императора Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 января 1802-го назначен архимандритом Санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни. В январе 1804-го Евгений был возведен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Евгений стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808 -- 1814 годы. Он выступал за сокращение объема изучения латыни, подчеркивал необходимость придать духовному образованию более научный характер. За свой труд Евгений был удостоен ордена Анны I степени. Проживая некоторое время в Варлаамо-Хутынском монастыре, Евгений подружился со знаменитым поэтом Гавриилом Державиным, последний посвятил архиерею несколько сочинений.

В разные годы Евгений возглавлял епископские кафедры в Вологде (1808 -- 1813), Калуге (1813 -- 1816) и Пскове (1816 -- 1822). В марте 1822 года он был возведен в сан митрополита и переведен в Киев, стал членом Священного Синода. Александр I писал Евгению: "Мне особенно приятно будет видеть знаменитую некогда академию киевскую... при руководстве Вашем, достигнутую цели ей предназначенной". Император наградил киевского митрополита белым клобуком с бриллиантовым крестом. Примечателен эпизод, связанный со встречей киевским духовенством нового архиерея. Евгению подали царскую позолоченную карету. Митрополит "с неудовольствием принял такой знак почтительной предупредительности и потребовал другой экипаж для отъезда в Софийский собор". В быту митрополит Евгений также был неприхотлив. Никакой роскоши в пище и одежде. День начинался у него рано. Выслушав литургию, он переходил к занятиям делами епархии, потом принимал посетителей. В характере его было много мягкости, искренности. Всегда доступный, откровенный, благотворительный, справедливый.

При митрополите Евгении было возведено новое трехэтажное здание киевской духовной академии. Он продолжал заниматься научной деятельностью, именно в Киеве его культурно-просветительская деятельность достигла своего апогея. Митрополит Евгений организовал реставрационные работы в Киево-Печерской лавре и других монастырях.

В 30-е годы он стал инициатором первых систематических археологических раскопок в Киеве. Благодаря им был обнаружен фундамент Десятинной церкви и Золотых ворот. В 1834 году Евгений благословил открытие киевского университета. Первый ректор университета Михаил Максимович считал его крупным ученым и издателем, который оставил после себя "много фактического материала не только по церковной истории, но и русской литературе". Результатом исследования киевских древностей стали публикации "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии" и "Описание Киево-Печерской лавры". К концу жизни Евгением Болховитиновым было собрано около 12 тыс. различных наименований рукописей и изданий, или 8,5 тыс. томов.

Митрополит Евгений состоял действительным членом императорской Российской академии, членом Общества истории древностей российских, почетным членом Академии наук и всех русских университетов, не считая многочисленных ученых обществ.

Некоторые краеведы считают, что Евгений был едва ли не единомышленником французских просветителей и первого русского революционера Александра Радищева, но сохранилось несколько совершенно однозначных свидетельств о его отношении к постулатам популярной в его время философии французских энциклопедистов. Признавая, что "отцы церкви нам в физике не учители", Евгений был горячим противником вольномыслия, не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье. В 1793-м в предисловии к изданному по его инициативе и под его редакцией переводу книги аббата Нонота "Вольтеровы заблуждения", он писал: "Сокровенными путями повсюду разливается вся его (Вольтера. -- А. Г.) зараза. Ибо письменный Вольтер становится уже известен столько же, сколько и печатный". Однако издание перевода вызвало затруднения. Цензура исключила из публикации перечень религиозных верований Вольтера, которые должен был опровергать Нонот. "Болховитинов чувствовал, что план, связанный с изданием "Вольтеровых заблуждений", разрушается, -- писал академик Николай Тихонравов. -- Книгой Нонота он думал парализовать влияние тех сочинений Вольтера, которые затрагивали откровенную религию и обходили читателей в рукописях; но именно главы Нонота о догматических заблуждениях Вольтера в вопросах веры не были дозволены к напечатанию".

"Простодушный наш неученый соотечественник, -- писал сам Евгений Болховитинов, -- слыша повсюду славу Вольтера и язвительные его насмешки всему священному и почитаемому, сперва подвигается благочестивым ужасом и негодованием; но может ли он потом защищать от заразы сердце свое сими одними чувствованиями, когда он не утвержден в основательных истинах и когда он почти везде слышит только крикливые вольнодумцев похвалы Вольтеру, но не видит обличение лжей и клевет его". В 1810-м Евгений критически отозвался об изданной в русском переводе книге Монтескье "Дух законов". Митрополит отметил, что мысли, изложенные в сочинении, "пусть останутся в обаянии революционных голов, от которых да избавит Господь Бог отечество наше. И так много уже затевается у нас ежедневно почти разных переворотов". По поводу книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Евгений также высказался неодобрительно.

Сохранилось свидетельство критического отношения митрополита Евгения к издаваемому известным масоном Александром Лабзиным журналу "Сионский вестник". Евгений, проанализировав его содержание, пришел к выводу, что такая "метода умствования -- мистико-масонская". Ссылаясь на конкретные страницы в "Сионском вестнике", он доказывал как подобные рассуждения противоречат православному вероучению.

То есть митрополита Евгения можно с уверенностью отнести к категории церковных охранителей, выступавших за чистоту догматов православного вероучения, главенствующее положение РПЦ в российской империи и не разделявших идеологию, подрывавшую монархический строй.

Митрополит Евгений был в числе архиереев, недовольных деятельностью открытого в 1813 году Библейского общества, которое распространяло литературу неправославной направленности, и министра духовных дел, князя Александра Голицына, покровителя многочисленных масонских лож и мистиков протестантского направления. Евгений, в свою очередь, не пользовался расположением князя Голицына, который называл митрополита человеком "не духовным" (то есть не сочувствующим неправославному мистицизму и масонству). Вообще в 20-е годы XIX столетия сопротивление политике князя Голицына оказывала консервативная православная партия, наиболее яркими представителями которой являлись архимандрит Фотий (Спасский), митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), Алексей Аракчеев и другие.

После отставки Голицына в декабре 1824 года митрополит Серафим писал Александру I о причинах необходимости закрытия Библейского общества. В заключении письма он подчеркнул: "Для постановления духовных училищ на твердом и незыблемом основании православия и для принятия совокупно со мной нужных мер к прекращению распространения в народе новых ересей (следует. -- А. Г.) призвать сюда на время киевского митрополита Евгения, как человека известного по правоверию, учености и благонамеренности". Архимандрит Фотий писал в своей автобиографии: "Евгений митрополит давал о себе великую надежду ревнителям по своей учености, вере и сану". В итоге благодаря ходатайству православных консерваторов 19 декабря 1824 года император подписал указ, которым митрополит Евгений (Болховитинов) вызывался в Санкт-Петербург, для присутствования в Синоде. Библейское общество было закрыто Николаем I 12 апреля 1826 года по представлению митрополитов Серафима и Евгения.

14 декабря 1825-го года митрополит Евгений и Санкт-Петербургский митрополит Серафим (Глаголевским) на Сенатской площади обратились к восставшим войскам с призывом сложить оружие. Несмотря на предупреждение очевидцев о смертельной опасности, оба иерарха, по свидетельству сопровождавшего их иподиакона, "поговорив между собой, решились умереть за веру, отечество и царя". Несмотря на то что увещевания митрополитов Серафима и Евгения остались без ответа, Николай I наградил их панагиями, так как они подвергали свою жизнь риску. Впоследствии митрополит Евгений был назначен членом особого совета по делам декабристов.

Митрополит Евгений скончался 23 февраля 1837 года и, согласно завещанию, похоронен в Сретенском приделе Киевского Софийского собора. На похороны митрополита в Киев прибыла делегация от Воронежской духовной семинарии. Библиотека митрополита Евгения была завещана Софийскому собору, консистории, Киевской духовной семинарии и академии.

Алла ГЛАЗЕВА
Печатную версию материала читайте в газете

До половины курса Философии.

В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.

Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.

16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода и избран членом Виленского университета.

Прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.

Был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.

Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский , - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич:

"Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Сочинения

  • Новая Латинская Азбука. М., 1788
  • Рассуждение о надобности греческого языка для богословия. М., 1793
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Издание 2-е в двух частях. Спб., 1827 (первое издание вышло в 1818 году)
  • Словарь Русских светских писателей, соотечественников и чужестранных, писавших в России, М., 1845
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяно-руссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-Российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.
  • Парнасская история (студенческая работа). М., 1788.

Награды

  • наперсный крест алмазный (15 сентября 1801, при коронации Государя Императора Александра I)
  • орден св. Анны I степени (5 марта 1805)
  • орден св. Александра Невского
  • орден св. Владимира II степени (30 августа 1814)
  • орден св. ап. Андрея Первозванного (22 августа 1826)

Литература

  • Захарченко М.М. Киев прежде и теперь. Киев, 1888, с. 42, 117, 124, 187, 210.
  • Полетаев Н. Труды митр. Евгений Болховитянова по истории Русской Церкви. Казань, 1889.
  • Карпов С.М. Евгений Болховитянов, как митрополит Киевский. Киев, 1914.
  • Токманов И. Истор.-археолог. очерк Хутынск. Варлаам. Спасо-Преображен. м-ря. Новгород, 1911, с. 45, 46.
  • Суворов Н. Описание Спасо-Каменск. м-ря на Кубенском озере. 2-е изд. Вологда, 1893, с. 30 пр.
  • Леонид, иером. История церкви в пределах нынешней Калуж. еп. Калуга, 1876, с. 191-194.
  • Толстой М. Святыни и древн. Пскова. М., 1861, прил., с. 18.
  • Жмакин, прот. Игумен Вяземского Аркад. м-ря. М., 1897, с. 67-68.
  • Григорович Переписка с гр. Румянцевым и с Киевским митр. Евгением.
  • Булгаков, с. 1397, 1401, 1403, 1410.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Толстой Ю., № 194.
  • Строев П., с. 9, 40, 272, 382, 560, 733.
  • Голубинский, с. 55.
  • Летопись Е. А., с. 791.
  • Юбилейный сборник, с. 282, 343, 348, 616.
  • Списки архиереев, с. 20, № 194.
  • Н. Д., с. 16, 20, 48, 51, 69.
  • Руков. для сельских пастырей, 1868, т. II, с. 267; т. VII, с. 373.
  • Изв. Казан. еп., 1867, № 18, с. 512.
  • -"- 1879, № 20, с. 590.
  • -"- 1884, № 4, с. 123.
  • Странник, 1869, ноябрь, с. 37-39.
  • -"- 1887, июнь-июль, с. 266.
  • Самар. еп. вед., 1867, № 21, с. 513.
  • Церковн. вестн., 1891, № 25, с. 392.
  • Труды К. Д. А., 1870, июнь, с. 16; август, с. 574.
  • -"- 1874, март, с. 4; август, с. 375-377, 406.
  • -"- 1879, май, с. 120.
  • -"- 1884, июль, с. 286, 292-294.
  • -"- 1888, апрель, с. 681.
  • -"- 1889, июль, с. 479-484.
  • Прав. собес., 1874, январь, с. 119.
  • -"- 1888, декабрь, с. 513-554.
  • -"- 1889, июнь, с. 319; сентябрь, с. 22; октябрь, с. 186-208.
  • -"- 1899, январь, с. 112, 114.
  • -"- 1907, июнь, с. 848, пр. 7; сентябрь, с. 36, пр.
  • -"- 1909, июль-август, с. 219.
  • -"- 1912, май, с. 260.
  • Русская старина, 1870, т. I, с. 541, 546, 585; т. 2, с. 223-224, 601-605, 607, 609, 612-616, 675-676.
  • Русская старина, 1871, т. 3, с. 207; т. 4, с. 681, 682.
  • -"- 1872, март, с. 481; октябрь, с. 406.
  • -"- 1874, март, с. 428; апрель, с. 799, 800.
  • -"- 1875, март, с. 657, п/с.
  • -"- 1877, июль, с. 387.
  • -"- 1878, февраль, с. 199.
  • -"- 1880, январь, с. 22; сентябрь, с. 197.
  • -"- 1881, июнь, с. 203; сентябрь, с. 58-74; октябрь, с. 238, 243, 245, 248, 249, 250, 345, 348.
  • Русская старина, 1882, апрель, с. 182; май, с. 431 и п/с; июнь, с. 24.
  • -"- 1883, июль, с. 130, 131 и п/с.
  • -"- 1885, июнь, с. 590; июль, с. 168.
  • -"- 1886, июнь, с. 710.
  • -"- 1887, апрель, с. 129; май, с. 661.
  • -"- 1888, май, с. 799; июнь, с. 604 п/с. 1, с. 605.
  • -"- 1907, июнь, с. 638, 642.
  • -"- 1910, май, с. 404-422.
  • Историч. вестн., 1881, июнь, с. 284.
  • -"- 1882, февраль, с. 341; май, с. 266.
  • -"- 1883, февраль, с. 283 п/с.
  • -"- 1884, ноябрь, с. 3 п/с. 1.
  • -"- 1886, апрель, с. 146, 157.
  • -"- 1888, январь, с. 185-186; август, с. 3; ноябрь, с. 3.
  • -"- 1889, январь, с. 222-223; июль, с. 141, п/с. 1, с. 213.
  • -"- 1892, июнь, с. 821.
  • -"- 1893, январь, с. 259.
  • -"- 1894, апрель, с. 221.
  • -"- 1896, апрель, с. 157, 177, 180.
  • -"- 1904, январь, с. 224; май, с. 605.
  • Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 359.
  • -"- 1864, январь, с. 31.
  • Христ. чтен., 1871, декабрь, с. 979.
  • -"- 1900, март, с. 398-399.
  • Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 769, 771 п/с, 772, 773, 781, 782, 785 п/с. 1, 787 п/с. 1, 788 п/с. 3, 791, 802, 808 п/с. 3, 817, 826 п/с. 1, 828, 834-835, 839 п/с. 8, 841 п/с. 1, 847.
  • Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 361 (Филарет, архиеп. Черниговский).
  • -"- 1888, кн. 3-я, с. 253 (Из записок сенатора К.Н. Лебедева).
  • -"- 1889, кн. 2-я, с. 21-84, 161-236, 321-388 (Письма митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу); кн. 3-я, с. 379 (Письмо митр. Евгения архим. Парфению).
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 92 (Четыре письма митр. Леонтия к архиеп. Костромскому Платону).
  • Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 11, с. 374.
  • -"- 1897, кн. 1-я, с. 235, 240 (Записки гр. Бутурлина); кн. 2-я, с. 592, 595, 596.
  • -"- 1898, кн. 1-я, с. 304 (Малышевский И.И. Деят. митр. Евгения в звании предс. конф. К. Д. А.).
  • -"- 1899, кн. 1-я, № 1, с. 26 п/с., № 4, с. 529; кн. 2-я, № 6, с. 188, 189 п/с. 7, с. 215 п/с. 3; кн. 3-я, № 11, с. 310.
  • Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 1, с. 25; кн. 2-я, № 5, с. 93-94.
  • -"- 1901, кн. 2-я, № 5, с. 21.
  • -"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 372, 433-434; № 4, с. 546; № 6, с. 223.
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 101; № 2, с. 194, 225, 226, 227, 289.
  • Ж. М. П., 1945, № 1, с. 45.
  • -"- 1954, № 4, с. 47.
  • -"- 1957, № 5, с. 57-61.
  • БЭС, т. I, с. 541, 816; т. II, с. 1164, 1330, 1936.
  • БЭЛ, т. III, с. 712; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608.
  • ЭС, т. XI, с. 411-413.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие :
  • Евгений (Болховитинов), митр. Биография Евгения, Митрополита Киевского. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 1-3.

Воронежские епархиальные ведомости, 1867, № 10 с. 334.

Синодик Воронежских купцов Елисеевых / приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1886, с. 14

В указе консистории говорилось, что он (префект) имеет оставаться на прежнем основании при префектской должности, пользуясь всеми от протопопского места жалованьем и доходами, и в рассуждении своих отличных трудов и степени по семинарии, первенствовать пред всеми другими протопопами Воронежской епархии, кроме кафедрального соборного протопопа, что объявить ему, префекту, в консисторском присутствии, где и ему самому присутствовать в свободное время, а в бытность в городе Павловске в Павловском духовном правлении. См. дела семинарского архива кн. № 6, 1795 - 1796, с. 205 - Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений, митрополит Киевский [окончание] , 1868, № 3 неофиц. отдел, с. 88-89.

Околович Н. Ф ., "К 75-летию годовщины со времени кончины Киевского митрополита Евгения (Болховитинова)", Воронежские епархиальные ведомости , 1912, № 8 неофиц. часть, с. 363.

Евгений (Евфимий Болховитинов)

Е вгений (Евеимий Болховитинов) - известный ученый (1767 - 1837). Родился в семье бедного священника. Учился в Московской духовной академии, посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок , оказало заметное на него влияние. В Воронеже, куда он был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над "Российской историей". Недостаток в книгах принудил его оставить эту задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся "Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских" (Москва, 1794), "Полное описание жизни преосвященного Тихона" и "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Евгения была написана "История воронежской семинарии". В 1800 г. Евгений приехал в Петербург, постригся в монахи и определен префектом духовной академии и учителем философии и красноречия. По поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения церквей, Евгений составил "Каноническое наследование о папской власти в христианской церкви", разрушившее замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в Петербурге в 1803 г., дал в результате "Записку с двумя духоборцами" ("Чтения Общества Истории и Древностей Российских", 1871, книга II). Так же "случайно", как и "Записка", составлено было Евгением весьма ценное "Историческое изображение Грузии" (Санкт-Петербург, 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и другими, а также исследования архивного материала. Евгений издал еще "Памятный церковный календарь", заключающий в себе немало материала для "Истории российской иерархии", задуманной Евгением. В 1804 г. Евгений был назначен викарием новгородским и, пользуясь библиотекой Софийского собора, написал "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода". К тому же времени относятся: "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ", "Рассмотрение исповеданий духоборческой секты" и "Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна", напечатанные в журнале "Любитель Словесности" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Евгений написал "Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской церкви", "Описание Пекинского монастыря", "Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских вологодских и устюжских архиереях", "О личных собственных именах у славяно-руссов" и статью "О древностях вологодских зырянских" ("Вестник Европы" 1813, ч. 70 и 71). В Калуге он продолжал писать "Историю княжества Псковского" (Калуга, 1831), пишет о "Летописях древнего славяно-русского княжества гор. Изборска" ("Отечественные Записки", 1825, ч. 22, № 61) и "О русской церковной музыке" (для гейдельбергского профессора Тибо), составляет "Описание шести псковских монастырей", посылает в "Сибирский Вестник" исправленную им "Записку о камчатской миссии" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). Его "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина", печатавшийся сначала в журнале "Друг Просвещения" (1805), появился отдельно в 1818 г., а в 1827 г. вышел в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть словаря была в 1845 г. издана под названием "Словарь российских светских писателей". Эти "Словари" не утратили своего значения и до настоящего времени. В 1822 г. Евгений был назначен киевским митрополитом. Здесь составлены им "Описание Киево-Софийского собора" (Киев, 1825), "Описание Киево-Печерской лавры" (1826) и "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд: "Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.", а также статья "Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту" ("Записки Общества Истории и Древностей", 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей "Историей российской иерархии", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятиной церкви, Золотых ворот и к другим важным находкам. Кроме трудов исторического характера, Евгению принадлежат еще "Собрание поучительных слов" (Киев, 1834), "Пастырское увещание о прививании коровьей оспы" (Москва, 1811), "Новая латинская азбука", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия" и др. Евгений постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с писателями того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (например, ). Будучи горячим противником "вольномыслия", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что "отцы церкви нам в физике не учители", что само св. Писание учит нас "только нравственной и благочестивой физике". Нападая на увлечение иностранцами, Евгений высказывал убеждение, что "лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное". История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, без субъективного к ним отношения. Такой характер и носят все труды его; за массой цифр и фактов не видно ни "причин", ни "следствий", ни духовной жизни. К преобразованиям духовных училищ в начале XIX в. и к лицам, стоявшим во главе этих преобразований, Евгений относился отрицательно. - Ср. "Митрополит Евгений как ученый" (Санкт-Петербург, 1888); "Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви" (Казань, 1899); Д. Сперанский "Ученая деятельность Евгения" ("Русский Вестник", 1885, № 4, 5 и 6); "Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине XIX столетия" (Санкт-Петербург, 1894); "Материалы для биографии митрополита Евгения" (в "Трудах киевской духовной академии", 1867, № 8); "Речь на годичном собрании университета св. Владимира" (там же); "Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции киевской духовной академии" (там же, 1867, № 12); "Преосвященник Евгений, митрополит Киевский и Галицкий".

Другие интересные биографии:
;
;
;
;
;