Философские идеи Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона об устройстве мироздания. Биография коперника Откуда николай коперник

Вслед за Н. Кузанским великий польский астроном Николай Коперник (1473 – 1543) пользуясь принципом относительности основал новую астрономическую систему – гелиоцентрическую систему мира – одно из поистинœе выдающихся научных открытий того времени. В связи с практической задачей усовершенствования календаря возникла крайне важно сть создать новую методику выполнения астрономических расчётов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эту задачу не решить традиционными способами. Знакомство с философией неоплатонизма и пифагореизма, убеждение в том, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, побудили Коперника предположить, единообразие кругового движения небесных тел и совершенно новый, с точки зрения привычных представлений, порядок их взаимного расположения и движения.

Главное и почти единственное сочинœение Коперника, плод более чем 40-летней его работы – ʼʼО вращении небесных сферʼʼ. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника должна быть сформулирована в семи утверждениях:

1) орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;

2) центр Земли - не центр Вселœенной, но только центр масс и орбиты Луны;

3) всœе планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и в связи с этим Солнце является центром мира;

4) расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;

5) суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всœегда остаётся параллельной самой себе;

6) Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и в связи с этим те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли;

7) это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

С принятием этой гипотезы отпадало множество прежних затруднений, картина мира приобрела изящные, стройные и весьма убедительные очертания. Понимая радикальность своего учения, Коперник долго не публиковал его, ссылаясь на пример последователœей Пифагора, таивших истину от профанов. Работа всё же была опубликована, скандал не замедлил разразиться, но начало было положено. Началась великая научная революция.

Дело Коперника продолжил немецкий учёный Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Иоганн Кеплер родился в имперском городе Вайль-дер-Штадте. Его отец служил наёмником в Испанских Нидерландах. Когда юноше было 18 лет, отец отправился в очередной поход и исчез навсœегда. Мать Кеплера, Катарина Кеплер, содержала трактир, подрабатывала гаданием и траволечением. Интерес к астрономии появился у Кеплера ещё в детские годы, когда его мать показала впечатлительному мальчику яркую комету (1577), а позднее – лунное затмение (1580). В 1589 ᴦ. Кеплер закончил школу при монастыре Маульбронн, обнаружив выдающиеся способности. Городские власти назначили ему стипендию для помощи в дальнейшем обучении. В 1591 году поступил в университет в Тюбингене – сначала на факультет искусств, к которым тогда причисляли и математику с астрономией, затем переходит на теологический факультет. Первоначально Кеплер планировал стать протестантским священником, но благодаря незаурядным математическим способностям был приглашён в 1594 ᴦ. читать лекции по математике в университете города Граца (ныне в Австрии).

Основываясь на весьма точных астрономических наблюдениях, Кеплер установил, что движения планет вокруг Солнца, сообразно с предложенной Коперником структурой солнечной системы, не являются строго круговыми. Кеплер показал, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Таков был первый закон Кеплера. В соответствии со вторым законом Кеплера скорость движения планеты по орбите замедляется по мере удаления от Солнца. Подлинной вершиной виртуозных математических расчётов Кеплера, явилось установление знаменитого третьего закона Кеплера, утверждавшего, что квадрат орбитального периода движения каждой планеты равен кубу среднего расстояния её до Солнца.

Эти удивительные и загадочные соотношения блестяще подтверждали мысль о том, что устройство космоса подчинœено строгим и простым математическим правилам.

Выдающийся итальянский исследователь Галилео Галилей (1564 – 1642), как и многие его предшественники, считал, что книга природы написана языком математики, и для объяснения природных явлений крайне важно установить их свойства, поддающиеся точным измерениям. Отправным пунктом научного познания признавался опыт, осуществляемый путём планомерного экспериментирования с использованием приборов и инструментов, расширяющих возможности наших органов чувств.

Основные научные открытия Галилея:

Ø В 1609 ᴦ. Галилей самостоятельно построил свой первый телœескоп. Труба давала приблизительно трёхкратное увеличение. Вскоре ему удалось построить телœескоп, дающий увеличение в 32 раза.

Ø С помощью телœескопа увидел, что Луна, подобно Земле, имеет сложный рельеф – покрыта горами и кратерами. Галилей открыл также солнечные пятна. Существование пятен и их постоянная изменчивость опровергали тезис Аристотеля о совершенстве небес. По результатам их наблюдений Галилей сделал вывод, что Солнце вращается вокруг своей оси, оценил период этого вращения и положение оси Солнца.

Ø Галилей установил, что Венера меняет фазы. Это доказывало, что она светит отражённым светом Солнца.

Ø Подтвердил вращение планет вокруг Солнца, а не вокруг Земли.

Ø Открыл спутники Юпитера и кольца Сатурна.

Ø Млечный путь, который невооружённым глазом выглядит как сплошное сияние, на самом делœе представляет собой громадное скопление звёзд.

В 1632 году вышла в свет его книга ʼʼДиалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковойʼʼ, в которой Галилей говорит о неправильности взглядов Аристотеля и Птолемея. Санкции последовали незамедлительно. Галилея вызвали в Рим на суд. Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года. Церковь обвиняет учёного в ереси, и для сохранения своей жизни он вынужден признать гелиоцентрическую систему строения мира ложной. 22 июня Галилей, стоя на коленях, произнёс предложенный ему текст отречения: ʼʼЯ, Галилей, сын Винченцо Галилея из Флоренции, в возрасте семидесяти лет, лично представши пред судом, будучи коленопреклонённым перед вами, высокочтимые и достопочтенные кардиналы, главные Инквизиторы во всœей Христианской республике, имея перед моими глазами священное Евангелие и касаясь его руками, клянусь, что всœегда верил, верю сейчас и с Божьей помощью буду верить в будущем во всё то, что содержит, проповедует, чему учит Святая Соборная и Апостольская Церковь. По этой причине, желая освободить Ваши Высокопреосвященства и всякого верного христианина от тяжкого подозрения, справедливо мною заслуженного, я с открытым сердцем и искренней верой проклинаю и презираю вышеупомянутые заблуждения и ересь и вообще всякое другое заблуждение, ересь и секту, противоречащие Святой Церкви; и клянусь, что в будущем никогда больше не стану говорить и утверждать ни устно, ни письменно того, что могло бы навлечь на меня подобные подозрения; и если я узнаю какого-либо еретика или подозреваемого в ереси, то сообщу о нём в Священную канцелярию, или же местному инквизитору, или представителю там, где я буду находиться...ʼʼ.

В последние годы жизни он находился под домашним арестом под надзором инквизиции. Галилео Галилей умер 8 января 1642 года в Арчетри. Только в ноябре 1979 года папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив отречься учёного от теории Коперника.

Завершает научную революцию английский учёный Исаак Ньютон (1642 – 1727). В 1687 ᴦ. Ньютон издаёт ʼʼМатематические начала натуральной философииʼʼ. Связав воедино законы движения планет, установленные Кеплером, и законы механического движения земных тел, открытые Галилеем, Ньютон осуществил грандиозный теоретический синтез. Движение планет получило объяснение, исходя из закона всœемирного тяготения и трёх базовых законов механики, сведённых Ньютоном в целостную систему.

Вот три ньютоновских закона движения, которые представляют из себяклассическое выражение основ динамики.

Первый – закон инœерции, над которым работали Галилей и Декарт. Ньютон пишет: ʼʼВсякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинœейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояниеʼʼ. Ньютон иллюстрирует данный фундаментальный принцип следующим образом: ʼʼПуля летит, пока её не остановит сопротивление воздуха или пока не упадёт под действием силы тяготения. Юла не прекратит своего вращения, пока её не остановит сопротивление воздуха. Более крупные тела планет и комет, находясь в пространствах более свободных и с меньшим сопротивлением, сохраняют свои движения вперёд и одновременно по кругу на гораздо более продолжительное времяʼʼ.

Второй закон, сформулированный уже Галилеем, гласит: ʼʼПроизведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силыʼʼ.

Третий закон, сформулированный Ньютоном, утверждает, что ʼʼдействию всœегда соответствует равное противодействиеʼʼ, или: действия двух тел друг на друга всœегда равны по величинœе и направлены в противоположные стороны. Этот принцип равенства между действием и противодействием Ньютон иллюстрирует так: ʼʼЛюбая вещь, которая давит на другую вещь или тянет её, испытывает в равной мере давление или притягивание со стороны этой другой вещи. В случае если надавить на камень пальцем, то и палец будет испытывать давление камня. В случае если лошадь тянет за веревку камень, то и лошадь испытывает притягивание назад, в направлении камняʼʼ.

Поставив задачу изучения различных сил, Исаак Ньютон сам же дал первый блистательный пример её решения, сформулировав закон всœемирного тяготения, который гласит, что сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделёнными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними – то есть: F = G ∙ где, G – гравитационная постоянная.

Теория Ньютона не объясняла сущности и происхождения силы всœемирного тяготения, и сам создатель этой теории сознательно отказывался выдвигать произвольные умозрительные объяснения, заявив, что гипотез он не измышляет. Вместе с тем он, будучи ревностным христианином, безоговорочно признавал существование премудрого и могущественного Бога, по проекту которого устроена величественная система мироздания, работающая как точные и бесконечно сложные часы.

Ньютон завершил научную революцию, и с его системой мира обретает лицо классическая физика . Механика Ньютона стала одной из наиболее мощных и плодотворных исследовательских программ в истории науки.

>Биографии известных людей

Краткая биография Николая Коперника

Николай Коперник – выдающийся польский астроном, который создал гелиоцентрическую систему мира. Он был также талантливым математиком, механиком, канонником и человеком, положившим начало первой научной революции. Николай Коперник родился 19 февраля в 1473 году в Торуни в купеческой семье. Рано лишившись отца, он воспитывался своим дядей-епископом Лукашем Ваченроде.

Образование Николай Коперник получил в Краковском университете, а продолжил в итальянских университетах Болоньи, Падуи и некоторых других, где помимо астрономии изучал медицину и право. Вскоре он был избран канонником, а затем устроился на работу секретарем и врачом у своего дяди в епископской резиденции в Лидзбарке.

После смерти дяди, он переехал во Фромборк. Там Коперник поселился в одной башне, которая сохранилась до сих пор, и устроил собственную обсерваторию. Именно в этом помещении он делал важные открытия. Результатом долголетних трудов ученного стало создание гелиоцентрической системы мира. В первую очередь он хотел всего лишь усовершенствовать гелиоцентрическую систему Птолемея, изложенную в «Альмагесте». В итоге ему удалось вывести более точное определение элементов, посредством которых Птолемей представлял движение небесных тел. Он также добавил ряд своих открытий, философское значение которых сводилось к тому, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, пополнила список планет. Появилась ещё одна идея, о том что «небо» и «земля» подчиняются одинаковым физическим законам. Таблицы, которые составил Коперник, были намного точнее тех, что составил Птолемей, а это было очень важно в те времена, так как стремительно развивалось мореплавание. Таким образом, гелиоцентрическая система Коперника получила широкое распространение. Его труды были описаны в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном незадолго до его смерти в 1543 году.

В целом, взгляды Коперника носили революционный характер, и долгое время не признавались католической церковью. Последователем Коперника был Галилео Галилей, который впоследствии развил следствия его учений.

Николай Коперник, краткая биография которого будет рассмотрена в данной статье, является выдающимся ученым. Он не только великий астроном, создавший гелиоцентрическую Коперник был хорошим механиком, математиком, канонником, а также человеком, который положил начало настоящей первой за всю историю земной цивилизации. В своем распоряжении ученый имел только примитивные инструменты, изготовлены им собственноручно. Но это не помешало ему сделать ряд открытий за свои тридцатилетние наблюдения за небесной сферой.

Коперник, краткая биография которого демонстрирует великую силу разума обычного человека, родился в купеческой семье в 1473 году в городе Торунь (Польша). Отец его умер рано, поэтому мальчика воспитывал дядя - епископ Лукаш Ваченроде. Учился будущий ученый в Краковском и Падуе изучал астрономию, медицину, право. После обучения был избран канонником, работал врачом и секретарем своего дяди в его резиденции (Лидзбарк).

Коперник, краткая биография которого - это не только белые полосы, имел пытливый ум и умел наблюдать. После смерти своего воспитателя он переехал во Фромборк, где поселился в уединенной башне, сохранившейся до сих пор. В своем доме Николай устроил обсерваторию, поэтому можно говорить, что свои открытия он делал исключительно в домашней обстановке. Кроме того, он служил канонником, безвозмездно лечил больных, разработал монетную систему, которая впоследствии была введена в Польше, построил гидравлическую машину. В этом месте великий астроном находился всю свою дальнейшую жизнь. Но это не мешало ему активно принимать участие в жизни своей страны: не один раз ему поручали важные задачи, с которыми он справлялся на славу. Например, вел переговоры между враждующими монархами, переписывался с лучшими умами того времени.

Николай Коперник открытия совершил революционные на свое время. Сначала он хотел лишь усовершенствовать разработанную Птолемеем гелиоцентрическую систему, изложенную им в «Альмагесте». Однако его работа существенно отличалась: Николай более точно определил маршруты движения а еще внес в нее свои замечания. Таким образом, польский астроном превратил Землю из как думали раньше, в одну из рядовых планет Солнечной системы. Его таблицы были существенно точнее птолемеевских, что положительно сказалось на развитии мореплавания. Все свои наблюдения и расчеты он изложил в труде «Об обращениях небесных сфер», небольшом по объему, но с очень важным содержанием.

Коперник, краткая биография которого не может не восторгать современников, опубликовал свою работу лишь 1543 году, почти перед смертью. Это избавило его от гонений, которым подверглись потом его последователи и ученики. Он тихо покинул сей мир и был похоронен в костеле святого Яна в городе Торне.

Католическая церковь долгое время считала труд Николая ересью и не признавала его. Однако учения с революционным характером продолжил и еще более раскрыл Галилео Галилей. Коперник, краткая биография которого изложена выше, удостоился памятника лишь в девятнадцатом столетии. Но сейчас они имеются не только в Кракове, Варшаве, Торне, Регенсбурге, а по всему миру.

Открытия польского астронома Николая Коперника не просто позволили создать новую научную парадигму, но и произвели настоящий переворот в человеческом сознании, став основой для новой картины мира. Эпоха Возрождения, во время которой творил учёный, стала переломной для жизни всей Европы. Именно тогда наиболее прогрессивные представители человечества совершили прорыв во многих областях знания. Работы Коперника ознаменовали начало очередной научной революции и стали частью нового естествознания.

Краткая биография

Знаменитый каноник и астроном родился в городе Торуни в богатой купеческой семье 19 февраля 1473 года. Поскольку Торунь на рубеже XV-XVI несколько раз переходила из рук в руки, становясь собственностью то Тевтонского Ордена, то польского короля, Германия и Польша до сих пор спорят, какой национальности был Коперник. Ныне Торунь является частью Польши.

В начале 1480-х годов в Европе разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни многих тысяч человек, в том числе и Николая Коперника-старшего — отца будущего учёного. В 1489 году скончалась и мать семейства. Попечительство над оставшимися сиротами принял их дядя — Лукаш Ваченроде, бывший епископом Вармской епархии. Он дал очень хорошее образование своим племянникам — Николаю и его старшему брату Анджею.

После того как молодые люди окончили школу в Торуни, они продолжили своё образование в кафедральной школе города Влоцлавска, а затем отправились в Краков, где поступили в Ягеллонский университет на факультет искусств. Здесь Николай познакомился со знаменитым астрономом того времени — профессором Войцехом Брудзевским. Брудзевский считал, что учёный должен уважительно относиться к трудам своих предшественников, но при этом не останавливаться на пустом воспроизведении чужих теорий, а двигаться дальше и учиться сопоставлять работы классиков с новейшими гипотезами. Подход Брудзевского во многом определил будущий научный путь самого Коперника.

В 1495 году братья окончили университет, стали канониками в епархии своего дяди и отправились в Италию. Здесь они продолжили своё образование на юридическом факультете Болонского университета. В стенах Болоньи Николай Коперник познакомился с преподавателем астрономии Доменико Мариа ди Новара. Вместе с преподавателем Коперник стал регулярно наблюдать за звёздами. Именно тогда он заметил, что реальное движение небесных светил не соответствует схеме геоцентрической Вселенной, описанной Птолемеем.

Отучившись в Болонье, Коперники продолжили путешествовать по Италии. Некоторое время Николай читал лекции по математике в Риме и общался с представителями итальянской знати. В начале 1500-х годов Коперник также получил образование в Падуе и Ферраре. Здесь он познакомился с медициной и получил степень доктора богословия. Через несколько лет по настоянию дяди учёный вернулся в Польшу и стал личным секретарём и одновременно домашним врачом епископа Ваченроде. Параллельно он продолжал занятия астрономией в Кракове. Почти десятилетнее пребывание в Италии сделало Коперника всесторонне эрудированным человеком, впитавшим в себя последние достижения всех основных прикладных наук.

В 1516 году после смерти епископа Ваченроде Николай Коперник переехал во Фромборк и стал заниматься обычными обязанностями каноника, тогда же он начал разработку своей гелиоцентрической системы.

Впрочем, Польша запомнила Николая Коперника не только как блестящего астронома и священнослужителя. Также он:

  • разработал некоторые экономические законы, позволившие провести денежную реформу в Польше,
  • как врач успешно боролся с чумой,
  • составил подробные карты Польши, Литвы и Вислинского (ныне Калининградского) залива,
  • придумал систему подачи воды в дома Фромборка,
  • в годы польско-тевтонской войны руководил обороной города.

Помимо занятий астрономией, Николай Коперник увлекался живописью, изучением иностранных языков и математикой.

Поскольку работы Коперника, посвящённые его гелиоцентрической системе, были изданы в самом конце жизни учёного, католическая церковь не успела принять необходимые меры против инакомыслящего астронома. Николай Коперник умер от инсульта 24 мая 1543 года в окружении своих друзей и учеников.

Разработка гелиоцентрической системы

Средневековая Европа унаследовала античные представления об устройстве космоса, а именно геоцентрическую систему Клавдия Птолемея, разработанную во II веке н. э. Птолемей учил, что:

  • Земля находится в центре Вселенной;
  • Она неподвижна;
  • Все небесные тела вращаются вокруг Земли с постоянной скоростью по определённым линиям — эпициклам и деферентам.

Греческий учёный оставил записи, также касавшиеся расчётов расстояния между космическими объектами и скорости их движения. Многие века система Птолемея была общепринятой для всей Европы. Опираясь на неё, люди рассчитывали фарватеры кораблей, определяли длительность года и составляли календари.

Первые попытки создать иные представления о Вселенной возникли ещё до рождения Птолемея. Некоторые античные астрономы полагали, что Земля, как и прочие небесные тела, обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Однако эти теории не нашли широкого распространения.

Ещё во время изучения звёздного неба под руководством Новары Николай Коперник заметил, что наблюдаемые им пути, по которым движутся планеты, не соответствуют эпициклам Птолемея. Изначально учёный хотел лишь внести незначительные исправления в систему своего предшественника, однако, наблюдения дали ошеломительные результаты. Реальное движение планет по орбитам явно указывало на то, что они обращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца.

Астрономические наблюдения, проводимые уже во Фромборке, давались Копернику нелегко. Помимо того, что большую часть времени он посвящал своим прямым обязанностям каноника, астроному сильно мешали погодные условия. Фромборк находился на берегу Вислинского залива, поэтому над городком постоянно стояли густые морские туманы. Для своей работы Коперник пользовался преимущественно всего двумя инструментами:

  • Трикветрумом — особой линейкой, позволявшей определять зенитные расстояния астрономических объектов;
  • Гороскопием, с помощью которого можно было определять высоту небесных светил над горизонтом.

Несмотря на то, что арсенал астрономических приборов Коперника был не так уж и велик, учёному удалось произвести сложные и очень точные расчеты, положившие начало формированию новой научной парадигмы. Любопытно, что технический инструментарий, позволяющий непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца, появился только спустя 200 лет после смерти учёного.

Коперник был здравомыслящим человеком и понимал, что его революционные выводы могут привести к обвинению в ереси. Поэтому, хотя учёный и не делал особой тайны из своих наблюдений, все его формулировки были достаточно осторожны и обтекаемы. Его гипотезы были изложены в небольшой работе — «Малые комментарии». Эта книга не предназначалась для широкого круга читателей и переходила из рук в руки среди друзей Коперника.

Астронома также спасло то, что католическая церковь ещё не пришла к единому мнению: считать ли сторонников гелиоцентризма еретиками или нет. К тому же католические иерархи нуждались в услугах Коперника: в начале XVI века встал вопрос о создании нового календаря и установлении точных дат церковных праздников. В первую очередь, требовалось разработать формулу для вычисления точной даты Пасхи. Старый юлианский календарь усложнял расчёты, поскольку не учитывал примерно 8 часов в году, и требовал переработки. Приглашённый для этих целей Коперник заявил, что столь серьёзная работа должна опираться на тщательные астрономические наблюдения. В частности, нужно было установить точную продолжительность года и траектории движения Солнца, Луны и соседних планет.

Во время работы над новым календарём Коперник окончательно убедился в ложности геоцентрической системы. Многие решения Коперника идеально подходили для ситуации, в которой Земля вращалась вокруг солнца, а не наоборот.

В начале 1530-х годов Коперник решает изложить свои идеи в законченном и отредактированном варианте. Так начинается работа над важнейшим трудом всей жизни учёного — «Об обращениях небесных тел». Коперник не забывал об осторожности, поэтому преподнёс свои выводы всего лишь как одну из возможных теорий устройства Вселенной. Книга включала в себя не только результаты астрономических наблюдений, но и саму суть философских взглядов Коперника. Он писал, что:

  • Земля имеет шарообразную форму, она вращается вокруг солнца и является всего лишь одной из множества планет, а не центром мироздания;
  • Движение относительно, говорить о нём можно только в том случае, если имеется точка отсчёта;
  • Космос намного больше участка, видимого с Земли, и, скорее всего, бесконечен.

При этом учёный не отказывался от идеи создания мира божественной сущностью.

«Об обращениях небесных тел» была издана за считанные дни до смерти астронома — в мае 1543 года. Таким образом, разработке гелиоцентрической системы — с момента обнаружения первых неточностей в работах Птолемея и до оформления окончательного варианта своих взглядов — Коперник посвятил почти 40 лет.

Судьба научного наследия Николая Коперника

Сначала книга Коперника не вызывала особых опасений в католической среде. Связано это было с двумя причинами. Во-первых, обилие формул, цифр и схем было непонятно неподготовленному человеку. Во-вторых, учёный очень тонко подал свои идеи в виде всего лишь альтернативного взгляда. Поэтому труд астронома достаточно долго свободно распространялся по Европе. Спустя несколько лет иерархи поняли всю опасность изложенного в «Об обращениях небесных тел» учения. Но это, впрочем, не помешало им использовать результаты работы Коперника для составления нового календаря. В 1582 году, несмотря на то, что уже покойный Коперник считался еретиком, Европа стала постепенно переходить на современный григорианский календарь, основанный на расчётах опального астронома.

Революционные идеи Коперника противоречили картине мира, которую всячески поддерживала католическая церковь. Принять гелиоцентрическую систему означало признать, что:

  • Земля, бывшая божьим творением, находится не в центре, а на периферии Вселенной;
  • Не существует небесной иерархии;
  • Идея антропоцентризма спорна;
  • Не существует какого-либо космического перводвигателя.

Однако на долгое время имя Коперника было забыто. В конце XVI века популяризацией идей Коперника занимался итальянский монах-доминиканец Джордано Бруно. В отличие от польского астронома, он не боялся скрывать свои взгляды и открыто проповедовать их. Это привело Бруно к гибели на костре, но в то же время произвело настоящий переворот в сознании прогрессивных европейцев. О Копернике заговорили, а с его системой стали знакомиться лучшие умы того времени.

Только в 1616 году особая комиссия инквизиторов решила включить книгу Коперника в «Индекс запрещённых книг». Однако распространение гелиоцентризма было уже невозможно остановить. Несмотря на все запреты и косность религиозных догм, учение о центральном положении Солнца во Вселенной к началу XVII века стало общепринятым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственно автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет

Елабужский институт Казанского федерального университета

Реферат

Тема: " Философские взгляды Коперника "

Выполнила: Шайгарданова И.И.

Проверил: Громов Е.В.

Елабуга, 2015

Введение

"Величайшим прогрессивным переворотом" стала эпоха Возрождения. Эта эпоха ознаменована великими открытиями, развитием искусства и науки. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, старается познать весь мир и самого себя в нем. В эпоху Возрождения не остается без внимания природа. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в работах Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. В моей работе рассматриваются философские воззрения эпохи Возрождения - Николая Коперника. Он был одним из выдающихся деятелей философии в эпоху возрождения, который первым распахнул двери в необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней. Актуальность данной работы заключается в анализе взаимоотношений философа и общества, проникновения новых идей, что является проблемой и в настоящее время.

Целью данного реферата явился анализ философских идей Николая Коперника, выявление их особенностей.

Задачи данной работы:

* изучить философские воззрения Н. Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения.

* дать характеристику его космологическим взглядам, выявить их новаторство.

Жизнь Николая Коперника

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна.

Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Однако в 1500 году он покидает обучение, едет в Рим, на родину, в Падую. Получить степень доктора канонического права в биографии Николая Коперника удалось лишь в 1503 году. В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно он врач, секретарь и доверенное лицо дяди Лукаша.

Астрономические наблюдения, начатые Коперником в Италии, были продолжены, правда, в ограниченных размерах, в Лидзбарке. Но с особой интенсивностью он развернул их в Фромборке, несмотря на неудобства из-за большой широты этого места, что затрудняло наблюдения планет, и из-за частых туманов с Вислянского залива, значительной облачности и пасмурного неба над этой северной местностью.

До изобретения телескопа было еще далеко, не существовало еще и наилучших для дотелескопической астрономии инструментов. С помощью приборов того времени точность астрономических наблюдений была доведена до одной-двух минут. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

В 1512 году умер дядя епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.

Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира. В эти годы (примерно 1503--1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории ("Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям"), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом - "О вращении небесных сфер" - продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.

Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.

Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519--1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов.

В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. Опасаясь, что препятствия окажутся непреодолимыми, Коперник распространил среди друзей краткий конспект своего труда под названием "Малый комментарий" (Commentariolus). В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела. Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта.

Философские воззрения Николая Коперника как представителя н атурфилософии эпохи Возрождения

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с самого начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения могучие импульсы астрономии, способствовавшие развитию науки и практики, исходили из области мореплавания, приобретшего всемирные масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. Все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной мировоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем. Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Через всю яркую жизнь Николая Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира. Призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея. На двадцатые годы приходится значительная часть астрономических результатов Н. Коперника. Удалось провести многие наблюдения. Так, около 1523 года, наблюдая за планетами в момент противостояния, т.е. когда планета находится в противоположном Солнцу пункте небесной сферы, Николай Коперник совершил важное открытие он опроверг мнение, будто положение планетных орбит в пространстве остается неподвижным. Линия апсид - прямая, соединяющая точки орбиты, в которых планета наиболее близка к Солнцу и наиболее удалена от него, меняет свое положение по сравнению с наблюдавшимся за 1300 лет до того и зафиксированном в "Альмагесте" Птолемея. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.

Создавая свою гелиоцентрическую систему, Коперник опирался на математический и кинематический аппарат теории Птолемея, на полученные последним конкретные геометрические и числовые закономерности. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца. Так, в модели Птолемея все планеты подчинялись общему (хотя и непонятному в рамках геоцентризма) закону: радиус-вектор любой планеты в эпицикле всегда совпадал с радиус-вектором Земля - Солнце, а движение по эпициклу для верхних планет (Марс, Юпитер, Сатурн) и по деференту для нижних (Меркурий, Венера) происходило с единым для всех планет годичным периодом. В модели Коперника данный закон получил простое и логичное объяснение. Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы сохранялись (хотя их стало меньше, чем у Птолемея). Механизм, обеспечивавший движение планет, также оставлен прежним - вращение сфер, к которым планеты прикреплены. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.

Бессмертное сочинение Николая Коперника " О вращениях небесных сфер "

... Я часто размышлял, нельзя ли найти какое-нибудь более рациона льное сочетание кругов, которым можно было бы объяснить все видимые неравномерности, причем так, чтобы каждое движение само по себе было равномерным, как этого требует принцип совершенного движения. коперник философский гелиоцентрический

Николай Коперник " Малый комментарий "

К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в его труде "Об обращениях небесных сфер" (лат. De revolutionibus orbium coelestium) была в основном закончена. Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика. В предисловии к книге Коперник пишет: "К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее".

В первой книге (части) говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а "мнение древних" убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Коперник придавал Земле три вращения: первое - вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью щ; второе (со скоростью щ?) - вокруг оси мира, которая перпендикулярна плоскости земной орбиты и проходит через её центр; третье (с противоположно направленной скоростью щ??) - вокруг оси, параллельной оси мира и проходящей через центр Земли. Два последних вращения образуют (при точном совпадении щ? и щ?? по величине) пару вращений, эквивалентную поступательному движению Земли вокруг Солнца по круговой орбите.

Мемориальная доска на типографии Иоганна Петреуса в Нюрнберге, где было опубликовано первое издание книги Коперника "De revolutionibus orbium coelestium"

Во второй части труда Коперника даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и о так называемой прецессии равноденствий, которая укорачивает тропический год (от равноденствия до равноденствия) по сравнению с сидерическим (возвращение к тому же положению относительно неподвижных звёзд) и приводит к перемещению линии пересечения экватора с эклиптикой, что изменяет эклиптическую долготу звезды на один градус в столетие. Эту прецессию теория Птолемея в принципе не могла объяснить. Коперник же дал данному явлению изящное кинематическое объяснение (показав себя весьма искушённым механиком): он предположил, что угловая скорость щ?? не в точности равна щ?, а немного от неё отличается; разность этих угловых скоростей и проявляется в прецессии равноденствий.

В четвёртой части говорилось о Луне, в пятой - о планетах вообще, а в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержались звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений. Надо специально отметить, что система Коперника (в отличие от системы Птолемея) давала возможность определить отношения радиусов планетных орбит. Этот факт, а также и то, что в описании движения планет выбрасывался первый и самый важный эпицикл, делало систему Коперника более простой и удобной, чем птолемеевская.

Остановимся на одном из замечаний Михайлова, сделанном в докладе на том же юбилее, где выступал и Фок. Михайлов пишет: "Поскольку петли в движениях планет оказались отражением кругового движения Земли по ее орбите, величина этих петель указывала на расстояние планет: чем дальше планета, тем меньше описываемая ею петля. На основании этого Коперник с помощью безупречного геометрического рассуждения смог впервые определить расстояния планет от Солнца, выраженные в единицах его расстояния от Земли <...> Коперник дал правильный и точный план Солнечной системы, составленный в едином масштабе (курсив мой; единицей служил orbis magnus - радиус земной орбиты. - С. Т.), и делом следующих поколений было выразить все расстояния в земных единицах (стадиях, километрах или иных)".

Заключение

В философии Возрождения главной целью становится объективное познание мира. Развитие естествознания добилось значительных успехов в XVI в. Познание и разум выходят "из изгнания", куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны. В натурфилософии центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Бесконечность мира познаётся разумом. В эпоху Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению. Итак, Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Его основные идеи состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело революционный переворот. Оно опровергло картину мира существовавшую более тысячи лет, которая была основана на геоцентрической системе Аристотеля и Птолемея. Но потребовалось не менее столетия, прежде чем гелиоцентрическая система Коперника получила широкое признание. Полную систему Коперника усвоил только Кеплер. Коперник в первой книге своего произведения "О вращениях небесных сфер" дал только первоначальный набросок картины Солнечной системы, в котором каждая планетная сфера изображена в виде окружности в центре которой было Солнце. Эта картина была неверной. Она была создана еще Аристархом Самосоким. Однако эту картину исправил Иоганн Кеплер, он заменил окружности эллипсами, а вместо движения по окружности с постоянной скоростью ввел движение с постоянной секториальной скоростью. Эти два закона Кеплера дали основу, на которой построена современная небесная механика.

Список использованной литературы

1. Антипова О.Л. "Развитие естествознания в эпоху Возрождения" [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=134522 (дата обращения: 02 .01.2015).

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. II, т. 21. - 785с.

3. Коперник, Николай (биография) [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник,_Николай (дата обращения: 03 .01.2015).

4. Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика.-- 2009.-- № 6.

5. Михайлов А.А. Николай Коперник, его жизнь и творчество // Николай Коперник. С. 18, 20.

6. Н.Коперник. О вращениях небесных сфер, 1964, с. 553.

7. Николай Коперник - биография. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: http://to-name.ru/biography/nikolaj-kopernik.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

8. Развитие естественных наук. Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL:http://lib.kstu.kz:8300/tb/books/Filosofiya/t5gl2.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

9. Энгельгардт М.А. Николай Коперник. Глава 4.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности философии Возрождения, исследуемые темы и проблемы. Исследование уникальности отдельного человека и его места в мире. Выдающиеся представители науки данного периода, роль и место среди них Николая Коперника, главные достижения и труды.

    презентация , добавлен 07.06.2015

    Особенности философии эпохи Возрождения. Геоцентрическая концепция мира и гелиоцентрическая система Н. Коперника. Натурфилософия и идеи космологии Дж. Бруно. Научные открытия Г. Галилея - основоположника экспериментального метода исследования природы.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Античное философское наследие. Натурфилософские концепции и их роль в философии эпохи Возрождения. Антисхоластическая направленность передовой философии. Учение Кузанского о безграничности космоса. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов. Воззрения Николая Коперника. Аналитический и синтетический метод изучении природы Галилео Галилея. Краткая характеристика идей пифагореизма.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Первые представления об устройстве мира, направления и основные этапы их эволюции. Концепция Птолемея. Объяснение неравномерности движения Апполонием. Особенности и содержание исследований Николая Коперника и оценка их значения в мировой научной мысли.

    презентация , добавлен 03.10.2014

    Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения. Исторические предпосылки возникновения. Учения основных представителей: Николай Кузанский, Миколо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Томас Мор. Реформация Мартина Лютера.

    реферат , добавлен 15.02.2009

    Изучение философских воззрений Платона и Аристотеля. Характеристика философских взглядов мыслителей эпохи Возрождения. Анализ учения И. Канта праве и государстве. Проблема бытия в истории философии, философский взгляд на глобальные проблемы человечества.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.