Итоговое логопедическое занятие по звукопроизношению. Конспект проведения занятия по звукопроизношению в старшей группе на тему. Мы погладим лобики

Конспект интегрированного индивидуального

логопедического занятия по звукопроизношению.

Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

1. Образовательные:

Уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

Развивать фонематический слух на звук [Р];

Корригировать и развивать слуховое восприятие;

Корригировать речевое дыхание;

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте;

Развивать мелкую и общую моторику при работе с аппликацией, умение согласовать речь с движением;

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.

3. Воспитательные:

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, символы обозначения звуков (синий и красный квадрат),ватный шарик, лист бумаги, клей, фигурки животных, вырезанные из бумаги.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Орг. момент

Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - из полена,
Азбука была при нем!
Собирался в школу днем.
Кто же это?
-Правильно! Вот наш гость - Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки.

А Буратино еще не научился произносить звук [Р].

Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

Отгадывают загадку.

Сообщение темы занятия

И сегодня тема нашего занятия автоматизации звука [Р]с логах, словах и предложении.

Анализ артикуляции звука

Ребята для того, чтобы наш звук [Р] звучал красиво и правильно, давайте сделаем «Весёлую артикуляционную разминку для губ и языка»
Цирк по улице идёт,
Все стоят разинув рот!
^ Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления.
Цирковое представленье
Нам поднимет настроенье!
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
Мишка ходит по канату!
Он получит мёд в награду.
^ Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка.
Выполнив удачный трюк,
Радостно поёт индюк.
Производить быстрые движения по верней губе широким кончиком языка
Вперёд- назад.
На качели куры сели,
Вверх под купол полетели:
Вверх-вниз…Вверх-вниз.
Крепче, курочка держись
^ Ритмично понимать и опускать кончик языка.
Две мартышки- акробатки
Ловко скачут на лошадке.
Поцокать языком
В медвежат из пулемёта
Леопард стреляет мёдом!
^ Имитировать стрельбу: «Трррр».
Клоун Зайчик всех смешит:
Колокольчиком звенит,
Произносить: «Дзззззынь…»
-Молодцы!

Характеристика звука

Скажите как рычит ТИГР? Порычим как маленький тигренок- тихо (р-р-р), теперь как взрослый тигр- громко. (р-р-р)
- Давайте вспомним, как мы произносим звук (р)? Расскажите о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой)
- Какой же звук (р)? (согласный)
- Почему? (ему мешает кончик языка, поэтому образуется преграда.
- Что еще мы можем про него сказать? (он звонкий и твердый).

Характеризуют звук.

Закрепление звука в изолированном виде

А сейчас мы с Вами представим, что мы маленькие тигрята и громко рычим

Р-р-р-р-р-р-р-р

Произносят звук изолированно.

Связь буквы со звуком

Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

буквы мы видим, пишем, читаем

звуки мы говорим и слышим

Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р?

Дают объяснение чем отличается звук от буквы.

Развитие фонематического слуха

А сейчас поиграем в игру « Хлопай, не зевай», я вас буду называть разные буквы, а ваша задача во врем хлопнуть, когда услышите звук [Р], готовы?

А, о, р, в, к, у, р, ш, т, р,ц, м, ф, и, р, р.б, ю,в, р. Какие вы молодцы.

Играют в игру «Хлопай, не зевай» на звук [Р].

Закрепление звука в слогах

Вы хорошо справляетесь, и у нас нова игра, «Повторяй за мной», мы будем повторять слоги:

Ра-ро-ру-ры-ри-ре-ря-рю

Проговаривают звуки за логопедом.

Закрепление звука в словах.

Ребята я вам буду показывать картинки, а ваша задача назвать кто на ней изображен и выделить звук [Р] (тигр, бегемот, гепард, рысь, лиса, жираф, носорог, ёж, заяц, волк.

Рассматривают картинки с животными, называют их, выделяют звук.

Закрепление звука в предложении

Ребята, а сейчас наша задача записать предложения и сделать разбор каждого звука, как мы с вами и умеем.

Ворона кормила воронят.

Анализируют предложение.

Закрепление звука в тексте

Ребята послушайте интересный текст про медвежат и то как они купались.

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка

зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не

выполоскала в воде.

Какой звук я выделяла в словах?

Слушают текст, выделяют звук.

Домашнее задание.

- Вот и подошло наше занятие к концу, и домашнее задание будет заучивание скороговорки.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Сорок сорок воровали горох.

Проворонила ворона вороненка.

Слушают домашнее задание.

Оценка деятельности детей.

Вы хорошо сегодня занимались, активно работали. Молодцы!!!

Цель: развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику; закрепить правильное произношение звука/з/ в словах и предложениях; воспитывать речевое дыхание, интонационную выразительность; развивать фонематическое восприятие, речемыслительную деятельность, навыки словообразования; воспитывать активность.

Оборудование: мягкая игрушка зайка, декорации леса, лист бумаги на каждого, карандаши, трафарет с овощами, ножницы, магнитофон, разрезная предметная картинка звездолета, маленькая мягкая игрушка-звёздочка с глазками, чуть побольше мягкая игрушка-звёзда с глазками.

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие, в волшебный лес. Для этого необходимо 3 раза хлопнуть, 3 раза топнуть и 1 раз обернуться вокруг себя с закрытыми глазами.

Появляются декорации леса и зайка.

Логопед: Но, кто это?

Дети: Зайка.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему он плачет?

Дети: Наверное, он замерз или проголодался.

Логопед: Зайке холодно зимой,
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так капустки и хотят.

Логопед: Ребята, а давайте угостим зайку капусткой. Мы возьмем с вами лист бумаги, карандаш, трафарет, найдем в них капусту, обведем её аккуратно, а затем вырежем и подарим зайке.

Дети выполняют работу.

Логопед: Ребята, Зайка очень обрадовался, сказал спасибо и за это он проведет нас на волшебную поляну.

Координация речи с движением.

На полянку в лес зайдем,
Хоровод там заведем,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Логопед: Вот мы и очутились на волшебной полянке, но что же это? Кто-то плачет. Ребята это же звездочка. Звездочка, почему ты плачешь? И как тебя зовут?

Звёздочка: Меня зовут… Ой, я кажется, забыла. Мы с мамой катались на волшебном звездолете и случайно улетели со своей звездной планеты. При падении на волшебную поляну мы с мамой потерялись. Ребята, помогите, пожалуйста, вспомнить мне своё имя, на нашей звездной планете все имена начинаются со звука/З. /, и найти мою мамочку.

Логопед: Ребята, вспоминайте какие вы знаете имена, начинающиеся со звука /З/.

Дети: Зоя, Зина, Зара.

Логопед: Ребята, Звёздочка говорит, что у нее сказочное имя и состоит оно из двух слов «золотые» , «волосы» .

Дети: Златовласка.

Логопед: Звездочка Златовласка очень обрадовалась, что вы помогли ей вспомнить её имя, но как же ей найти её маму. А для этого необходимо её позвать. Но на нашей планете все звуки и голоса звучат не так и нам надо научить Златовласку произносить звук/З/. Ребята, покажем как надо правильно выполнять упражнения, чтобы появился звук/З/.

Выполняем артикуляционные упражнения: «Заборчик» , «Почистим зубки» , «Лопатка» , «Качели» .

Дыхательное упражнение «Подуть через трубочку» .

Логопед: Ребята, а теперь, научим Златовласку петь песню комарика (З-З-З-З-З) . Вот и получился звук /З/ у Златовласки. Теперь она может позвать маму, а мы ей поможем:

За-за-за- моя мамочка звезда;
Зо-зо-зо- найди золотце своё;
Зу-зу-зу- мы вернемся на звезду
Зы-зы-зы- будем жить там до грозы.

(Дети повторяют вместе с логопедом)

Логопед: Вот мама звезда услышала свою звездочку и подлетела к ней, они обнялись и были счастливы, но чтобы вернуться на звездную планету необходимо ещё починить звездолёт, который повредился при падении. А чтобы его починить необходимо собрать части звездолёта в одно целое, но брать части нужно лишь те, где вставлены картинки, начинающиеся со звука /З/.

Дети собирают звездолёт из частей.

Логопед: Вот мы и собрали волшебный звездолёт.
Зажглась зеленая звезда
Запустим звездолет туда.

(Дети повторяют вместе с логопедом)

Скажем до свидания звездочке Златовласке и её маме. А нам пора возвращаться в детский сад. Сделаем 3 хлопка, 3 притопа, 1раз обернемся вокруг себя. Вот мы и в детском саду.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.


учитель-логопед высшей квалификационной категории
Морозова Маргарита Викторовна
Центр развития ребёнка – детский сад № 2 учебный корпус № 129
г.Тула, ул. Демьянова д.26
2013-2014 учебный год
конспект разрабатывался, как часть итоговой работы, по окончанию дистанционных курсов в Педагогическом университете «Первое сентября»
Начало формы
Конец формы
«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения» (72 часа)
Конспект интегрированного занятия
(коррекция звукопроизношения + театральная деятельность)
по теме: «Дифференциация звуков Ш-Ж » (итоговое занятие)
(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: различение звуков Ш-Ж.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
корригировать произношение;
корригировать и развивать слуховое восприятие;
корригировать речевое дыхание;
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
развивать внимание, память, логическое мышление;
корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую
сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
уточнить и расширить словарь по темам «Насекомые», «Домашние птицы»;
систематизировать и обобщить знания о звуках Ш-Ж;
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
соблюдать правильную посадку ребенка;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
соблюдать режим охраны зрения;
чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
презентации «Загадки», «Договори слог», «Эхо», «Артикуляционная гимнастика»; настольный театр, игрушки «Гусь» и «Жук»; аудио диск с музыкально-игровыми упражнениями, логопедическими стишками и песенками для детей 2-6 лет Екатерины Железновой.Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Логопед загадывает загадки (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Шеи, вытянув, шипят.Ущипнуть тебя хотят.Громко крикнут: Га-га-га!Не боимся мы врага.Сытно птице у бабусиЭти серенькие … (гуси)!
Ход занятия:
- Кто это? Гусь. Какой звук издаёт гусь, когда злится и хочет ущипнуть кого-то? Правильно, звук [ш].
- Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?
- Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].
Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].
Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?
Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.
Мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай выполним упражнения для языка. Артикуляционная гимнастика (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
Драматизация сказки «Гусь и жук»
Шагают навстречу друг другу Жук и Гусь (по столу «бегут» навстечу указательные и средние пальцы). Шагают они и поют свои песенки.
Гусь: ш-ш-ш Жук: ж-ж-ж
Чья песенка звонкая? Чья глухая? Споём вместе с нами! (Ребёнок повторяет песенки жука и гуся.) Встретились Гусь с Жуком, поприветствовали друг друга (подняли руки, помахали пальчиками) и запели.
Гусь: ша-ша-ша
шо-шо-шо
шу-шу-шу
ши-ши-ши
Жук: жа-жа-жа жо-жо-жо
жу-жу-жу
жи-жи-жи Решили гусь и жук идти дальше вместе. (Указательные и средние пальцы обеих рук бегут вместе). Подошли они к лесному театру. Над входом в театр большой плакат: «Найди, назови свои картинки и входи!» помоги гусю и жуку найти и назвать свои картинки: гусю – со звуком Ш, жуку – со звуком Ж.
Выполнив задание, Гусь и Жук входят в зал. Их просят выступить на сцене – рассказать потешки и скороговорки. Гусь рассказывает скороговорки со звуком Ш, Жук – на звук Ж. Помоги им вспомнить нужные скороговорки.
Шуба, шапка, шарфик, шляпа,
Это всё в шкафу у папы. А в шкафу у мамы естьШляп, наверное, штук шесть.
На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Ёж с ежонком и ежихой
собирают ежевику.
Жук жужжит над абажуром,Жужжит жужелица,Жужжит, кружится.Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
Дыхательное упражнение «Поём песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью.
Игра «Наоборот» - преобразование слогов и слов
а) ша-ша-ша – жа-жа-жа
шо-шо-шо -
шу-шу-шу -
ши-ши-ши -
жла-жла-жла – шла-шла-шла
жло-жло-жло –
жлу-жлу-жлу –
жлы-жлы-жлы –
б) ужи – уши
жить – шить
житьё – шитьё
жутко – шутка
жаль – шаль
лужа – Луша
жалить – шалить
жил – шил
жило – шило
наживка – нашивка
Составление предложений с парами слов.
Немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Жук»
Развитие тонкой моторики (упражнения для пальцев на столе).
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд («хоботок»). Мизинец и большой пальцы. Расслабив, опустить вниз – «лапки».
Упражнения на основе фонетической ритмики.
- Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул). затем произнося [ш-ш-ш…], медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).
- Руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося
[ж-ж-ж…], дети совершают быстрые, мелкие дрожащие движения
руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
Отгадывание и заучивание загадки
Кому нужны иголки для житья?
А кому нужны иголки для шитья?
Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Эхо» (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
снег – снежок
стог – стожок
сапог – сапожок
флаг – флажок
утюг – утюжок
луг – лужок
смех – смешок
посох – посошок
Договори слог ша: (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
кры…, гало…, ту…, гру…, ка…, ча…, су…, но…
Договори слог жа:
ко…, лы…, лу…, са…, пря…, сту…, стра…, покла…, ме…, рого…
Прослушивание и повторение аудиозаписи Екатерины Железновой
Конфетки (ШИ,ШО, ШУ, ША)
ШИ, ШИ, ШИ, ШИ, как конфетки хороши
ШО, ШО, ШО, ШО, мойте ручки хорошо
ШУ, ШУ, ШУ, ШУ, я к столу вас приглашу
ША, ША, ША, ША, будем кушать не спеша.
Ёж (ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ)
ЖА, ЖА, ЖА, ЖА, я нашёл в траве ежа
ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖУ, дали яблоко ежу
ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ёжик съел его уже
ЖИ, ЖИ, ЖИ, ЖИ, нам животик покажи.
Логопед предлагает ребёнку вспомнить, что он делал на сегодняшнем занятии, какие звуки произносил, оценивает работу ребёнка и предлагает на следующем занятии снова поиграть в театр. А для это дома ты выучи скороговорки со звуками Ш и Ж.
Литература:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет/Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


Приложенные файлы

Тема: Звук [З]. Конспект логопедического занятия.

Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад "Сказка" город Кумертау
Республика Башкортостан

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Цель: знакомство детей со звуком [з].
Задачи: учить определять местонахождение звука [з] в слове;
упражняться в выполнении звукового анализа двусложных слов с открытыми и закрытыми слогами, типа «зубы», «забор»;
упражняться в проговаривании слов, фраз со звуком [з];
развивать фонематический слух (выделение слов со звуком [з] из текста).
Оборудование: наборы для составления схем, предметные картинки на звук [з], игрушки, звуковые сигнальные фонарики, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Знакомство с темой: отгадывание загадок, выделение звука[з] из слов.
Загадки
Белые цветочки -
Вечером расцветают,
Утром увядают. Что это?.

32 молотят
А один поворачивает. Что это?

Дети отгадывают загадки, логопед выставляет соответствующие картинки.

Л: - Прослушайте отгадки и назовите одинаковый звук, который слышится в этих словах:
звезды
язык
зубы
Л:- Правильно, это звук [з]. Сегодня на занятии мы будем работать со звуком [з], правильно и красиво проговаривать его в словах и предложениях.
Артикуляция звука [ з].
Л:- Посмотрите на меня и послушайте, как я буду произносить звук [з].
Показ и проговаривание звука [з] одним из детей.
Л:- А теперь вы, ребята, произнесите звук [з] и понаблюдайте, что делают губы, зубы, язык, какая воздушная струя, при его произнесении.
Дети: - Когда произносим звук [з]
- губы улыбаются
- зубы сжаты
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя прохладная.
Л:- Молодцы! Посмотрите друг на друга и убедитесь – правильно произносит сосед этот звук.
Фонетическая зарядка.
- Как звенят комары? (з-з-з)
Л:- Превращаемся в комаров и поем песенку – звеним и понаблюдаем, как выходит воздушная струя.
Дети: - Воздушная струя выходит не свободно, потому что ей мешают сжатые зубы.
Характеристика звука [з]:
Л:- Если воздушная струя выходит несвободно, значит звук [з] – какой?
Дети: - Значит звук [з] – согласный.
Л: - А еще какой?
Дети: - Звонкий (потому что горлышко дрожит),
- парный (есть парный глухой звук [с]),
- твердый.
Л:- Молодцы! Давайте сделаем вывод: звук [з] – согласный, звонкий, парный, твердый.
- Ребята, я буду произносить слоги, а вы послушайте:
ЗА, ЗО, ЗУ
(Голос за дверью повторяет).
Л:- Ой, вы слышите, кто-то меня передразнивает?
Дети: Да.
Приход Незнайки.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня вы будете знакомиться со звуком [з], и поэтому решил прийти к вам в гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы этот звук произносите. Этот звук мне очень нравится. Угадайте, почему?
Л: - Ребята, почему Незнайке нравится звук [з]?
Дети:- Потому что звук [з] слышится в его имени.
Л:- Незнайка, зачем же ты меня передразнивал, разве ты не знаешь, что это не хорошо?
Н: - Да я совсем не хотел Вас дразнить, просто мне очень нравится игра…
(забывает название игры). Пытается объяснить, дети помогают: «Эхо»
Л: - Ребята, а где можно услышать эхо? (ответы детей)
Игра «Эхо»
Незнайка тихо произносит слоги: за зо зу зы
Дети громко: аза озо узу ызы

Образование слогов.
Л:- Незнайка, ребята умеют образовывать слоги, послушай.
З-------А З-------О З-------У З-------Ы

Незнайка: - А вот я смогу назвать слова, где слышится звук [з].
Игра «Кто больше назовет слов со звуком [з]» - 2 команды.
Игра «Доскажи словечко»:
За -… забор, замок, завод…
Зо -… зонт, зонтик, Золушка, золото…
Зу-… зубы, зубр, зубной…
Зы-… зыбь, зычный (голос) – подсказка от Незнайки – словарная работа.
Проговаривание чистоговорок с элементами пальчиковой гимнастики.
За-за-за – вот идет коза
Зы-зы-зы – купили мы тазы
Зу-зу-зу – моем руки мы в тазу
За-за-за – закрывайте все глаза.
Л:- Закройте глаза, пусть они немного отдохнут. На доске появляются картинки.
Работа с предметными картинками. Определение места звука [з] в словах.
Л:- Ребята, назовите картинки.

зонт телевизор ваза розы зубы коза забор

Н:- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, про какую картинку можно спросить Кто это?
Д: - Про козу.
Н: - Почему? Л: - Угадайте, где спрятался звук [з] в слове коза – в начале, в середине или в конце слова?
Дети работают с фишками.
Н:- А я придумал предложение про козу.
У забора стоит коза.
Л:- Хорошее, красивое предложение. Назовите слова в предложении, где слышится звук [з]?
Д: - Коза, забор.
Л:- Молодцы, ребята, справились. Назовите картинки, в названии которых звук [з] слышится в начале слова; в середине.
Н:- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный»
- Чего не стало?
Д: - Не стало забора, березы…
Н: - А я умею сочинять стихи. Вот послушайте.
Зимний лес затих и замер,
Словно заколдован он.
Поскорей б весна настала,
Чтобы солнце засияло,
Чтобы ожил он.
Л: - Незнайка, неужели ты и в самом деле думаешь, что лес зимой замирает, засыпает?
Физминутка. Дети разубеждают Незнайку.
Л: - Вот видишь, Незнайка, зимний лес тоже полон самых различных звуков. Надо только прислушаться.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слов.
1. «Доскажи словечко» - У зайки Бубы, заболели … зубы
ЗУБЫ
______
__ __
.. ..
2. Прослушайте, запомните слово, где слышится звук [з]:
- Егор, Егор, где твой двор?
- А вот мой двор, голубой забор.
Д: - Забор
ЗАБОР
_______
__ __
.. ...
3. Отгадайте загадку: Свернешь – клин, развернешь – блин. Что это?
Д: - Зонт
Живой показ звукового анализа слова – зонт.
Л: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Дети садятся на ковер.

Проговаривание скороговорки со звуком [з].
Н: - А я умею быстро и скоро проговаривать скороговорки:
ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – вначале медленно, индивидуально, затем хором с прихлопыванием.
Н: - Молодцы! Мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду.
С вами было очень интересно играть и заниматься.
Дети прощаются с Незнайкой и приглашают его на другие свои занятия.
Итог.
Л: - Наше занятие тоже подошло к концу. Вам понравилось играть с Незнайкой?
Сегодня вы были сообразительными, внимательными, умными.
Правильно произносили звук [з]. Молодцы!


Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре;
закреплять умение определять первый звук в слове;
закреплять умение составлять слова из букв;
закреплять навык звукового анализа слова;
закреплять умение составлять предложения из слов;
закреплять начальные навыки чтения;
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать память и внимание;
развивать словесно-логическое мышление у детей;
Воспитательные:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
Оборудование: аудиозапись песни «АБВГДейка» и минусовка «Маленькая страна», мультимедийное оборудование с презентаций к занятию, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений, таблички с именами детей, цветные магниты (для звукового анализа), цветные фломастеры (красные, синие, зелёные), магнитные доски -2 шт.
Ход занятия:
(дети входят под музыку «АБВГДейка» и рассаживаются на стулья)
Ведущий.
Здравствуйте дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня дети хотят показать Вам, чему они научились на логопедических занятиях. В этом учебном году мы не только закрепляли наши умения правильной речи, но и учились читать. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Все дети: Букварь! (Презентация. Слайд 1)

Давайте откроем наш букварь и покажем, как мы научились читать.
(Презентация. Слайд 2)

Ведущий:
Ой, что же это? Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем букваре похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта! (Ведущий читает.)
К вам в садик я проникла ночью!
Решила - праздник вам испорчу!
Все буквы в узелок связала,
Все в букваре заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Стук в дверь. Появляется Баба-яга.
Баба Яга бурчит себе под нос:
Эй, неси меня, метла
Стой! Куда ж ты занесла?
Здравствуйте, здравствуйте, мои милые девочки – вертелочки, мальчики - кочерыжки! Как дела?
Ведущий.
Здравствуй, Баба Яга! Что же ты, Баба Яга, натворила? Мы с ребятами готовились родителям показать наши знания, а ты нам всё испортила.
Баба Яга:
Я, вредная гражданка.
Я, вообще-то, как-никак –
Дама-интриганка.
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Ведущий:
Хорошо, хорошо, мы готовы выполнить твои задания.
1 задание.
Баба Яга:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт

2. На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)

3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

6. Слово вкусное УХА, начинает буква….. (У)

Баба Яга:
Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Ведущий. Эх, старуха Баба Яга, как же ты неправильно слова говоришь. А вот наши ребята научились говорить правильно все звуки и слова.
Баба Яга. Не верю! Докажите!
Ведущий . Давайте, ребята расскажем скороговорки:
Дети рассказывают скороговорки:
У Сени с Саней в сетях сом с усами. (Маша)
У забияки змея за пазухой. (Дима)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Матвей М.)
У Полкана под лапкой палка. (Влад)
На дворе - трава, на траве - дрова. (Максим.)
Не хочет косой косить косой,
Говорит: "Коса коса". (Егор Б.)
Баба Яга . (С сожалением) Эх, мало у меня настоящих учеников. Мало ребят, которых могут красиво сделать хорошую пакость. Вот и вы…. А хотя, нет…. вы же на Ж мне ничего не рассказали…….
Ведущий . А на Ж, мы тебе расскажем Жужжащие стихи. Написал эти стихи
Андрей Усачев (Дети показывают инсценировку)
Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу ЖУЖЖА.
Я спросил Ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: - я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
И совсем я не жужжу!
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну жужжу, - ответил Жук.-
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
Баба Яга.
Ой, какие хорошие стихи! Да-да, с этого звука начинается имя моей лучшей подружки. Ох, как она проучила крокодила Гену и Чебурашку… И зовут её - Жабокляк.
Ведущий. Дети, с какого звука начинается имя у Шапокляк? (Ш)
Тебе нужно научиться различать эти звуки, а мы уже научились.
Выходи Маша, расскажи стихотворение про эти звуки.
ШИПИТ – ЖУЖЖИТ. (Карельская Е.Г.)
Очень похожи эти два звука.
В гости они проберутся без стука.
Ш прошипит, проползая змеёй.
Ж – прожужжит, пролетая пчелой.
Как различить их?
Есть способ такой!
Ж – всегда звонкий.
Ш – он глухой.
Бабя Яга. (Плачет) Ну вот, ничего-то я не знаю….
Ведущий. Давай я поиграю с ребятами, а ты посмотри и может, чему-нибудь научишься.
2 задание
Я скажу вам 4 слова, а вы найдите одно лишнее и объясните, почему это слово лишнее.
МАК – РАК – АЛЬПИНИСТ – БАК.
(Слово альпинист лишнее, потому что в этом слове 3 слога, а в других словах по 1 слогу)
Баба Яга: (ворчит)
Ну, ну какие умные то! У меня тоже есть игра, с которой вы не справитесь.
Ведущий:
Ну давай, загадывай свою игру.
Баба Яга.
Буквы лежат, надо эти буквы на доски развесить. Только вот как? Забыла…. Ох, уж этот мне склероз.
3 задание
Ведущий:
Да мы это знаем, правда, ребята? На какие 2 группы можно эти буквы разложить? (На буквы, которые обозначают гласные звуки и на буквы, которые обозначают согласные звуки) (Дети выполняют)
Баба Яга
Ну ладно, ладно заумничали, заумничали.
Ведущий. А хочешь, мы имя твоей подружки напишем, чтобы ты запомнила, как оно пишется, вдруг письмо захочешь ей написать.
Баба Яга. (Недоверчиво) А вы умеете? Не может быть!
4 задание
Ведущий.
Выходите ко мне …(Приглашает 3-4 человек, они выкладывают из букв слово Шапокляк.)
Баба Яга: Ой, ой, ой, ой расфуфырились.
Ведущий: Да мы не только можем слово написать, а ещё выложить звуковую схему слова.
Баба Яга: Да быть этого не может!
5 задание
Ведущий вызывает к себе 3-4 детей, они выкладывают схему слова
Баба Яга:
Показали вы так внятно, и теперь мне все понятно.
Меня спросите что-нибудь, знаниями хочу блеснуть!
6 задание
Ведущий.
Хорошо, Баба Яга! Сейчас мы с детьми поглядим, а сможешь ли ты выполнить моё задание. У нас на досках есть слова, имена детей. И имя твоей подруги мы тоже написали. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её фломастером. Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым фломастером, если согласный звук мягкий.
(Все работают, как закончили, объясняют.)
Баба Яга: Я конечно, почти готова навести порядок в букваре, но вы - то наверное и читать не умеете?
7 задание.
Ведущий.
Как это не умеем! Очень даже умеем. И не только слова, но и предложения. Выходите, ребята. Давайте объединимся в 2 команды. Одна команда - ко мне, а другая к Бабе Яге. У каждого из вас на груди табличка с одним словом. Встаньте так, чтобы зрители смогли прочитать предложение. (Ведущий помогает, а Баба Яга путает)
Баба Яга:
Да уж, я была не права, вы молодцы, столько всего знаете, придётся и мне с Лариской всему этому учиться. Ладно уж, давайте наведём порядок в Вашем букваре. (Слайд 3)
Ведущий.
Давайте прочитаем, что написано в нашем букваре. (Дети читают.)

Баба Яга:
Откройте мне, пожалуйста, секрет, как вы всему научились?
Ведущий.
Откроем, и споём тебе частушки. Садись, отдохни и послушай. Заводи, Маша, полукруг.
Дети поют частушки (каждый ребёнок одну частушку)
Частушки про логопедов (Автор неизвестен)
1. Утром делают зарядку
Все традиционную,
Ну а нам ещё дают –
Артикуляционную.
2. В дидактические игры
Полюбили мы играть.
Они классно помогают
Буквы нам запоминать!
3. Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот -
Ничего не разберет.
4. Заниматься к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
5. Мы играли в логопеда:
Дима пел, Матвей мычал,
Миша тигром притворялся
Егор талантливо молчал.
6. Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
7. А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея-то напрасная!
8. Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
- Что за наказанье!
9. Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
10. Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал -
Половину растерял.
11. Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!
12. Звуко-буквенный анализ –
Что за наваждение
Снова звуки выделяем,
Пишем предложения!
13. М» приходит в гости к «А» -
Начали сливать слова
А чтоб книжки все читать
Будем скорость развивать!
14. Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Все вместе:
15. Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче
Мы старались, как могли!
Ведущий.
Спасибо, ребята, и сегодня, мне бы хотелось всем Вам вручить дипломы за талант, так все вы очень талантливы, что мы и сегодня увидели.
Диплом вручает ведущий вместе с Бабой Ягой.
Ведущий.
Мы только начали познавать всё богатство русского языка, всех вас ждут в стане правильной речи. Выходите, ребята, споём все вместе песню про эту страну.
Все поют песню на мотив «Маленькая страна»
Песня «Маленькая страна» (Автор неизвестен)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев:
Маленькая страна,
Правильная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
Припев:
Все прощаемся.

Начало формы

Конец формы

Выход

    Главное

    Новое

    Лучшее

    Новости

    Темочки

    • Картинки

    Детский сад

    Конспекты

    Разработки

    Сценарии

    Оформление

    Поделки

    Игры

    1-4 класс

    5-9 класс

    10-11 класс

КонкурсыСвидетельства и дипломыШаблоныСоздать сайт

    Поиск материала

    Поиск коллег

  • Коллеги советуют

    Комментарии

    Помощь

    Задать вопрос

    О портале

    Отзывы

    Российская Газета

    Совет Федерации

Татьяна Петрова
Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»

Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цели:

Образовательная:

Формировать и расширять у детей семантическое поле «Школа»;

Развивающие:

Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением,воображение;

Развивать сенсорные и кинестетические ощущения;

Развивать грамматический строй речи

Развитие внимания, быстроты реакции;

Формировать навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентация, шкатулка, ключ, 5 монет, флешка, письма, емкости с крупой по количеству детей, буквы из магнитной азбуки, листья, мяч, болотные кочки с буквами, картинки для цепочки, букварь, портфель, карточки -ребусы с отгадками, ящик с песком, шапочки для сценки.

(дети проходят и встают полукругом)

Логопед : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Логопед : Ребята, уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – страна Знаний ждет вас. Но для того, чтобы попасть туда, нужен ключ. Я хочу вручить КЛЮЧ от этой страны. (в шкатулке спрятана флешка, педагог открывает шкатулку, где должен лежать ключ)

Ой, что это, а где же ключ? Это флешка, что же на ней, давайте узнаем.

Видеообращение Кота Базилио и Лисы Алисы: «Дети, ключ у нас, мы его вам отдадим за пять золотых монет, мы их растеряли и не знаем, где они»

Ребята, хотите попасть в страну Знаний, тогда отправляемся на поиски монет. Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:

Все вместе: Ждут нас трудности в пути,

Не боимся, их пройти.

Выполним заданья все

И окажемся в стране.

Где веселье, шутки, смех,

Ждёт нас там большой успех.

Ждут нас знания друзья,

Нам скучать никак нельзя.

Логопед : Я думаю, что за помощью надо обратиться к царице Знаний. Ребята, вы не знаете кто это? (Ответы детей: предположения).

Логопед : Сейчас давайте узнаем. Посмотрите на столе стоят емкости, в них я думаю, прячется отгадка.

Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и кинестетических ощущений,для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.)- В емкостях насыпаны разные крупы, на дне буквы из магнитной азбуки КНИГА.

Слушайте задание: нужно по одному определить букву на ощупь, не вытаскивая из крупы, потом командой собрать слово.

Логопед : Что у вас получилось? КНИГА. Молодцы вы угадали, да, действительно в стране Знаний царствует Книга. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Книга – это важный помощник в получении Знаний. А вы знаете, какие книги бывают?

Дети : Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная, интересная, сказочная, научная

Логопед : Молодцы! Много вы знаете слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу. (слайд, книга открывается)

Посмотрите, что здесь изображено? (на экране камень) ответы детей

Книга дает нам подсказку, надо идти по этим дорогам, чтобы найти монеты, но я думаю, что нас ждут еще и задания.

Отправляемся в путь.

Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.

Логопед : Давайте узнаем, куда ведет первая дорога. Надо найти дорогу, вдоль которой нарисованы картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и по первым звукам соберите слово

Дети определяют, что это первая дорога. Картинки – Помидор, автобус, ракета, конфета).

Какое слово у вас получилось?

Дети : ПАРК.

Логопед : Отправляемся в путь.

Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.

Логопед . В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие?

Дети . Осины, ивы, дубы, клены, березы, рябины, липы, тополя, вязы.

Логопед . Что вам помогло догадаться? Какие листья вы видите в нашей коллекции?

Дети : Осиновый, березовый, дубовый… и т. д.

Упражнение «Сдуй листочек»- формирование воздушной струи

Логопед : Ребята, соберите листочки и давайте сдуем их с ладошки и представим себе, что мы идем в школу по осеннему парку, солнышко светит нам в лицо и последними теплыми лучами играет на наших щечках. (звучит музыка, дети «гуляют по парку»

Логопед : А как называется явление, когда падают листья?

Дети : Листопад.

Логопед : Это сложное слово, оно состоит из двух простых – лист и падает. Погода сегодня хорошая, давайте поиграем

Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление

Логопед : Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:

Водопад – вода падает.

Звездопад – звёзды падают.

Ледоход – лёд ходит по реке.

Пылесос – пыль сосёт.

Мясорубка – мясо рубит.

Назовите сложное слово:

Судно, для прохода сквозь льды? Ледокол

Кто ловит рыбу? – Рыболов

Кто разводит пчел? – Пчеловод

Кто разводит сады? (Садовод)

Соберите слово:

«Снег» и «ходит» (Снегоход)

Пешком» и «ходит» (Пешеход)

«Сам» и «летает» (Самолёт)

Логопед : Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка. А когда появляется листопад?

Дети : Осенью

Логопед : Почему вы ждете осень?

Дети : Мы пойдем учиться.

Упражнение «Семейка» - развитие грамматического строя речи, подбирать слова – родственники к заданному слову

Логопед : Ребята, назовите слова-«родственники» к слову «УЧЕБА»

Дети . Ученик, учебник, учение, ученый, учитель, учиться, учительница, учение, учить, учреждение.

Логопед : Смотрите, а вот и вторая монетка. Пора отправляться дальше по второй

дороге. Какая дорога впереди?

Логопед . Чтобы узнать, что нас ждет на второй дороге, вам нужно составить слово из первых слогов названий картинок.

Дети выделяют первые слоги в словах Бочка,ЛОжка, ТОрт. Называют слово – БОЛОТО.

Логопед : Как же нам перебраться на другой берег? Посмотрите, на болоте есть

болотныекочки, но не на все можно наступать. Надо выбрать кочки, только

нужные, на которых есть определенные буквы, чтобы получилось у вас слово

(дети по одному проходят по кочкам и собирают слова: ОСЕНЬ, ШКОЛА, ПАРТА,

Логопед : У нас был очень трудный переход. Давайте отдохнем

А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот»-развитие слухового внимания, чувство рифмы,подбор антонимов

Дети хором договаривают предложения.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)

Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко)

Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол)

Скажу я слово потерял, ответишь ты (нашел)

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец)

Теперь начало я скажу, ответишь ты (конец).

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (прохлада).

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Отгадали? Это (плач).

Логопед : Отдохнули, не хотите поиграть? Вам нужно – замените слово на другое.

Упражнение с мячом «Поменяй букву» - развитие фонематических процессов, слухового внимания, чувство рифмы.

Заменить Л – Р

Лак – рак

Ложь – рожь

Ложки – рожки

Юла – Юра

Жалкий – жаркий

Свалка – сварка

Голод – город

Малина - Марина

Солить – сорить

Лепка – репка

Лейка – рейка

Калина - Карина Заменить С – Ч

Доска – дочка

Каска – качка

Персик – перчик заменить С – Ш

Усы – уши

Басня – башня

Маска – Машка

Миска – мишка

Сутки – шутки

Стык – штык

Сайка – шайка

Плюс – плюш

Мыс – мышь

Логопед : Мы нашли третью монетку, осталась последняя дорога, куда же она нас

приведет,какие испытания нам выпадут. Надо собрать картинки и из последних

звуков определить дорогу (ЛЕС – стол, блюдце, ананас)

Логопед : - В лесу можно заблудиться, чтобы это не произошло, мы пойдем по

цепочке,которую нельзя прерывать. Надо найти своё место в цепочке: каждое

следующее слово цепочки начинается с того звука, которым заканчивается

предыдущее слово. (дети берут картинки и встают друг за другом)

Карандаш – шапка – ананас – сом – мост –

танк – кубики – иголка – арбуз – змея – яйцо -облако

Логопед : Ребята, мы добрались, посмотрите, что лежит на пеньке. Что это?

Дети : Наш букварь

Логопед : Что на нем написано. «Отгадайте слова во мне». Давайте составим маленькие слова из слова БУКВАРЬ (КУБ, БУК, ВАР, РАК, КВА, БУКВА, РУКА, РАБ, БАР)

Логопед: Посмотрите, букварь нам подарил четвертую монетку. А вы знаете, что и в лесу работает лесная школа. Давайте заглянем на весеннюю полянку, там собрались зверята и показывают друг другу, что им родители к школе приготовили.

Инсценировка «Хвастунишка» - развитие общих речевых навыков, интонационной выразительности речи

Зайчонок : Мне мама ранец купила.

Мышка : А мне краски разноцветные.

Белочка : А мне букварь с разноцветными картинками.

Ёжик : А мне альбом.

Ведущий : Все ребята хотят в школу.

Медвежонок : Эка невидаль, школа, я и без школы всё знаю!

Зайчонок : - И рисовать умеешь?

Мышка : - И писать умеешь?

Ёжик : - И буквы знаешь?

Медвежонок : - Я всё знаю, всё умею.

Белочка : - Тогда прочитай. Что здесь написано (подаёт букварь).

Ведущий : - Взял медвежонок букварь (звери улыбаются). А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись?

(Мишка держал букварь вверх ногами)

Логопед : Надеюсь, что у нас нет такого хвастунишки Медвежонка.

Логопед : Чтобы попасть в страну Знаний нам надо собрать портфель. Соберем?

Любите ребусы? В них спрятано то, что необходимо вам для школы. Нужно отгадать ребус, найти отгадку и если это подходит для школы, то нужно положить в портфель.

Упражнение «Ребус» -развитие фонематического процесса, зрительного внимания, логического мышления, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии (на одном столе ребусы, на другом отгадки, нужно соединить ребус с отгадкой)

Логопед: Мы нашли пятую монетку. Надо отдать их коту Базилио и лисе Алисе, пусть они вернут нам ключ от страны Знаний. Как вы думаете, как он выглядит? Давайте каждый нарисует волшебный ключ, какой он себе представляет.

Рисование песком– развитие мелкой моторики, воображения

Логопед : Какие сказочные ключи у вас получились. А кто помнит волшебные слова? КРЭКС, ФЕКС, ПЕКС (все дружно произносят слова, и появляются кот Базилио и лиса Алиса)

Логопед : Кот Базилио и лиса Алиса верните нам ключ от страны Знаний, мы отыскали вам ваши монетки. (отдают ключ)

Вот и ключ от страны Знаний. Я вручаю его вам, ребята, осенью вы отправитесь в эту страну, вам предстоят тяжелые испытания, но я знаю, вы их выдержите. В добрый путь!

Инсценировка песни «АБВГДейка»


Коррекционно-образовательные цели.
Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению, ФЭМП, познавательной деятельности; учить применять их в практической деятельности – игре. Повысить интерес к занятиям. Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза, начальные навыки чтения. Совершенствование навыков отношения между соседними числами, навыков ориентировки на плоскости и в пространстве – (графический диктант), решение математических примеров, совершенствование умения определять плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела на глаз.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие эмоциональной, выразительной монологической и диалогической речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей моторики. Развитие словесно-логическое мышление у детей.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание нравственных качеств: любви к живой природе, бережного отношения к ней. Воспитывать интерес к дидактическим играм, умение работать в команде.

Оборудование: Аудиозаписи и фонограммы, картины-заставки «волшебных городов», слоговые домики с предметными картинками, таблицы к игре «Звуковой калейдоскоп», наборы фишек для звукового анализа.

Макет яблони, с плоскостными изображениями яблок, с цифрами на них, плоскостные изображения лепестков с примерами, образующие цветок, числовые карточки от 0 до 10. Макет тучи, с изображением плоскостных геометрических фигур и объёмных тел, листы бумаги в клетку, простые карандаши (по количеству детей).

Маски к драматизация сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Предварительная работа: Чтение и разучиваниесказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце». Решение примеров в совместной деятельности, математические диктанты, дидактические игры: «Назови соседей числа», «Геометрическое лото».

Ход занятия:

1. Организационный момент - Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости: учителя, ваши родители. Давайте поздороваемся! Они хотят посмотреть наше необычное занятие. Ведь совсем скоро вы покинете стены детского сада и станете школьниками.

Логопед: Ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите в нём что-то есть.(Логопед опускает шарик к детям, разглядывают шарик).

Дети: Записка!

Логопед: Давайте её прочитаем!

логопед читает записку:

“Здравствуйте, ребятки!” Я долгое время наблюдала за вами радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети и достойны, побывать в моей стране- стране Знаний. Я приглашаю Вас, в путешествие по трём сказочным городам в, которых вам предстоит выполнить задания. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми испытаниями, ведь вы смелые, дружные и умные дети. А я буду наблюдать за вами с помощью волшебного зеркала.

Логопед: – Ну, что, путешествовать любите, тогда в путь! А передвигаться мы будем по волшебному телепорту, который нас будет переносить из города в город при помощи этой кнопки. Но чтобы кнопка сработала, давайте произнесём волшебные слова. Музыка.

Кнопка, кнопка оживись

Быстро, быстро закружись!

Сделай круг и обернись

А теперь остановись!

Логопед: -Итак, первый волшебный город в котором мы оказались - город Грамотной и красивой речи.

Задание 1 «Доскажи словечко»

Логопед : - Ребята, но чтобы нам путешествовать по городу, надо пройти пароль. Вам нужно ответить на секретные вопросы, слушайте внимательно и когда я остановлюсь, доскажите словечко!

Зимой на улице бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой... (ПОРТФЕЛЬ)

Чтобы было где писать.

В школе нам нужна... (ТЕТРАДЬ)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (КАРАНДАШ)

Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу.

Замечательная штучка -

Самопишущая... (РУЧКА.)

И листков не загибать,

В этом деле для порядка

Нам всегда нужна (ЗАКЛАДКА)

Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе... (ПЯТЬ)

Логопед: -Какие вы молодцы! Совершенно верно отгадали секретный пароль. Вот мы и в самом городе!

Задание 2 «Слоговые домики» (Звучит фонограмма Неразберихи)

Ну что девчонки и мальчишки

Всё-таки попали в этот городишко!

Здесь побывала Я - вредная неразбериха.

Я обожаю неразбериху и безграмотность

И поэтому в городе устроила беспорядок,все слова перемешала!

Логопед:- Ребята,что будем делать! Надо помочь словам, выручить их из беды. Надо навести порядок в каждом слоговом домике. В домик с двумя окнами поселите слова с двумя слогами, а в домик с тремя окнами, поселите слова с 3 слогами. Возьмите каждый по слову и выполните задание.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Предлагаю вам пройти за столы, сядьте все красиво, чтобы я видела, что вы готовы.

Логопед : -Здесь злодейка-неразбериха заколдовала звук Р. Ребята, я думаю что ей не удастся нас запутать. Но чтобы наши пальчики правильно выполнили задание, давайте их потренируем.

Пальчиковая гимнастика «В школу»

В школу осенью пойду. (Дети ладони идут двумя пальчиками)

Там друзей себе найду(Сжимать, разжимать ладони)

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду. (грозят пальцем)

Логопед: -Определите место звука в слове,поселите пчёлку в нужный цветок. А затем составьте звуковую схему для каждого слова . Вы готовы? Приступите к заданию . (Логопед проходит возле столов, смотрит за выполнением задания, помогает если нужно)

- Чтобы я увидела, кто уже справился с заданием, сядьте ровненько, руки положите на колени.

-Молодцы! А теперь наведите порядок на столе

Вы справились со всеми заданиями. А сейчас подойдите к волшебному телепорту, мы отправляемся в следующий город.(Подходит воспитатель)

Воспитатель:- Положите свои ладони на пульт, произнесите волшебные слова. Музыка

Кнопка, кнопка оживись

Быстро, быстро закружись!

Сделай круг и обернись

А теперь остановись!

- Второй волшебный город в котором мы оказались - город сказок

Драматизация сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Звучит фонограмма

Сказочница . -Добро пожаловать в волшебную страну Сказок! Дети, в сказочной стране происходит что? (чудеса, волшебство, диво)Звучит музыка. Волшебница распределяет роли, раздаёт маски.

Волшебница :- Нарекаю тебя камнем-валуном, старым и мудрым. Нарекаю тебя звонким Ручейком. Нарекаю тебя Красавицей сосулькой, прозрачной и хрустальной! Нарекаю вас звонкими певуньями- Воробьишкой и Синичкой. Нарекаю тебя умным Вороном!

Ребёнок: -Слушайте внимательно, будет занимательно, приготовьте ушки, приготовьте глазки, начинаем сказку!

Сказочница: - Наконец-то выдался настоящий весенний денёк! В лесу тепло от ясного солнышка, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются. Благодать в лесу!

Камень: -Мне кланяйтесь, меня благодарите! Это я весну дела!

Птицы: - Неужели ты, дедушка?

Камень: - Я, детки, я…Вон какие у меня бока горячие…Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я – весны бы не было!

Ручей: - Ах, ты старый лежебока! Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я целый день в работе - журчу и журчу! Пусть мне кланяются!

Птицы: - Значит,ты,звонкий Ручей весну, делаешь? Значит, ты, холодный Ручей, весну делаешь? Значит,ты, прозрачный Ручей весну делаешь? Значит ты, быстрый Ручей,весну делаешь?

Ручей: - я, глупые, я! Поглядите: я снег растапливаю, лёд просверливаю, деревья и травы живой водой по…Какая без меня весна?

Сосулька: - Ай, болтун! Сосульке кланяйтесь, меня благодарите!

Птицы: - А разве, ты, Сосулька весну делаешь? Разве ты,хрустальная, весну делаешь?

Сосулька :- Ещё бы не я, одна только я! Как начну слёзы лить горючие, как начну булькать на весь лес- вот вам и весна.. Разве иначе весна начнётся?

(Солнышко закатывается за лес)

Сказочница :- Не успела Сосулька договорить «Кап» и умолкла.

Птицы: - Что случилось? Почему все молчат? Отчего тихо в лесу? Дедушка молчит, звонкий Ручей не журчит… И сосулька не булькает…

Сказочница : –Только старый ворон, пролетавший мимо, каркнул.

Ворона: -кар-кар! Разве не видите, что солнышко за лес закатилось? Спряталось Солнышко : – тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька замёрзла. Кар-Кар!

Сказочница: - И сразу всем стало ясно, кто весну делает!

(Воспитатель приглашает детей к пульту.)

А сейчас подойдите к волшебному телепорту, мы отправляемся в следующий город.(Подходит воспитатель)

Воспитатель: - Положите свои ладони на пульт, произнесите волшебные слова. Музыка

Кнопка, кнопка оживись

Быстро, быстро закружись!

Сделай круг и обернись

А теперь остановись!

Воспитатель: - – А следующее задание по Математика. Здесь нас ждут новые задания. Встаньте в две линии и приготовьтесь слушать:

Как у наших, у ворот,

Чудо яблоня растёт.

А яблоки на ней не простые -

Числовые.

Назовите, соседей числа. Если ответ будет правильный, яблоко на ваших глазах поспеет.

(Дети по очереди подходят к яблоне, называют число и его соседей и возвращаются на место.)

Воспитатель: - Молодцы, все справились!

Звучит фонограмма ветра.

Воспитатель: - Ветер сильный поднимается. Закройте скорей глаза, чтобы пыль и соринки туда не попали. Не открывайте их, пока ветер не стихнет.

(Пока дети стоят с закрытыми глазами, воспитатель выкладывает цветок.

Ветер стихает, дети открывают глаза.)

Воспитатель: Ветер, ветер, ветерок,

А принёс он нам цветок,

А цветочек не простой,

Лепестки в примерах.

В руки вам даю ответы.

Вы внимательно смотрите,

И свой лепесток найдите!

Ну-ка, дети, поспешите

И примеры все решите!

(Дети становятся каждый у своего лепестка).

Воспитатель: Молодцы(Двое детей помогают убрать цветок, остальные становятся полукругом).

Гремит гром. Заходит туча.

Воспитатель: Туча чёрная нависла,

Разъярённый грянул гром.

Из нависшей тучки – злючки,

Геометрические фигуры

Собираются хлынуть дождём.

Чтобы этого не произошло, вы должны правильно назвать эти плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела, и тогда дождя не будет, а тучка улетит.

(Дети по очереди называют фигуры, которые висят на туче).

Воспитатель: - Вы у меня большие молодцы, прогнали злую тучу!

А теперь вас ждёт последнее, но приятное задание от Царицы Знаний.

Она вам предлагает узнать, на какие оценки, вы будете учиться в школе.

Предлагаю вам пройти за столы, сесть и взять в правую руку карандаш. Руку на локоток, покажите, что вы готовы. Мы выполним с вами математический диктант.

(Итог диктанта – цифра 5).

Воспитатель: - Дети, на какие оценки вы будете учиться?

Дети : - На пятёрки!

Итог занятия(Звучит фонограмма голоса царицы знаний.)

Воспитатель: - Нам пора возвращаться! Давайте подойдём к нашему телепорту и произнесём волшебные слова.

Вот и наша группа и гости. Давайте со всеми попрощаемся и пойдём отдыхать и рассматривать подарки. (Дети уходят).

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: "В гостях у царицы Грамматики"

    Власихина Ольга Юрьевна , учитель-логопед

Разделы: Логопедия

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели :

    Закреплять навык звукослоговогоанализа слов.

    Закрепить графический образ букв.

    Закреплять навык чтения слогов и слов.

    Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать память и внимание.

    Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

    Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

    Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

Логопед:

Второй лепесток.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия .

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?