Образовательный портал. Сценарий ко дню снятия блокады для детей подготовительной группы доу

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город…

Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал:

"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке ".

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады".

Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.

"К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя" .

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти".

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом – "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".

А весной у школьников началась "огородная жизнь". Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.

Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Фотографии детей - блокадников

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Мероприятия, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда, 70 лет по МДОУ ДС 10 Составила заместитель заведующего Петрунина Н.В. Цель:формирование представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма. Задачи: -обогащать знания детей о героическом прошлом нашего народа; -формировать любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества. 1. Чтение художественной литературы по теме 2. Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет 3. Занятия по изобразительной деятельности: «Вечный огонь» и др. 4. Показ иллюстраций о Ленинграде 5. Чтение рассказов из книги Д. Колпакова и В. Суслова «Был город фронт, была блокада». 6. Рассматривание рисунков детей из книги Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город фронт, была блокада». 7. Слушание и разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного кольца, о городе. 8. Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича. 9. Организация выставки рисунков и поделок посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда. 10. Возложение цветов к Вечному огню с чтением стихотворений памяти ВОВ. Беседа 1 «Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста Звучит песня «От героев былых времён» - А. Агранович. 1 куплет Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу, Советского Союза Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло: Хлебное зерно и мука на 35 суток; Крупа и макароны на 30 суток; Мясо и мясопродукты на 33 суток; Жиры на 45 суток; Сахар и кондитерские изделия на 60 суток. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на

2 грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Кроме хлеба есть, было, нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все, же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были, отброшены от города на 300 км, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа! Конец войне! - Зажжем свечи памяти о тех, кого нет с нами рядом! С утра не замолкает канонада, Так день за днем, так много-много дней Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней. Об этом говорили их листовки Свидетельства бессилия врага. Горели Пушкин, Невская Дубровка, Приневскиедымилися луга. И Ленинград пожары эти видел, А враг поживой жадною гоним, Все наседал, смертельно ненавидя Все русское, все, связанное с ним! Но мы стеною от земли до неба Все поднялись и отстояли свет. И Ладога, и дальняя Онега. Услышали стоярусное: Нет! Мне кажется: Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают. Они к Неве По улицам идут, Как все живые. Только не поют: Не потому, Что с нами не хотят А потому, что мертвые Молчат. Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые Всегда среди живых. Идут и сморят, Будто ждут ответ: Ты этой жизни Стоишь или нет?

4 Беседа 2«Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста 8 августа 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находилось более трех миллионов человек, и среди них четыреста тысяч детей. Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Пайка блокадного хлеба Мама! Хлебушка дай-ка! В глазах страданье и страх, Хлеба блокадного пайка В худеньких детских руках Пайка блокадного хлеба С жизнью тончайшая нить. Пайку блокадного хлеба Мы не должны забыть! Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел снег. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек. В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 550 тысяч жителей города. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады. Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры. - Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? - Что это была за дорога? Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей женщин, детей, стариков. Перед нами воспоминания ветерана воины И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни. «Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной «Дороги жизни» довелось выполнять. Мы трудились днями и ночами, в морозы и пургу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое. В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу. Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики.

5 Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов. Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо. Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползла на льдину. Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач». Дорога жизни Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лед. Всe же идет машина. Хлеб в Ленинград везет Хлеба кусочек малый Ребенка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас! 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии! 1. Когда началась блокада Ленинграда? 2. Почему в городе сложилось тяжелое положение? 3. Что такое «Дорога жизни»? 4. Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»? 5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? 6. Кто освободил ленинградцев?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект занятия в старшей группе 5 «Блокада Ленинграда» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017. Цель: -

27 января 1944 года День снятия блокады Ленинграда Блокада Ленинграда является частью Великой Отечественной войны. Это трагичная и великая страница нашей истории. И каждый, кто находился в блокадном городе

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается. Авторы методической разработки: учитель истории Левина К.А. и учитель обществознания Хайрулова А.Р. (Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЮ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ТЕМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: «Блокада

Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Комиссия по профилактике негативных проявлений среди обучающихся Блокада Ленинграда Блокада

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 29 Красносельского района города Санкт- Петербурга Конспект мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда

8 сентября 1941-27 января 1944 Выполнили ученики 11 «В»: Молостов Максим Молостов Алексей План работы: Окружение Ленинграда Город во время Блокады Снятие блокады с города Воспоминая Таня Савичева Окружение

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Мгиская СОШ» Васьянова Н. В. 22 июня 1941года германские войска напали на нашу страну. Против нас полки сосредоточи Враг напал на мирную страну. Белой ночью,

ГБОУ «Школа 1133» г. Москва Страница четвертая «Москвичи-участники Блокадного Ленинграда» Пахомкина Мария Яковлевна Автор Каргина Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы. Однажды на уроке,

Авторы: учащиеся ГБОУ СОШ 324 члены детской общественной организации «Связь поколений» Руководитель: Климова Нина Михайловна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное

Тема: «Блокадный Ленинград» Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, свой народ. Задачи: Формировать уважения к старшему поколению; Воспитывать чувство патриотизма,

Вечером 8 сентября 1941 года в 18.45 на Ленинград обрушился мощный вражеский налет. Во время него были разрушены и сожжены почти все продовольственные склады. Продукты в городе стремительно подходили к

Непокоренный город. 10 фактов о блокаде Ленинграда 2014 Материалы к классному часу в 10 классе «К 73-летию начала Блокады Ленинграда» Подготовлен учащимися 10 класса Оя Светланой и Бакулиной Анной Классный

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 82 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Методическая разработка на тему патриотического воспитания старших

27 января День снятия блокады города Ленинграда(1944год). Блокада Ленинграда военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы

Памятники детям Ленинграда. Памятник «Цветок жизни», входящий в комплекс Зеленый пояс Славы. Памятник, посвященный разрыву кольца блокады К подножию монумента «Родина мать» люди приносят венки с мягкими

Блокада Ленинграда. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ 8А кадетский класс «Патриот» ГБОУ СОШ 667 БИРЮЛЕВО ЗАПАДНОЕ 71-годовщине снятия блокады посвящается! Нас вместе называют Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом.

РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ ЗАЩИТНИК МИРА занятие для детей 4 класса с лёгкой степенью УО педагог Матвеева О.С., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: формирование у детей негативного отношения к войне,

Цель: патриотическое воспитание учащихся Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости

Классный час 2015 год Наступила поздняя осень, Ладога покрылась льдом. Как доставлять в блокадный Ленинград хлеб и оружие?. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! БЛОКАДНЫЙ КУСОЧЕК ХЛЕБА 125 ГРАММОВ НА ВЕСЬ ДЕНЬ «Пульс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы 8 муниципального образования г к Анапа Урок мужества в 1 классе «75 лет со дня начала блокады Ленинграда». Кл. руководитель:

Источник: Партия Великое Отечество 27 января 1944 года блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. Этот день стал одним из самых счастливых в жизни

ГБДОУ цент развития ребенка- детский сад 115 Невского района Санкт-Петербурга Презентация: «Салют Победы.» - открытое занятие. Воспитатель: Косцова Маргарита Геннадьевна, Муз. раб.: Скрыпникова Ольга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 50 комбинированного вида Петроградского района Сценарий праздничного тематического досуга,посвященного «Дню полного освобождения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 39 детский сад комбинированного вида Копейского городского округа Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Блокада

Дети блокадного Ленинграда Великая Отечественная война 1941 1945 гг. Дети блокадного Ленинграда Одной из самых замечательных героических страниц истории Великой Отечественной войны является оборона Ленинграда.

Конспект занятия, посвященного 70-летию Победы в битве под Москвой. Цели: Формировать представление о значимости победы в битве за Москву в ходе ВОВ; Формировать представление о героизме, подвиге солдат

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 268 Невского района Санкт-Петербурга Дети в блокадном Ленинграде исследовательская работа по истории Выполнил

Урок мужества В преддверии великого праздника Дня Победы в нашем классе прошел урок мужества, посвященный городам-героям. Ольга Юрьевна рассказала ребятам о том, что звание города-героя получили после

Презентация 2 этап военно-исторической игры «Оборона Ленинграда» МБОУ СОШ 26 8 сентября 1941 года 27 января 1944 года 70-летию освобождения Ленинграда от блокады посвящается 22 июня 1941 г. Германия пересекла

Тематическое занятие в старших(«золотой ключик; Непоседы») и подготовительной группе «Радуга» посвященное прорыву кольца блокады Ленинграда. Подготовили: Воспитатели: Надгериева Ю.Ф.; Столпянская Ю.С.;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков НОД по гражданско-патриотическому воспитанию личности в дошкольном учреждении Тема: «Ленинград в блокадном

«Сестра моя, товарищ, друг и брат, Ведь это мы, крещенные блокадой! Нас вместе называют Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом» Ольга Берггольц 900 героических дней.: Сборник документов и материалов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 комбинированного вида 143070, Московская область, Одинцовский район, тел: 8-498-695-85-23 г. Кубинка, улица городок Кубинка-8,

Памятники посвященные детям войны. Презентация. Подготовила ученица 3 Б класса Семилетова Алёна. Дети войны Ломтик черного хлеба Слаще всяких конфет Хорошо, если было Кое-что на обед. Босоногое детство

Цикл патриотических встреч «Навечно в памяти народной непокоренный Ленинград» 16.01.2017 18 января в 14.00 в библиотеке 164(Серпуховский Вал, д. 24, корп.2) пройдет литературно-музыкальная композицию «Ленинградский

Мбдоу Горхонский детский сад 40 «Подснежник» Проект, посвящѐнный Дню Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией (подготовительная группа) 2014г. Составила и провела воспитатель: Верещагина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 7 ИМЕНИ Д.П. УЛАНОВА Классный час Тема: Снятие блокады Ленинграда. Подготовила: учитель начальных классов Волгапкина Александра Александровна

Урок, посвящённый окончанию блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны. Подготовил учитель истории и обществознания Борейко О.В. Цели и задачи: 1. Ознакомить учащихся с одной из самых героических

«Как рассказать детям о войне?» В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т.к. является частью многих слов. Например: воздух, любовь, родина.

Обучающие задачи: Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с понятием - герои В.О.В. Закрепить знания детей о том, как

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка детский сад 44«Золотой ключик» Проект «Блокадный Ленинград» К 70-летию снятия Блокады Ленинграда

Цель: -расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; - расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда; - формировать

Тематическое занятие по теме «75 ЛЕТ БИТВЕ ЗА МОСКВУ» ГБОУ Гимназия 1534 дошкольное отделение 3 ст. воспитатель Дюгаева Л.И. Тематическое занятие для детей дошкольного возраста. ПО ТЕМЕ «75 ЛЕТ БИТВЕ ЗА

ТЕМА: «ДЕТИ ВОЙНЫ». ЗАДАЧИ: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с жизнью детей во время войны; Воспитывать патриотические чувства, развивать нравственные чувства сопереживания

Оборудование: Дмитрий Шостакович «7 симфония» Оформление доски: 1. плакат: «Потомок, знай! В суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне» 900 дней героический обороны 29 месяцев из 49 месяцев войны. 2.

Воздушная тревога В бомбоубежище, в подвале, Нагие лампочки горят Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят Ленинград. Постоянные бомбардировки. Голод. Отчаяние. Опасность. И казалось бы,

Педагогический проект на тему: «Они сражались за Родину» Автор: Сафронкина Галина Николаевна. Должность: воспитатель. Место работы: филиал МДОУ ДС 1 г. Белинский ДС 3 г.белинский Цели проекта: Определить

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Ко Дню снятия блокады Ленинграда» (тематическое занятие Для старшей

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 годы мы помним План «Барбаросса»: направления ударов немецкофашистких войск в нападении на Советский Союз 22 июня 1941 года Немецкие войска без объявления войны вторглись

«День Победы». Сценарий тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Цели: активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна. Вызывать

МДОУ «Детский сад 110» Сонковскоо района Тверской области Рассказ о памятниках Великой Отечественной Войны Воспитатель: Тараканова С. В. Цель: формирование основ патриотизма; воспитание интереса и чувства

Пояснительная записка Номинация: организация и проведение «Карта памяти» посвященных 70- летию победы в Великой Отечественной войне (конспект интегрированного занятия) «Что мы знаем о войне» Методический

Читаем детям о войне Международная военно-патриотическая акция 9 Мая День Победы. Это и день славы, и день памяти: о боях, о героях, о воинах, павших на полях сражений, о страданиях народа. В нашей стране

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23 «Золотой ключик» города Зеленокумска Советского района. Сценарий утренника «9 мая- День Победы». Младше- средняя группа «Солнышко».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 75 «Лебедушка» Проект «День победы» Разработчик Э.А.Мельник Введение. Очень важно помнить историю своей Родины - особенно ее печальные

К 73-й годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда Равномерный стук метронома В блокадном Ленинграде этот звук спасал жизни, извещая об опасности, и вселял надежду. Надежду на то, что город будет

«День Победы Великий праздник» День Победы! Праздник долгожданный Мирная небес голубизна Помнят на Земле народы, страны- В этот день закончилась война. В течение года в старшей логопедической группе «Теремок»

Цели: Рассказ беседа о Дне Победы Конспект занятия познавательного цикла (старший дошкольный возраст) Тема: «Рассказ беседа о Дне Победы» Продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками

Дети и блокада. «Ангелы осажденного города». Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Направление «Социально - личностное развитие». О.О. Социализация. Составитель: воспитатель ГБДОУ детский

Климова Венера Федоровна воспитатель группы - семьи «Орлята» Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 9 354066, Краснодарский край г. Сочи, Хостинского района ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-14- 71 e-mail:[email protected]

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 4 г. Белинский Пензенской области. Интегрированное занятие посвященное 70- летию победы. в 1 младшей группе. Воспитатель:

8 сентября 1941-27 января 1944 Санкт-Петербург 2015 Школа 280 в годы блокады Музей школы 280 был открыт в 2007году. И большая часть его экспозиции посвящена истории школы. Одна из самых важных и грустных

Подготовила: О.В. Парфёнова учитель-логопед Дата проведения: Май 2015год МКДОУ ЦРР д/с 10 Задачи: Создать атмосферу литературного праздника, посвящённого Дню Победы. Расширить исторические знания детей.

Актуальность проекта: Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Сталинградской битвы. «Мой Сталинград». Цели: расширить знания учащихся о Сталинградской битве; воспитывать чувство гордости, гражданственности, патриотизма,

Беседа с презентацией

«Блокада Ленинграда»

1. Организационный момент Воспитатель здоровается, проверяет готовность учащихся к занятию.

2. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге. Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина. Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.

Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей, воспитателей детского сада. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города- годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.

3. Беседа, показ презентации.

За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, отгремели выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…. НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Звучит музыка «Вставай страна огромная….» слайд 1 Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт. С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва- столица, а Ленинград- город вождя Владимира Ленина, город Октябрьской революции.

Слайд №2 На этих снимках вы видите как выглядели эти города до войны. До войны по данным переписи населения 1939 года проживало 3 миллиона 15 тысяч человек.

Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить»

Судьба нашего города в годы ВОВ – это настоящий пример стойкости, мужества и героизма всего населения - от мала до велика.

Немецкие войска подошли к границам города и уже обстреливали из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом, где шли бои, можно было доехать на трамвае. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки.

Слайд 3 - Бомбежка города. Вой сирены

Слайд 4 - надпись на стене. На улицах появились надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» разрушенные дома.

Слайд №5 Уже в июле- августе месяце началась эвакуация жителей города, в основном детей. Только за это время в тыл было отправлено около 600 тысяч женщин, детей, стариков. Эвакуировали и на самолетах и в дальнейшем - по Ладожскому озеру.

Слайд 6 Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города, она длилась с 8 сентября 1941 до 27 января 1944, целях 872 дня.

Слайд 7 К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется» Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь. Да, было большим соблазном взять хоть одну карточку, ведь работников не досматривали, не проверяли. Но блокадники даже и не думали забрать себе хоть немного карточек и пожить лучше остальных!

В самом начале блокады, немцы обстреляли и сожгли Бадаевские склады, Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Вот что вспоминают блокадники: «Через несколько дней после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю. Её несли домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили, процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду» «Пока земля стояла сухая, мы даже брали комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался вкус сахара».

Слайд 8 На город стал надвигаться голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. –

Слайд 9 Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро.

Слайд 10 Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. До поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз. Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они как и люди тоже были блокадниками Люди, чтобы облегчить жизнь животным сами не садились в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади. Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики.

Слайд 11 Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой.

Слайд 12 В некоторых местах лед был хрупок и нередко грузовики тонули. Трассы, по которым проезжали машины постоянно менялись, больше 10-15 дней трасса не выдерживала, потому что лед «уставал» от движения и переставал держать машины, они начинали проваливаться. И тогда дорогу переносили. Большинство рейсов проводилось ночью, когда немецким войскам было сложнее бомбардировать машины. На озере также установили зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов и наши войны смогли дать отпор гитлеровской армии. На трассе круглосуточно дежурили автослесари - работала «скорая помощь» для машин, регулировщики, показывающие путь и контролирующие ситуацию на дороге.

Слайд 13 Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Продовольствия в городе не хватало, в декабре ввели карточки с самой маленькой нормой за все месяцы блокады- 125 детям, и 250гр рабочим.

Слайд 14 Такие объявления висели во всех булочных города. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» так писала Ольга Бергольц- великая поэтесса нашего города.

Слайд 15 Да и этот хлеб нельзя было назвать хлебом, он был совсем не такой как мы с вами привыкли. Хлеб был маленький, но тяжелый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

Слайд 16 Вот один из рецептов блокадного хлеба Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом - овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей.

За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки.

Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.

Слайд17 В городе началась дистрофия, люди падали от голодных обмороков. Ели всё, что попалось- суп из травы, кисель из столярного клея, мышей, кожаные ремни. В городе не было мяса, сахара, овощей. Дети крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки.

Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Начались очень морозные зимы, иногда температура достигала минус 40 градусов. Закончилось топливо, замерз водопровод- город остался без света и питьевой воды. нет угля в котельных- поэтому батареи холодные, а чтобы топить печь уже нет дров. У ленинградцев появились печурки времянки слайд18 , но они не держат тепла, кончишь топить и все опять холод как на улице. В домах были выбиты стекла, и чтобы хоть немного укрыться от холода и ветра окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно.

Слайд 19-20 В лютые морозы водопровод замерз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведерки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил совсем не было. Если не могли далеко идти собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары.

Слайд 21 У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканной на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей.

Слайд 22-23 В Городе были постоянные бомбежки, жители укрывались в бомбоубежищах, нередко в них проходил весь день. Только за первые 3 месяца 1942 фашисты выпустили по Ленинграду 15 тысяч снарядов. За годы блокады в городе было потушено 39 тысяч пожаров.

Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил, выживал, но и работал, помогал всей стране.

Слайд 24 Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины - они работали на заводах им помогали старики и дети. На заводах непрерывно ремонтировались танки, пушки, пулеметы, выпусками мины, гранаты, снаряды и авиабомбы. Многие после смены оставались ночевать в цехах, до дому не дойти- далеко и нет сил, а городской транспорт не работал. Помимо этого ленинградцы шили одежду, вязали теплые вещи солдатам, защищавшим город.

Слайд 25 Вот эту девочку зовут Вера Тихонова. Она пришла на завод, где работали её отец и братья, которые ушли на фронт, стала токарем и выполняла полторы нормы! далеко не каждый взрослый мог это. Далеко не каждый взрослый мог это. Эту девочку называли «Блокадной Джокондой», с её загадочной улыбкой. Дети не только работали на заводах, они тушили бомбы-зажигалки, оповещали об артобстрелах, помогали раненным, работали в госпиталях.

Слайд 26 Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год. Большинство школ было разбомблено. В самые суровые дни блокадной зимы 1941-1942 годов о городе работало 39 школ, позже их число увеличилось до 80. В классах был мороз. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Бывало чернила замерзали и превращались в ледяшку. Учителя ставили оценки в журнал карандашом. Нередко занятия проходили в бомбоубежищах. После уроков ребята направлялись в госпиталя, ухаживать за раненными, обходили дома, подъезды, квартиры- помогали совсем ослабленным от голода ленинградцам, которые сами не могли встать с постелей. дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы.

Слайд 27 В городе также работали детские сады и ясли. Были созданы детские дома, ведь многие дети остались сиротами - родители погибли при бомбежках или умерли от голода.

Слайд 28 Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в запиской книжке. Дневник стал одним из символов блокады, мужества ленинградцев. и впоследствии стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнберском процессе. Сегодня дневник хранится в музее Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.

В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людей…. 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра… Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня… Осталась одна Таня…..Эти страшные строки нельзя читать спокойно. В августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но 1 июля 1944 года Таня умерла от туберкулеза кишечника, а незадолго до смерти ослепла.

Город жил… Слайд 29 - Ленинградцы выходили на улицы расчищать снег, сажали огороды, разбирали завалы после бомбежек. С 24 января 1942 года повысилась норма хлеба, рабочим 400грамм, детям 250 грамм. Немного стало легче…

Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1943. Весь мир слушал сообщение советского радио «После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Слайд 30 По Ладожскому берегу, отвоеванному у немцев, всего за 18 дней проложили железнодорожный путь, длинной тридцать три километра, Позже его назвали Дорогой победы.7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал пришёл первый поезд с Большой земли!!! Железнодорожникам было так же трудно как и шоферам машин на ладожском озере, немцы постоянно обстреливали дорогу, поэтому она могла работать только ночью. Поезда шли с потушенными огнями, сначала все в одном направлении, потом в обратном. ни на одной станции не горели семафоры, их заменили люди. через каждый километр специальные сигнальщики подсвечивали поездам фонариками.

Но главное - городу уже не грозил голод.

Слайд 31- Открылись первые блокадные столовые

Город жил своей, особенной, сложной, в какие-то моменты страшной жизнью, но он жил и дышал….

Слайд 32 Девушки старшеклассницы собирали посылки для солдат красной армии, младшие школьники помогали раненным в госпиталях. В городе работала танцевальная студия под руководством Аркадия Орбанта. Хотя много детей было эвакуировано, по разным причинам в городе осталось дети. Руководитель ансамбля нашел своих воспитанников. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, потом они смогли приступить к репетициям. Уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. За время блокады ансамбль дал около 3000 тысяч концертов. Артисты выступали в госпиталях, совсем близко к передовой. и чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки и полы застилали сеном.. Бойцы. видевшие многое за время войны, не могли без слез смотреть на этих маленьких героев! Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

Слайд 33 В городе работали музеи, театры - Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им. Комиссаржевской. Это было необходимо, доказать врагу, что город жив, блокада не убьёт его!

Слайд 34 Во время блокады была написана известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название «Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. Звучит музыка Ленинградской симфонии В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и фашисты. Позже, уже в мирное время один из бывших Солдатов немецкой армии, признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли- Ленинград нам не взять, не победить.

Слайд 35 Выживать во время блокады было трудно, но…. Детям устраивались ёлки, организовывались выставки, проходили футбольные матчи.

Слайд 36-37 Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. И вот наступил этот долгожданный день. Блокада полностью снята 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Закончились эти старшие, суровые 872 черных для нашего города дня. Но до окончательной победы оставалось чуть больше года.

Слайд 38 В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»

Слайд 39 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на нём похоронено 470 тысяч человек. Там лежат ленинградцы, которые не смогли дожить до победы - мирные жители, солдаты, защищавшие город. Женщины, мужчины, дети, старики. Многие могилы неизвестны.

Как минимум три раза в год ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище вспомнить тех, кто не вернулся с войны. В день Победы (9 мая), в день начала блокады (8 сентября) и в день полного снятия блокады (27 января). И мы с Вами должны помнить какой ценой нам достался этот мир, что пережил наш город. Мы должны быть достойны называться Петербуржцами, Ленинградцами. Ведь если человек не знает и не ценит прошлое, у него нет и будущего. Давайте почтим память всех ленинградцев минутой молчания.

4 .Обсуждение увиденного.

Воспитатель: «Вы посмотрели, послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить и восстановить наш город?»

Воспитатель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос:

просит их вспомнить, что им помогает преодолевать трудности, которые встречаются у них в жизни;

Просит подумать почему же в это страшное время в городе всё-таки работали театры, концертные залы

«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.» (Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает с доски результат работы).

5. Подведение итогов, Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, 1. Что для вас было новое в нашей беседе, 2. Что запомнилось и произвело на вас наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразить в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город- демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга. Вы видите как кравив Петербург-Ленинград. Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание.

Живые собачки! В блокадные годы!
Детишкам подарок, конечно, от Бога!
Светлели их лица, слеза высыхала,
А няня детсада беззвучно рыдала...

(О Иване Наркевиче и его дрессированных собачках читайте ниже).

Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Сколько из них было школьников, сколько дошкольников? Ответить на эти вопросы невозможно. Число детских садов и школ, работающих в осажденном городе постоянно менялось. Ведь в первую очередь ленинградцы отправляли на Большую Землю детей. С ноября 1941 г. резко стало расти число детских домов, куда приводили детей-сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда стали круглосуточными.

Великая любовь к Родине и к детям, мужество, самопожертвование ленинградцев проявились в заботе о детях города-фронта. В блокадном Ленинграде не было чужих детей, все дети были родными. И горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, бойцы МПВО, сандружинницы, водители на Дороге Жизни и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде. И дети города-фронта были спасены.

Музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» работает с 1 июня 1972 года. Он был создан в Высшем педагогическом училище №5 г. Санкт-Петербурга.

Www.pedkol-5.spb.edu.ru/Muzei.html

А вот - статья из газеты "Московский литератор", которую невозможно читать без слёз:

Светлана Гладыш

КРЕЩЁНЫЕ БЛОКАДОЙ

8 сентября 1941 года прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. С этого дня начали свой страшный отсчет 900 блокадных дней. Обыкновенные люди - мужчины, женщины, дети - вошли в бессмертие, потому что вопреки обстоятельствам и в условиях, которых не знала история, жили достойно и выстояли.

"ЖИЛ-БЫЛ КОТ"

На экране - безусый, линялый, сшитый из тряпок кот. Кот старый, потертый, бережно хранится за стеклом в музее Ленинградского педагогического училища № 5. Что за честь выпала коту?

Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи-четыpе года, но некотоpые из pебятишек никогда не видели живую кошку. Им было всего тpи-четыpе года, но когда выла сиpена, малыши в пеpвую очеpедь заботились о Коте. В бомбоубежище его довеpяли нести самым хpабpым или... самым слабым.

Дети блокады... Они не пpинимали непосpедственного участия в обоpоне гоpода, но то, что они pождались, pосли, плакали и смеялись с удвоенной силой кpепило веpу ленингpадцев в Победу. А в том, что она пpидет, не сомневались даже те, кто едва научился деpжать в pуке каpандаш - чтобы pисовать Победу.

"Нам всегда не хватало кpасной кpаски, - говорит с экpана боpодатый человек, окpуженный детьми - детьми уже сегодняшнего Ленингpада. - Мы все pисовали Победу и белые булки".

Боpодач - поэт Илья Фоняков, в блокаду он выpос в этом детском садике. Хpоника тех лет пеpемежается с документальными кадpами миpной поpы. И, навеpное, потому, что я смотpю этот необыкновенный фильм здесь, в музее училища, где снимались все послевоенные встpечи с детсадовцами-блокадниками - так обнажены неpвы, так физически ощутима близость пpоисходящего на экpане.

Вглядываюсь в пpекpасное лицо Елизаветы Леонидовны Щукиной - инспектоpа детских садов. "Мама" - называли ее дети и pодители. Появился человек, он деpжит за pуку чеpноглазого семилетнего мальчика. Мужчина слегка пpихpамывает. Это - Игоpь Андpеевич Хицун, тот самый малыш, с котоpым минутой pаньше мы встpетились в том стpашном вpемени. Осколок бомбы угодил в ногу тpехлетнего Игоpька. Ребенок, не понимая, что пpоизошло, спpашивал у нянечки: "А ножку мне скоpо пpишьют?" Ведь так быстpо сшили целого Кота!

Фильм - не только жестокие своей пpавдой стpаницы блокадного детства. Это - живая нить между пpошлым и настоящим. И голос девочки-студентки за кадpом pвется от волнения: "Это - моя мама. Она жила в блокаду в детском садике. Мама не любит pассказывать об этом. А я хочу, должна знать все".

Десять минут длится фильм. Десять минут... pаствоpили в пpостpанстве десятилетия, и слабая pучка pебенка издалека коснулась моей ладони - как напоминание. Как пpедостеpежение.

"Жил-был кот" снят не пpофессионалом. Автоp каpтины - полковник Миpон Боpисович Ривчун, врач - знал вкус блокадного хлеба. После войны пpеподавал в московском областном медицинском училище, где оpганизовал любительскую киностудию. Абсолютно все свободное вpемя Миpон Боpисович и ученики собиpали по кpупицам бесценные кадpы хpоники; искали тех, кто остался жив и помнил. Не одно поколение выпускников Ривчуна вложило свое сеpдце в этот фильм, котоpый впеpвые появился много лет назад, на одном из фестивалей любительских фильмов в Москве.

Сейчас это - истоpический документ, хpанящийся в музее педагогического училища № 5. У музея стpогое, пожалуй, суховатое название: "Дети и дошкольные pаботники осажденного Ленингpада".

Каждый сентябpь пеpеступает поpог училища новое поколение будущих воспитателей детских садов. Вместе с ними пpисутствует на лекциях безусый линялый Кот - из музея его "пеpевели" в учебный кабинет. Пpиходит день, когда появляется небольшая коpобочка с кинолентой, и пеpвокуpсники пpиступают к одному из самых коpотких занятий в учебном плане - уpоку, котоpый длится десять минут… и девятьсот дней.

"НЕЗАМЕТНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО" ИВАНА НАРКЕВИЧА

Весной сорок второго на улицах Ленинграда появилась невероятная компания - высокий, красивый и бледно-прозрачный мужчина, в сопровождении двух тощих и веселых... собачек. Пережить "голодную, лютую, темную зиму" уже было чудом: для людей страшнее и мучительнее бомбежек оказался "наш хлебный суточный паек".

"Мама выпаривала клей из стульев, варила кожаные ремни, мы все сосали опилки. Вспомнить страшно и забыть нельзя", - говорила наша тетя Валя.

Иван Иванович Наркевич, потомственный цирковой артист, по инвалидности невостребованный в солдатский строй, сам себе определил место на войне - помогать детям жить. И, наверное, поэтому следующим чудом, ниспосланным свыше, было то, что уцелели его четвероногие помощники и друзья.

Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, о бабушке, которую "увезли на саночках", а "когда бомбежка - страшно", - они беззаботно играли.

Я хочу ее погладить, можно? - тянется худенькая ручка к собаке.
- Ой, какая умница, на задних лапках стоит...
- А вы к нам, дядя Ваня, еще придете?

Но проклятая война напоминала о себе недетскими вопросами.

А кушать собачки часто просят? Наша Муся все время есть хочет. Кричит и кричит, глупая, - жаловался на сестренку восьмилетний Витя.

Слушайте, слушайте! Они рычат, они лают! - Девочка Валя, забыла, когда живую зверушку видела.

Обход всех известных ему и уцелевших очагов, детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 42-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу. Счастье под обстрелами и бомбежками призрачно, а радость мимолетна, и поэтому полуживой от голода Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям, ведомый заповедью: "Благослови детей и зверей"...

Когда закончилась война... да нет, пожалуй, раньше, - после прорыва блокады, о Наркевиче говорили и писали много. Ленинградские газеты обозначили его подвиг как "незаметное гражданское мужество". Потом вспоминали о нем все реже и реже, а к восьмидесятым и вовсе забыли.

Англия и Америка, Франция объявили бы такого человека национальным достоянием, у нас же заслуги Наркевича в перед Отечеством оцениваются государством в 26 рублей - такова была пенсия Ивана Ивановича в восемьдесят девятом, накануне 45-летия Победы. Из оной суммы ухитрялся Наркевич уплатить ежегодный налог на собак в сумме 65 рублей.

Жизни без собак Иван Иванович не представлял себе вовсе. И потому от дома призрения отказался, хотя и шел ему девятый десяток.

Мир не без добрых людей: достойно и с любовью ухаживали за Наркевичем в последние годы студентки ленинградского педагогического училища № 5 (того самого, где Кот).

Несколько лет назад в городе на Неве торжественно открылся памятник птичке Чижику-пыжику, что "на Фонтанке водку пил".

Что ж... Будь я скульптором, то подарила бы городу иной памятник - Ивану Наркевичу с четвероногими артистами и ленинградским детям - детям, многие из которых не дожили до января сорок четвертого.

Ленинград - Санкт-Петербург - Москва

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района Санкт-Петербурга

В подготовительной группе детского сада по направлению «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, изобразительное творчество (рисование)

Материал подготовлен воспитателем ГБДОУ д/с № 86 Красносельского района Санкт-Петербурга Сергеевой В.В.

При подготовке занятия были использованы авторские песни и стихи педагога ГБДОУ № 44 Кировского района г. Санкт-Петербурга М.В. Сидоровой

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;

Задачи:

  • расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, документальном, аудио и видеоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны.
  • развивать выразительность речи
  • воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

Предварительная работа: - чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет и разучивание песен; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде; работа с родителями: сбор информации и изготовление стенгазет о родственниках – жителях блокадного города; художественная деятельность по теме.

Материалы и оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано) , ТСО, презентация PowerPoint, аудио записи музыкальных произведений, метроном, свеча, выставка детских рисунков, фотографий военных лет, кусочек хлеба, изобразительные материалы, листы бумаги.

Потребуется помощь музыкального руководителя.

Ход занятия:

Вводная часть. Воспитатель напоминает детям, что сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Построение в группе, переход в музыкальный зал.

Основная часть.

Слайд 1. Звучит «Гимн городу» , дети входят в зал.

Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память защитников нашего города, которые во время Великой Отечественной войны отстояли наш город. Тогда он назывался Ленинград, а его жители – ленинградцы.

Слайд 3. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ.

Слайд 4. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу с врагами: "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною…». Послушайте отрывок.

"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни

Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр, военный порт.

Слайд 5. Они хотели стереть Петербург с лица земли, чтобы ничего не осталось от нашего города. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа.

Вражеское командование отдало приказ окружить город и обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить его с воздуха, сровнять его с землей.

Слайд 6. В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде.

900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.

Слайд 7. Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

Слайды 8, 9, 10. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайды 11, 12, 13. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.

Слайды 14, 15, 16. Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

Слайд 17. И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Ленинградцы» .

Дети поют песню «Ленинградцы»

Слайд 18. Наш город очень изменился. Он был наполовину разрушен. На Невском проспекте, главном проспекте нашего города не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артиллерийском обстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
"Ничто не забыто. Никто не забыт!"
Чтоб помнили строчки все эти.

Слайд 19. В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Но зимой начался сильный голод.

Слайд 20, 21. Суточная норма хлеба – это маленький кусочек в 125 грамм. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода.

Слайд 22. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.

Слайд 23. Но сильные морозы помогли людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни» .

Звучит аудиозапись песни «Ладога» (фрагмент)

Наш город назывался Ленинградом.
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 24. И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 25. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.

Музыка звучала для воинов-ленинградцев. На площадях, в залах выступали оркестры. Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Послушайте отрывок из симфонии Шостаковича.

Звучит запись "Седьмой симфонии». Д. Д. Шостаковича.

Слайд 26. Люди в блокадном городе, несмотря на голод, холод, постоянные бомбежки, старались не падать духом и пели, назло врагам, веселые песни, частушки, песни о любви. Эти песни передавали по радио и их можно было услышать из громкоговорителей на улицах всего города.

Слайд 27. 900 дней и ночей продолжалась блокада.

Слайд 28, 29. И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, 68 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш".

Слайд 30. И блокадное кольцо было разорвано. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда нашему городу было присвоено почетное звание город-герой.

Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили.
Чтоб мирной стала каждая зима.

В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.

Окружённый врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны.
Мы о городе славном споём.

Дети поют песню «Мой Петербург боевой» Слова и музыка М. В. Сидоровой

Слайд 31. Люди не забывают тех, кто защищал наш город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал. Здесь же находится музей блокады Ленинграда.

Слайд 32. На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни» , которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти - разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда.

Слайд 33. В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» стоя почтим память героев – защитников Ленинграда минутой молчания.

«Минута молчания»

Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал наш город.

Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг» .

Дети поют песню «Солнечный круг»

В конце занятия детям предлагается посетить выставку и посмотреть фотографии и детские рисунки.

Заключительная часть. По возвращении в группу, воспитатель с детьми обсуждают, делятся впечатлениями. Вопросы: «Что запомнилось?» , «Что такое блокада города?» , «Почему люди защищали свой город?» , «Как защищали?» , «Что помогало людям выжить?» , «Как люди хранят память о героическом прошлом своего города?» , «Какие рисунки вам больше всего понравились на выставке?» , «Как вы думаете, о чем мечтали дети блокадного города?» , «Хотят ли мира дети всей нашей планеты?»

Детям предлагается самостоятельная художественно-творческая деятельность на тему: «Пусть всегда будет солнце…» (детям включается аудиозапись песни)