Реформы Александра I. Реформы Александра II. Кратко

Предлагаем ознакомиться с 10 реформами в истории России, информация о которых дана на сайте журнала "Огонек".

1. Реформы Ивана Грозного
Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления. В 1560-х годах период реформ сменился опричниной, итогом которой стало падение мощи армии, кризис экономики и усиление власти царя.

2. Принятие Соборного уложения
В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича Романова на Земском соборе в Москве было принято Соборное уложение, регулировавшее практически все правовые вопросы. Документ состоял из 25 глав, обобщивших нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права. Уложение окончательно оформило крепостное право, определило режим въезда и выезда из страны, а также впервые отделило государственные преступления от уголовных. Документ оставался легитимным вплоть до принятия в 1832 году Свода законов Российской империи.

3. Монетная реформа Алексея Романова
В 1654 году по указу государя Алексея Михайловича Романова в стране началась чеканка серебряных монет, прозванных в народе "ефимками". На одной их стороне впервые появилась надпись "рубль" и двуглавый орел, на другой - царь на коне. Попытка введения в обращение необеспеченных денег привела к инфляции, нарастанию внутренней напряженности и окончилась народными волнениями. Через год выпуск первых рублей был прекращен и возобновился только в 1704 году при Петре I.

4. Реформы Петра I
С конца XVII века по воле Петра I Россия на три десятилетия погрузилась в реформы, затронувшие многие сферы ее жизни и повлиявшие на будущее страны. Важнейшие из них - превращение России в империю, изменение системы летоисчисления, появление светских учебных заведений, упразднение патриаршества и ликвидация автономии церкви, создание регулярной армии и флота, принятие Табели о рангах, разделившей службу на гражданскую и военную, открытие Академии наук и другие.

5. Губернская реформа Екатерины II
В 1775 году императрица Екатерина II провела реформу местного управления, приблизившую административно-территориальное деление страны к современному. Вместо 23 губерний и 66 провинций в России появилось 50 губерний, каждая делилась на 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Законность в регионе поддерживал губернский прокурор, а надзирали за губерниями генерал-губернаторы, напоминающие по функциям нынешних полпредов президента в федеральных округах.

6. Министерская реформа Александра I
8 сентября 1802 года Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств", заложивший основы новой системы государственного управления в России. Документ преобразовал прежние коллегии в восемь министерств - иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В манифесте также говорилось о создании комитета, "составленного единственно" из министров. До 1906 года Комитет министров оставался высшим органом исполнительной власти страны.

7. Реформы Александра II
В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, давший крестьянам свободу и право распоряжаться своим имуществом. В 1864 году прошли еще две ключевые реформы - земская, в результате которой выборными органами местного самоуправления стали земства, и реформа судебных учреждений, вводившая всесословные суды, суды присяжных и адвокатуру. В 1874 году Александр II провел еще одну важнейшую реформу - военную. В стране появилась всеобщая воинская повинность, а срок службы сократился с 25 до 5-7 лет.

8. Первые декреты советской власти
В ноябре 1917 года взявшие власть большевики издали ряд документов, самыми известными из которых долгое время оставались декларативные декреты о мире и о земле. Зато Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об отделении церкви от государства и национализация банков и крупных предприятий действительно кардинально изменили жизнь в стране. Среди других декретов того времени, повлиявших на жизнь, можно называть переход с григорианского календаря на юлианский и реформу орфографии.

9. Индустриализация и коллективизация
В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение об объединении единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. К осени 1932 года в них состояли 62,4 процента, а к 1937 году - уже 93 процента хозяйств, и колхозы стали одной из основ советской экономики. Одновременно в конце 1920-х власти взяли курс на индустриализацию - развитие тяжелой и оборонной промышленности и преодоление технической отсталости. Итогом реформ стали как экономический рост, так и закрепление административно-командной модели управления.

10. Реформы команды Егора Гайдара
В 1991-1992 годах правительство России приняло ряд разработанных командой Егора Гайдара кардинальных мер для перехода от социалистической к капиталистической экономике. Главными из них стали либерализация цен, свобода внешней торговли и ваучерная приватизация. Одновременно с исчезновением торгового дефицита произошел резкий скачок цен, приведший к быстрому падению уровня жизни населения. Немалую критику заслужила и поспешная приватизация, прозванная в народе "прихватизацией" из-за несправедливых условий ее проведения. -о-

Удобная навигация по статье:

Таблица по истории: Реформы императора Петра I

Петр I – один из наиболее выдающихся правителей российского государства, правивший с 1682 года по 1721 год. Во время его правления были проведены реформы во многих сферах, выиграно множество войн, заложен фундамент будущего величия российской империи!

Навигация по таблице: Реформы Петра 1:

Реформы в сфере: Дата реформы: Название реформы: Суть реформы: Итоги и значение реформы:
В сфере армии и флота: 1. Создание регулярной армии Создание профессиональной армии, заменившей поместное ополчение и стрелецкие войска. Формирование на основе рекрутской повинности Россия стала великой военной и морской державой и одержала победу в Северной войне, получив выход в Балтийское море
2. Строительство первого русского флота Появляется регулярный военный флот
3. Обучение кадров и чиновников за границей Обучение военных и моряков у иностранных профессионалов
В экономической сфере: 1. Милитаризация экономики Поддержка государством строительства металлургических заводов на Урале. В период военных трудностей – переплавка колоколов на пушки. Создана экономическая база для ведения военных действий – укрепление обороноспособности государства
2. Развитие мануфактур Создание множества новых мануфактур Приписка крестьян к предприятиям (приписные крестьяне) Рост промышленности. Количество мануфактур выросло в 7 раз. Россия становится одной из ведущих промышленных держав Европы. Происходит создание и модернизация многих производств.
3. Торговая реформа 1. Протекционизм – поддержка своего производителя; больше вывозить товаров, чем ввозить; большие таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров. 1724 – Таможенный тариф 2. Строительство каналов 3. Поиск новых торговых путей Рост промышленности и расцвет торговли
4. Ремесленная Объединение ремесленников в цехи Повышение качества и производительности труда ремесленников
1724 год 5. Налоговая реформа Введена подушная подать (взималась с лиц мужского пола) вместо подворной подати. Рост бюджета. Повышение налоговой нагрузки на население
Реформы в сфере государственного и местного самоуправления: 1711 год 1. Создание Правительствующего Сената 10 человек, составивших ближайшее окружение царя. Помогали царю в государственных делах и заменяли царя во время его отсутствия Повышение работоспособности государственных органов. Усиление царской власти
1718- 1720 года 2. Создание коллегий 11 коллегий заменили множество приказов. Громоздкая и запутанная система исполнительной власти приведена в порядок.
1721 год 3. Принятие Петром императорского титула Повышение авторитета Петра 1 за рубежом. Недовольство старообрядцев.
1714 год 4. Указ о единонаследии Приравнял поместья к вотчинам, дворян к боярам. Недвижимость наследовал только один сын Ликвидация разделения на бояр и дворян. Появление безземельного дворянства (из-за запрета на дробление земли между наследниками) После смерти Петра 1 отменѐн.
1722 год 5. Принятие Табели о рангах Установлено 14 рангов для чиновников и военных. Дослужившись до 8 чина, чиновник становился потомственным дворянином Открывались возможности служебного роста для всех, независимо от происхождения
1708 год 6. Областная реформа Страна была разделена на восемь губерний Усиление авторитета местной власти. Наведение порядка
1699 год Городская реформа Создана выборная Бурмистерская палата Развитие местного самоуправления
Церковные реформы: 1700 год 1. Ликвидация патриаршества Император стал фактическим главой Православной церкви
1721 год 2. Создание Синода Заменил патриарха, состав Синода назначался царѐм
В сфере народной культуры и быта: 1. Введение европейского стиля Обязательное ношение европейской одежды и бритье бород – за отказ вводилась оплата налога. Многие остались недовольны, царя называли Антихристом
2. Введение нового летоисчисления Летоисчисление от Рождества Христова сменило летоисчисление “от сотворения мира”. Начало года перенесено с сентября на январь. Вместо 7208 года наступил 1700. Летоисчисление сохранилось до наших дней
3. Введение гражданской азбуки
4. Перенос столицы в Санкт-Петербург Петр не любил Москву с ее “закоренелой стариной”, построил новую столицу рядом с морем Прорублено “окно в Европу”. Большая смертность среди строителей города
В сфере образования и науки: 1. Реформа образования Обучение специалистов за границей Создание школ в России Поддержка книгоиздательского дела Повышение качества образования, количества образованных людей. Подготовка специалистов. Крепостные не могли учиться в государственных школах
1710 год 2. Введение гражданской азбуки Заменила старую церковнославянскую азбуку
3.Создание первого русского музея Кунсткамеры
1724 год 4. Указ об учреждении Академии наук Была создана уже после смерти Петра 1

Революция - это переворот , быстрое качественное изменение существующего порядка в обществе, науке, политическом устройстве. Реформа - это медленное преобразование части системы, но сохранение её целостности. И в том, и в другом случае есть некие предпосылки для изменения сложившегося порядка вещей - острая проблема или ситуация, зашедшая в тупик и требующая кардинальных перемен. В этом сходство этих путей развития, но все же они существенно отличаются друг от друга.

Три отличия реформаторского и революционного развития общества

Признаки революции:

  • резкое изменение системы в целом;
  • часто используются незаконные методы борьбы;
  • направлена на кардинальную перемену власти.

Признаки реформы:

  • медленное изменение части системы;
  • использование законных методов;
  • зачастую направлена на укрепление позиций существующей власти.

Итак, отличие революции от реформы налицо. Далее на примерах из истории России подробно иллюстрируется суть реформ и революций, напрямую влияющих в конечном счёте на положение людей в обществе.

Известные реформы в Российской истории

Революция 1917 года

В 1917 году в России произошёл крупнейший переворот, полностью изменивший страну, её политическую систему и структуру общества.

Затянулась Первая мировая война, начались перебои в снабжении городов, резкие скачки цен. Люди сотнями тысяч гибли на фронте, а оставшиеся в городах массово голодали и укреплялись во мнении о слабой и безвольной власти царя. Начались восстания с требованием прекратить войну и голод , крепла оппозиция. Повсюду в обществе, включая солдат Петроградского гарнизона, обнаруживался революционный настрой. В итоге Николай II остался без поддержки Петроградского полка и своих родственников великих князей, а политические группы объединились в оппозицию к монархии и вынудили в итоге царя отречься от власти.

Таким образом, во время Февральской революции была свергнута монархия, власть перешла к Временному правительству.

А во время Октябрьской революции того же года большевики свергли Временное правительство и провозгласили власть Советов. Этот переворот назвали Великой Октябрьской социалистической революцией. Российская империя перестала существовать, теперь это уже была РСФСР (с 1922 по 1991 год в составе СССР).

Августовский переворот (путч) 1991 года

Произошёл по причине недовольства общества перестроечной политикой М.С. Горбачёва и её результатами. А точнее, отсутствием положительных результатов реформ - кризис в стране только усугублялся. К тому же ухудшались межнациональные отношения, а Политбюро пускало этот вопрос на самотёк. Это привело в итоге к началу распада СССР . После того как Горбачёв решил вместо СССР создать Союз Суверенных государств, консервативные силы в правительстве решили отстранить его от власти, чтобы сохранить целостность страны.

В итоге во время отсутствия Михаила Горбачёва в Москве власть захватил ГКЧП. Но его члены продержались наверху всего 3 дня, т. к. не получили поддержку широких масс населения. Б.Н. Ельцин, будучи президентом Российской федерации, не признал ГКЧП в качестве нового правительственного органа СССР, заговорщики были арестованы.

Эти события только ускорили распад СССР. 25 августа 1991 года Украина объявила о своей независимости и выходе из состава СССР, а за ней и все остальные республики, кроме России и Казахстана. В итоге СССР перестал существовать.

Революционные преобразования России навсегда останутся в нашей истории, а реформы продолжаются и по сей день, преобразовывая сферы жизни исходя из проблем и желаемого развития общества.

Крестьянская реформа, подорвав основу феодально-крепостнического строя, потребовала преобразований учреждений, служивших ему. Ликвидация вотчинной власти помещика, снятие с крестьянства помещичьей опеки, наделение гражданскими правами 20 млн ранее бесправного населения остро поставили вопрос о реформах местного управления, суда, армии, народного образования. Растянувшиеся на полтора десятилетия, эти реформы составили эпоху в жизни страны. Россия сделала первые шаги к гражданскому обществу.

Закон о земском самоуправлении. Положение о земских учреждениях вырабатывалось в комиссии при Министерстве внутренних дел. В ней выделилось два основных направления в понимании характера земских органов и принципов их устройства. Они отразились в проекте Н. А. Милютина, возглавлявшего комиссию в 1859 – 1861 гг., и П. А. Валуева, ставшего её председателем после отставки Н. А. Милютина. Милютин исходил из независимости и всесословности земских учреждений. Валуев предполагал главенство в них дворянства и зависимость от центральной власти.

При обсуждении в Государственном совете получили поддержку идеи самостоятельности и всесословности местного управления. Валуеву пришлось внести в свой проект соответствующие изменения. 1 января1864 г. он был утверждён Александром II. «Положение о губернских и уездных местных учреждениях» ограничивало деятельность органов самоуправления хозяйственными делами. Они должны были заниматься строительством школ, больниц, домов призрения, оказывать помощь населению в неурожайные годы.

Заведование земским хозяйством вверялось губернским и уездным земским собраниям - распорядительным органам местного управления. Они избирали свои исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Для выполнения своих задач земство облагало население особым сбором.

Местные органы власти были выборными, избирательное право – всеобщим, но основывалось на имущественном цензе. Для выбора депутатов – земских уездных гласных - предусматривалось три съезда, представлявшие как бы три избирательные курии. К первой курии относились землевладельцы, имевшие не менее 200 – 800 десятин земли (в зависимости от губернии), и владельцы недвижимости не меньше чем на 15 тыс. руб. Вторая курия включала владельцев недвижимости в городах, а также предприятий и купеческих свидетельств (не ниже 6 тыс. руб. годового дохода). Крестьянская курия не имела имущественного ценза, но от неё выборы были не прямыми, а многостепенными.

Как от первой курии, так и от крестьянской один гласный избирался от каждых 300 душевых наделов. Это обеспечило преобладание помещиков в местном самоуправлении. В земских собраниях дворяне, как правило, составляли до 45 %. Лишь немногие земства (как, например, Пермское) имели преимущественно купеческо-промышленный контингент. Крестьяне же повсеместно не превышали 10 – 15 %.

В 1870 г. была проведена и городская реформа. Городские думы стали бессословными учреждениями. Гласные избирались на основе имущественного ценза из среды налогоплательщиков. Выборщики разделялись на три съезда (курии). К первой относились крупные собственники, уплатившие1/3 городских налогов, ко второй – средние плательщики (также вносившие в городскую казну 1/3 налогов), к третьей – все остальные налогоплательщики. Каждая курия избирала 1/3 числа гласных, установленных для данного города. Не платившие налогов (служащие, интеллигенция, рабочие) в выборах не участвовали.

Независимость городского самоуправления, как и земского, была относительной. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. И хотя прямого подчинения городского самоуправления губернатору не предусматривалось, оно находилось у него под контролем.

Тысячи энтузиастов земского дела – врачи, учителя, агрономы, ветеринары – включились в многотрудную земскую деятельность. Население, до реформы сталкивавшееся только с бюрократией и помещичьей властью, ощутило присутствие «третьего элемента», как стали называть земскую интеллигенцию .

Несмотря на непоследовательность и незавершённость, земская реформа имела важные, далеко идущие последствия. Впервые представители всех сословий были допущены к решению вопросов о своих местных нуждах и хозяйственных делах. В ограниченном, урезанном виде, но земская реформа ввела начала самоуправления, которые быстро стали приживаться на российской почве.

Новое судопроизводство. Душой судебной реформы был известный государственный деятель Сергей Иванович Зарудный , его ближайшими соратниками в комиссии по подготовке реформы стали известный судебный деятель Д. А. Ровинский и Н. И. Стояновский, занимавший должность товарища министра юстиции. Горячим сторонником преобразования судебной системы был и министр юстиции Д. Н. Замятнин.

По сравнению со старым судопроизводством, громоздким, неповоротливым, запутанным, новое отличалось простотой и мобильностью. Число судебных инстанций было сокращено. Низшей – для разбора мелких уголовных дел – являлся мировой суд. Должность мирового судьи была выборной. Он избирался земским собранием или городской думой на три года. Следующей инстанцией – для апелляции по делам, рассмотренным мировым судом, – являлся съезд мировых судей. Далее шёл окружной суд - центральное звено системы судопроизводства. Над ним – для апелляции по делам окружного суда – возвышалась судебная палата. Апелляционной инстанцией для всех судов являлись уголовно-кассационный и гражданско-кассационный департаменты Сената.

Новое судопроизводство строилось на всесословных началах. Однако для крестьян сохранялся особый, волостной суд. Это отступление от принципа всесословности стало серьёзным изъяном реформы. Суд отделялся от администрации. Гарантией независимости судей была их несменяемость. Новые судебные уставы утверждали гласность судопроизводства и его состязательный характер: участие наряду с обвинением и защиты.

Суд присяжных. Для производства уголовных дел вводился институт присяжных заседателей. 12 присяжных заседателей определялись жеребьёвкой по списку, составленному из представителей всех сословий. Присяжным заседателем мог стать любой российский подданный 25 – 70 лет, не менее двух лет проживший в уезде, где происходит избрание. К участию в суде присяжных не допускались лица, подвергшиеся общественному осуждению, исключённые из службы по суду, несостоятельные должники. Чтобы попасть в список кандидатов в присяжные, требовался имущественный ценз: в столицах надлежало владеть недвижимостью не менее чем на 2 тыс. руб., в прочих местах – на 500 руб. или надо было иметь доход в столицах – не менее 500 руб., в других местах – 200 руб. в год. Ценз оказывался не столь уж высоким (200 руб. в год означало бедность). И всё же значительная часть крестьянства не отвечала этому требованию.

Общие списки присяжных утверждались губернатором, только после этого из них по жребию отбирались очередные заседатели. Приговор суда присяжных подлежал кассации только в Сенате. Оправдательный вердикт означал освобождение в зале суда. Присяжные руководствовались здравым смыслом, жизненным опытом и совестью. Это создавало определённый заслон судебному произволу.

Отношение Александра II к судебной реформе было непростым: признав её необходимость, он по-своему опасался её последствий. Однако за новым судом – и власти это ощущали – была серьёзная общественная поддержка. «Зародыш новой России» видел в нём Ф. И. Тютчев. «Трибуна наших новых судов правых – решительная нравственная школа нашего общества и народа», – считал Ф. М. Достоевский. Глубинный смысл судебной реформы, приводившей в действие начала демократии, общественной самодеятельности, порождал в правительственных кругах неприязнь к новым судам, заставляя искать меры противодействия им.

Отмена телесных наказаний. Закон об отмене телесных наказаний и клеймения преступников был принят в 1863 г. – в преддверии судебной реформы. Император подписал его, несмотря на сопротивление «охранителей» во главе с министром юстиции В. Н. Паниным. Не поддержал проект закона и митрополит Филарет, доказывая, что христианство не осуждает телесные наказания.

Отменялись наказания плетьми и шпицрутенами. Сохранялись розги для крестьян по приговорам волостных судов. Розги применялись для штрафных нижних чинов, а также для ссыльных и каторжных (для последних было сохранено и наказание шпицрутенами). Устранив самые варварские из телесных наказаний, реформа не ликвидировала их полностью, ещё раз подтвердив приверженность самодержавия к насилию.

Вопросы и задания

Объясните, почему отмена крепостного права повлекла за собой и другие реформы. 2. Охарактеризуйте земскую реформу. Кто имел право избирать и быть избранным в земства? 3. В чём суть городской реформы 1870 г.? 4.

Определите последствия земской и городской реформ для жизни страны. 5. Охарактеризуйте судебную реформу. 6.

Определите, что изменилось в судебной системе после введения суда присяжных. 7.

Подумайте, можно ли расценивать реформы местных органов и суда как поворот к представительному строю и правовому государству. Аргументируйте свой ответ.

§ 78. Военная реформа. Реформы в области печати и образования

Военная реформа. Крымская война показала отсталость России во всех областях военного дела – обучении войск, их вооружении, обмундировании, снабжении. Задачи реформирования армии, её перевооружения, перестройки системы управления войсками особенно остро встали после отмены крепостного права. Рекрутский набор вступал в противоречие с новым правовым статусом крестьян. Положение, когда основное податное сословие несло на себе и тяжесть воинской повинности, не разделяя её с сословиями привилегированными, становилось неоправданным.

В мае 1861 г. во главе Военного министерства становится Дмитрий Алексеевич Милютин (1816 – 1912) – брат деятеля крестьянской реформы Н. А. Милютина. Он собрал под своё крыло энергичных и мыслящих военных специалистов и уже в 1862 г. представил план реформы.

Д. А. Милютин

Суть плана заключалась в том, чтобы предельно сократить численность российской армии (самой многочисленной в Европе) в мирное время, при обеспечении её обученными резервами, позволяющими в случае войны в 2 – 3 раза увеличить боевые силы. Подобная концепция реформы вплотную подводила к замене рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

Военный министр проводил преобразования поэтапно, последовательно, но осторожно приближаясь к главной цели своего плана, одобренного царём. Уже к 1867 г. Милютин сократил армию почти на 35 % (с 1132 тыс. до 742 тыс. человек). К концу 1860-х гг. запас обученных составил свыше 1500 тыс. человек. Не удалась лишь попытка реорганизовать казачьи войска. Консервативные казачьи командиры отстояли старую феодальную систему их организации, хотя само войско было сокращено на треть.

Затянувшуюся реформу военных сил ускорила франко-прусская война. Быстрота мобилизации прусской армии, более чем в 3 раза увеличившейся благодаря резервам, произвела огромное впечатление на царя. Он признал преимущества предложенной Милютиным системы реорганизации армии. В неотложности реформы убеждала и обстановка в Европе, где появилась сильная милитаристская Германская империя.

1 января1874 г. последовал закон об отмене рекрутчины и введении всеобщей воинской повинности, обязательной для мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных к службе. В либеральной публицистике этот день был назван «19 февраля 1861 г. русской армии». Срок службы (шестилетний для пехоты и семилетний для флота) для лиц с высшим образованием сокращался до шести месяцев, а со средним – до полутора лет. Ликвидирована была кастовость офицерского корпуса: доступ в него был облегчён.

Боеспособность вооружённых сил России возрастает после реформы, что покажет первая же война, в которой им придётся участвовать, ещё не завершив своей реорганизации. Военная реформа имела и далеко идущие социальные последствия. Она облегчила крестьянам тягость воинской повинности, поставив их вровень с другими сословиями. Реформа способствовала распространению грамотности среди солдат. После военной реформы усиливается стремление к получению высшего и среднего образования, поскольку с тем и с другим были связаны льготы на воинской службе и получение офицерского чина. Воинская повинность нанесла удар привилегиям дворянства.

Цензурная реформа. Изменения в делах печати лишь условно можно назвать реформой. Временные правила (1865), отменявшие предварительную цензуру, как бы начинали реформу, предполагая осуществить её в дальнейшем более полно, в большем соответствии с общественными потребностями.

Отменив предварительную цензуру, правительство в качестве ответственности за нарушение правил о печати предусмотрело, кроме судебного разбирательства, систему административных наказаний: предостережения, приостановка изданий и их прекращение. Запрещение журнала или газеты могло последовать после третьего предостережения цензуры.

После 1866 г. выходит череда указов, пересматривавших Временные правила 1865 г. Дела о печати передаются из окружных судов в судебные палаты. Министру внутренних дел предоставляется право запрещать розничную продажу газет: в виде цензурной кары выступало финансовое давление. Министр мог передавать дела о печати не в суд, а в Комитет министров. В 1879 г. Временными правилами генерал-губернаторам разрешалось приостанавливать и прекращать издание газет и журналов.

Реформы в области образования. Испытывая нужду в образованных людях – чиновниках, служащих, учёных, инженерах, архитекторах, самодержавие одновременно боялось распространения образования. Власть приступила к реформам в просвещении, не сумев разрешить этого противоречия.

Проект университетского устава, подготовленный либеральным министром А. В. Головниным в 1862 г., был обсуждён в печати и получил поддержку общества. Университетская реформа 1863 г. восстанавливала автономию университетов. Учёному совету возвращались все его права, отнятые в 1835 г. Ректор снова избирался советом университета, декан – факультетским собранием профессоров. Сами профессора выбирались учёным советом. Функции попечителя сводились к контролю.

Уже в первые пореформенные годы резко увеличивается число студентов. Власть была напугана мощной тягой к просвещению. Стремление ограничить возможности образования, вернуть ему сословный характер лежит в основе учебной реформы 1871 г. Проект её был подготовлен министром народного просвещения Д. А. Толстым при участии издателя «Московских ведомостей» М. Н. Каткова. Суть реформы состояла во введении в гимназиях классической системы образования. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, где при сокращении общеобразовательных дисциплин особое внимание уделялось техническим знаниям.

Классическое образование сосредоточивалось на изучении древних языков – латинского и древнегреческого, а также математики, при сокращённом преподавании словесности, истории и почти упразднённом естествознании. Высокая плата за обучение, сложность и продолжительность гимназического курса становились своеобразным регулятором социального состава учащихся. Число недоучившихся гимназистов стало расти, пополняя полуобразованные слои общества. Попасть в университет можно было, только окончив классическую гимназию.

Учебная реформа 1871 г., по сути, была первой контрреформой. Она пересмотрела устав гимназий 1864 г., подготовленный А. В. Головниным, открывавший возможности для образования «лицам всех сословий без различия звания и вероисповедания».

Односторонность классической программы, её оторванность от современных запросов вызывали недовольство. В общем хоре протеста прозвучал и голос Д. И. Менделеева. Учёного удивляло пренебрежение к естественным наукам, столь перспективным в современном мире. Однако в правительстве не покушались на пересмотр учебной реформы 1871 г. Единственная из реформ 1860 – 1870-х гг., она просуществовала до 1917 г. почти в первозданном виде.

Начальное образование. «Положение о народных училищах», утверждённое в 1864 г., предоставляло общественным организациям и частным лицам право открытия при наличии соответствующего разрешения школ. Обязательными предметами кроме арифметики и грамматики были Закон Божий и церковное пение. Начальные училища поступали в ведомство губернских и уездных училищных советов, куда входили представители земства.

В 1869 г. были учреждены должности инспекторов народных училищ. В 1874 г. в ведении училищных советов были оставлены лишь хозяйственные вопросы, а руководство учебной частью сосредоточено в Министерстве народного просвещения. Правительство тем самым прибирало к рукам школы, в том числе открытые на средства земств, где работали земские учителя.

Значение реформ. Великие реформы преобразили жизнь России, внесли в неё начала бессословности, самоуправления, демократии. Инициатором и движущей силой реформ явилась самодержавная власть в лице Александра II. Сопротивление сторонников старых порядков было сломлено именно этой властью, которой надлежало эти порядки укреплять и сохранять. Реформистская политика верховной власти, отвечая общенациональным потребностям, оказалась ограниченной её собственными целями. На преобразованиях 1860 – 1870-х гг. лежит печать незавершённости, непоследовательности.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.