Труды никколо макиавелли. Никколо Макиавелли: биография, философия и основные идеи (кратко). В игровой культуре

Жизнь и труды Макиавелли

Никколо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 г. Он происходил из старинного тосканского рода, который в прошлом добился высокого положения в обществе, хотя и не принадлежал к числу самых влиятельных семейств Флоренции, таких как Медичи или банкиры Пацци. К тому времени как на свет появился Никколо, в его семье наступили тяжелые времена.

Бернардо, отец Макиавелли, был юристом. Он поссорился со сборщиком налогов, и его объявили несостоятельным должником. Закон запрещал таким людям заниматься профессиональной деятельностью. Однако ни один юрист не понимает закон буквально. Бернардо практиковал нелегально, задешево помогая тем, кто оказался в таком же бедственном положении, как и он сам. Этот заработок оставался единственным источником дохода, если не считать маленького поместья, доставшегося ему в наследство, в одиннадцати километрах к югу от Флоренции по дороге в Сиену. Это было идиллическое место среди тосканских холмов, но виноградники и козий сыр не приносили достаточно дохода, чтобы содержать семью. Жизнь в доме Макиавелли была простой и суровой. Впоследствии Никколо заметил: «Я научился обходиться без чего-либо раньше, чем получать удовольствие». Бернардо не мог послать сына в школу. Время от времени к мальчику приглашали студентов, желающих заработать. Но Бернардо не всегда был юристом-неудачником. В доме имелась библиотека, и вскоре Никколо пристрастился к чтению; особенно ему нравились произведения классической литературы. Чудеса Древнего Рима будили воображение бледного, болезненного мальчика.

Лишенный друзей мальчик превратился в одинокого юношу с пытливыми прищуренными глазами, придававшими ему немного виноватый вид. Он начинал постигать окружающий мир, осознавать свое место в нем, сравнивать с тем, что написано в книгах. Даже одиночество не помешало ему понять, что он умнее других. Точно так же Макиавелли быстро усвоил новые гуманистические взгляды, проникавшие во все сферы жизни родного города. Флоренция просыпалась после интеллектуального оцепенения Средневековья, становилась оживленной, энергичной, уверенной в себе. Италия вела западную цивилизацию к эпохе Возрождения. И многие мечтали, что страна снова может стать единой, как во времена Римской империи. Проницательный Никколо начал замечать (и воображать) сходство между родным городом и Римом в эпоху наивысшего расцвета: Римом II в. н. э., каким он был во времена императора Марка Аврелия, стоика и полководца. Именно в этот период империя раскинулась на огромной территории, от Персидского залива до стены Адриана в Англии, с мнением Сената еще считались, а граждане Рима были счастливы и благополучны. Пьянящая картина для податливого ума молодого человека, отец которого никак не мог служить примером для подражания. Абстрактный идеал ему давала история.

Восприятие лучшей поры Римской империи у Макиавелли не было затуманено риторикой ученых преподавателей. Однако юноша посещал публичные лекции великих гуманистов, благодаря которым Флоренция превратилась в интеллектуальный центр Европы. Одним из ярких представителей этой группы был поэт и гуманист Полициано, протеже и близкий друг Лоренцо Великолепного. Полициано считался одним из лучших поэтов последантовской эпохи, а его стихи сочетали высокопарную напыщенность классических образцов с непосредственностью и живостью флорентийского просторечия. Ученые из Флорентийского университета быстро научились подражать этой изящной поэзии. Не подверженный интеллектуальной моде, Макиавелли начал вводить тот же самый флорентийский диалект в прозу, делая ее проще и понятнее, соединяя официальную речь с повседневной. Итальянский язык переживал пору младенчества. Он развился из флорентийского диалекта меньше двух веков назад, придя на смену латыни в качестве литературного языка. Тем не менее он уже породил величайшего из поэтов (Данте), а в лице Макиавелли скоро даст миру великолепного прозаика.

После публичных лекций юные студенты собирались на Пьяцца делла Синьория,

обменивались мнениями, последними новостями и слухами. Вскоре там обратили внимание на спокойного молодого человека с презрительным взглядом. Его язвительные замечания и остроты (особенно в отношении духовенства), а также удивительная интуиция – все это не осталось незамеченным. Именно этого и добивался Макиавелли. Никколо знал, что делает – он создавал себе репутацию. (И, не осознавая того, создавал самого себя.) Несмотря на скромное положение в обществе, он был умнее многих. Ирония служила удобной маской, чтобы скрывать высокомерие и тщеславие. Вскоре Макиавелли стал душой общества. Путь к успеху лежал через популярность. И лишь самые проницательные из его друзей заметили скрывающийся под маской холодный расчет. Как бы то ни было, Макиавелли сумел завоевать их расположение, возбуждая жалость, уважение или любопытство. Холодный расчет был редким явлением среди горячих юных сердец Флоренции эпохи Возрождения.

Но почему именно Флоренция, а не какой-то другой город, стала центром итальянского Возрождения? Не обладая военной или политической мощью, Флоренция добилась влияния, во много раз превосходившего ее провинциальный статус.

Самая очевидная причина – деньги. Флорентийские банкиры, такие как семейства Медичи, Пацци и Строцци, владели новейшей технологией той эпохи. В те времена торговые банки представляли собой революционное средство связи. Их бурное развитие на протяжении XV в. постепенно изменило торговлю и коммуникации по всей Европе. Теперь материальные средства в виде кредита или банковского чека перемещались с одного конца континента на другой, освобождая торговлю от таких оков, как бартерный обмен или наличные деньги. Шелка и пряности, прибывавшие из Китая в Бейрут, могли приобретаться посредством межбанковского перевода, а затем доставляться в Венецию.

Профессия посредника была одной из древнейших, и одно из неизменных правил передачи денег заключалось в том, что часть их обязательно прилипала к рукам, через которые проходила. Тюленьи шкуры и китовый жир, доставляемые из Гренландии в Брюгге, могли пойти на уплату папских податей, а деньги переводились в Ватикан посредством банковского чека. В этом-то и суть. Доходы поступали к папе от приходов, епархий и правителей всего христианского мира, который не знал границ между странами и протянулся от Португалии до Швеции и от Гренландии до Кипра. Только самые крупные банкирские дома с надежными отделениями вдоль торговых путей по всей Европе были способны справиться с переводом денег от такого большого количества источников по запутанным каналам конечному получателю. Естественно, в борьбе за такого выгодного клиента развернулась жестокая конкуренция с использованием всех обычных для банкиров того времени средств – политического крючкотворства, подкупа, двойной бухгалтерии и так далее. В 1414 г. схватку выиграли Медичи – они стали банкирами папы. Подобными средствами семейство Медичи добилось контроля и над якобы демократическим правительством Флорентийской республики. К 1434 г. Козимо Медичи не только стал одним из богатейших людей Европы, но и превратил Флоренцию в личное княжество – республикой город только назывался.

Флоренция расцвела как никогда прежде и приобрела международную известность.

Местная монета, флорин (по названию города), играла ту же роль, какую в наши дни играет доллар. В условиях хаоса европейской монетной системы (во многих странах зачастую имели хождение сразу несколько валют) флорин признавался международным денежным стандартом. И точно так же финансовые операции способствовали распространению флорентийского диалекта по всей Италии. Вскоре материальное богатство породило уверенность в себе, которая помогла отбросить традиционные средневековые представления и избавиться от навязываемых Церковью ограничений. Библейское порицание богатства («…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» и т. д.) уступало место реалиям эпохи – бухгалтерские книги Медичи начинались с такого откровения: «Во имя Бога и прибыли».

Но величие Флоренции определялось не только деньгами. Все дело в том, как эти деньги тратились. Тесные связи Медичи с Церковью открывали семье доступ к тайнам этой процветающей коммерческой организации (даже у кардиналов имелись банковские счета, предназначенные только для расходов на любовниц). Но, расставшись с иллюзиями относительно Церкви, Медичи сохранили твердую веру. И все же факт остается фактом: в Библии содержится прямой и недвусмысленный запрет на одну из главных функций банка – ростовщичество («…серебра твоего не отдавай ему в рост», «…не налагай на него роста», и т. д. и т. п.).

Старея, Козимо Медичи становился все набожнее. Желая искупить свои грехи (и, возможно, сократить время пребывания в чистилище), он стал жертвовать огромные суммы на украшение церквей, на строительство новых и на создание лучших произведений религиозного искусства. Медичи стали крупнейшими частными покровителями искусства, которых когда-либо знал мир. Живопись, архитектура, литература, образование – все это расцветало благодаря щедрости Медичи.

Новая гуманистическая уверенность в себе и щедрое покровительство сочетались с возрождением (и поощрением) интереса к Древней Греции и Древнему Риму. Наступила эпоха Возрождения. В период Средневековья остатки классической культуры оказались погребенными под наслоениями схоластики, а оригинальные тексты искажались веками христианской «интерпретацией». Однако теперь в Европу начали попадать другие тексты, сохранившиеся на Ближнем Востоке. Их ясность и мудрость стали настоящим откровением. Философия, изящные искусства, архитектура, математика, литература – все изменилось благодаря возрождению древнего знания. Изменился и сам взгляд на мир. Жизнь перестала быть испытанием, подготавливающим к переходу в другой мир, а стала ареной для демонстрации умений и талантов. Юный Макиавелли быстро усвоил это. У него появился шанс. Он будет видеть жизнь такой, как она есть, а не какой должна быть.

Тем временем Флоренция привлекала к себе самых одаренных людей Италии, которая в то время была наиболее развитой в культурном отношении страной Европы. В конце XV в. во Флоренции работали Микеланджело, Рафаэль и Боттичелли. В город приезжали такие великие умы, как Леонардо. Да и сама Флоренция славилась выдающимися людьми: среди друзей Макиавелли был Америго Веспуччи, один из первых исследователей Нового Света (названного его именем). Никколо также дружил с будущим великим итальянским историком Франческо Гвиччардини, с которым они вместе посещали лекции крупнейшего философа эпохи Возрождения, блестящего Пико делла Мирандола, еще одного протеже Лоренцо Великолепного. Пико бросал вызов лучшим умам Европы, вызывая их на публичные диспуты, в двадцать три года был обвинен в ереси самим папой, а умер в возрасте тридцати одного года. Им восхищался не только Макиавелли; Микеланджело называл его «человеком почти божественным». Речи и трактаты Пико на такие темы, как человеческое достоинство, – высшее достижение мысли эпохи Возрождения. В них удачно сочетались христианское богословие, лучшие элементы классической философии и любопытные фрагменты герметического учения (алхимия, магия и некоторые положения каббалы). С другой стороны, его рассуждения зачастую носили строго научный характер. Его критика астрологии (хотя и с точки зрения религии) оказала влияние на жившего в XVII в. астронома Иоганна Кеплера, изучавшего движение планет.

Для философии того времени была характерна пестрая смесь христианского богословия, классических представлений, зачатков научного подхода и средневековой магии. Возрождение воплощало переход от Средневековья к «веку разума» – эпохе Просвещения. Оно принадлежало обеим эпохам, и лучшие умы того времени были связующим звеном между прошлым и будущим. Так, например, мир Шекспира пропитан пьянящей смесью гуманистического индивидуализма и средневековых предрассудков. (Не случайно вплоть до XIX в. во Франции его считали варваром.) А новая наука химия выросла из алхимических методов.

Макиавелли было суждено стать своего рода исключением. Возможно, благодаря самообразованию ему удалось сохранить самостоятельность мышления. Его произведения в большинстве своем свободны (неслыханное дело для тех времен) от иллюзий и предрассудков, хотя его письма указывают, что он разделял, возможно с некоторой долей иронии, астрологические воззрения и распространенные во Флоренции суеверия.

Наивысшего расцвета флорентийское Возрождение достигло при Лоренцо Великолепном, который правил городом с 1478 г. до того года, когда Колумб открыл Америку. Лоренцо Великолепный был внуком Козимо Медичи, и его называли pater patriae. Вне всякого сомнения, он заслужил этот почетный титул. Государственный деятель, покровитель искусств и поэт – достижения в любой из этих сфер позволяли ему занять достойное место в истории Италии. Граждане Флоренции ценили процветание и известность, которые он принес городу, а Лоренцо в свою очередь поддерживал атмосферу великолепия и веселья регулярными карнавалами, пышными процессиями и турнирами. Проницательный Гвиччардини называл Лоренцо «любезным тираном в конституционной республике».

Однако за внешним блеском флорентийского общества скрывалась темная сторона: коварные интриги и разврат. Непременным дополнением к ярким нарядам мужчин, состоявшим из шелковых панталон и бархатных камзолов, были мечи и кинжалы. Оружие было предметом хвастовства (так сказал бы Фрейд), однако служило не только украшением. Неожиданные и жестокие вспышки насилия были повсеместным явлением.

Сам Макиавелли, вне всякого сомнения, стал свидетелем одного из самых жестоких конфликтов того времени, так называемого «заговора Пацци». Это произошло в 1478 г., вскоре после того как семейству Пацци удалось стать банкирами папы. (Лоренцо тратил деньги с таким же размахом, с каким его дед их копил: даже самые преданные его сторонники признавали, что он не создан быть банкиром.) Завладев главным источником денег, Пацци вознамерились подчинить себе Флоренцию.

Семья Пацци разработала план убийства Лоренцо и его младшего брата Джулиано во время пасхального богослужения, а в это время их союзник, архиепископ Пизанский, должен был захватить Палаццо Веккьо, резиденцию

Синьории (выборного совета) и гонфалоньера (официально избранного главы Синьории и милиции – городского ополчения). Члены семей Медичи и Пацци возглавляли пасхальное шествие и вместе вошли в собор. По условному сигналу (вознесение даров) Пацци обнажили кинжалы. Джулиано закололи прямо перед алтарем; один из убийц напал на него с такой яростью, что проткнул кинжалом собственную ногу и уже не участвовал в дальнейших событиях. Лоренцо отчаянно отбивался мечом, пока на помощь ему не пришел Полициано. Вмешательство придворного поэта и друга спасло жизнь Лоренцо, который сумел ускользнуть в ризницу, отделавшись лишь царапиной на шее.

Тем временем неподалеку от церкви, в Палаццо Веккьо, заговорщики пытались осуществить вторую часть своего плана. Архиепископ Пизанский в парадном облачении и в сопровождении сторонников Пацци поднялся на второй этаж в зал совета. Там его встретил гонфалоньер и, заподозрив неладное, позвал стражу. Архиепископа схватили и допросили. Как только гонфалоньер понял, что происходит, он тут же приказал повесить заговорщиков. Архиепископа связали, надели ему на шею петлю и выбросили из окна – прямо в парадном облачении. Вскоре рядом с ним с веревкой на шее болтался один из главных сторонников Пацци. Улюлюкающая толпа смотрела, как двое связанных заговорщиков отчаянно цепляются друг за друга, пытаясь спасти себе жизнь. Издалека доносился рев толпы у собора – люди рвали остальных сторонников Пацци на части, устроив самосуд.

На юного Макиавелли эта сцена произвела неизгладимое впечатление. Он стал свидетелем того, как творится история, свидетелем события, которое никогда не забудут. Произошедшее отличалось быстротой, решительностью и жестокостью. Победа досталась тому, кто оказался более быстрым, решительным и жестоким. (Поступай с другими так, как они поступили бы с тобой, – только первым и без колебаний.) Так Макиавелли начал постигать основы политической науки.

Но в конце концов граждане Флоренции устали от таких роскошных развлечений. Медичи утратили популярность, чему способствовали неудачи во внешних делах. В 1494 г., всего через два года после смерти Лоренцо Великолепного, Медичи лишились власти и были вынуждены бежать из города. Этому предшествовало неслыханное унижение – вступление во Флоренцию французского короля Карла VIII и его победоносной армии. Несмотря на то что оккупация Флоренции Карлом VIII оказалась по большей части символичной и длилась лишь несколько дней, она положила начало новому этапу во флорентийской политике. Войны стали серьезными: город мог потерять независимость и попасть в подчинение иностранным правителям. Стоя среди молчаливой толпы, собравшейся посмотреть на триумфальное шествие Карла VIII, который с высоко поднятым копьем ехал по улицам города, Макиавелли испытывал глубочайший стыд. Он был унижен как флорентиец и как итальянец. Перед его глазами разворачивался еще один наглядный урок, который преподавала политика. (Только объединенная Италия может противостоять могуществу французов.)

После бегства Медичи Флоренция попала под влияние фанатичного священника Савонаролы, который обличал пороки папства (неисчерпаемый источник для проповедей о плотских искушениях). Подобно аятолле Хомейни в наше время, Савонарола стращал грешников адскими муками и проповедовал воздержание. Ушли в прошлое дни веселых праздников и эффектных покушений. Савонарола устраивал так называемые «костры тщеславия». Горожане бросали в огонь принадлежавшие им произведения искусства и нарядную одежду (хотя многие благоразумно сохранили самое дорогое до лучших времен).

Христианская республика Савонаролы просуществовала четыре года (1494–1498). Даже произведения Боттичелли с их магией весны претерпели поистине библейские муки. Затем пришла очередь Савонаролы взойти на костер, и он сам принял мучения – вполне заслуженные. Макиавелли стал свидетелем и этого печального события. Еще одна история, из которой следовало извлечь урок.

В 1498 г. гонфалоньером Флоренции становится умеренный политик Содерини, и Макиавелли впервые выходит из тени. Виллари, самый известный из итальянских биографов Макиавелли, описывает его как человека не очень приятной и довольно необычной наружности. Это был двадцатидевятилетний молодой человек, худощавый, с глазами-бусинками, черными волосами, маленькой головой, орлиным носом и плотно сжатыми губами. Однако «все в нем свидетельствовало о необыкновенной наблюдательности и остром уме, хотя он и не из тех, кто способен влиять на людей». Виллари отмечает «саркастическое выражение лица», «холодную и непостижимую расчетливость», «богатое воображение». Такой человек явно не вызывает теплых чувств. Тем не менее Макиавелли, по всей видимости, удалось произвести впечатление на влиятельных людей города. Еще до падения Савонаролы его кандидатуру предложили на должность секретаря второй канцелярии, своего рода министерства иностранных дел республики. Однако против него выступили члены фракции Савонаролы. Когда главой Флоренции стал Содерини, этот пост все же достался Макиавелли. Вскоре его избрали также секретарем Совета десяти, ведавшего военными делами. В последующие годы эти должности приобрели еще больший вес – видимо, расчетливый, умный и изворотливый Макиавелли чем-то привлекал Содерини.

Макиавелли производил впечатление хитреца, но на самом деле отличался необыкновенной преданностью. Это качество, как и холодный рассудок, было редкой добродетелью в обуреваемом страстями, ненадежном мире итальянской политики.

Вскоре Макиавелли стали отправлять с дипломатическими поручениями к правителям соседних городов-государств. Секретарь второй канцелярии выполнял поручения и вел переговоры, которые считались слишком незначительными для посла, возглавляющего официальную делегацию. Он учился разбираться в запутанных дипломатических интригах, отправляя домой ясные донесения с честными оценками. Избегая обычных для этого поприща ловушек и соблазнов, Макиавелли продемонстрировал свои таланты и завидную ловкость. Это была большая редкость – уклончивый партнер, которому можно доверять. Он действительно хранил верность, но только своим друзьям и своему городу. В остальных случаях внешность полностью отражала его сущность, что лишь усиливало желаемый эффект.

Через два года Макиавелли доверили первую важную миссию при дворе французского короля Карла VIII. Результат этой миссии был чрезвычайно важен для безопасности Флоренции. К концу XV в. разрозненным и постоянно ссорившимся между собой городам-государствам Центральной Италии опасность грозила с двух сторон. На севере им приходилось рассчитывать на милость Франции, которая стремилась отодвинуть свои границы вглубь итальянского полуострова. На юге аналогичные территориальные претензии имело могущественное Неаполитанское королевство, зависимое от испанской короны. Флоренции, чтобы выжить, приходилось балансировать между ними.

В 1500 г. Макиавелли провел пять месяцев во Франции и имел возможность лично наблюдать за политикой большого и сильного европейского государства, объединенного под властью одного правителя. Его миссия завершилась безрезультатно – то есть успешно. (Флоренция, условно говоря, осталась союзником Франции, которая не присоединила к себе город. До поры до времени.)

Макиавелли вернулся во Флоренцию в 1501 г. и женился на Мариетте ди Луиджи Корсини, которая происходила из семьи, стоявшей на той же ступени социальной лестницы, что и семья Макиавелли. (Правда, Корсини сумели накопить кое-какие деньги и дали за дочерью приличное приданое.) Это был брак по расчету – в соответствии с традициями той эпохи. Женитьба рассматривалась как договор, взаимовыгодный союз двух семей. К счастью, Никколо и Мариетта поладили и вскоре стали добрыми друзьями.

Макиавелли искренне полюбил жену, и у них родилось пятеро детей. Насколько мы можем судить по письмам Мариетты, жена отвечала ему взаимностью. Подобные браки по расчету часто становились основой для глубокой дружбы, предполагавшей взаимное уважение, которое обычно сгорает в пламени ожиданий романтической любви. Тем не менее обязательства в этом браке были односторонними – опять же в полном соответствии с традициями того времени. Уезжая на продолжительное время с дипломатической миссией в какой-нибудь чужеземный город, Макиавелли непременно заводил интрижку с незамужней дамой. Судя по письмам к друзьям, он испытывал к этим возлюбленным такую же нежную привязанность, как и они к нему. (В своих ответах друзья подтрунивают над ним по этому поводу.) Никаких писем, свидетельствующих о личной жизни Мариетты, не сохранилось. Но даже подозрения о существовании такого рода писем дорого бы обошлись Мариетте. (Гораздо дороже, чем ее адресату.) Итальянцы снисходительно относились к подобным связям, но лишь в отношении одной из сторон. Такой же циничный взгляд на взаимоотношения характерен и для политической философии Макиавелли. (С правителем не может быть равноправных отношений. Старший партнер устанавливает правила, но волен действовать в своих интересах.)

Флоренция оказалась перед лицом новой угрозы. Сын папы, скандально известный Чезаре Борджиа, использовал укрепленную французскими войсками папскую армию, чтобы отхватить для себя новые владения в центре Италии. Борджиа двинулся на север от Рима, завоевывая такие далекие области, как Римини и Адриатическое побережье, и весь регион был охвачен волнениями.

Содерини, прилагавший огромные усилия, чтобы сохранить владения Флоренции, был избран пожизненным гонфалоньером – беспрецедентное решение для города, который гордился республиканскими традициями. (Даже Медичи правили через избранных гонфалоньеров.)

Макиавелли поручили собрать сведения о восстаниях на флорентийских территориях, а затем направили послом в ставку армии Борджиа (фактически в качестве шпиона). За день до его прибытия Борджиа, нанеся стремительный удар, захватил стратегически важный город Урбино. Блестящая и безжалостная тактика герцога произвела на Макиавелли огромное впечатление.

Один из докладов, отправленных Макиавелли во Флоренцию, назывался «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны». Уже здесь он дает ясно понять, что больше всего его занимает политическая философия. «Говорят, что история – наставница наших поступков, а более всего поступков князей, что мир всегда населен был людьми, подвластными одним и тем же страстям, что всегда были слуги и повелители, а среди слуг такие, кто служит поневоле и кто служит охотно, кто восстает на господина и терпит за это кару». Вряд ли эти слова можно назвать гениальной догадкой, но отсутствие у автора иллюзий налицо. С самого начала Макиавелли стремился сформулировать, как он полагал, универсальные законы истории. Из этих безупречных кирпичей знания он в итоге построит свою практически неприступную политическую крепость. Но для такой крепости нужен правитель. Примечательно, что даже в этой ранней работе Макиавелли называет папу и Чезаре Борджиа великими людьми и отмечает в них одну общую черту: «…Оба они большие мастера выбирать удобный случай и, как никто, умеют им пользоваться». (Ирония состоит в том, что интуиция Макиавелли в данном случае обострилась от понимания, что у Борджиа во Флоренции есть свои осведомители.)

Макиавелли был еще раз направлен к Борджиа с дипломатической миссией, которая длилась с октября 1502 г. по январь 1503 г. Теперь он стал свидетелем ужасной мести, которую Борджиа обрушил на взбунтовавшихся военачальников своей армии. Это происшествие легло в основу его небольшого эссе «Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеретто Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини», в котором описывается то, что Макиавелли видел своими глазами.

Захватив Урбино, Борджиа укрепил свои позиции, причем, по мнению его военачальника Вителли и других командиров, слишком сильно. Опасаясь безжалостного герцога, они отделились от него и заключили союз с врагами. У Борджиа остались лишь жалкие остатки прежней армии. Он тотчас перешел к оборонительной тактике, пытаясь защитить свои завоевания и выиграть время. Воспользовавшись передышкой, Борджиа позаимствовал из папской казны огромную сумму, чтобы собрать новую армию, и предпринял дипломатические маневры, стараясь внести раскол в стан врага и поссорить Вителли и других заговорщиков с союзниками. Вителли вскоре понял, откуда ветер дует, и решил снова перейти на сторону Борджиа. Примирение должно было состояться в маленьком городке

Сенигаллия на Адриатическом побережье. Борджиа распустил свою французскую армию и прибыл в город лишь с небольшим отрядом, чтобы не вызывать подозрений у Вителли и остальных. Вителли и его командиров он «принял любезно», как добрых друзей. Все было устроено так, чтобы отделить заговорщиков от их войска, после чего Борджиа приказал схватить их и бросить в темницу. В ту же ночь их задушили, несмотря на то что «Вителлоццо просил дозволить ему вымолить у папы полное отпущение грехов, а Оливеретто с плачем сваливал на Вителлоццо вину за все козни против герцога».

Этот случай вдохновил Макиавелли. (Впоследствии он вошел в качестве примера в 7-ю главу «Государя» и упоминался в нескольких других работах.) И действительно, по словам Виллари, именно этот инцидент и три месяца, проведенные в обществе Чезаре Борджиа, подтолкнули Макиавелли к мысли, что наука управления государством никак не связана с соображениями морали. То, о чем Макиавелли рассказывал в эссе «Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеретто Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини», было реальной политикой.

Как бы то ни было, не следует путать описание этой прагматичной политики с реальностью. Макиавелли был творческой личностью, убежденной в необходимости искусного воплощения своих идей. В действительности Борджиа не распустил свое французское войско, чтобы завоевать доверие Вителли, – армию неожиданно отозвали, оставив герцога практически беззащитным. У него не осталось выбора, кроме как хитростью осуществить свой план. (Флорентийская делегация сопровождала Борджиа в этой роковой поездке, и Макиавелли в своем докладе пишет, что уход французов вызвал при дворе герцога настоящий переполох. Таким же преувеличением был плач обреченных жертв и перекладывание вины друг на друга. В первоначальном докладе об этом нет ни слова. Макиавелли хотел возвысить личность Борджиа, придать ему глубины, чтобы его действия не выглядели как простой обман вследствие охватившей герцога паники.)

Эссе и описания Макиавелли ставят целью передать его политическую философию, которая только начинала формироваться. Многие из этих работ тесно связаны с идеей «универсальных законов истории». Однако его произведения по-прежнему изобилуют историческими примерами и яркими описаниями событий, от современных, свидетелями которых был он сам, до известных со времен Древнего Рима. Факты у него не просто подкрепляют теорию, а претворяют ее в жизнь. Политическая философия Макиавелли сама по себе обладает силой и убедительностью. Но какова суть этой теории?

До сих пор Макиавелли всего лишь намекал, какой она будет (некая наука, свободная от морали, как предполагает Виллари). Однако в его подсознании, похоже, эта теория уже начинала складываться. Пока она оставалась несформулированной, а методология представляла собой лишь крепнущую позицию, невысказанное убеждение. Макиавелли учился понимать свою философию, анализируя ее воплощения. В ту пору философией Макиавелли был Чезаре Борджиа.

Подобно многим интеллектуалам, жившим до и после него, Макиавелли был очарован человеком действия, не ведавшим жалости. Чезаре Борджиа – типичное чудовище, вызывающее невольное восхищение своим совершенством. В наше время – эпоху испуганных фюреров и геноцида угрюмых крестьян – подобные типы вышли из моды. Борджиа никак не назовешь заурядным «душегубом».

Семья Борджиа имела испанские корни. Один известный историк XIX в., изучавший эпоху Возрождения, именно этим объяснял их склонность к жестокости и безудержному разврату (он писал это в период, когда бурное развитие науки сочеталось с расизмом). В 1492 г. отец Чезаре Борджиа стал папой Александром VI, попросту купив себе титул. Возможно, это был первый, но уж точно не последний подобный случай. Темперамент нового папы не позволял соблюдать обет безбрачия, обязательный для его сана. Среди его многочисленных детей выделялись Чезаре, Джованни (любимый сын папы) и их сестра Лукреция, легендарная пленница и участница оргий в Ватикане. (Отцом незаконнорожденного сына Лукреции был либо ее отец, Александр VI, либо Чезаре – они сами не знали, кто именно.) Чезаре стал любимцем отца простым и эффективным способом – убив человека, которому это место принадлежало до него, своего брата Джованни. В результате он стал и главнокомандующим папской армией. Эту должность тоже занимал брат. Таким образом ему удалось развернуть военную кампанию, чтобы захватить в личное владение земли в Центральной Италии. И это было только начало.

Человек, за которым Макиавелли имел возможность наблюдать вблизи, казался гротеском, но гротеском опасным. «Красивейший мужчина Италии» умел очаровывать, обладал неукротимой энергией, мог воодушевлять своих подданных блестящей риторикой и пышностью речей, был гениальным военным тактиком и искуснейшим политиком. Однако этот ренессансный «князь света» одновременно был князем маниакально-депрессивной тьмы – скрытный, коварный, склонный к насилию и подверженный безудержным вспышкам гнева, временами впадавший в отчаяние, когда никто не осмеливался войти в его комнату, куда не проникал свет.

Макиавелли считал, что такой человек способен на все. Ничто не может его остановить, пока он не ослаб или не свернул с избранного пути, пока следовал науке добиваться успеха, не обращая внимания на жалость или мораль… Да, в его вдохновенном безумии была своя логика. И Борджиа знал, как ею пользоваться.

В 1503 г. умер Александр VI, а сменивший его папа был заклятым врагом семьи Борджиа. Чезаре Борджиа арестовали, бросили в темницу и выпустили только после того, как он отказался от всех своих завоеваний. Борджиа укрылся в Неаполе, но там его схватили, заковали в цепи и отвезли на корабле в Испанию, где он сбежал из превращенного в тюрьму замка в далекую Францию. Макиавелли наблюдал за низвержением с пьедестала статуи своего героя: гигант, возвышавшийся над людьми и презиравший мораль, превратился в обычного беглеца. Макиавелли был неприятно поражен и в то же время заинтригован. Очарованный школяр уступил место интеллектуалу, способному анализировать. Он объявил своего бывшего героя «человеком без сострадания, восставшим против Христа… заслуживающим самого ужасного конца». Другое дело – его методы. Это наука, причем абсолютно новая наука – политическая.

Тем временем итальянская политика по-прежнему представляла собой калейдоскоп союзов и предательств. Опасность для Флорентийской республики сохранялась, по крайней мере со стороны Медичи, которые начали собирать силы, чтобы вернуться в город в качестве хозяев. Несмотря на то что Макиавелли был секретарем военного Совета десяти, опыта ведения войны у него не было. (Флорентийцы давно приняли мудрое решение: вопросы войны и мира нельзя доверять военным.) Макиавелли дерзнул испробовать на практике одну из идей Борджиа. Он решил, что Флоренция должна сформировать милицию – собственное ополчение из граждан города, а также территорий, находящихся под властью республики. Борджиа уже пытался претворить эту идею в жизнь в Урбино, однако инициативу Макиавелли посчитали слишком экстравагантной и сомнительной. Давняя итальянская традиция использования наемников в междоусобных войнах стала рушиться с появлением регулярных армий, французской и испанской, которые сражались за свою страну. Наемники привыкли воевать друг с другом; сегодняшний защитник Милана в следующем году мог объединиться с противником для нападения на Флоренцию. Поэтому не имело смысла лишаться работы, нанося друг другу увечья или устраивая резню.

Все это Макиавелли видел лично в 1499 г., когда его отправили с поручением к флорентийским войскам, осаждавшим Пизу. Командир наемников просто отказался идти на приступ города, сославшись на то, что это опасно.

План Макиавелли по формированию милиции получил поддержку городских властей, и началась кампания по набору рекрутов. Новую армию обучали, и для управления милицией был образован новый совет, что свидетельствовало о признании ее важной роли. При поддержке Содерини Макиавелли был избран секретарем этого нового совета.

Теперь Макиавелли и Содерини работали рука об руку, чтобы обеспечить безопасность Флоренции. Но обстоятельства были против них. Пиза вновь восстала, отрезав Флоренцию от низовий реки Арно и моря. Новая милиция из местных жителей и пришлых бездельников еще не превратилась в боеспособную армию, которая могла взять город. Что же делать?

Макиавелли обратился к своему главному военному инженеру, белобородому мудрецу, который недавно перешел из армии Борджиа на службу Флоренции. (Выполняя порученную ему миссию, Макиавелли подружился с этим интересным человеком и провел несколько приятнейших вечеров за разговорами и кьянти, пока их хозяин строил свои коварные планы.) Военный инженер выдвинул неожиданную идею, необыкновенная оригинальность которой поразила воображение Макиавелли.

План состоял в том, чтобы изменить русло реки Арно, отвести ее в озеро, а затем ускоренными темпами прорыть канал к морскому побережью у Ливорно. Пиза мгновенно лишится воды, выхода к морю и власти над Флоренцией. Проект мог быть реализован силами всего двух тысяч человек за пятнадцать дней, «если у них будет достаточный стимул для усердной работы».

Макиавелли, а вслед за ним и Содерини были очарованы этим планом приглашенного мудреца по имени Леонардо да Винчи. Начались работы по осуществлению проекта, которые продолжались два месяца. Но тут вмешались доводы разума. Правящий совет Флоренции признал план «не более чем фантазией» и постановил прекратить работы.

В этом эпизоде проявилось еще одно свойство характера Макиавелли, которое сыграет важную роль в его политической философии. Расчетливый и наблюдательный интеллектуал, он не только восхищался выдающимися личностями (такими как Борджиа) – его неудержимо влекла к себе отвага самого действия. Он считал, что людей сковывают соображения морали и осторожность. Так ничего не добьешься. Для успеха необходима дерзость воображения, способность увидеть и осуществить грандиозный план. Увы, эта теория имела свои недостатки. Сгоряча можно упустить один жизненно важный элемент – вопрос реализуемости.

Что касается практической стороны проекта, то он окончился фарсом. (Сотни землекопов ковырялись в заполненном водой рве, а приезжий мудрец задумчиво поглаживал бороду.) Однако теория – в данном случае политическая теория Макиавелли – нисколько не пострадала. Теория всегда может оставаться вдохновляющим проектом. Именно в этом состоит необыкновенная привлекательность аморальной политической науки Макиавелли: неудачу нетрудно свалить на исполнителя. Его провал объясняется неправильным применением теории. Сама же теория остается неизменной. Другой вопрос – можно ли ее вообще правильно применить на практике. Однако осуществимость теории просто не обсуждается. (Это объясняет как недостатки, так и необыкновенную популярность многих политических теорий в истории человечества – от утилитаризма до марксизма. Их практические неудачи всегда можно свалить на неумелое или неправильное применение.)

Содерини благоразумно решил отправить Макиавелли из города с очередным поручением, на этот раз надолго. К тому времени на неспокойной сцене итальянской политики появился еще один сильный игрок. В конце 1507 г. император Священной Римской империи Максимилиан I собрался двинуть свою немецкую армию на север Италии. Там у него был могущественный союзник – соперничавший с Флоренцией Милан.

Макиавелли отправили по ту сторону Альп, ко двору Максимилиана. (Содерини больше не доверял флорентийскому послу при дворе императора.) Путешествие продолжалось шесть месяцев. В результате был написал доклад, продемонстрировавший глубокое понимание Макиавелли политических процессов. В своем «Описании событий, происходящих в Германии» Макиавелли характеризует немцев как серьезных, расчетливых людей, отличающихся также примитивностью и физической силой. Это сравнение было в пользу итальянцев. (Дипломатические депеши и по сей день в силу необходимости пишутся в таком же неполиткорректном и расистском тоне, только сегодня принимаются меры, чтобы их не публиковали в качестве литературных трудов.) Макиавелли с восхищением повествует о немецких городах-государствах, плативших небольшое жалованье и тем самым обеспечивавших превышение доходов над расходами. Это позволяло им содержать собственную хорошо вооруженную и подготовленную милицию, которую в минуты опасности можно было призвать на защиту государства. Он восторженно отзывается о силе Германии, изобилующей людьми, богатствами и оружием, но в то же время проницательно отмечает, что эта сила в большей степени определяется городами-государствами, чем правителями. Макиавелли также указывает на связанные с этим слабости. Города-государства были достаточно сильны, чтобы защитить себя, но практически не оказывали поддержки своему императору. Если император в своих честолюбивых стремлениях затевал поход в чужие земли, то прибытие войск городов-государств редко бывало скоординированным. «Города-государства понимают, что любые завоевания в других странах, таких как Италия, принесут пользу князю [императору], но не им самим».

Вернувшись из Германии, Макиавелли наконец получил возможность осуществить на практике свою идею о милиции. Несмотря на то что его знания в военном деле оставались чисто теоретическими (почерпнутыми из книг, из наблюдений за Борджиа и консультаций со знаменитым мудрецом, военным инженером, и т. д.), он оказался успешным гражданским руководителем отрядов милиции. Макиавелли сыграл главную роль в успешной осаде Пизы в 1509 г.

Тем временем над Италией продолжали сгущаться тучи. В 1511 г. Макиавелли отправили посланником ко французскому двору, который теперь находился в угрожающей близости, в Милане. Там он сделал все, что было в его силах, чтобы уговорить французов не начинать большую войну. В нее неизбежно были бы втянуты Священная лига (Максимилиан и папа), Испания, Франция, Милан, Венеция и, разумеется, Флоренция. Но французы не желали его слушать. «Они ничего не смыслят в управлении государством», – во всеуслышание жаловался Макиавелли. Однако очередной урок был им усвоен: тот, на чьей стороне сила, не нуждается в переговорах.

События развивались стремительно. Папа выступил против Флоренции, заявив, что желал бы возвращения Медичи в качестве правителей города. Войско Священной лиги перешло в наступление и окружило Флоренцию. Городская милиция отказалась сражаться с опытными испанскими солдатами, а жители города взбунтовались, поддерживая Медичи. Содерини был вынужден бежать, и Джулиано Медичи, брат папы, вошел в город.

Для Макиавелли все было кончено. Он был лишен должности (за поддержку Содерини) и гражданства (акт публичного унижения), наказан штрафом в тысячу золотых флоринов (что практически означало банкротство), изгнан из города и отправлен в ссылку в его маленькое поместье в одиннадцати километрах южнее городских стен. Ему всего сорок три года, а жизнь уже разрушена.

Но худшее было еще впереди. Четыре месяца спустя, в феврале 1513 г., во Флоренции раскрыли заговор с целью убийства Джулиано Медичи. У одного из заговорщиков нашли список из двадцати известных горожан, на которых можно было бы опереться после успешного осуществления плана. В списке фигурировала фамилия Макиавелли, и городские власти распорядились его арестовать.

Узнав об этом, Макиавелли немедленно явился к властям и заявил о своей невиновности. Его поместили в Барджелло, печально известную городскую тюрьму. Сидя в камере, он слышал молитвы священников, под звуки которых стенающие заговорщики шли на казнь. Дрожа всем телом, покрытый холодным потом, Макиавелли ждал, когда придут за ним. Но сначала его пытали на дыбе. Запястья жертвы связывали за спиной и привязывали к веревке, перекинутой через колоду. Затем несчастного поднимали над землей, так что вес тела приходился на вздернутые и связанные за спиной руки. Затем веревку резко отпускали, и человек падал почти до самой земли. Боль была невыносимой, к тому же нередко это приводило к вывиху плечевых суставов.

Макиавелли пытали четыре раза – это считалось обычным делом, необходимой частью системы наказания. Не очень молодой и не обладавший богатырским сложением Макиавелли тем не менее держался достойно и впоследствии с гордостью говорил, что стойко перенес пытки и уважает себя за это. Однако перенесенные мучения никак не повлияли на его образ мыслей. В своей политической теории он отводил важную роль пыткам. «Государь должен внушать страх», «страх же заключается в боязни наказания».

Боль и страх перед ней – вот что лежит в основе моральных оснований, законов и даже мирных договоров. Макиавелли знал, о чем говорит, – ему был знаком подобный страх. Он испытал на себе, что такое действие в его крайнем проявлении.

Макиавелли провел в Барджелло два месяца, после чего вернулся в свое поместье. Там он жил в ветхом доме среди прекрасных тосканских холмов, ухаживал за оливами и виноградом, пас небольшое стадо овец и коз. А после долгого и трудного дня, когда солнце садилось за горизонт, отправлялся в ближайшую таверну, чтобы выпить вина, поболтать с местным мясником или мельником, поиграть в карты. Однако такая жизнь была ему ненавистна. Он жаждал вернуться в высшее общество, в государственные комитеты, быть при королевских дворах, в средоточии власти и интриг. Прежде он был влиятельным человеком, а теперь стал никем.

Но как завоевать доверие Медичи? Как доказать, что он всегда действовал исключительно в интересах Флоренции, а не в интересах какой-либо политической фракции или во вред Медичи? Макиавелли был патриотом и не стремился к личной выгоде. Он сочинял жалобные письма, льстивые стихи, вежливые и бесстрастные советы относительно текущего положения дел. Все они оставались без ответа – вероятно, Макиавелли особенно и не надеялся, но это нисколько не смягчало горького разочарования.

Тем не менее у Макиавелли оставался один козырь. Он был человеком, искушенным в международных делах: возглавлял дипломатические миссии в разных городах Италии, во Франции и в Германии, его принимали папа, короли и императоры. От его искусства зависела судьба Флоренции. Он знал, что такое политика. Теперь пришло время упорядочить свои знания, привести их в систему. Пришло время открыть науку, которая, по его убеждению, лежала в основе повседневной политики. Макиавелли изложит неизменные законы этой науки в книге. А когда книга попадет в руки подходящего человека, ее могущественный читатель непременно поймет, как выгодно будет ему пригласить автора к себе на службу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

К. Н. Веселовский Жизнь и труды С. Р. Минцлова Выдающийся библиофил и библиограф, занимательный рассказчик и одаренный прозаик, журналист и путешественник, археолог и коллекционер - все эти определения равно применимы к Сергею Рудольфовичу Минцлову и каждое из них

Стратегия макиавелли Рауль поступил очень хорошо, когда достойно промолчал относительно заявлений, опубликованных в понедельник 21 июля в «Известиях», о возможности создания в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение основано на

Жизнь и труды Аристотеля На мысе у деревни Стагира в Северной Греции стоит не слишком талантливый современный памятник Аристотелю. Его невыразительное лицо таращится поверх неровных, заросших лесом холмов на синеющее вдали Эгейское море. Фигура из девственно-белого

Жизнь и труды Ницше С Ницше философия снова стала опасной игрой, но на иной манер. В предыдущие века философия несла опасность самим философам, Ницше сделал ее опасной для всех. Ницше в конце жизни сошел с ума, и в тоне его поздних работ ощущается некоторое безумие. Но

Жизнь и труды Шопенгауэра Шопенгауэр вновь возвращает нас на грешную землю. И хоть человеком он был малоприятным, его философские работы достойны восхищения. Из всех мыслителей он был самым тонким стилистом после Платона. Его философская система не может оставить вас

Жизнь и труды Платона Платон был известным борцом, и имя, под которым он нам известен, было его борцовской кличкой. Оно значит «широкий» и, видимо, намекало на его плечи (или на лоб, как утверждают некоторые). При рождении в 428 г. до н. э. Платон получил имя Аристокл. Родился

Жизнь и труды Канта Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге, в ту пору столице Восточной Пруссии (ныне российский город Калининград). Предки его были выходцами из Шотландии, которые уехали оттуда в предшествующем веке и, возможно, находились в родстве с

Жизнь и труды Спинозы Барух (или Бенедикт) де Спиноза родился 4 ноября 1632 г. в Амстердаме в семье португальских евреев-сефардов – их фамилия происходит от названия города Эспиноса на северо-западе Испании. Его семья иммигрировала в Голландию, где они смогли отказаться от

Жизнь и труды Кьеркегора Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 г., в том же году, что и немецкий композитор Рихард Вагнер. Две знаковые для культуры своего времени фигуры с противоположными полюсами гения. Кьеркегору было суждено стать всем тем, чем не стал

Жизнь и труды Дерриды Ключевым в философии Дерриды, философии деконструктивизма, является его утверждение: «Вне текста нет ничего». Вопреки этому и независимо от того, какую текстуальную форму он принимает, тот факт, что Жак Деррида появился на свет в 1930 г. в Алжире, по

Макиавелли (Макьявелли) Никколо (род. в 1469 г. – ум. в 1527 г.) Итальянский политический мыслитель и государственный деятель, историк, поэт и первый военный писатель. Создатель политической доктрины сильной государственной власти.Автор книг «Государь» (1513 г.), «История

III. Возвращение в Европу. - Жизнь в Париже. - Первые труды по географии. - Участие Реклю в Парижской коммуне. - Тюрьма и высылка Реклю из пределов Франции. Вернувшись из Америки в Европу, Реклю вступил на французскую почву таким же бедняком, каким он отправился в Америку

Жизнь и труды Хайдеггера Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 г. в горной деревушке Месскирхе на юге Германии, всего в двух десятках километров к северу от Боденского озера и швейцарской границы. Там жили набожные крестьяне, уклад жизни которых оставался почти

Глава I ЖИЗНЬ И ТРУДЫ изнь Вико не богата занимательными происшествиями. Как он сам признавал, «душа его питала великое отвращение к шуму Форума». Стержень биографии любого мыслителя составляет развитие его учения, оно служит путеводной звездой для историка, который эту

Жизнь и труды Гегеля «…величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких словообразований, которые до сих пор можно было услышать только в доме умалишенных, нашла наконец свое выражение в произведениях Гегеля; она сделалась орудием

Никколо Макиавелли краткая биография и интересные факты из жизни итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля изложены в этой статьи.

Никколо Макиавелли биография кратко

Никколо Макиавелли появился на свет в деревушке Сан-Кашано, около Флоренции, 3 мая 1469 года в обедневшей дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Добротно владел латинским языком, поэтому читал древних авторов в оригинале и разбирался в итальянской классике.

В 1498 году он получает должность секретаря Второй канцелярии, позже, но в этом же году – работу секретаря Совета Десяти. Макиавелли отвечал за дипломатию и военную сферу. Долгое время, целых 14 лет, мыслитель выполнял различные поручения правительства: вместе с членами посольства ездил в итальянские государства, Францию и Германию, составлял доклады и справки по действующим политическим вопросам, отвечал за переписку. Зато подобная работа, опыт дипломатической и государственной службы стали основой для последующего создания политических и социальных концепций.

Когда в 1512 году к власти пришли Медичи, Макиавелли из-за расхождения взглядов и споров уходит в отставку. Его, ярого республиканца, высылают на год из города. Спустя год мыслителя арестовывают как возможного участника заговора и пытают. Наконец Никколо помиловали и отправляют в поместье Сант-Андреа.

В имении у него был самый плодотворный период творчества. Он написал много работ на тему политической истории, философии и теории военного дела. В 1513 году была написана работа, которая увековечила его имя в мировой истории — «Государь». Лозунг этого трактата — цель оправдывает средства. В нем автор затрагивал вопросы объединения раздробленной политически Италии в одно сильное государство.

В 1520 году Папа Климент VII вызывает Никколо Макиавелли и назначает его историографом. Папа заказал ему написание истории Флоренции. Также ему принадлежит написание песен, новелл, поэм и сонетов.

В последние свои годы жизни пытался вернуться в политику, но безутешно. На весне 1527 года его кандидатура как канцлера Флорентийской республики была отклонена. А 21 июня 1527 года, пребывая в родной деревне, мыслитель и философ потерял сознание.

Знаменитые труды Макиавелли – «Государь», «Трактат о военном искусстве», «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия», комедия «Мандрагора», «История Флоренции».

Биографические сведения. Никколо Макиавелли (1469-1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции. Он был государственным деятелем (14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики), историком, поэтом и писателем (в част­ности, военным писателем); был другом Леонардо да Винчи и Мике­ланджело. В 1512 г. герцогу Медичи удалось вернуть власть над Фло­ренцией, и в числе многих других деятелей Флорентийской республи­ки Макиавелли был арестован и брошен в тюрьму, позднее отправлен в ссылку в деревню. Именно там он написал большинство своих соци­ально-политических работ.

Основные труды. «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рас­суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Философские воззрения. Автономия политики. Одной из важ­нейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. У Макиавелли прак­тически нет ссылок на «волю Божью», а говоря о судьбе, он акцентиру­ет свое внимание на способах борьбы с ней; он ничего не говорит о «должном» поведении, опирающемся на христианские моральные цен­ности или добродетели (типа «любви к ближнему», «всепрощения», «покорности» и т.д.). Поведение как правителя, так и подданных не связывается со «спасением души», а только с земными интересами. Сфера политики оказывается полностью автономной, это «политика для политики» 1 .

Будучи человеком ренессансной культуры, образцы правильного поведения правителей Макиавелли усматривает прежде всего в дея­тельности древних римлян (преимущественно республиканского пери­ода).

Политический реализм. Социально-политическое учение Макиа­велли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной чело­веческой природы. А человек по своей природе не является ни хоро­шим, ни плохим, впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные ка­чества.

1 В этом Макиавелли следует Телезио, который предложил принцип автономного Рассмотрения отдельных областей исследования.

Говоря о природе человека, Макиавелли неоднократно под­черкивает, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю иму­щества. Поэтому борьба между людьми достигает особого накала там и тогда, где речь идет об обладании собственностью. Такая борьба не­избежна и может приводить к полезным последствиям (например, именно она привела Рим к свободе, т.е. республике).


Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя интересы человека на небе, отвлекает от земных дел. Как и все гуманисты, он оценивает человека по его личным делам и заслугам, и потому резко обрушивается на бесполезное дворянство, живущее чужим трудом.

Политическим идеалом для Макиавелли была Римская республи­ка - мощное, стабильное образование, сохранявшее внутренний по­рядок не одно столетие и сумевшее распространить этот порядок на громадные завоеванные территории. При республиканской форме правления каждый гражданин несет ответственность за судьбу госу­дарства. Но в современных ему условиях наилучшей формой правле­ния он считает наследственную монархию. В основе государства ле­жит сила, не связанная ни с какими моральными нормами, поэтому государство нуждается в аппарате принуждения, и прежде всего ар­мии. Он противник наемной армии и выступает за всеобщую воин­скую повинность.

Идеальный правитель. Идеальный государь - это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать подданных в страхе.

В случае необходимости монарх (особенно придя к власти) может и должен применять крайне жестокие меры, например переселить це­лые народы, разрушить старые города и построить новые, сделать бога­тых бедными, а бедных - богатыми. Все меры оправданы, когда речь идет о сохранении стабильности и порядка в государстве. Так, если есть хотя бы возможность бунта, то лучше заранее казнить несколько десятков ни в чем не повинных людей, которые могли бы возглавить его, чем допустить сам бунт, в котором наверняка погибнут тысячи.

Судьба учения. Учение Макиавелли оказало громадное влияние на развитие всей последующей социальной философии и продолжает оказывать вплоть до сегодняшнего дня. Но если ранее (XVII- XIX вв.) «макиавеллизм» связывали прежде всего с беспринципнос­тью и аморализмом в политике, то сегодня исследователей больше ин­тересует проведенный им анализ технологии власти.

Утопизм

Утопизм - направление в социальной философии, представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального общества. Название направления происхо­дит от названия книги Томаса Мора «Утопия». Само же слово «уто­пия» переводится с древнегреческого языка как «место, которого нет».

Древнейшие варианты утопий имели место в античной мифологии, где существование идеального общества соотносилось с «золотым ве­ком», оставшемся в далеком прошлом. Первой философской утопией можно считать модель идеального государства Платона. Одним из вариантов утопий являются и христианские представления о «цар­стве Божьем* на земле.

Для Средневековья характерно объяснение всех социальных бед в первую очередь греховностью людей и отступничеством от истин­ной веры (при этом представители каждой религии или секты истин­ной верой считали только свою). В рамках различных религиозных общин неоднократно предпринимались попытки создать на практике «кусочки» идеального общества. Продолжались такие попытки и позд­нее, например в период Реформации - создание Томасом Мюнцером (1490-1525) анабаптистской коммуны во время Крестьянской вой­ны в Германии.

В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального госу­дарства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраня­ются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).

В Новое время - в XVIII и особенно в XIX вв. - появилось мно­жество работ в рамках утопического социализма (Сен-Симон, Фу­рье, Оуэн), где акцент делался на необходимость общественной соб­ственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции.

В работах К. Маркса и Ф. Энгельса была выдвинута идея о том, что развитие человечества с неизбежностью ведет к появлению комму­низма, где имеет место общественная собственность на средства про­изводства, господствуют отношения коллективизма, царит материаль­ное изобилие и где каждый член общества получает «по потребности». Но путь к коммунизму проходит через социальные революции. Гранди­озная попытка осуществить эту идею на практике имела место в Рос­сии (1917-1991), а вслед за ней и ряде других стран. Как и все преды­дущие, она закончилась неудачей.

Ренессансный утопизм

Развитие ренессансного утопизма связано с именами Т. Мора и Т. Кампанеллы. Сюда же может быть присо­единен и Фр. Бэкон, чья модель идеального общества («Новая Атлантида») соответствует в целом ренессансной, однако Фр. Бэкона принято считать первым философом Нового времени.

Томас Mop (More) (1478-1535)- английский гуманист, фило­соф и государственный деятель (1529-1532 - канцлер Англии). Ког­да король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя - главой английской церкви, Мор отка­зался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. - канонизировала.

В 1516 г. Мор опубликовал трактат «Утопия» 1 , где изображено идеальное общество. Там все люди равны, нет частной и даже личной собственности, обобществлено не только производство, но и быт. Труд - обязанность всех граждан, распределение на работы произво­дится в зависимости от потребностей общества и способностей граж­дан. Трудовой день длится шесть часов, чтобы оставалось достаточно времени и сил на здоровые наслаждения и развлечения. Самую тяже­лую и неприятную работу выполняют преступники, имеющие статус рабов. Предметы потребления распределяются между гражданами «по потребности», в «Утопии» нет денег. В этом обществе царит матери­альное изобилие, но остается не ясным, за счет чего оно достигается. Основой политического строя является принцип выборности и стар­шинства. Утопийцы допускают различные вероисповедания и осужда­ют лишь атеизм.

Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568-1639)- итальян­ский философ и политический деятель, с 1591 г. - монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце». В этом идеальном го­сударстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день - четыре часа. Активно раз­вивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд лю­дей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца.

1 Полное название этой книги - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Схема 96. Утопизм: основные периоды развития

Литература

Первоисточники

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969-1972. Т. 2.

Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев-Москва, 1998.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999.

Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

Монтень М. Опыты. М., 1991.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.

Учебники

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994-1997. Т. 3.

Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.

Справочники

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000-2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993-1995.

Монографии

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1986.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. М., 1972.

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй поло­вины XIV - первой половины XV вв. М., 1977.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.

О заслугах Никколо Макиавелли перед родной Италией и историей в целом можно писать и говорить бесконечно. Политик, мыслитель и писатель оставил после себя неповторимый трактат, пьесы, рассуждения, лирические произведения. На надгробии Макиавелли написано:

«Никакая эпитафия не выразит величия этого имени».

Детство и юность

В биографии Макиавелли не так много фактов о родителях и детских годах. Родился Никколо в 1469 году, 3 мая. Жил с семьей в деревне Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза (Флоренция). Мать Бартоломмеи ди Стефано Нели воспитывала четырех детей: Примаверу, Маргариту, Никколо и Тотто. Отец семейства, Бернардо ди Никколо Макиавелли, работал адвокатом.

Фамилия Макиавелли одна из древнейших и знатных в Тоскане, однако титул не влиял на материальное положение. Семья адвоката жила бедно. Образование позволило юноше изучать классику на латинском и итальянском языках (Тит Ливий, Иосиф Флавий, Феодосий Макробий). Древнегреческого языка Никколо не знал, но изучал труды , Фукидида, Полибия в латинском переводе.

В биографии Никколо Макиавелли не много эпизодов из детства. Сам мыслитель писал, что в юношестве заинтересовался политикой и не оставался равнодушным к политической ситуации в стране. Из памятных событий: нашествие на Италию Карла VIII, семья Медичи в изгнании, управленческие взгляды реформатора и монаха Джироламо Савонаролы.


Кстати, в письме, предназначенном Рикардо Бекки (посол из Флоренции в Риме), Макиавелли критично отзывался о действиях Савонаролы.

После изгнания Пьеро ди Лоренцо Медичи, правителя Флоренции (сын государственного деятеля Лоренцо Великолепного), по факту государственной измены во главе Флоренции оказался Савонарола с республиканскими убеждениями. Политика нового правителя Макиавелли не устраивала.

Литература

Жизнь и творчество Никколо Макиавелли пришлись на неспокойную эпоху Возрождения: Папа Римский имел возможность владеть армией, а у власти итальянских городов пребывали иностранные государства (Франция, Испания, Священная Римская империя). Часто сменялись союзы, наемники переходили на сторону врага, а власть менялась раз в несколько недель, пал Рим.


В 1498 году Макиавелли начал служить государству в качестве секретаря и посла и сохранил за собой лидерство после казни Савонаролы. С 1502 года мыслитель наблюдал за эффективными способами градоустройства политического деятеля . Хоть попытка основать собственное государство в центральной Италии и потерпела фиаско, Макиавелли открыто восхищался методами политика.

Жестокий и твердый в решениях Борджиа умело искал выгоду в любой ситуации, хладнокровно исполнял задуманное. Эта политика совпадала со взглядами Макиавелли. В некоторых исторических справках существуют авторитетные мнения, что за год тесного общения с Чезаре Борджиа у Никколо зародилась идея об управлении государством, несмотря на моральные устои. Тогда и берет начало становление учения о государстве, отраженное позже в трактате «Государь».


В эпоху Возрождения, во времена научных открытий набирает обороты развитие натурфилософии. Средневековые взгляды и идеи уходят на второй план, уступая место новым учениям. Велико влияние теорий , и Кузанского. Теперь Бог отождествлен с природой.

Политические перевороты и научные достижения не могли не сказаться на произведениях Макиавелли. В 1513 году политик попал под арест как соучастник заговора против Медичи. Вину так и не доказали, Макиавелли оказался на свободе. В это время он начинает трудиться над трактатами.


«Государь» - не огромная многотомная работа, а небольшая книга, которая сделала имя Никколо Макиавелли бессмертным. В этом трактате выражена главная идея итальянского политического деятеля: сила и холодный расчет превыше моральных ценностей у государственного деятеля. Во имя достойной цели, несущей благо, мораль уходит на второй план.

Книга увидела свет только после смерти автора. У современников и многих историков складывалось впечатление о Макиавелли как о грозном беспринципном тиране. Однако есть и сторонники взглядов мыслителя, которые считают его демократичным. Политическая антропология Макиавелли подразумевает политика как человека с преобладанием животного начала, способного во благо себя и народа забыть об этике и морали.


«Государь», написанный примерно в 1513 году (точных данных об этом нет), представляет собой руководство по управлению государством с подробным описанием, как удержать и применить власть. Впервые государь рассматривался как личность.

Произведения Никколо Макиавелли – неповторимый вклад в социологию и политологию. Итальянский мыслитель первым выдвинул идею о том, что каждый мужчина обязан нести военную службу. Об этом – в работе «О военном искусстве».


Помимо трактатов о государственной власти и политике, у Макиавелли есть и другая литература. В 1518 году написана комедия La Mandragola («Мандрагора»). В 1965 году вышла экранизация «Мандрагоры» о хитром Каллимахе, который возжелал жену юриста Никия. Лукреция недоступна и горда. Но в семье адвоката горе: супруг красавицы бесплоден. Каллимахе обещает вылечить болезнь корнем мандрагоры и хитростью добивается совместной ночи с Лукрецией.

Труды Никколо Макиавелли основаны исключительно на опыте и наблюдении. Проповедовать жизненную философию, считал мыслитель, можно только объективно и логически. Работы итальянского философа давно разобраны на цитаты и афоризмы. Сложно переоценить его вклад в историю.

Личная жизнь

Зимой 1501 года действующий дипломат Макиавелли приехал во Флоренцию с очередной государственной миссией. Там и выбрал в жены Мариетту Ди Луиджи Корсини, девушку из небогатой семьи.


Этот брак был взаимовыгодным, направленным, прежде всего, на улучшение благосостояния двух семей. Однако отношения у супругов складывались теплые. Мариетта родила ему пять детей.

Однако это не мешало политику в заграничных поездках заводить многочисленные романтические связи с другими женщинами.

Смерть

Никколо Макиавелли посвятил жизнь карьере и политике, грезил о процветании Флоренции. Однако ни одно из ожиданий не оправдалось. В 1527 году испанцы разграбили Рим, а сменившаяся власть больше не нуждалась в Макиавелли.

Эти события пошатнули здоровье мыслителя. В июне 1527 года Никколо умер. Смерть наступила в Сан-Кашано (поблизости от Флоренции). Где находится захоронение итальянца, никто точно сказать не может. Однако во Флоренции, в церкви «Святого креста», есть надгробие в память о Макиавелли.


Надгробие Никколо Макиавелли в церкви «Святого креста», Флоренция

В 2012 году был снят памятный документальный фильм в память о Никколо Макиавелли.

Кроме того, личность великого итальянца упоминается в фильмах и сериалах. Среди них: «Жизнь Леонардо да Винчи», «Борджиа», «Никколо Макиавелли – принц политики». Имя Макиавелли остается бессмертным в художественной литературе ( «Тогда и теперь», Хорхе Молист «Хранитель секретов Борджиа»).

Библиография

  • 1499 – Discorso sopra le cose di Pisa
  • 1502 – «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны»
  • 1502 – «Описание того, как избавился герцог Валентино от Виттеллоцо Вителли Оливеретте Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини»
  • 1502 – Discorso sopra la provisione del danaro
  • 1513 – «Государь»
  • 1518 – «Мандрагора»
  • 1520 – Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze
  • 1531 – «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»

Несмотря на то, что Никколо Макиавелли создавал свои философские труды в XVI веке, концепции Великого Флорентийца до сих пор используются в политической практике, менеджменте и некоторых социальных науках. Его работы много раз подвергались критике, но при этом всё равно оставались классикой в области политологии и политической истории. Идеи Макиавелли — это, в первую очередь, практические рекомендации, основанные на огромном опыте флорентийского писателя и политика.

Флоренция времён Макиавелли

Политические и философские взгляды Макиавелли напрямую связаны с пережитыми им событиями и общественными процессами, с которыми ему пришлось столкнуться. Политическое устройство Флоренции в годы жизни Макиавелли было весьма своеобразным. Во время войн гвельфов и гибеллинов здесь сформировался такой строй как коммуна, позволявшая жителям самостоятельно управлять своим городом. За 25 лет до рождения Никколо Макиавелли власть в городе захватила могущественная династия Медичи. При этом члены семьи Медичи не занимали каких-либо государственных постов, их власть держалась на авторитете и богатстве. Формально Флоренция оставалась демократической коммуной, но фактически была олигархией — все важнейшие вопросы города решались Медичи. Медичи были покровителями науки и искусств, при них во Флоренции начался расцвет гуманистического движения.

В 1492 году умер негласный глава города — Лоренцо Медичи — и борьбу за контроль над Флоренцией начал настоятель местного монастыря — Джироламо Савонарола. Савонарола сумел добиться изгнания семьи Медичи из Флоренции, а после этого стал вводить новые порядки, направленные, по его мнению, на возрождение нравственности горожан. В городе были запрещены песни, танцы, веселье и роскошные наряды. Началось преследование многих гуманистов, уничтожались произведения искусства. Город погрузился в аскезу и уныние. Диктатура Савонаролы продлилась 5 лет и завершилась казнью властолюбивого настоятеля в 1498 году.

Ещё при жизни Савонаролы в городе начался хаос. Италия XVI века была не единым государством, а совокупностью сильных городов и княжеств, проводивших самостоятельную политику. У многих иностранных правителей и представителей итальянских родовитых семейств возникал соблазн объединить Италию под своим началом. Разумеется, богатая и величественная Флоренция привлекала завоевателей. Поэтому на рубеже XV-XVI веков Флоренция оказалась в самом эпицентре разгоревшихся на Аппенинском полуострове Итальянских войн. На город-коммуну одновременно претендовали:

  • Франция,
  • Испания,
  • Священная Римская империя.

Биография Никколо Макиавелли

Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.

Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.

Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.

Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.

В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.

Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.

Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:

  • «Государь» (1513);
  • «Искусство войны» (1519-20);
  • театральная пьеса «Мандрагора»;
  • сказка «Бельфагор» и многое другое.

В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».

В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.

Идеи Макиавелли

Литературное наследие Макиавелли весьма обширно. Оно включает в себя множество его отчётов о выполнении дипломатических миссий и докладных записок о внешнеполитической обстановке. В этих документах Макиавелли излагал свой взгляд на те или иные события и поведение глав государств. Однако самой главной и известной работой флорентийского философа является труд «Государь». Считается, что праобразом государя, описанного в работе Макиавелли, был Чезаре Борджиа — герцог Романьи и Валентинуа. Этот человек прославился безнравственностью и жестокостью. Но в то же время Чезаре Борджиа отличался проницательностью и тщательным подходом к решению важных государственных вопросов. Также работа Макиавелли основывалась на его собственном опыте и анализе политической жизни современных ему стран и античных держав.

В «Государе» Макиавелли высказал следующие идеи:

  • Оптимальная форма правления государством — абсолютная монархия, хотя в некоторых случаях бывает эффективна и республика;
  • История циклична. Все государства бесконечно проходят одни и те же фазы. Сначала — единоличное правление; затем — власть высшей аристократии; потом — республика. Однако республиканское правление не может длиться вечно, рано или поздно оно снова сменяется абсолютной монархией;
  • Смена описанных выше фаз связана со столкновением интересов множества социальных групп. Макиавелли был одним из первых, кто отметил диалектику исторического процесса;
  • Три главных опоры любого государя: законодательство, армия и союзники;
  • Решение самых важных государственных задач можно осуществлять любыми способами, даже не самыми гуманными. К последним можно прибегать в тех случаях, когда встаёт вопрос о создании или сохранении государства;
  • Хороший государь должен уметь сочетать честность и коварство, доброту и жестокость. Умело используя то одно, то другое, правитель может достигнуть абсолютно любых целей. Государю не следует избегать лицемерия, хитрость — главное оружие на политическом поприще;
  • Государь должен внушать своим подданным страх, но не ненависть. Для того чтобы избежать последнего правителю не следует злоупотреблять жестокостью и уметь трезво оценивать сложившуюся в стране ситуацию. Макиавелли был категорическим противником тирании. По его мнению, тираны — слабые люди, губящие сами себя и своё доброе имя;
  • Государь не должен быть расточителем;
  • Наиболее опасные для государства люди — это льстецы. Государь должен приближать к себе тех людей, которые всегда говорят правду, какой бы горькой она ни была.

Также в своей работе Макиавелли рассуждал о том, как лучше удерживать в своей власти завоёванные государства, как подчинять себе население других стран и как лучше воевать с самыми сильными соседями.

Идеи Макиавелли не ограничивались одним только государственным управлением. Писатель заложил основы абсолютно нового мышления, отличного от средневековой схоластики. Макиавелли считал, что философия не должна сводиться к пустому созерцанию, а носить практический характер и служить на благо обществу. Фактически Макиавелли стал основателем новой области знаний — политической науки. Он занялся разработкой её предмета, объекта изучения и методологии.

Современному человеку философия, изложенная на страницах книги Макиавелли, может показаться негуманной и антидемократической. Более того, идеи Макиавелли критиковали и его современники. Философ прямо утверждал, что все происходящие в государстве процессы являются не проявлением божественной воли, а порождены человеком, который не всегда отличается высокими моральными устоями. Фактически эта идея совершила настоящий переворот в политическом учении, сделав эту научную область сугубо светской. Одновременно Макиавелли переосмыслил понятие «морали», также отвергнув её религиозное толкование. Мораль и нравственность для флорентийского писателя, в первую очередь, касались отношений человека и общества. Из-за этих идей католическая церковь включила все сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг».