Если у вас гиперактивный ребенок до года и после: причины, симптомы и рекомендации. Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

В медицинской практике геперактивность - это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по- разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством - синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства - это не значит, что ребенок - гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях - дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках - пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции - как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов - психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые - каждый день в рамках проведения лечебного курса. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям, имеющим СДВГ, нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз), об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Очень важно знать, как проявляется гиперактивность на каждом возрастном этапе развития ребенка. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки гиперактивности у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается: излишней возбудимостью; бурным реагированием на разнообразные манипуляции; излишней чувствительностью к внешним раздражителям - звуку, яркому свету; нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует); отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца); запоздалым развитием речи. Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения - прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года нарушение характеризуется следующими признаками: неусидчивость; большое число лишних движений у малыша; хаотичность движений; задержка речевого развития; моторная неловкость.

Признаки гиперактивности у дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются. В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками: неусидчивость; невнимательность; непослушание; трудности при укладывании спать; замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления гиперактивности у младших школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния. Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются: невозможность сконцентрировать внимание; неспособность сидеть на одном месте некоторое время; затруднение выслушивания взрослого; неуравновешенность; заниженная самооценка; вспыльчивость; головная боль; нервный тик; возникновение разнообразных фобий (страхов); энурез. Симптоматика гиперактивности у подростков

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык. Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Как отличить активность от гиперактивности ?

Родители нередко задаются вопросом - что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию?

Гиперактивный ребенок

Активный ребенок

Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет.

Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.

Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы.

Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.

Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии.

Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.

Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно.

Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.

Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию - кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки.

Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством - их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи с СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения этой особенности сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например, ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемую обстановку, без каких- либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Устранение проблем гиперактивности у детей - это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Вы можете получить информацию по интересующему вопросу, отправив сообщение на электронную почту [email protected]

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется.

Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Виды заболевания

Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

  1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
  2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
  3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.

Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза.
Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.


Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден.

Такие малыши способны шокировать своим поведением, раздражать, приводить в ужас взрослых. Малышей ругают воспитатели, а детишек школьного возраста — учителя. Даже любящие родители от подобного поведения совсем не в восторге.

Малыш ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение крохи переходит любые границы.

Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое гиперактивность? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей. При этом у мальчиков значительно чаще встречаются патология, чем у девочек.

Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) закладывается еще до появления крохи на свет.

Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:

  • угроза прерывания;
  • гипоксия плода;
  • курение;
  • неправильное питание;
  • стрессы.

У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:

  • недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);
  • стимуляция родов;
  • стремительные роды;
  • затяжные роды.

Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:

  • наличие у малыша неврологических патологий;
  • постоянные конфликты или сложные отношения в семье;
  • чрезмерная строгость по отношению к ребенку;
  • отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом);
  • неправильный рацион питания малыша.

Если у крохи сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивности у ребенка увеличивается.

Симптоматика патологии

Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки патологии у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается:

  • излишней возбудимостью;
  • бурным реагированием на разнообразные манипуляции;
  • излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
  • нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
  • отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
  • запоздалым развитием речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения — прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы патологии у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:

  • неусидчивость;
  • большое число лишних движений у малыша;
  • хаотичность движений;
  • задержка речевого развития;
  • моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются.

В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками:

  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • непослушание;
  • трудности при укладывании спать;
  • замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
  • затруднение выслушивания взрослого;
  • неуравновешенность;
  • заниженная самооценка;
  • вспыльчивость;
  • головная боль;
  • нервный тик;
  • возникновение разнообразных фобий (страхов);
  • энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.

Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Разновидности патологии

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется болезнь бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, витанием в облаках.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип патологии. Болезнь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
  3. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патология, при которой сочетается нарушение внимания и гиперактивность. Самая распространенная форма заболевания.

Возможные последствия

Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем перерастет. Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться.

Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными проявлениями физической агрессии:

  • избиение;
  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки суицида.

Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обладают прекрасным уровнем развития, нередко превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания.

Гиперактивные дети часто становятся творчески одаренными личностями. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту.

Диагностика патологии

Лечением гиперактивных детей занимаются следующие специалисты:

  • детский невролог;
  • психиатр;
  • психолог.

Диагноз при первичном обращении не ставится. В течение полугода ребенка наблюдают и обследуют. Клинико-психологическое обследование основано на:

  • методах беседы, интервью;
  • непосредственном наблюдении за поведением;
  • нейропсихологическом тестировании;
  • полученной информации от родителей и педагогов при помощи специальных диагностических опросников.

Как отличить активность от гиперактивности?

Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Для этого рекомендуется воспользоваться небольшим тестом на гиперактивность ребенка в приведенной следующей таблице:

Гиперактивный ребенок Активный ребенок
Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет. Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.
Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы. Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.
Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии. Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.
Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно. Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.
Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки. Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Однако помните, что такая диагностика позволяет заподозрить патологию. Поставить окончательный диагноз может только врач.

Обследование юного пациента

Прежде чем лечить патологию, необходимо правильно поставить диагноз. Ведь за подобным синдромом может скрываться любое неврологическое и соматическое расстройство (анемия, гипертиреоз, хорея, эпилепсия, нарушение зрения, слуха, артериальная гипертензия).

Для уточнения диагноза ребенка направляют на консультацию к:

  • эндокринологу;
  • отоларингологу;
  • эпилептологу;
  • офтальмологу;
  • логопеду.

Подтверждается синдром гиперактивности только после следующих обследований:

  • МРТ мозга;
  • анализа крови (биохимия, общий);
  • ЭхоКГ;

Лечение патологии

Родителям необходимо строго уяснить, как бороться с данной патологией. Лечение включает в себя:

  • психотерапию;
  • психолого-педагогическую корректировку;
  • медикаментозную терапию;
  • немедикаментозные способы.
  • щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные уроки);
  • полноценный сон;
  • правильное питание;
  • нормальная физическая активность;
  • длительные прогулки.

Предпочтение отдается немедикаментозным способам лечения. Однако, что делать, если предпринятые методы оказались неэффективны? В этом случае выбор останавливается на медикаментозном лечении.

Двигательная активность

Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.

Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.

Психологическая помощь

Разработаны разнообразные методики, демонстрирующие, как вылечить патологию.

Они направлены на уменьшение тревожности, повышение коммуникабельности.

Психолог подскажет, как снизить агрессивность ребенка.

Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно уверенно.

Под руководством психотерапевта, психолога проводятся специальные аутогенные тренировки, индивидуальная, семейная, поведенческая психотерапия.

В коррекционной работе необходимо задействовать практически все окружение малыша – родителей, воспитателей, педагогов. Индивидуально разрабатываются специальные упражнения для развития памяти, речи, внимания.

Как лечить серьезные нарушения речи – способен подсказать логопед.

Медикаментозная терапия

Препараты назначаются как вспомогательные методы коррекции.

Для эффективного лечения может назначаться стимулятор. Это лекарство от патологии рекомендуется при сложных формах болезни. Оно помогает пациенту игнорировать отвлекающие моменты и улучшить концентрацию внимания. Популярными препаратами являются:

  • Аддерал;
  • Декседрин;
  • Концерта;
  • Фокалин;
  • Риталин;
  • Метилин;
  • Виванс.
  • Кортексин;
  • Глиатилин;
  • Энцефабол;
  • Фенибут;
  • Пантогам.

Использование народных средств

Борьба с патологией народными средствами может принести дополнительный положительный эффект. Однако помните, что так же легко она способна и навредить крохе. Поэтому перед применением обязательно посоветуйтесь с врачом.

Особенности общения с гиперактивным ребенком

Родителям следует настроиться на длительное лечение, которое потребует соблюдения определенных правил:

  1. Кроху следует часто хвалить, когда он заслуживает. Поощряйте и незначительные успехи, будьте к нему внимательны.
  2. Обязательно придумайте малышу ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
  3. Заведите блокнот, в который записываете вместе с малышом каждый день его успехи.
  4. Ставьте перед малышом соответствующие способностям задачи, за выполнение которых обязательно хвалите. Не занижайте и не завышайте требования.
  5. Определите четкие границы – что нельзя, что можно. Малыш должен научиться справляться с трудностями, не создавайте тепличные условия.
  6. Не приказывайте малышу, старайтесь всегда просить.
  7. Вызывающее поведение крохи – это желание привлечь внимание. Проведите больше времени с ним.
  8. Поддерживайте дома строгий распорядок дня, который должны соблюдать все члены семьи.
  9. Старайтесь избегать чрезмерно людных мест – рынок, торговый центр – чтобы не спровоцировать перевозбуждения крохи.
  10. Оберегайте малыша от переутомления. Такое состояние вызывает повышенную двигательную активность и занижает самоконтроль.
  11. Не позволяйте малышу долго смотреть телевизор. Введите определенный режим просмотра и четко ему следуйте.
  12. Все ваши правила и ограничения должны обязательно быть выполнимыми. Поэтому перед введением их проанализируйте, сможете ли он выполнить их.
  13. Ребенок нуждается в налаженном режиме сна. Он должен просыпаться и ложиться спать в одно время. Малыш обязательно должен высыпаться.
  14. Учите ребенка думать о последствиях его действий и обучайте самоконтролю.
  15. Старайтесь сохранять спокойствие. Вы – пример для крохи.
  16. Малыш должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Это очень важно для него. Так же как и для ребят, страдающих от ожирения. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой малыш сможет раскрыть способности.

Профилактические меры

Профилактика начинается до появления младенца на свет. Она предусматривает обеспечение нормальных условий для протекания беременности, родов.

Комплексная и своевременная коррекционная работа позволит малышу научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Обязательным условием для полноценного развития гиперактивного ребенка является благоприятный микроклимат в детском коллективе и семье.

Доктор обращает внимание

Никогда не ставьте самостоятельно диагноз. Не вешайте ярлыков на малыша даже при наличии многих характерных признаков СДВГ. Наличие патологии может подтвердить только опытный специалист-психоневролог на основании тщательных обследований и ряда тестов. Ранняя диагностика позволяет значительно раньше предпринять необходимое лечение. При соблюдении адекватной терапии и рекомендуемых правил поведения кроха получает все шансы на выздоровление.

Гиперактивный малыш – это ребенок, который отличается поведенческими и неврологическими нарушениями. Крохе свойственны: неусидчивость, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, отвлекаемость, высокая двигательная активность. Такому ребенку требуется неврологическое, нейропсихологическое обследование. А помощь предполагает психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение, проведение необходимой психотерапии, лекарственной и немедикаментозной терапии.

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

ВАЖНО! При любых сомнениях наиболее разумным выходом станет посещение специалиста, способного точно поставить диагноз. Однако именно наличие характерных симптомов должно насторожить родителей, являясь серьезным поводом для визита к невропатологу.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности . Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах . Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний , перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности . Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери . Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:


Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:


Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

ВАЖНО! Постоянные скандалы и ссоры могут привести ребенка в угнетенное, стрессовое состояние. При нехватке положительных эмоций, нуждаясь в любви и заботе, малыш будет пытаться таким образом обратить на себя внимание семьи.

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход: