Импичмент и другие основания прекращения полномочий президента. Президент Российской Федерации: отрешение от должности

Первая стадия состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой на рассмотрение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный Суд для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе Председателя, его заместителя и 10 – 12 членов. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению фракций и депутатских групп общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании. Состав комиссии формируется с учетом равного представительства фракции и депутатских групп.

Специальная комиссия проверяет фактическую обоснованность обвинения против Президента, соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных Регламентом Государственной Думы.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Комиссия большинством голосов ее членов принимает заключение о наличии фактических оснований (реальность событий), положенных в основу предложения о выдвижении обвинения и соблюдении процедуры для выдвижения обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. На этом заседании:

1) выступает уполномоченный группой с докладом о предложении о выдвижении обвинения;

2) делает доклад председатель специальной комиссии;

3) заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

4) в обсуждении принимают участие депутаты, приглашенные эксперты и другие лица, оценки и показания которых имеют существенное значение, полномочный представитель Президента РФ.

По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа ее депутатов принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента в 5-ти дневный срок направляется в Совет Федерации.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа, Государственная Дума принимает постановление об отказе о выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит дальнейшему опубликованию. Постановление направляется за подписью Председателя Государственной Думы в Совет Федерации, а также Президенту РФ.

Вторая стадия состоит в принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности .

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В соответствии со ст.108-110 Федерального конституционного закона от 21 июня 1994 года «О Конституционном Суде РФ», такой запрос считается допустимым, если обвинение выдвинуто Государственной думой и имеет заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Данный запрос из Совета Федерации в Конституционный Суд РФ направляется не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.

Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса.

Если Конституционный Суд РФ даст заключение о том, что порядок выдвижения обвинения соблюден, то для того, чтобы Президент РФ был отрешен от должности необходимо за это решение проголосовать 2/3 членам Совета Федерации от его общего состава.

В случае же принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренного Конституцией РФ, рассмотрение обвинения прекращается.

В ч.3 ст.93 Конституции РФ специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента от должности. Это решение должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. И если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение будет считаться отклоненным.

Такова процедура отрешения Президента от должности, которая выражает особенности его конституционной ответственности.

Конституция РФ, как и основные законы других стран, регулирует только отрешение Президента РФ от должности. После отрешения от должности он может нести ответственность, если совершил преступление по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Часть 3 ст.92 Конституции РФ предусматривается порядок временного исполнения президентских обязанностей. Установлено, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ. Однако, исполняющий обязанности главы государства не наделен правом осуществлять некоторые президентские полномочия, а именно: назначать референдум; распускать Государственную Думу; вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

В своем постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-П Конституционный Суд Российской Федерации официально расширил толкование ч.3 ст.92. Он установил, что временное исполнение президентских обязанностей означает как их исполнение в течении трех месяцев до выборов нового Президента (по основаниям, указанным в ч.2 ст.92), так и на неизвестный период в случае решения самого Президента временно передать свои полномочия либо в случае, когда объективно исключено принятие Президентом решения о временном возложении обязанностей на Премьер-министра (например, при незаконной изоляции главы государства). Поэтому теперь названный спор можно считать официально завершенным.

Собственно говоря, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин еще до такого толкования применил данную модель, когда осенью 1996 г. временно передал свои обязанности тогдашнему Председателю Правительства В.С.Черномырдину. Это происходило следующим образом. Сначала, 19 сентября 1996 г. был издан Указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». Его значение сводилось к определению объема полномочий Председателя Правительства Российской Федерации как временно исполняющего обязанности Президента страны и процедуры юридического оформления начала и окончания периода временного исполнения обязанностей. Довольно сложная конструкция была избрана не случайно: имелось в виду, что подобная модель может быть когда-нибудь в будущем, при других политических обстоятельствах использована в качестве прецедента.

В день хирургической операции, которой подвергся Президент Российской Федерации, т.е. 5 ноября 1996 г., был принят Указ Президента № 1534, носивший характер непосредственной временной передачи президентских полномочий В.С.Черномырдину. Он так и назывался: «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного испонения обязанностей Президента Российской Федерации».Им определялся не только день, но и час – 7 часов 00 минут – начала временного исполнения обязанностей главы государства. На следующий день, после выхода Б.Н.Ельцина из-под действия наркоза, 6 ноября им был подписан последний в этой серии Указ № 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации». Это исполнение, согласно Указу, прекращалось с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.

Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.


Заключение

За последние десятилетия увеличилось количество государств в политических системах которых успешно развивается институт прези­дентства. На наш взгляд это связано с тем, что у этого института существует определенное преимущество. Применительно к Российской Федерации существовали свои причины, которые во многом обусловили переход к институту президентства. В их числе как объективные, так и субъективные факторы.

С 1991 года прошло слишком мало времени, чтобы по достоинс­тву оценить президентскую власть, которая вместе с другими инсти­тутами формируется и учится на ошибках.

С учетом опыта зарубежных стран и российской действительности к преимуществам института президентства можно отнести следующие:

Глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране;

Президент может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях; отвечает за безопасность страны;

обеспечивает проведение внутренней и внешней политики;

Имеет возможность координировать деятельность различных ветвей власти, обеспечивая единство государственной деятельности.

Все это и многое другое - наиболее общие и типичные достоинства президентской власти.

Однако, остается еще немало вопросов, на которые не даются исчерпывающие ответы в Российской Конституции. Например, о преде­лах неприкосновенности Президента; о механизме досрочного прекра­щения полномочий и др. Конституцией РФ не предусматривается при­нятие федерального закона "О Президенте РФ". Однако, разработка принятия такого нормативного правового акта послужило бы снятию отдельных проблем в осуществлении президентской власти в России.

Перед Российским государством стоят задачи совершенствования всей системы органов государст­венной власти. Разбалансированность государственного механизма не позволяет эффективно использовать потенциал государственной власти в решении экономических, социальных, политических проблем

Важными направлениями совершенствования государственного механизма является обеспечение более четкого взаимодействия ветвей власти, федеральных органов и органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, эффективной организации и деятельности органов исполни­тельной власти, их согласованной целеустремленной работы. В этом ответст­венная роль принадлежит Президенту РФ.

Формы и методы решения этих задач непосредственно затрагивают вопрос о полномочиях Президента РФ. В юридической литературе должно уделяться больше внимания исследованию конституционных рамок его полномочии. Должно подвергаться всестороннему анализу обширная указная деятельность Президента РФ, соотношение практики его деятельности и ее конституционные основы.


Библиография

Конституция Российской федерации. – М – 1994.

Федеральный конституционный район от 21 июня 1994 года «О Конституционном Суде РФ» //Российская газета – 1994. – 23 июня.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2001 года «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ.- 2001. – Ст. 2277

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» // Российская газета. 2002. – 2 февраля

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» // Российская газета. – 1996.- 8 июня.

Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. Российская газета. – 2001. – 15 февраля.

Федеральный закон от 11 июня 2001 года «О политических партиях» // Российская газета. – 2001.- 15 июля.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. – 2002. – 15 июня.

Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ» // Российская газета. – 2003. – 16 января.

Постановление КС РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П « По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. - № 18. – СТ. 2253.

Указ Президента РФ от 15 февраля 1994 г. № 319 «О штандарте (флаге) Президента РФ» // Российская газета – 1994. – 22 февраля.

Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента РФ и Правительстве РФ» // Российская газета. – 1994. – 21 июня.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – 1996. – 27 мая.

Указ Президента РФ от 19 сентября 1996 г. №1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – 22 сентября.

Указ Президента РФ от 2 октября 1996 г.№1412 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 15.04.1997 № 352, от 30.06.1997 № 660. от 18.08.1997 № 898, от 28.08.2997 № 946, от 01.09.1997 № 958, от 19.09.1997 № 1039, от 06.10.1997 №1068, от 30.10.1997 № 1146, от 12.02.1998 № 162, от 11.08.1998 № 945, от 14.11.1999 № 1520, от 27.06.2000 № 1192, от 17.08.2000 № 1521) // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689; 2000. №34. Ст. 3438.

Указ Президента РФ от 5 августа 1996 г. № 1138 «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ» //Российская газета. – 1996 – 6 августа.

Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 года «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 30.06.1997 г. №660, от 12.02.1998 № 162, от 07.08.1998 № 917, от 30.01.1999 № 163, от 01.09.2000 № 1606) // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 118; 2000. №36. Ст. 3636.

Указ Президента РФ от 19 сентября 1997 года № 1039 «Об Управлении Президента РФ по внешней политике» // Росс. Газета –1997.- 26 сентября.

Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999 - № 32 – Ст. 4041; - № 47.-Ст.5684.

Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 года «О военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. – 2000. – 24 апреля.

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» (в ред.Указов Президента РФ от 21.06.2000 № 1149. от 09.09.2000 № 1624) // СЗ РФ.2000. № 20.Ст. 2112; № 38. Ст. 3781.

"Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента), утвержденное Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842; 1997. № 20. Ст. 2238: № 41.Ст.4680

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 апреля 2000 года «О результатах выборов Президента РФ» // Росс. газета- 2000.-7 апреля

Конституции РСФСР 1978 г. в редакции закона от 24 мая 1991 г.// ВВС РСФСР. 191. № 22. Ст. 776.

Закон РСФСР от 27 июня 1991г. «О вступлении в должность Президента РСФСР» // ВВС.-1991.- № 21- Ст.708

Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Учебник.- М.: Таис, -1995.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-3-е изд. и доп.-М., 2001.

Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в РФ// Конституционный строй России. Вып. 2 – М., -1995.

Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., –1999

Государственное право буржуазных и освободившихся стран. -М., -1986. Скуратов Ю.И., Шафир М.А. Президентская власть в СССР.-М.,-1991

Исполнительная власть в РФ/ Под ред. Ноздрачева А.Ф., Тихомирова Ю.А. – М.: БЕК, 1996

Комментарий и Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева – М.,- 1996.

Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева – М., 1998.

Конституционный строй в России М.,-1995.

Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: Учебное пособие. – М., -2002.

Матвеева Т.А. Проблемы реализации конституционных принципов деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. / В сб. Конституция РФ 1993 года и развитие отраслевого законодательства, - Воронеж.- 1995

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В.В. Лазарев.- М., 2001

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.-1994

Скуратов Ю.И. Институт президентства в республиках Российской Федерации парламентского типа.// Право и жизнь. –1996.-№10.

Скуратов Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. 2. –М., -1995.

Современные зарубежные конституции. М. – 1992 - С. 162 – 163.

Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. - М.,1997.С.178-179.

Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. Автореф. диссертации доктора юрид. наук. – М.,-2000.

Окуньков В.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика – М,-1996 г.

Толстик В.А. Иерархия источников Российского права. Нижний Новгород.-2002.

Якубов А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право. //Вестник Моск. уп-та. Серия 11, Право, - 1994. - №5.


См.: Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.,

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., С. 5-7

См.: Скуратов Ю.И. Институт президентства в республиках Российской Федерации парламентского типа.// Право и жизнь. –1996.-№10.- С. 54.

См.: Тамже. – С. 54-55

ВВС. -1991.- №17. -Ст. 510,512;- №21. Ст. 708; №26. Ст.880

ВВС.- 1991-. №22.- Ст. 776

См.: Матвеева Т.А. Проблемы реализации конституционных принципов деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. / В сб. Конституция РФ 1993 года и развитие отраслевого законодательства,- Воронеж.- 1995-С. 96.

См.: Конституционное совещание: стенограммы заседаний групп представителей. -М., -1993, -8 июня. -С. 10-11.

Лехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Учебник.- М.: Таис, -1995. -С. 116-117; Исполнительная власть в РФ/ Под ред. Ноздрачева А.Ф., Тихомирова Ю.А. – М.: БЕК, 1996. С. 4-5

См.: Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в РФ// Конституционный строй России. Вып. 2 – М., -1995. -С. 78-79

См.: Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: Учебное пособие. – М., -2002. – С. 440

См.: Государственное право буржуазных и освободившихся стран. -М., -1986. -С. 87-89; Скуратов Ю.И., Шафир М.А. Президентская власть в СССР.-М.,-1991.-С.6-7

См.: Скуратов Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. 2. –М., -1995. – С. 70-71

На вновь избранного Президента РФ возлагается высший орден страны – «За заслуги перед Отечеством» I степени с орденской цепью (См.: Орден для Президента от «Русских ремесел». –Росс. газета. – 1996. – 2 августа).

См.: Краснов Ю.К. Указ. соч. –С. 441-442

См., например: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 апреля 2000 года «О результатах выборов Президента РФ» // Росс. газета- 2000.-7 апреля

См.: Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева – М., 1998. – С. 375

См.: Краснов Ю.К. Указ. соч. – С. 438

Статьи 109,111,117 Конституции РФ закрепляют основания, по которым Президент РФ может распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а также случаи ограничения этого права

См.:"Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента), утвержденное Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842; 1997. № 20. Ст. 2238: № 41.Ст.4680

Постановление КС РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1996. -№ 18.- Ст. 2253

См.: Суворов В. Н. Указ. соч. – С. 20

Положение о полномочном представителе Президента РФ в Федеральном Собрании утверждено распоряжением Президента РФ от 30 марта 1994 года // Росс. газета. –1994. –1 апреля

Цит. по: Суворов В.Н. –Указ. соч.- С.14

Указ Президента РФ от 31 декабря 1996г. «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 30.06.1997 № 660, от 12.02.1998 № 162, от 07.08.1998 № 917, от 30.01.1999 № 163, от 01.09.2000 № 1606) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 118; 2000. № 36. Ст. 3636

Ведомости РФ 1992.-№15.- Ст. 769; 1993.-№2.-Ст. 77; САПП.1993.-№52.- Ст. 5086

Собр. зак-ва РФ. -1999.-№32.- Ст. 4041; №47.- Ст. 5684

См.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» // Российская газета. 2002.-2 февраля

См.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2001 года «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ.-2001.-№23.- Ст. 2277

См.: Указ Президента РФ от 19 сентября 1997 года № 1039 «Об Управлении Президента РФ по внешней политике» // Росс. Газета- 1997- 26 сентября.

Указ Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 15.04.1997 № 352, от 30.06.1997 № 660. от 18.08.1997 №898, от 28.08.1997 №946, от 01.09.1997 №958, от 19.09.1997 № 1039, от 06.10.1997 № 1068, от 30.10.1997 № 1146. от 12.02.1998 № 162, от 11.08.1998 № 945, от 14.11.1999 № 1520, от 27.06.2000 № 1192, от 17.08.2000 № 1521) // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689; 2000. № 34. Ст. 3438

См.: Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. - М.,1997.С.178-179

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» (в ред. Указов Президента РФ от 21.06.2000 № 1149. от 09.09.2000 № 1624) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 38. Ст. 3781

См.: САПП.-1994.-№13,- ст. 1001;-№11.-ст. 867;-№14,-ст. 1070; СЗ РФ.-1994.-№15.-ст. 1714;-1996.-№18.ст.2116.

См.: САПП.-1994.-№15.-ст. 1215; СЗ РФ.-1994.-№4.-ст. 305;-1995.-№4.-ст. 281;-1996.-№4.-ст. 262.

САПП.-1993.-№7.- Ст. 598

Цит. по: Толстик В.А. Иерархия источников Российского права. Нижний Новгород.-2002.- С. 143-144

Конституционный строй в России М.,-1995.- С.64

См.: Конституционный строй России. Вып.2.- М.,-1995. С. 76

См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е., изд., доп. и перераб. - М., 2001.-С. 461

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-3-е изд. и доп.-М., 2001.- С. 423.

См.: Краснов Ю.К. – Указ. соч. – С. 74-75

См. также: Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. Российская газета. -2001. -15 февраля.

См.: Комментарий и Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева – М.,- 1996. – С. 393

См.: Современные зарубежные конституции. М. – 1992 - С. 162 – 163.

Подробнее об этом см.: Якубов А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право. //Вестник Моск. уп-та. Серия 11, Право, - 1994. - №5. – С. 51 – 52.

См.: ст. 121 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции закона от 24 мая 1991 г.// ВВС РСФСР. 191. № 22. Ст. 776.

См.: Научно – практический комментарий к Конституции Российской Федерации – С. 465 – 466.

Ведомости Конституционного Суда Российской Федерации – 1999 - №5

См.: Научно-практический комментарий к Конституции РФ. – С.463-464.

См. Окуньков В.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика – М,-1996 г.- С.134-137.

  • 8. Понятие, задачи, предмет и методология науки конституционного права.
  • 9. Понятие, структура и история преподавания учебной дисциплины: “Конституционное (государственное) право России”.
  • 10. Понятие, сущность и структура конституции.
  • 11. История и этапы конституционного развития России.
  • 12. Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г. И ее значение для дальнейшей демократизации общественной жизни в России.
  • 13. Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации.
  • 14. Основные принципы Конституции России 1993 г.
  • 15. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., способы и порядок пересмотра ее положений, принятия конституционных поправок.
  • 16. Понятие и содержание конституционных основ государственного строя Российской Федерации и его основополагающие принципы.
  • 17. Политическая система общества в России: понятие и основные элементы.
  • 18. Понятие и содержание экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
  • 19. Социальные основы конституционного строя России.
  • 20. Государство - основная форма реализации полновластия народа.
  • 21. Россия – демократическое, правовое, социальное и светское государство.
  • 22. Признаки правового государства и их закрепление в Конституции России.
  • 23. Конституционные основы деятельности политических партий, общественных объединений по защите и выражению общественно-полезных интересов граждан Российской Федерации.
  • 24. Общественные объединения в России: понятие и отдельные виды.
  • 25. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения и проведения, вопросы, юридическая сила принятого решения.
  • 26. Избирательное право: понятие и принципы.
  • 27. Избирательные системы в России (мажоритарная и пропорциональная).
  • 28. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.
  • 29. Избирательные комиссии: порядок образования, виды и основные полномочия.
  • 30. Выдвижение и регистрация кандидатов. Избирательный залог.
  • 31. Финансирование выборов. Избирательные фонды.
  • 32. Предвыборная агитация: основные формы, равные условия, запреты.
  • 33. Порядок выборов главы Российского государства.
  • 34. Понятие и принципы конституционного статуса человека и гражда­нина Российской Федерации.
  • 35. Естественность и не отчуждаемость прав и свобод человека.
  • 36. Основной закон Российского государства о правовых механизмах реализации и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей российских граждан.
  • 37. Конституционные ограни­чения основных прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации.
  • 38. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (правовые, политические, социальные, финансово-экономические, организационные, международно-правовые).
  • 39. Соотношение норм международного права и норм национального законодательства России о правах и свободах.
  • 40. Равенство прав и свобод.
  • 41. Особенности правового положения иностранцев и лиц без граж­данства.
  • 42. Понятие, сущность и принципы гражданства Российской Федерации.
  • 43. Признание гражданства.
  • 44. Приобретение гражданства по рождению.
  • 45. Приобретение гражданства в порядке регистрации.
  • 46. Натурализация.
  • 47. Восстановление гражданства.
  • 48. Оптация.
  • 49. Органы, ведающие вопросами гражданства.
  • 50. Прекращение гражданства Российской Федерации: основания и порядок.
  • 54. Конституционные обязанности.
  • 55. Понятие, признаки и особенности российской модели республиканской формы правления.
  • 56. Конституционная система органов государства в Российской Федерации.
  • 57. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
  • 58. Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России.
  • 63. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений.
  • 64. Основы правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России.
  • 65. Акты Президента – указы и распоряжения: предмет регулирования; юридическая сила; соотношение; порядок подготовки, принятия, опубликования.
  • 66. Государственная Дума: структура, организация работы, конституционные полномочия и основания роспуска.
  • 67. Совет Федерации: функциональное предназначение, состав, порядок формирования, основные полномочия.
  • 68. Законодательный процесс в Российской Федерации.
  • 69. Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации.
  • 70. Система федеральных органов исполнительной власти и ее конституционно-правовые основы.
  • 71. Правительство России: порядок формирования, состав, основные полномочия.
  • 72. Конституционные принципы и особенности российского федерализма.
  • 73. Конституционно-договорная основа федеративного устройства России. Предпосылки формирования России как национально-территориальной федерации.
  • 74. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 75. Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации.
  • 76. Международная правосубъектность Российской Федерации. Россия - член Содружества Независимых Государств.
  • 77. Республика в составе России – правовое, демократическое, унитарное государство.
  • 78. Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования.
  • 79. Правовая основа статуса автономных образований в Российской Федерации. Национально-культурная автономия в России.
  • 80. Конституция России и федеральное законодательство об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 81. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Основному закону Российского государства.
  • 82. Особенности организации государственной власти в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.
  • 83. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: наименование; структура; порядок избрания; основные функции и полномочия; организация работы.
  • 84. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: наименование; порядок избрания; основные полномочия; порядок отрешения от должности Президентом России. Порядок избрания Президента рф
  • Процедура отрешения Президента рф от должности
  • 85. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, сущность, принципы.
  • 86. Конституционные основы организации местного самоуправления в России.
  • 87. Конституционные основы судопроизводства в Российской Федерации.
  • 88. Конституционный суд России: порядок формирования, состав, требования к претендентам на должность судьи, решения, полномочия и основные правила конституционного судопроизводства.
  • 89. Конституционное закрепление правового положения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебной системе.
  • 90. Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации.
  • Процедура отрешения Президента рф от должности

    Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение > полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему пол­номочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Пре­зидент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ до новых выборов Пре­зидента РФ.

    Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

    Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяж­кого преступления. В этом случае «нижняя» палата - Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное за­ключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, состав­ляющей не менее одной трети от общего числа членов Государствен­ной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдви­жении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

    Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает реше­ние об отрешении Президента от должности «верхняя» палата - Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты (119 членов Совета Федерации).

    В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президента, то обви­нение считается отклоненным. Заметим, что при совершении главой го­сударства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура во­обще не применяется.

    После отрешения от должности Президент РФ, в случае соверше­ния преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

    На основании четвёртой главы Конституции Президент России осуществляет следующие полномочия:

      назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации ;

      имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

      принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

      представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка ; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

      по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

      представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда , Верховного суда , Высшего арбитражного суда , а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

      формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации , статус которого определяется федеральным законом;

      утверждает военную доктрину Российской Федерации;

      формирует Администрацию Президента Российской Федерации ;

      назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

      назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

      назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях . В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

      назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;

      распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

      назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

      вносит законопроекты в Государственную думу;

      подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

      обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства .

      Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации , а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

      Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

      осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

      ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

      подписывает ратификационные грамоты;

      принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.

      в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

      решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

      награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации , высшие воинские и высшие специальные звания;

      осуществляет помилование .

    В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Вместе с тем правовое регулирование деятельности Президента РФ на данный момент не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности и требует наиболее тщательной регламентации. Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса.

    Рис. 1. Процедура отрешения президента от должности

    Регламентируя различные ситуации, связанные с пребыванием Президента РФ у власти, Конституция также предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения полномочий: отставку, стойкую неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и отрешение от должности.

    В Конституции РФ не определён порядок отставки Президента и прекращения полномочий в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья. Отрешения Президента от должности – наиболее урегулированная процедура, о которой кратко говорится в ст. 93 Конституции Российской Федерации и более детально – в регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.

    Вместе с тем все основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента традиционно разделяют на два вида. К первому относятся обстоятельства, наступающие по инициативе и согласно волеизъявлению самого Президента. Ко второму – обстоятельства, не зависящие от воли Президента. Если пользоваться делением оснований на данные группы, то получится следующая схема: к первой группе оснований относится: отставка; вторая представлена стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия и отрешением от должности.

    Под отставкой понимается добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. Вопрос в том, каким образом реализуется отставка? По всей видимости, в законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли, мотивы, побудившие Президента принять такое решение. Такие мотивы могут носить личный характер – преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т.д.

    Конституция РФ не предусматривает процедуры "принятия" или "непринятия отставки Президента; не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке: с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, обстоятельство невозможности по каким-либо причинам взять на себя исполнение полномочий Президента. Следует отметить целесообразность правового урегулирования такого рода вопросов.

    В законодательстве нет ответа на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности президента РФ выполнять свои обязанности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д.

    Еще одним основанием досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ является отрешение от должности. Принцип разделения властей в любом государстве предполагает взаимодействие и взаимозависимость органов, составляющих различные ветви государственной власти.

    Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностных лиц.

    В системе сдержек и противовесов в нашей стране такое право предоставлено и Президенту, и парламенту. Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента.

    Процедура отрешения имеет две стадии:

    1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Обвинение против Президента должно быть подтверждено заключение Верховного Суда РФ.

    2) Решение об отрешении Президента РФ от должности носит другая палата парламента – Совет Федерации – двумя третями голосов от общего числа членов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Вместе с тем Совет Федерации делает запрос в Конституционный суд РФ о соблюдении вопросов процедурного характера. Конституционный суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления обладает только Совет Федерации. Вполне логично, поскольку именно Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении Президента от должности.

    Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Порядок отрешения Президента от должности практически нереализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда и Верховного Суда назначаются на эти должности по представлению Президента (пункт "е" ст. 83 Конституции) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента от должности.

    Как свидетельствует практика в соответствии пока были предприняты только две попытки начать процедуру отрешения Президента РФ от должности, хотя призывы к этому звучали неоднократно.

    Вплоть до настоящего времени в Конституции РФ не оговорены естественные причины досрочного прекращения полномочий Президента. Отсутствие такого основания применительно к Президенту может привести к тупиковым правовым ситуациям.

    Большого внимания заслуживает вопрос о порядке временного исполнения полномочий Президента и об обеспечении непрерывности полномочий главы государства. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. В то же время неясно, каким правовым актом объявляется о временном исполнении обязанностей Президента. Следует также отметить, что российское государство имеет относительно небольшой опыт законодательной регламентации статуса экс-президента.

    Вопросы нормативно – правового урегулирования досрочных оснований прекращения исполнения полномочий Президента в федеральном законе носит актуальный характер, так как именно Президент выступает главной силой, задающей общие направление работы всего государственного механизма.

    В заключении необходимо сделать вывод о том, что следует внести поправки в ст. 93 Конституции РФ, расширив основания ответственности (нарушение Конституции, присяги, совершение любых уголовных преступлений), упростив процедуру (исключив из нее судебные инстанции) или же наоборот предоставить полномочия исключительно Конституционному Суду РФ, а также четко регламентировать полномочия специальной парламентской следственной комиссии.

    55.Федеральное Собрание –Парламент РФ.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации -
    является представительным и законодательным органом
    Российской Федерации.
    Федеральное Собрание состоит из двух палат -
    Совета Федерации и Государственной Думы.

    К ведению Совета Федерации относятся:
    а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
    в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
    г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
    д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
    е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
    ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
    и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    из статьи 102 Конституции Российской Федерации

    К ведению Государственной Думы относятся:
    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    е) объявление амнистии;
    ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    из статьи 103 Конституции Российской Федерации

    Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

    Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

    Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет ) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства [источник не указан 31 день ] .

    Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

    Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

    Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты).

    Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 89 субъектов, следовательно 178 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

    Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

    для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

    для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

    для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

    Отрешение от должности - это высшая форма конституционной ответственности Президента Российской Федерации. Отрешение от должности является наиболее важным видом досрочного прекращения полномочий Президента. Именно поэтому порядок отрешения от должности, в отличие от двух других видов досрочного прекращения полномочий, четко прописан в Конституции. В процедуре отрешения принимают участие обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Порядок отрешения выглядит следующим образом (см. приложение 3):

    1. не менее чем одной третью от всего числа депутатов Государственной Думы поднимается вопрос о выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или в ином тяжком преступлении;

    2. для дальнейшего рассмотрения этого вопроса на заседании, Государственная Дума образует специальную комиссию, которая изучает основания обвинения и дает свое заключение по этому вопросу. Вопросы состава комиссии, ее формирования, порядка ее работы регулируются в Регламенте Государственной Думы. Главная задача такой комиссии детально изучить все материалы собранные инициативной группой, по возможности собрать новые сведения, опровергающие или доказывающие вину Президента. Заключение комиссии передается в Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу Конституции для дальнейшего рассмотрения вопроса отрешения заключение должно подтверждать виновность Президента. Иначе процесс отрешения прекращается;

    3. на заседании Государственной Думы выслушивается уполномоченный от группы депутатов, поднявшей вопрос об обвинении Президента и заключение комиссии. Проводится голосование. Решение о выдвижении обвинения против Президента принимается, если за него проголосовало не менее чем две трети депутатов Государственной Думы;

    4. выдвинутое Думой обвинение направляется в Верховный Суд РФ. Он дает заключение о присутствии или отсутствии признаков тяжкого преступления или государственной измены в действиях Президента. Такое заключение не является как таковым приговором суда и используется только в рамках процедуры отрешения Президента от должности. Заключение об отсутствии признаков преступления ведет к прекращению процедуры отрешения;

    5. далее Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или о несоблюдении правил выдвижения обвинения Президента. Суд анализирует деятельность инициативной группы, комиссии, Государственной Думы, Верховного Суда в процессе выдвижения обвинения. Если Суд решит, что порядок не был соблюден, рассмотрение вопроса обвинения прекращается;

    6. итоговая стадия отрешения - это принятие решения об отрешении Президента от должности Советом Федерации. На основании рассмотрения все материалов дела: решений и заключений проводится тайное голосование. Постановления об отрешении Президента от должности принимается, если «за» было подано не менее двух третей от общего числа голосов. Решение Совет Федерации должен принять не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента Государственной Думой. Если решение не принимается в срок или Совет Федерации не признает наличие вины - все обвинения против Президента считаются снятыми.

    Как видно из выше сказанного процедура отрешения действительно четко определена. Но и здесь не обошлось без нерешенных вопросов. В частности, не ясен процессуальный порядок рассмотрения Верховным Судом вопроса о наличие признаков преступления в действиях Президента. Кто дает заключение - коллегия, пленум или президиум?! И как Конституционный Суд должен проверять соблюдение порядка работы того же Верховного Суда по рассмотрению вопроса о наличие признаков преступления, если этот порядок не урегулирован в нормативно-правовых актах?!

    Процедура отрешения Президента Российской Федерации от власти, конечно, есть очень важное, ответственное решение, и ее упрощение недопустимо, но и чрезмерное ее усложнение не является правильным. Конституция РФ, во-первых, все-таки усложнила процедуру отрешения, можно сказать даже сделала ее малореальной, а во-вторых, создала непонятную ситуацию, отнеся к основаниям для отрешения совершение только тяжкого преступления или государственной измены. Суть этих преступлений раскрыта в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Под тяжкими преступлениями Конституция так же подразумевает и особо тяжкие. По смыслу ст. 15 УК РФ и замыслу Конституции РФ тяжким преступлением является умышленное деяние, за которое максимальное наказание, предусмотренное в Кодексе от 5 до 10 лет и свыше 10 лет лишения свободы. Государственная измена это отдельное преступление и отдельная статья УК. «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации».

    Выходит, что если Президент Российской Федерации совершит уголовно наказуемое деяние, не подпадающее под признаки особо тяжкого, тяжкого или государственной измены, то он сможет так же оставаться на посту и даже не понесет наказания из-за своей неприкосновенности! Конечно, можно сказать, что преступления, не подпадающие под эти признаки менее общественно опасны и не настолько серьезны, чтоб стать поводом для отрешения, но все-таки это как минимум не логично, чтобы глава государства сам нарушал законы своего государства.

    Ч. 3 ст. 92 Конституции РФ закрепляет за Председателем Правительства РФ исполнение полномочий Президента РФ во всех случаях, когда он сам не может их выполнять. Подразумевается, что такими случаями считаются не только выше разобранные - отставка, стойкая неспособность и отрешение, но и другие кратковременные причины, например не сложная операция, болезнь. Полномочия Председателя Правительства, временно замещающего Президента, Конституция ограничила. Председателю Правительства запрещено распускать Государственную Думу Российской Федерации, назначать референдум, делать предложения о поправках в Конституцию Российской Федерации или о ее пересмотре. Однако это лишь незначительная часть полномочий Президента и как мне кажется, намного удобнее Председателю заниматься только повседневными и срочными делами, дабы потом не возникло путаницы.

    Логичным представляется вывод о том, что отрешение Президента от должности наиболее серьезное основание досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Поэтому его порядок отдельно и более подробно прописан в Конституции. Но и тут не все ясно и предусмотрено.

    Итак, Президент РФ прекращает свои полномочия по 4 основаниям. Первое и самое распространенное - истечение срока. Отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья и отрешение от должности являются досрочным прекращением полномочий. Все эти основания указаны в Конституции РФ. Так же Конституция в общих чертах предусматривает процедуру прекращения полномочий по этим основаниям. В случаях, когда Президент сам не в состоянии исполнять полномочия его временным заместителем назначается Председатель Правительства. Процедура досрочного прекращения полномочий Президентом Российской Федерации вызывает ряд нерешенных вопросов для их решения необходимо дальнейшее усовершенствование законодательства.

    Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

    В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

    1) по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки ;

    2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

    3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

    Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

    Отрешение Президента от должности - это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

    Основания и порядок отрешения Президента рф от должности.

    Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что на момент принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации действовал УК РСФСР 1961 г., где в ст. 71 были перечислены тяжкие преступления. В УК Российской Федерации 1997 г. Дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК Российской Федерации преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления - в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.

    Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов .

    1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

    Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

    Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии , образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

    Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключений.

    2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

    3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

    Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным .

    Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым , если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

    С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум , а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.