Изображение войны в романе «Война и мир. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого Война и мир

"Война и мир". 10-й класс
Цель урока: в игровой форме осуществить проверку качества чтения, точности знания материала; закрепить
умения самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи урока.
Образовательные:
а) подтвердить качественное прочтение текста романа;
б) способствовать выработке умения находить нужный ответ;
в) формировать навыки аналитической работы;
г) формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль,
подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.
Воспитательные: это очередной урок в системе других уроков, который
а) сохраняет идейную наполненность военных страниц романа и акцентирует внимание учащихся на теме
патриотизма;
б) способствует укреплению читательского интереса к роману "Война и мир".
Развивающие: развивать
а) эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,
б) способность видеть и понимать текст произведения, свободно ориентироваться в нем;
в) оформлять свои ответы в грамотную речевую форму,
г) умение активно мыслить, д) навыки самоанализа.
Оформление урока: на полу бумажные (красная, зеленая, желтая) дорожки, сходящиеся к центральному кругу
победителя; ордена для "теоретиков"; оборудование для демонстрации финальной части игры в виде
презентации РРТ (использованы картинки Интернет­ресурсов).
Содержание урока
Урок промежуточной аттестации представлен в форме известной телевизионной интеллектуальной игры
"Умники и умницы" и соблюдает правила этой игры. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на
красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой ­ две ошибки. "Теоретики",
дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются
оценками. Финал представлен в виде презентации РРТ, где сами игроки выбирают номер вопроса на главной
странице (презентация прилагается. См. приложение).
Предварительно (по усмотрению учителя) проведен отбор участников игры (9 игроков), остальные учащиеся
становятся "теоретиками".
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы подводим некоторые итоги нашей работы над поистине великим романом Л.Н.Толстого
"Война и мир". Позади знакомство с князем Андреем, Пьером Безуховым, Наташей и другими полюбившимися
героями, ставшими для нас уже кем­то больше, чем просто персонажи. Мы прошли с ними испытания войны 1812
года, данной в интерпретации Л.Н.Толстого.
Писатель всегда надеется найти в читателе человека чуткого, внимательного к слову. Продемонстрировать
отличное знание текста романа, показать себя внимательным читателем ­ цель нашего урока.
Игроки занимают свои позиции и выбирают дорожки.
1­я тройка игроков

Красная дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки: "Сквозь дым летучий французы двинулись,
как тучи. И всё на наш редут". Назовите этот редут в романе "Война и мир". (Шевардинский)
2. Продолжите фразу князя Андрея: "Для меня на завтра вот что: ...". (стотысячное русское и стотысячное
французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и
себя меньше жалеть, тот победит).
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть строки: "Два дня мы были в перестрелке. Что толку в
этакой безделке? Мы ждали третий день". Назовите даты этих дней по роману. (24, 25, 26 августа)
2. "Нет сильнее тех двух воинов, : те всё сделают:". Каких двух воинов имел в виду Кутузов? (Терпение и время).
3. Продолжите фразу князя Андрея: "Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть: (я не брал бы пленных)".
Почему? (Это дополнительно).
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Что принесли в стан русского войска накануне Бородинского сражения? (Икону Смоленской Божьей матери).
2. О ком так думает князь Андрей: "Он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки". (о
Кутузове)
3. "Готов, ­ повторил Долохов и быстро пошёл к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. ­ Брать не
будем! ­ крикнул он Денисову". Что имел в виду Долохов? (не брать пленных. Убить их)
4. Каким предметом Тихон Щербатый владел "как волк зубами"? (топором)
2­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. Продолжите фразу: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть: (ни от позиции, ни от вооружения, ни
даже от числа:)
2. Как называется скрытый огонь, разгоравшийся на лицах солдат батареи Раевского? (Патриотизм)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Назовите точную дату утверждения Кутузова главнокомандующим русской армии. (8 августа 1812 года)
2. Кому принадлежат слова: "Шахматы расставлены, игра начинается завтра"? (Наполеону)
3. Что Кутузов называет "последней степенью подлости"? (Бегство "великого императора от геройской армии",
т.4, ч.3, гл.18)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Где находился Наполеон 2 сентября 1812 года в 10.00? (на Поклонной горе)
2. Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы и вступление
русских в Париж? (справедлива и нужна только освободительная война).
3. Продолжите фразу: "Сражение выиграет тот, :(кто твёрдо решил его выиграть").

4. "Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? ­ спрашивала Наташа. ­ Мы всё­таки возьмём самое
нужное:", ­ говорила Наташа. Что возьмут они? Что "самое нужное"? (раненые солдаты).
3­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. По отношению к какому персонажу Толстой говорит: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"?
(Кутузов)
2. Что для всех окружающих Наполеон выдаёт за "великий признак"? ("Дрожание моей левой икры есть великий
признак")
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Чем знамениты Фили? (Состоялся совет, где было решено оставить Москву)
2. В чём видел свою главную задачу главнокомандующий Кутузов для одержания победы? (Поддерживать дух
войска)
3. Кто возглавил первый партизанский отряд? (Денис Давыдов)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. С каким своеобразным оружием сравнивает Толстой партизанское движение? (С "дубиной")
2. Продолжите фразу: "Да нет же! Будут же они, как турки,:(лошадиное мясо жрать!")
3. В какую русскую поговорку облекает Толстой тяжёлую необходимость Кутузова сдать Москву и его
ответственность за это? ("Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки")
4. Численность русского войска по отношению к французскому до Бородинского сражения составляла как
(сколько?), а после сражения как (сколько?) . (соответственно: пять к шести и один к двум).
Ребята, в финале вы сами выбираете вопрос, на который будете отвечать. Внимание на экран.
Финал
Красная дорожка
Вопросы
1. Как Тихон Щербатый называл мародёров? (миродёры)
2. Какой храм был построен в Москве в честь победы над наполеоновскими войсками в 1812году? (Храм Христа
Спасителя)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую отечественную войну 1941 ­
1945 г.г? (Орденом Кутузова)
2. Кутузов обращается к солдатам и офицерам, преследующим французов: "Пока они были сильны, мы их не
жалели, а теперь и пожалеть можно". Далее в двух словах Кутузов называет причину жалости. Назовите её и
вы. ("Тоже люди")
3. Кто в романе выражает желание: "Солдатом быть, просто солдатом:". (Пьер Безухов)
Зелёная дорожка
Вопросы

1. Назовите фамилию генерала русской армии, погибшего на Бородинском поле, чья жена способствовала
строительству церкви на месте сражения. (Тучков)
2. Какое оружие носил Тихон Щербатый "для смеха"? (мушкетон)
3. "Я привык что­нибудь сладкое", ­ говорил Петя Ростов. Что у него было? (изюм)
4. "Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая ­ чудотворца". Кто это? (Василий Денисов)
В конце игры подводятся итоги. Финалисты награждаются грамотами. Победитель награждается грамотой и
книгой.

Изображение войны 1812 года в романе «Война и Мир»

В романе «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости.
Толстого не интересовало изображение внешней стороны сражений, его героям не свойственны громкие слова о любви к родине. Их патриотизм проявляется в повседневной жизни, в мыслях, в обычных поступках и делах. Историческое, общественное событие передается автором через сцены частной жизни, в индивидуальных судьбах его героев отражено движение всей истории.
Описание наступления войны писатель начинает с изображения высших сфер, главной квартиры царя. Военные события еще не затронули глубин страны. В Лысых Горах сохраняется обычный распорядок жизни. Такую же обычную жизнь видим мы в семье Ростовых, где больше озабочены болезнью Наташи, чем началом войны. В дворянских кругах царит атмосфера полного равнодушия ко всему, кроме своих сословных и корыстных интересов. Они не понимают масштабов грозящего бедствия. Что пугает больше всего представителей дворянской Москвы, так это то, что крестьяне наберутся вольного духа. Да и весь русский народ еще не ощутил национальной опасности, не поднялся на защиту своего отечества.
Однако развитие народных настроений в дальнейшем резко отличается от наигранной, фальшивой демонстрации патриотизма представителями дворянства, которые кричат, «выкатывая налившиеся кровью глаза», что «мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». При приближении врага к Смоленску вступает в действие основная сила войны - народное сознание. В романе появляются массовые сцены, постепенно вбирающие в себя отклики и настроения самых различных слоев нации - купечества, мещанства, крестьян, мастеровых. Мы чувствуем, как постепенно все больше растет решимость и озлобление народа против врага. И в этом подъеме национального сознания Толстой видит главный источник грядущего перелома в войне.
Новый, самый главный, этап войны - народный. Он начинается с момента приезда в армию Кутузова, являющегося олицетворением национального сознания и народной мудрости. Рисуя единство духа главнокомандующего и армии, подъем настроения среди солдат и офицеров, автор словно подготавливает читателя к выводу, что победу в войне обеспечит именно дух войска и народа. Этот патриотический дух писатель изображает в простых сценах солдатского быта, в безыскусной сосредоточенности чувства на том, что предстоит смертельная схватка, что решается судьба Москвы, судьба родины. А значит, предстоящее сражение для народа - дело общее. «Всем народом навалиться хотят, одно слово Москва, один конец сделать хотят», - говорит солдат Пьеру, передавая всеобщее настроение войска.
И князь Андрей, и Пьер, и Петя Ростов и многие другие во время войны думают, прежде всего, не о себе, а о том, как помочь другим. Чувство сострадания переполняет Наташу, когда она требует отдать подводы не для перевозки имущества, а для спасения раненых. Автор показывает, как приобщение к народному сознанию помогло Андрею Болконскому и Пьеру Безухову отказаться от эгоизма и корыстных помыслов и стать заодно с великим русским народом.
Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят». Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление».
Прославляя героизм русских людей, писатель в то же время* сознает, что война - это суровое испытание, которое влечет за собой огромные потери, смерти миллионов людей; что она - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Перед нами проходят сцены пожара, сдачи Смоленска, драматическая обстановка смерти старого князя Болконского, которые сливаются с картинами разорения, гибели урожая и отступления войск. Войска шли, утопая в пыли, страдая от жары и задыхаясь «в этой неподвижной атмосфере». Картины отступления воспринимаются как народное бедствие. И в описании сцен войны, особенно Бородинского сражения, чувствуются скорбные раздумья автора о судьбах людей, об убитых и раненых, его отношение к войне, как жестокому антигуманному явлению. Эти мысли подчеркиваются сопоставлением с миром природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?.. » И все же именно в такой тяжелой обстановке родилось в народе то новое, что должно было погубить французов.
В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

В центре романа «Война и мир» находится Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ и показал а всему миру его мощь и силу, выдвинула простых русских героев и гениального полководца. Изображая войну, Толстой показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами и их полководцев, не парад и блеск побед, а военные будни и повседневный тяжелый труд рядовых солдат. Автор-реалист изображает войну как тяжелый труд, с кровью, страданиями и смертью. Писатель раскрывает внутренний мир обыкновенного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью и привлекающего своей душевной красотой. Великие исторические потрясения вскрыли настоящую сущность каждого от дельного человека.

Тимохин - герой, которого никто не считает героем, да он и сам об этом не думает. Кутузов запомнил Тимохина и во время смотра назвал его «Измайловским товарищем». Наверное, не в первый раз скромный офицер совершил настоящий героический поступок.

Тушин со своими артиллеристами по своей инициативе, сами того не подозревая, решили исход сражения. Во время боя Тушин и солдаты вели себя возбужденно, весело и необыкновенно деятельно. Под командой штабс-капитана Тушина «дерзко стреляли четыре никем не защищенные пушки». Было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты две пушки, артиллеристы, забыв о страхе, били французов и поджигали занятую ими деревню. Чувства солдат были едины: они «…все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира», который относился к ним не как начальник, а как добрый друг.

Тушин своего любимого солдата называет «дядей», любуется каждым его движением, с большим уважением относится к фельдфебелю Захарченко, с которым порой советуется. Необыкновенная простота и доброта звучат в каждом слове Тушина: «…Милая душа! прощайте, голубчик», - говорит он князю Андрею. В образе Тушина очень мало военного и воинственного. Отдавая честь начальству, Тушин делает это «совсем не так, как салютуют военные»: слабыми, робкими и неловкими движениями, в отличие от Жеркова, который салютует «бойко, не отнимая руки от фуражки». Но в бою Жерков струсил, а Тушин показал себя настоящим воином: под влиянием крайнего напряжения душевных сил «сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». После геройского сражения с врагом солдаты возвратились к военным будням, совершенно не думая о том, что они совершили подвиг. Но в избе, где собрались генералы, все приписывают себе подвиги, подчеркивая свою роль в сражении, и в глазах этих самодовольных людей скромно и жалко выглядит фигура Тушина - настоящего героя дня. В помыслах и поступках участников сражения под Шенграбеном противоречиво переплелись героизм и трусость, простота и тщеславие, но решающей силой сражения были единство и воодушевление тысяч рядовых солдат, не думающих о славе и наградах. Толстой приводит читателя к мысли, что на войне, как и вообще в истории человечества, ход событий определяет деятельность людей, связанных единством чувств и стремлений. Писатель противопоставляет народную Россию «огромному, блестящему и беспокойному миру» придворных вельмож, военных интриганов и карьеристов, которым нет дела до судьбы родины. Даже Бородинское сражение для великих военачальников - «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку».

Толстой считал войну 1812 года народной, потому что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Андрей Болконский, вспоминая войну 1805-1807 годов, накануне Бородинского сражения говорит Пьеру: мы «ходили драться в Австрию и Пруссию, сами не зная зачем». О войне 1812 года он говорит так: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Война несет людям тяжелые страдания и смерть. Начатая с агрессивными целями, она ненавистна и отвратительна Толстому, справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью. Шенграбенское сражение было нужно для спасения попавшей в тяжелое положение русской армии, справедливой со стороны русских была Отечественная война 1812 года. Враг зашел на территорию России и продвигался к ее сердцу - Москве. Цель Отечественной войны понятна каждому простому солдату: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят».

Бородинская битва - действительно «народное сражение». Победу русских обусловили «скрытая теплота патриотизма», разгоревшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска». И молодой офицер, и Пьер, и простой солдат на батарее Раевского были охвачены общим чувством, хотя никто прямо не высказывал его. В Бородинском сражении раскрывается настоящая красота русского человека, по словам Толстого, русскими людьми была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии». «Рука сильнейшего духом противника» была наложена на наполеоновскую Францию. Мы видим величие подвига борющегося народа и одновременно тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Разорены мужики, города I и села гибнут в огне пожаров; на « поломанную, выбитую, как градом, рожь», на дорогу, проложенную артиллерией по пашне, больно смотреть. Русская армия и русские крестьяне вынесли на своих плечах тяжкие лишения. Толстой изображает людей «с изуродованными страданием лицами», «испуганных или обезумевших солдат», «бедствия народа и войска» - все это, по словам автора, «страшная необходимость». О тех, кто с честью вынес тяжкие испытания во имя освобождения родины, Толстой говорит с любовью, гордостью и восторгом: «чудесный, бесподобный народ ».

Отечественная война 1812 года сплотила многообразные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ страны поднялся на защиту своей родины. Толстой указывал, что накануне занятия столицы пришельцами «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Единодушны в этом были и жители других российских земель: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве». Эта жестокая война была поистине народной.

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время...

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.