Как работает двигатель на танке т14. Двигатель, устанавливаемый на танк «Армата»

Янв 21, 2015

Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.

Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата», которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части, а также оптимизировать расходы на производство танков и бронемашин.

Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

ТТХ танка Армата Т-14

  • Боевая масса 48 тонн
  • Экипаж — 3 человека
  • Бронирование
    — комбинированная многослойная броня
    — комплекс активной защиты Афганит
    — динамическая защита Малахит
  • Вооружение
    — Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
    — Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
    — Пулемёты — 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
  • Двигатель
    — многотопливный А-85-3А (12Н360)
    — Мощность двигателя 1500 л.с.
  • Скорость по шоссе — 80 — 90 км/ч
  • Скорость по пересечённой местности — около 70 км/ч
  • Запас хода по шоссе — свыше 500 км
  • Удельная мощность — 31 л. с./т
  • Тип подвески — активная.

Многоуровневая защита танка Армата

Главной особенностью танка Т-14, является необитаемая башня танка — экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.

Расположение узлов и модулей Арматы

Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.

На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.

Башня танка Т-14 Армата

Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.

Комплекс активной защиты «Афганит»

Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.

Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.

Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).


Фотография Vitaly V. Kuzmin

Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.

Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.

Новая сталь для брони танка Армата

Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.

Ходовая часть и двигатель Арматы

Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском , разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).

У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!

Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики — необходимость ремонта определяет электроника.

В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков , они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.

Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом», модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.

Гусеничная платформа Армата — универсальный боевой трансформер

«Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:

  1. Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
  2. БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) Боевая машина пехоты;
  3. БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
  4. БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
  5. TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
  6. ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
  7. 2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
  8. УСМ-А1 - система минирования;
  9. УМЗ-А - минный заградитель (проект);
  10. МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
  11. МТ-А - мостоукладчик (проект);
  12. ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).

Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.

Любопытно будет увидеть сравнение танка Армата с иностранными образцами, например Армата против Абрамса, Леопарда, Меркавы… кстати, вот ссылка на .

Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 — 2300 единиц.

(331 votes, average: 4,91 out of 5)



  • Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.
    Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата», которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части.

    Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

    Технико-технические характеристики танка Армата Т-14

    1. Боевая масса 48 тонн
    2. Экипаж - 3 человека
    3. Бронирование
    - комбинированная многослойная броня
    - комплекс активной защиты Афганит
    - динамическая защита Малахит
    4. Вооружение
    - Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
    - Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
    - Пулемёты - 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
    5. Двигатель
    - многотопливный А-85-3А (12Н360)
    - Мощность двигателя 1500 л.с.
    6. Скорость по шоссе - 80 - 90 км/ч
    7. Скорость по пересечённой местности - около 70 км/ч
    8. Запас хода по шоссе - свыше 500 км
    9. Удельная мощность - 31 л. с./т
    10. Тип подвески - активная.

    Многоуровневая защита танка Армата

    Главной особенностью танка Т-14, является необитаемая башня танка - экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.


    Расположение узлов и модулей Арматы

    Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.


    На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.


    Башня танка Т-14 Армата

    Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.



    Комплекс активной защиты «Афганит»

    Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.
    Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.
    Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).


    Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.
    Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.


    Новая сталь для брони танка Армата

    Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.


    Ходовая часть и двигатель Арматы

    Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском, разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).
    У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!
    Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики - необходимость ремонта определяет электроника.
    В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков, они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.
    Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом», модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.


    Гусеничная платформа Армата - универсальный боевой трансформер

    «Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:
    Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
    БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) Боевая машина пехоты;
    БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
    БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
    TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
    ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
    2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
    УСМ-А1 - система минирования;
    УМЗ-А - минный заградитель (проект);
    МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
    МТ-А - мостоукладчик (проект);
    ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).
    Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.
    Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 - 2300 единиц.

    Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.

    Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата» , которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части, а также оптимизировать расходы на производство танков и бронемашин.

    Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

    ТТХ танка Армата Т-14

    • Боевая масса 48 тонн
    • Экипаж - 3 человека
    • Бронирование
      - комбинированная многослойная броня
      - комплекс активной защиты «Афганит»
      - динамическая защита «Малахит»
    • Вооружение
      - Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
      - Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
      - Пулемёты - 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
    • Двигатель
      - многотопливный А-85-3А (12Н360)
      - Мощность двигателя 1500 л.с.
    • Скорость по шоссе - 80 - 90 км/ч
    • Скорость по пересечённой местности - около 70 км/ч
    • Запас хода по шоссе - свыше 500 км
    • Удельная мощность - 31 л. с./т
    • Тип подвески - активная.

    Многоуровневая защита танка Армата

    Главной особенностью танка Т-14 , является необитаемая башня танка - экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.

    Расположение узлов и модулей Арматы

    Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.

    На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.

    Башня танка Т-14 Армата

    Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.

    Комплекс активной защиты «Афганит»

    Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.

    Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.

    Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).

    Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.

    Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.

    Новая сталь для брони танка Армата

    Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработана новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.

    Ходовая часть и двигатель Арматы

    Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском , разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).

    У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!

    Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики - необходимость ремонта определяет электроника.

    В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков , они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.

    Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом» , модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.

    Гусеничная платформа Армата - универсальный боевой трансформер

    «Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:

    1. Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
    2. БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) — боевая машина пехоты;
    3. БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
    4. БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
    5. TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
    6. ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
    7. 2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
    8. УСМ-А1 - система минирования;
    9. УМЗ-А - минный заградитель (проект);
    10. МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
    11. МТ-А - мостоукладчик (проект);
    12. ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).

    Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.

    Армейский парад в Москве на Красной площади весной 2015 года, несомненно, стал историческим событием. На нём многочисленные зрители всего мира смогли увидеть такое количество новой техники, какого не было за всю историю подобных мероприятий. Особенный интерес вызвал показ новой модели боевого танка Т-14 "Армата".

    Но, конечно, мало кто знает, чем же так хорош российский танк "Армата" и каковы его отличия от предшественников. Об этом и поговорим далее.

    Новые решения в бронезащите

    Самое главное отличие от традиционного танка - башня. Она необитаема, и управление огнем ведется дистанционно. Такое решение позволило переместить экипаж танка в отдельный отсек. Он полностью бронирован - своего рода танк в танке.

    Сегодня можно увидеть много репортажей из Донбасса, где виден Т-72 со свёрнутой или вообще с оторванной башней - это последствия детонации снарядов и зарядных гильз в автомате заряжания. В результате такого попадания экипаж, как правило, подрывается тоже.

    Задача по спасению экипажа в Т-14 решена радикально: все три члена экипажа находятся в бронекапсуле, а центральный боевой отсек с автоматом заряжания и орудием необитаем.

    Такая конструкция позволяет экипажу даже при попадании снаряда в силовую установку и выхода боевой машины из участия в боевых действиях переждать атаку до подхода ремонтной группы или силовой поддержки.

    Это новый подход в танкостроении. В России уже есть прекрасный танк Т-90, и проблема безопасности из-за размещения боекомплекта рядом с экипажем сохранилась тоже. Прямое попадание снаряда противника в боекомплект танка неминуемо ведет к порыву машины и гибели экипажа.

    Из соображений секретности толщина брони новой машины не обнародована, но можно предположить, что защищенность «Арматы» будет не хуже, чем у Т-90. Но, тем не менее, известно, что у производителей есть новая разработка броневой стали.

    Новая сталь позволит значительно облегчить машину, поскольку она теперь будет применена не только для цели бронезащиты, а еще в качестве самостоятельного конструкционного элемента. Сталь, а также керамические и композитные материалы, - вот такой набор будет защищать "Армату" от попадания снарядов, выпущенных из любых пушек.

    Если говорить о западных аналогах, то как раз слабая бронезащита боков и кормовой части у танков "Абрамс" не раз была предметом головной боли американцев во время проведения военной операции "Буря в пустыне".

    Силовая установка

    Челябинский ГСКБ "Трансдизель" для нового танка разработал силовую установку, которая будет производиться на ЧТЗ.

    Танковый двигатель дизельный, четырёхтактовый, 12-цилиндровый с газотурбинным наддувом с промежуточным охлаждением воздуха. Двигатель 12Н360 Х-образный с жидкостным охлаждением уже прошел комплекс испытаний (ресурсных и ходовых) в 2011 году.

    Сейчас на новый танк "Армата" устанавливается 1200-сильная дизельная установка А-85-3А (12Н360). Для танковых двигателей моторесурс новой силовой установки составляет не менее 2000 часов при массе двигателя до 5 тонн. К тому же этот мотор имеет хорошие перспективы для дальнейшей модернизации.

    Компоновка двигателя

    Размещение двигателя на платформе "Армата" предполагается максимально унифицировать под разные типы боевых машин. Скорее всего, сам танк будет с задним местоположением моторно-трансмиссионного отдела. Тогда как разнообразные САУ и БМП на новой платформе могут быть и с передним расположением моторного отделения.

    Такие варианты позволяют максимально унифицировать саму платформу "Армата", что позволит построить на ее базе много других боевых машин.

    Чем ещё интересен концепт "Армата"? Танк перспективен также и тем, что на нем предполагается развить информационно-управляющую систему "цифровой борт". Под ее контролем будет производиться запуск двигателя и управление, диагностика, регулировка, защита наподобие бортовых компьютеров, устанавливаемых на современные автомобили. Такая электронная начинка в случае поломки протестирует систему и сообщит, что сломалось, а также предложит варианты исправления неисправности.

    Комбинированный ствол для снарядов и ракет

    Основным танковым орудием, устанавливаемым на отечественные танки, были версии пушки 2А46М. Модификация этого орудия 2А46М-5 обладает точностью стрельбы на 20% выше при суммарном рассеивании в 1,7 раза ниже, чем его предшественник.

    После доработок новое орудие способно проводить стрельбу новейшими бронебойно-подкалиберными снарядами повышенной мощности.

    С целью улучшения боевых характеристик пушку 2А82 для установки на перспективный танк "Армата" модернизировали, удлинив ствол до 7 м. При этом для коррекции снаряда вследствие изгиба ствола при огневом залпе предусмотрена система автоматической коррекции. Это достигается креплением отражателя УУИ (устройство учета изгиба). Полученные данные, принятые в устройстве, после цифровой обработки передаются как исправления в баллистический вычислитель.

    Пушка 2А82 может стрелять новыми боеприпасами БПС "Вакуум-1 " (длина снаряда - 900 мм). Также под новую пушку разработали и "Тельник" с подрывом на линии движения и УРС 3УБК21 "Спринтер".

    Весь боекомплект размещается в особом модуле, что повышает "живучесть", в случае попадания в корпус снаряда противника.

    Уже начато серийное производство перспективных снарядов и налажено снабжение ими новых машин, а также создаются арсенальные запасы под новый танк "Армата".

    Также перед создателями новой пушки стоит еще одна задача. Германия ведет разработку электротермохимической пушки на базе Rh120L55. Уже есть намерение развивать этот перспективный вид метания снаряда на базе 2А82.

    Пулеметное оснащение

    По традиции не осталась без пулеметного вооружения и платформа "Армата". Танк будет оснащен двумя пулеметами.

    Один из них - спаренный ПКТМ (6П7К), который располагается в специальном отделении снаружи башни. Пулемет соединяется с пушкой специальным параллелограммным приводом. Комплект из 1000 патронов заправлен сразу в пулемет, и еще 1000 патронов в лентах находятся в ящике ЗИП позади башни.

    На крыше башни будет установлен 12,7 мм пулемет "Корд". Для удобства прицеливания он работает синхронно с командирской панорамой. Углы обстрела - от -10⁰ до +70⁰. Боекомплект из 300 патронов непосредственно заряжен в пулемет, и еще 300 патронов в ленте находятся в ящике ЗИП на корме башни. Пулемет можно использовать для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Для борьбы с последними на машине дополнительно устанавливаются зенитные ракеты.

    Оснащение танка комплексом КАЗ

    С подлетающими снарядами и ракетами борется вся техника на базе "Армата", танк также будет оснащен комплексом КАЗ "Афганит". Спецзаряды при подлете снарядов противника на расстояние меньше 15-20 метров срабатывают, и облако мелких осколков поражает подлетающие цели.

    Работа КАЗ "Афганит"

    Система "Афганит" выполняет очень сложную задачу - перехватить на подлете высокоскоростные ракеты, которые летят со скоростью 2500-3000 м/с. Как показывают результаты, показанные в испытаниях КАЗ "Заслон", время реакции срабатывания на потенциальную угрозу равно 0,001 секунды. Исходя из этого, минимальное расстояние перехвата цели равно 4 метрам.

    Таким образом, система будет автоматически срабатывать на подлетающие взрывные устройства и гарантированно их уничтожать еще на подлете к танку.

    Принцип действия КАЗ

    Сам комплекс "Афганит" разрабатывался Коломенским КБМ. Пусковая установка размещена на лафете, который имеет две плоскости вращения - вертикальную и горизонтальную. Взрыватели запускаются и наводятся на цель программно, сами они расположены в тыльной стороне блока боевой части.

    Система активной защиты, которой обладает новый российский танк "Армата", может обнаруживать и сопровождать множество потенциальных целей. Для этого система снабжена радиолокатором на фазированной антенной решетке и электронным блоком управления, оснащённым высокоскоростным процессором.

    Такой комплекс оборудования позволяет распознать все типы существующих боеприпасов, включая и тандемные снаряды, которые разделяются на подлете к цели.

    Если снаряды выпущены из автоматической пушки, система перехватывает и срабатывает на выпущенные снаряды в соответствии с темпом стрельбы противника.

    По заявлению зампредседателя коллегии президентской ВПК Олега Бочкарева, государственное испытание танка "Армата" будет проведено в течение 2016 года.

    Динамическая защита

    С целью защиты от поражения снарядами, которые преодолели рубеж "Афганита", по периметру танка на корпусе и башне размещаются блоки динамической защиты и решетчатые экраны.

    Кормовая зона орудийной башни и задняя часть корпуса защищены решетчатыми экранами. Остальные зоны прикрыты блоками динамической защиты, которые размещены на бортах башни на надгусеничных полках.

    Конструкция блоков такая же, как и блоков динамической защиты, разработанных в ОАО «НИИ стали» - контейнеры с элементами динамической защиты. Сами блоки навешиваются на боевой танк "Армата" непосредственно перед боевыми действиями.

    Система управления огнем

    Вся информация для экипажа танка о боевой обстановке поступает на мониторы с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков. Данные также могут передаваться по закрытым каналам как на командный пункт, так и на другие танки. Это позволяет дистанционно руководить огнем сразу нескольких танков одновременно в автоматическом режиме.

    На сегодняшний день самая перспективная боевая машина - танк "Армата", характеристики которого превышают показатели аналогичных танков других стран на 25-30 %.

    • Увеличение визирного канала, кратность 4:12.
    • Распознавание танка противника на расстоянии до 3,5 км.
    • Предел дальности для дальномера - до 7,5 км.
    • Распознавание танка по ТВ-каналу - до 5 км.
    • Распознавание танка противника по ТП-каналу - до 3,5 км.
    • Прицелы командира комбинированные ТП И ТВ каналами.
    • Места наводчика и командира оборудованы баллистическим вычислителем.
    • Прицелы наводчика многоканальные с двумя каналами - визирным и лазерным дальномерами. Канал управления лазерный, встроенный.

    Т-14 "Армата" - танк с безграничными возможностями для модернизации, так как он считается на сегодня самой авангардной разработкой в танкостроении.

    Радарный комплекс

    Система, которой обладает новый российский танк "Армата", держит под наблюдением и отслеживает траекторию полета одновременно до 40 динамических и 25 аэродинамических целей. Радиус контроля территории наблюдения - до 10 км. Система в состоянии автоматически уничтожать мишени габаритом до 0,3 метра, которые попадают в зону поражения.

    Кроме этого, в новой машине работает система диагностики танка. Во время боестолкновения программа самостоятельно оценивает угрозу от противника и выбирает порядок действий таким образом, чтобы модули танка не вышли из строя. Аналогичная система есть и у танков "Леопард-2".

    Система, состоящая из огромного количества сот-микроволновых передатчиков АФАР, определяет координаты и параметры потенциальной угрозы и дает команду танку на уничтожение целей.

    ТТХ танка "Армата"

    1. Масса - 55 тонн.
    2. Экипаж - 3 человека.
    3. Комбинированная, многослойная броня с бронированной капсулой экипажа.
    4. Система активной защиты типа «Афганит».
    5. Системы динамической защиты типа «Малахит».
    6. Пушка гладкоствольная 2А82-1М, 125 мм.
    7. Пулемёты 7,62 ПКТМ и 12,7×108 мм КОРД.
    8. Силовая установка А-85-3А (12Н360), 1500 л.с.
    9. Крейсерская скорость по шоссейной дороге - 75-90 км/ч.
    10. Подвеска активная.
    11. Обнаружение цели - свыше 5 км.
    12. Поражения цели на дальности 7-8 км.
    13. Наличие камер кругового обзора.
    14. Обнаружение целей по тепловизору.
    15. Комплекс динамической защиты.
    16. Противоминная защита активного типа.

    Мнения зарубежных экспертов

    По мнению военно-политического эксперта и бывшего разведчика Я. Кедми, российский танк "Армата" далеко обогнал в техническом отношении другие танки стран НАТО по тем передовым решениям, которые применены в новой боевой машине.

    Поколение танков "Армата" призвано заменить технику эпохи холодной войны - танки Т-64, Т-72, Т-80. Танк на платформе "Армата" позволяет заменить множество других боевых машин. К 2030 году Россия будет в состоянии полностью обновить весь парк боевой техники. Еще совсем недавно отечественное танкостроение ориентировалось на танк Т-90. Теперь "Армата" призвана в корне изменить принципы танкостроения не только в России, но и во всем мире.

    Проект унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата» является одной из самых интересных тем последних лет. До недавнего времени специалисты и заинтересованная общественность могли лишь обсуждать отрывочные данные, опубликованные в тех или иных источниках. Однако несколько месяцев назад ситуация изменилась. За несколько недель до Парада Победы 9 мая появились первые фотографии и видеозаписи, на которых была запечатлена перспективная техника. Затем состоялся сам парад, а после этого оборонная промышленность продолжила неторопливо публиковать сведения о новом проекте.

    На прошлой неделе телеканал «Звезда» сделал огромный подарок всем любителям военной техники. В эфир вышла первая полноценная телепрограмма, посвященная перспективной линейке военной техники. В новом выпуске программы «Военная приемка» под названием «Армата – «терра инкогнита» представители оборонной промышленности и журналисты рассказали о новом проекте и раскрыли некоторую новую информацию, которая ранее была недоступна широкой общественности.

    К сожалению, большая часть сведений о проекте платформы «Армата» и бронетехники на ее базе пока остается под грифом секретности. Тем не менее, уже рассекреченные сведения, допущенные к публикации, представляют большой интерес и могут серьезно дополнить существующую картину, составленную по ранее опубликованным данным. Таким образом, даже в условиях секретности каналу «Звезда» удалось сделать крайне интересную программу, с которой следует ознакомиться всем специалистам и любителям техники.

    Танк Т-14 "Армата". Фото Wikimedia Commons

    Перед изучением новых сведений вспомним, какие данные о проекте «Армата» уже стали достоянием общественности. Первые упоминания о новом проекте, создаваемом корпорацией «Уралвагонзавод», появились еще несколько лет назад. Вскоре после этого стало известно, что в рамках нового проекта планируется создать унифицированную тяжелую гусеничную платформу, на базе которой будет разрабатываться военная техника различных типов. Так, предполагалось создать и запустить в серию основной танк, тяжелую боевую машину пехоты, бронированную ремонтно-эвакуационную машину и технику иных классов.

    Наибольший интерес у общественности вызвал проект основного боевого танка на базе платформы «Армата», получивший обозначение Т-14. Согласно заявлениям разработчиков проекта, эта машина должна была иметь ряд многообещающих особенностей, пока не нашедших применения в танках. При помощи использования этих новых идей планировалось значительно повысить уровень защиты экипажа, огневую мощь вооружения, подвижность и, как следствие, общую боевую эффективность танка.

    Достаточно давно стала известная общая компоновка танка на базе платформы «Армата». С целью улучшения защиты экипажа было решено перенести рабочие места всех танкистов в общую броневую капсулу, помещенную внутри корпуса. Позади капсулы экипажа, таким образом, должно было находиться необитаемое боевое отделение. Моторно-трансмиссионное отделение, как и на предыдущих отечественных танках, осталось в корме. Циркулировали слухи о возможном переносе двигателя и трансмиссии в переднюю часть корпуса, но они в итоге были опровергнуты официальными данными.

    Почти все характеристики нового танка Т-14 пока остаются секретом. Тем не менее, к настоящему времени стали известны примерные значения некоторых параметров. Так, в разных источниках утверждалось, что бронемашина получит двигатель мощностью более 1500 л.с. Кроме того, оглашались сведения о превосходстве нового танкового орудия над существующим вооружением. Однако прочие характеристики, даже самые общие, пока не оглашались.


    Силовой блок платформы "Армата". Кадр из т/п "Военная приемка"

    В своей программе журналисты телеканала «Звезда» с разрешения военных и оборонной промышленности раскрыли некоторые любопытные особенности проекта Т-14. Не вдаваясь в засекреченные подробности, авторы программы «Военная приемка» рассказали и показали множество интересных вещей, которые дополняют или корректируют уже сложившуюся картину.

    К примеру, был показан процесс установки силового блока. Впервые в отечественной практике гусеничная бронемашина получила двигатель и трансмиссию, выполненные в виде единого агрегата. Такая особенность силовой установки облегчает сборку техники или ремонт в условиях армейских мастерских. Благодаря этому ноу-хау замена силового блока занимает не более нескольких часов, что должно соответствующим образом сказаться на темпах обслуживания техники.

    Основные характеристики силовой установки пока не оглашались. Тем не менее, было объявлено, что платформа «Армата» оснащается многотопливным Х-образным двигателем, по мощности превосходящим все существующие отечественные танковые моторы. Это означает, что его мощность составляет, как минимум, 1500 л.с. Имеющаяся мощность позволяет компенсировать рост массы техники в сравнении с предыдущими машинами и, как следствие, обеспечить возможность преодоления всех препятствий, внесенных в техническое задание заказчика.

    Для улучшения характеристик подвижности танк Т-14 и другие машины на базе платформы «Армата» получают автоматическую реверсивную коробку передач. Этот агрегат имеет 8 скоростей переднего хода и 8 заднего. Таким образом, благодаря новой коробке передач бронемашина может двигаться вперед или задним ходом с одинаковыми показателями скорости. В ряде ситуаций подобная возможность способна значительно повысить эффективность машины, а также обеспечить ее выживание в бою.


    Сборка ходовой части шасси, видны некоторые особенности подвески. Кадр из т/п "Военная приемка"

    Унифицированная платформа «Армата» получает гусеничную ходовую часть с индивидуальной подвеской семи опорных катков на каждом борту. Тип подвески пока не уточнялся, но показанные особенности машины явно намекают на использование торсионов. Кроме того, две передние и задняя пары опорных катков оснащаются дополнительными амортизаторами, по-видимому, призванными компенсировать некоторые повышенные нагрузки.

    Также ходовая часть танка Т-14 имеет неравномерное распределение опорных катков. Нетрудно заметить, что расстояние между первыми тремя парами катков больше, чем между остальными. В остальном ходовая часть нового танка почти не отличается от «классических» агрегатов отечественных танков: передние направляющие и задние ведущие колеса с цевочным зацеплением, а также несколько поддерживающих роликов.

    Основные характеристики подвижности пока не подлежат оглашению. Тем не менее, авторы программы упомянули один любопытный факт, способный помочь определить примерный диапазон максимальных скоростей новой техники. Во время Парада Победы техника, пройдя по Красной площади, уходит на Васильевский спуск. Чтобы выдерживать строй, машинам, входящим в поворот с большим радиусом, приходится увеличивать скорость, нередко до 100 км/ч. Авторы «Военной приемки» напоминают, что водители танков Т-14 во время парада прекрасно справились с задачей и удержали строй на повороте.

    С целью повышения уровня защиты экипажа и всей машины в целом основной танк Т-14 получает набор специального оборудования, которое защищает его от различных угроз. При этом защита обеспечивается разными способами и на разных этапах: как при подготовке противника к выстрелу, так и в момент попадания снаряда.


    Компьютерное моделирование движения танка по пересеченной местности. Видны некоторые особенности ходовой части. Кадр из т/п "Военная приемка"

    Первым «рубежом» защиты перспективного танка являются специальные материалы и краска. Утверждается, что за счет их использования удалось резко сократить заметность боевой машины для радиолокационных средств обнаружения. Таким образом, первым способом повышения живучести танка на поле боя является сокращение вероятности его обнаружения противником.

    Если избежать обнаружения не удалось и противник пытается навести вооружение, в дело вступает система оптико-электронного подавления. При обнаружении излучения вражеского лазерного дальномера происходит отстрел специальных гранат, образующих облако дыма с металлическими частицами. Танк или иная боевая машина противника не сможет замерить расстояние до цели и, как следствие, правильно навести свое вооружение. Кроме того, гранатометы могут использоваться при применении противником вооружения с наведением на подсвеченную лазером цель.

    Третьим средством защиты является комплекс радиоэлектронной борьбы. Набор специального радиоэлектронного оборудования должен создавать вокруг танка зону, защищенную от различных вооружений противника. Такие системы должны защитить Т-14 от управляемых ракет и противотанковых мин с магнитными взрывателями. Принцип действия при срыве атак с использованием ракет пока не уточняется.

    Лишь преодолев первые три степени защиты, боеприпас противника сможет ударить по броне нового отечественного танка. Тем не менее, и в таком случае поражение машины вовсе не гарантируется. Танк Т-14 и другие машины на базе платформы «Армата» оснащаются комплексом средств защиты в виде собственной брони и дополнительных модулей, монтируемых на ней. Состав и характеристики брони корпуса пока остаются тайной, но можно предположить, что, как минимум, лобовая часть корпуса оснащена комбинированной многослойной преградой. Защита бортов, очевидно, менее сложна и прочна.


    Танк Т-14 во время тестовой стрельбы. Кадр из т/п "Военная приемка"

    Для повышения характеристик танк предлагается оснащать блоками динамической защиты. Такими блоками покрывается вся верхняя лобовая деталь и бортовые экраны. Таким образом, от обстрела из всей передней полусферы танк защищен не только броней, но и динамической защитой. Кормовая часть бортов, в свою очередь, закрыта решетчатыми режущими экранами. Такое оборудование позволяет защитить машину от различных противотанковых боеприпасов, а также не ухудшает охлаждение кормовой части корпуса и силовой установки.

    Любопытной чертой т.н. активных средств защиты нового танка является их полная автономность. Автоматика самостоятельно должна следить за окружающей обстановкой и принимать необходимые меры. К примеру, в ее обязанности входит работа с датчиками лазерного излучения и дымовыми гранатометами. При обнаружении излучения от лазерного дальномера электроника самостоятельно должна определять местоположение его источника и образовывать на пути луча непроницаемое облако. Фактически единственной задачей экипажа при использовании активных средств защиты является их включение при выходе на поле боя. Все остальное они делают самостоятельно, позволяя танкистам сосредоточиться на выполнении боевой задачи.

    Одной из главных задач проекта было обеспечение максимально возможной защиты экипажа. Именно поэтому было решено отказаться от традиционного размещения экипажа в отделении управления и башне, перейдя к новой компоновке. Весь экипаж танка Т-14, состоящий из трех человек, располагается в общем объеме, выполненном в виде т.н. бронекапсулы, за счет чего обеспечивается дополнительная защита.

    Капсула экипажа находится позади верхней лобовой детали и перед боевым отделением. Три танкиста сидят плечом к плечу и располагают всем необходимым оборудованием для управления машиной. На левом сиденье располагается механик водитель, на среднем – наводчик-оператор вооружений, справа – командир. Доступ в капсулу обеспечивается двумя люками в крыше, расположенными над местами водителя и командира. Наводчик должен попадать в танк через один из «чужих» люков. Все члены экипажа при этом располагают собственными перископическими приборами для наблюдения за обстановкой. Ведущий программы «Военная приемка» Алексей Егоров отметил большой вес люков. Интересно, это было случайным замечанием или своеобразной отсылкой к недавним спорам по поводу толщины и уровня защиты люков?


    Интерьер капсулы экипажа. Видны рабочие места водителя (на заднем плане) и наводчика (впереди). Кадр из т/п "Военная приемка"

    Для уменьшения размеров кабины и обеспечения дополнительного удобства боевой работы кресла танкистов устанавливаются с наклоном назад. При этом кресло водителя может подниматься, позволяя ему смотреть поверх лобовой детали.

    Рабочее место водителя оснащается штурвалом, регулируемым в двух плоскостях для большего удобства работы. Также имеются рычаг управления коробкой передач, набор экранов и других приборов для вывода информации о работе различных систем. Благодаря использованию автоматической коробки передач водитель работает только с двумя педалями.

    Перед наводчиком и командиром располагаются пульты управления с двумя жидкокристаллическими мониторами на каждом. При помощи этого оборудования экипаж получает видеосигнал от средств наблюдения и может производить обнаружение целей с последующей их атакой. Управление вооружением осуществляется при помощи двух пультов, аналогичных используемым на современных отечественных танках. Наведение выполняется поворотом пульта или наклоном его боковых рычагов. При необходимости эти пульты, по-видимому, могут поворачиваться и укладываться под приборную доску.

    Система управления огнем и связанная с ней аппаратура позволяет экипажу производить наблюдение и поиск целей в любое время суток и определять цели на дальностях до нескольких километров. Оптико-электронное прицельное оборудование имеет возможность увеличения изображения в широких пределах, облегчая стрельбу по удаленным целям. Также в составе СУО предусматривается автомат сопровождения цели, способный решать поставленные задачи как днем, так и ночью.


    Рабочие места наводчика (передний план) и командира (позади). Кадр из т/п "Военная приемка"

    Вооружение перспективного отечественного танка Т-14 устанавливается в башне. Из-за переноса экипажа в единый объем было разработано необитаемое боевое отделение с набором автоматики, полностью обслуживающей основное орудие. Все операции по подготовке к стрельбе осуществляются без участия человека, лишь по его командам.

    Как и предыдущие танки отечественной разработки, Т-14 оснащается гладкоствольным орудием калибра 125 мм. Тем не менее, эта пушка (по имеющимся данным, обозначается как 2А82) выполнена по современным технологиям с применением новых материалов. Это позволило повысить максимальное давление в канале ствола, что повлекло за собой рост некоторых других характеристик. Тем не менее, точные данные о новейшем танковом оружии пока не публиковались.

    Главный конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Андрей Терликов отмечает, что модульная конструкция танка позволяет в дальнейшем использовать новое вооружение большего калибра, а также проводить иные модернизации боевого отделения. Таким образом, разговоры о возможной установке нового орудия увеличенного калибра имеют под собой определенные основания.

    В качестве дополнительного вооружения новый танк на базе платформы «Армата» использует боевой модуль с пулеметом. Эта система устанавливается на крыше башни и позволяет защищать танк от нападения с любых ракурсов. Модуль имеет систему дистанционного управления и полностью контролируется экипажем.


    Подготовка к выстрелу из основного орудия. Кадр из т/п "Военная приемка"

    Уже сейчас корпорация «Уралвагонзавод» и организации, входящие в ее состав, имеют некоторые соображения по поводу дальнейшей модернизации нового танка. В частности, рассматривается вопрос создания безэкипажной модификации, управляемой с удаленного пульта. Для этого следует провести ряд исследовательских и конструкторских работ, на которые понадобится некоторое время.

    Большая часть сведений о проекте унифицированной гусеничной платформы «Армата» и танке Т-14 пока не подлежит разглашению. Разработчики до сих пор не торопятся раскрывать подробности новых проектов, что способствует появлению различных версий и домыслов, а также подогревает интерес со стороны общественности. Недавняя программа телеканала «Звезда» смогла ответить на некоторые давно появившиеся вопросы. Кроме того, благодаря ей появились новые вопросы о проекте, ответы на которые появятся нескоро. Поэтому следует ждать о ходе проекта и новые сообщения о тех или иных особенностях перспективной техники.