Как жил Северный Кавказ с древности до XIX века? (7 фото). Древнейшие известия о народах северного кавказа

Древнейшими, известными по письменным источникам, обитателями причерноморских областей Северного Кавказа являются киммерийцы. К сожалению, сведений о них очень мало. По существу, кроме самого факта пребывания киммерийцев в древности (до VIII в. до н. э.) в северо-восточной части Причерноморья, засвидетельствованного Геродотом и запечатлевшегося в ряде топографических названий античной эпохи, ничего определенного об этих древних насельниках Предкавказья сказать нельзя. Геродот сообщает, что киммерийцы были вытеснены с занимаемой ими территории скифами, вторгнувшимися в Северное Причерноморье из Азии примерно в VIII в. до п. э. Хотя из сообщения Геродота можно сделать вывод, что все Северное Причерноморье было заселено киммерийцами, однако, видимо, главным местом пребывания киммерийцев были Крым и Прикубанье, ибо именно здесь нам известно наибольшее количество названий, связанных с их именем! .

Отступая под натиском скифов из Северного Причерноморья, киммерийцы двинулись, по словам Геродота, через Северный Кавказ на юг вдоль побережья Черного моря и поселились там, где в его время находился «эллинский город Синопа». Изучение клинописей древного Востока и, в частности, ассирийских текстов подтверждает это сообщение Геродота о вторжении киммерийцев в Переднюю Азию, где они действительно появились в VIII-VII вв. до н. э. и потрясли основы ряда могущественных государств древнего Востока, в том числе Ассирию и Урарту.

Вряд ли, однако, все киммерийцы покинули Северное Причерноморье. Надо полагать, что часть их осталась на прежнем месте жительства и после вторжения скифов.

Около VIII в. до н. э. основным населением Северного Причерноморья стали скифы, но, судя по всему, на Северном Кавказе значительного скифского населения не было. Геродот и другие древнегреческие писатели считали восточной границей расселения скифов Дон. Далее на восток, в Предкавказье, по сведениям этих писателей, жили уже нескифские племена (меоты, синды, тореты, керкеты и др.)* Хотя Геродот ограничивает пределы Скифии на востоке течением Дона (Танаиса), однако он же сообщает о проникновении скифов и на Северный Кавказ. По его словам, скифы, преследуя киммерийцев, вторглись через территорию Северного Кавказа в Закавказье и Переднюю Азию, причем они прошли не вдоль берега Черного моря, как киммерийцы, а восточнее, «имея по правую руку Кавказскую гору», т. е. Главный Кавказский хребет. Таким образом, скифы вторгались в Закавказье вдоль Каспийского побережья (через Дербентский проход), проходя через северокавказские степи, где часть их могла и осесть. Конечно, обитавшие в Северном Причерноморье скифы и в дальнейшем могли проникать на Северный Кавказ, особенно в При- кубанье, переходя через Дон или Керченский пролив.

Примерно с VII по III в. до н. э. хозяйственный и общественный строй, а также и культура коренного населения Северного Кавказа приобрели в значительной мере скифские черты. Особенно ярко эти черты прослеживаются в степном Предкавказье и в предгорьях западной части Северного Кавказа (за Кубанью, в бассейне рек Белой и Лабы). Это объясняется не только проникновением на Северный Кавказ скифского этнического элемента, но и усилением исторических связей Северного Кавказа со всей степной полосой Восточной Европы, где размещалась основная масса скифских племен Северного Причерноморья. О том, что скифская культура была в это время воспринята и нескифским населением Северного Кавказа, свидетельствует археологический материал из курганов Семибратние и Карагодеуашх, принадлежность которых местным синдо-меотским племенам не вызывает сомнения.

Процесс распространения скифской культуры, так же как и проникновение самого скифского элемента, сильнее всего чувствуется в Прикубанье, находившемся по соседству со Скифией, а также в степных районах Северного Кавказа, где обнаружены такие яркие и типичные памятники скифской культуры, как курганы у станицы Келермесской и аула Уль- ского на Кубани, Моздокский могильник в центральной части Северного Кавказа и др. Можно считать, что степное Предкавказье, и в особенности Прикубанье, в скифский период мало чем отличались в социально- экономическом и культурном отношениях от лежавших на запад от Дона областей Скифии. Курганы Прикубанья скифского периода свидетельствуют о том же типе хозяйства и общественного строя, что и у скифов - кочевников Приднепровья. Археологический материал прикубан- ских курганов дает тот же ритуал погребения, тот же набор предметов вооружения и домашнего обихода, что и в центральных областям Скифии.

Но в скифских курганах Предкавказья есть и некоторые особенности. В частности, «царские» курганы Прикубанья обычно отличаются большим количеством канских захоронений (например, в одном из курганов у аула Ульского - более 400). К этому нужно добавить, что древние «царские» курганы Прикубанья (VI-IV вв. до н. э.) вообще отличаются более пышным, дорогим и кровопролитным обрядом погребения, чем одновременные им курганы Приднепровья. Попвидимому, все это следует объяснить тем, что Прикубанье, как и все Предаавказье, было втянуто в общение с культурными центрами древнего мира (в особенности с Закавказьем, а также с Передней Азией) значительно раньше, чем Приднепровье. Поэтому и социально-экономическое развитие этого района шло в начале более быстрыми темпами, чем областей, лежащих на запад от Дона.

С причерноморскими племенами Северного Кавказа исторически тесно связаны находившиеся в Северном Причерноморье греческие колонии.

Недаром большая часть наших сведений об этих племенах в античную эпоху получена из греческих источников.

С VII в. до н. э. греки начинают колонизацию Южного, а затем и Северного Причерноморья. К концу V-началу IV в. до н. э. все северное побережье Черного моря от устья Днестра до Кубани было уже освоено греческими колонистами; при этом наиболее густо греческие поселения располагались по обоим берегам Керченского пролива (Боспора Киммерийского). Здесь разместилась самая многочисленная и богатая группа греческих колоний Северного Причерноморья, в которую, в частности, входили Фанагория (станица Сенная), Корокондама (Тамань), Гермонасса, Сады, Гор- гиппия (Анапа) и другие на кавказском берегу. К этой же группе следует причислить и Танаис, находившийся в дельте Дона.

Крупнейшей колонией бос- порской группы был Пантика- пей (находившийся на месте нынешней Керчи), который объединил под своей властью оба берега Боспора Киммерийского и стал столицей так называемого Боспорского царства. К концу IV в. до н. э. в состав кавказской части этого государства входил весь Таманский полуостров со смежными областями по низовьям Кубани, а также побережье до Баты (Новороссийска) на юге и Танаиса на севере включительно.

Появление в Северном Причерноморье рабовладельческого Боспорского государства оказало большое и всестороннее влияние на жизнь и развитие местных племен. В качестве примера можно привести таманское племя синдов, находившееся в сфере непосредственного воздействия Боспорского царства. В VI в. до н. э. синды уже тяготели к городскому центру с греческим и местным населением (сначала Синдский порт, затем Горгиппия, находившиеся на месте нынешней Анапы) и подчинялись управлению полуэллинизованных династов. В IV в. до н. э. синды, как и некоторые другие племена Прикубанья, вошли в состав Боспорского царства, а синдские династы стали вассалами боспорских царей Спартокидов, таких же полуаборигенов, полугреков, каре и они сами. Распространение влияния Боспора и на другие близкие к нему кубанские племена подтверждается многочисленными данными, в том числе материалами так называемых Семибратних курганов (в дельте Кубани около станицы Варениковской).

Местное население Северного Причерноморья и Кавказа к моменту греческой колонизации уже достигло сравнительно высокого уровня хозяйственного, общественного и культурного развития, что и явилось необходимой предпосылкой для возникновения здесь греческой колонизации. Как известно, греческие колонии Северного Причерноморья и Кавказа были обязаны своим богатствам и расцветом прежде всего посреднической торговле, которую они вели, с одной стороны, с местными племенами, с другой - со всем античным миром Черноморского бассейна и Средиземноморья. Хлеб, скот, кожи, мед, воск, вывозившиеся греками из причерноморских областей Кавказа, были продуктами соответствующих отраслей хозяйства, развитых здесь местным населением и притом в такой степени, что уже появились излишки для торговли и обмена.

Следовательно, уровень развития производительных сил у местного населения был настолько высок, что давал возможность организовать широкий и интенсивный обмен с внешним миром. Именно поэтому греческие поселения основывались преимущественно в тех пунктах, где наиболее удобно было организовать торговлю и обмен с местными жителями, причем многие крупные греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа возникали на давно обжитых коренным населением местах.

Наивысший расцвет Боспорского царства падает на IV - первую половину III в. до н. э. В дальнейшем оно стало ослабевать, и это в значительной мере было связано с постепенным падением спроса на хлеб, вывозимого боспорскими купцами из Прикубанья в Грецию, и с натиском сарматов, ставших крупной политической силой в степях Предкавказья и Северного Причерноморья. В I в. до н. э. Боспорское царство попало в некоторую зависимость от Рима, а в IV в. н. э. прекратило свое существование под ударами гуннов.

Нужно сказать, что Боспорское царство было не столько греческим, сколько греко-варварским государством, так как местные племена (меоты, скифы, сарматы, аланы) составляли значительный процент его населения и сыграли большую роль в развитии его культуры. В свою очередь греки оказывали большое влияние на культуру местного населения даже за пределами Боспорского царства.

Древнегреческие, а частично и римские писатели оставили краткие, но ценные сведения о народах Северного Кавказа в VI в. до н. э.- III в. н. э. Так, они указывают на Северо-Западном Кавказе большое число племен, часть которых (синды, псессы, фатеи, досхи и пекоторые другие в прикубанских степях) была известна под собирательным именем «меоты», а другая часть (обитавшие в горах зихи, ахеи, тореты, керкеты и пр.) представлялась грекам отдельными народами. Племенные и географические названия того времени в низовьях Кубани и на Черноморском побережье нынешнего Краснодарского края доказывают принадлежность большинства этих меотских и немеотских племен к предкам адыгов (т. е. кабардинцев, черкесов и адыгейцев). В то же время античные писатели говорят не об одном адыгском или двух-трех абхазо-адыгских языках, а множестве языков на Северо-Западном Кавказе, для которого тогда была характерна примерно такая же лингвистическая пестрота, какая сохранилась до начала XX в. в Дагестане. Большинство племенных языков Северо-Западного Кавказа в ту пору было родственным между собой. Сказанное позволяет заключить, что процесс консолидации разрозненных племен Северо-Западного Кавказа к началу нашей эры находился еще на начальной стадии и не успел привести к образованию адыгской народности.

Гораздо меньше сведений можно почерпнуть у античных писателей о населении горной полосы центральной и восточной частей Северного Кавказа. Упоминаемые ими мелкие племена очень трудно привязать к определенным территориям и не менее трудно угадать их этническую принадлежность. Все же авторы I- II вв. н. э. (Страбон, Птолемей и Плиний Старший) знали на востоке Северного Кавказа легов (лакцев или лезгин) и дидуров (дидойцев), причем последние указаны ими рядом с тушинами (тусками), т. е. примерно там, где они живут и в настоящее время.

В степях Северного Кавказа на восток от меотов жили родственные скифам ираноязычные племена сарматов (сираки, аорсы и др.), к которым в самом начале нашей эры присоединились пришедшие из Заволжья аланы. Язык последних также принадлежал к иранской ветви индоевропейских языков и находился в близком родстве с сарматским и скифским языками. Уже во II -III вв. н. э. аланы стали самой крупной политической силой в степях Северного Кавказа.

Аборигенное население (меотские племена, керкеты, тореты, ахеи, зихи, леги, дидуры и др.) были оседлыми и занимались преимущественно пашенным земледелием и скотоводством, а меоты, кроме того, и рыбной ловлей. Значительная часть сарматов и алан занималась скотоводством кочевого типа.

Сведения о социальном строе народов Северного Кавказа в античное время крайне скудны. Письменные источники упоминают, с одной стороны, племенных «царей», владевших значительными стадами скота, а с другой - рабов, или «работников». Археологические раскопки меотских и сарматских могильников обнаружили в одних случаях богатые, а в других - бедные погребения. В Прикубанье открыто большое число меотских горо - дищ, окруженных рвами и валами. Литературные источники рассказывают об укреплении сарматских поселений двумя рядами плетня с земляной засыпкой между последними. Каждое городище имело цитадель, которая обычно отделялась от остальной территории городища внутренними рвом и валом. Не подлежит сомнению, что уровень социального развития населения Северного Кавказа в античную эпоху не был однородным. У одних племен, например у синдов, которые были ближайшими соседями крупных боспорских городов, он был выше, чем у других меотов, выше, чем у кочевников сираков или аорсов и тем более выше, чем у горных племен. В целом же население Северного Кавказа в указанное время находилось на той переходной стадии от первобытнообщинного строя к классовому обществу, которую принято называть периодом военной демократии.


Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.


В исследовании раскрываются особенности формирования восточнославянской этносферы на российском Кавказе. Выделяется воздействие демографического фактора на результативность интеграционного процесса. Анализируются также конфессиональные аспекты проводившейся политики. Впервые в научный оборот автором вводятся сведения из различных источников, позволяющие восстановить историческую реальность освоения края переселенцами из центральных и юго-западных субъектов государства, в том числе представителями русского протестантизма (духоборами, молоканами, старообрядцами). Рассчитана на специалистов, всех интересующихся спецификой южных ареалов страны и теми изменениями, которые произошли в их пределах в период революционного кризиса и гражданской войны 1917- 1921 гг.


Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.


В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.


Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...


В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...


При поддержке посольств Британии в Армении и Азербайджане Исследовательский центр «Регион» (Армения) и Институт мира и демократии (Азербайджан) реализовываютso проект «Расширение знаний о «той стороне» и утверждение взаимопонимания между армянами и азербайджанцами с помощью информации «из первых рук» (апрель 2012- апрель 2014). Это - новый раунд работы, направленной на расширение знаний армян и азербайджанцев друг о друге.


- КАВКАЗСКИЙ МИР - КОСМОПОЛИТНЫЙ ПОЯС - МАНИФЕСТ ИДЕНТИЧНОСТИ - ЗАПАДНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО - ВЫСЕЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР - ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - МЕТАКОД БЫТИЯ


В сборнике анализируются различные аспекты внешних связей стран Прикаспия, получившие развитие в условиях глобального финансово-экономического кризиса, а также действияих важнейших внешнеполитических и экономических партнеров - прежде всего США и Китая. Предлагаются оценки влияния этих процссов на интересы России...


В ежегоднике прослеживаются основные тенденции, процессыи наиболее важные события во взаимоотношениях стран Центра, Полуперифесии и Периферии, а также позиции России в этом взаимодействии.


...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...


The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.


В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.


...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.


...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...


В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...


Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...


Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881. Фотогалерея.

История народов Северного Кавказа часть 2 (мои исследования с последними пополнениями) 1100 г.днэ – на территории восточной части Северного Кавказа (в том числе на территории современного Дагестана, Чечни, Ингушетии) сформировалась новая культура – каякентско-хорочоевская. На территории западной Грузии и в Абхазии сформировалась колхидская культура. На территории северного Азербайджана сформировалась ходжалы- кедабекская культура, а в южной части Азербайджана сформировалась муганская культура. В восточной части Грузии и в западной части Азербайджана сформировалась центрально-закавказская культура. Это указывает, что к этому времени на всем Кавказе начинается процесс формирования новых групп народов на основе общекавказского хурритского народа. 1000 г.днэ - хурритами было создано более десятка государств, наиболее крупными из которых являлись в Передней Азии – Миттания (Ханигальбат, Нахарина), Биайнили (Урарту), Аррапхэ, Мана (Матиена), Алзи, Ацци-Хаяса (Страна диаухов), Кулха (Колхида) и др., в Малой Азии – Киццуватна, и др. Также в Хеттском царстве хурриты составляли значительную часть населения.) 900 г.днэ – на территории современной Ингушетии и Северной Осетии сформировалась новая культура – кобанская. Вероятнее всего, что это были предки современных ингушей. В языческом пантеоне древних чеченцев и ингушей были боги: Даяла – верх.бог солнца и неба, Села – бог грома и молнии, Фурки – богиня ветра, Чача – богиня воды, Кхинч – богиня Луны, Ерда – бог скал, Тушоли – богиня плодородия. Это означает, что предки ингушей и чеченцев прошли такой же путь, как и многие другие древние народы Ближнего Востока (египтяне, шумеры, ассирийцы, урарты) – это время когда солнечные боги были самыми важными богами. В западной Грузии возникла культура триалети. 700 г.днэ – в степях Северного Кавказа кочевали скифские племена, но они не влияли на этнический состав населения предгорий и гор Северного Кавказа. 690 г.днэ - сложение меотской культуры относится к 8 – началу 7 века до н. э. Большинство учёных уверены, что киммерийцы, меоты, синды, зихи являются предками адыгов. Синды занимали весь Таманский полуостров, левобережье низовьев реки Кубань черноморское побережье до современной Анапы. Ближе к синдам размещались тореты и керкеты, далее на юго-восток жили ажеи, зихи и гениохи. Все они приняли участие в образовании адыгского народа. 590 г.днэ - После крушения Урарту, часть его жителей продвинулась на север, и вскоре основала два новых государства на Кавказе. Оба эти государства носили название «Халдия». Одна из этих Халдий располагалась в районе озера Севан («море Эрета» в древнегрузинских источниках), а вторая – на восточном берегу Черного моря, в исторической Колхиде 585 г.днэ – конец государства Урарту. Возможно значительная часть урартов – воинов тоже ушли на север, к своим родственным племенам, и возможно они осели на территории предков вайнахов (своих родственников, пришедших туда в более древние времена). И это могло отразиться в легендах ингушей, что их предки пришли с юга, из страны Шемаар (Шемара). Это искаженное название Шумера, а значит что в формировании (становлении) ингушского народа участвовали субарейцы. Нахи – воины (вайнахи) были воинами в Урарту и значительно позднее они тоже служили в качестве воинов в разных государствах – в Боспоре, Армении, Колхиде, Грузии, Албании, Византии. 550 г.днэ – примерно в это время на территории современной Абхазии и западе Грузии появилось Колхидское царство. При исследовании происхождения ингушского и чеченского народа некоторые исследователи не исключают теорию массовое передвижение протовайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, при этом существует несколько версий. В восточной части степей Северного Кавказа появились савроматы. Существует версия, говорящая о том, что Дзурдзук (предок всех вайнахов) был историческим лицом, пришедшим в Джейраховское ущелье через Грузию из страны, в средневековье именовавшейся Шаме (Сирия - арабск.), однако самые ранние упоминания о нём датируются 6-5 веками до н. э. в период, когда данную территорию населяло племя урартов. В те времена колхи говорили на нахском--языке. Об этом свидетельствует и большое количество нахских топонимов в Колхиде. 1. Протовайнахи (я условно дальше называть их словом «нахи») являются частью хурритов, живших в Закавказье (на территории древнего государства Урарту). Это подтверждается сходством ингушского,чеченского и хурритского языков и практически полностью идентичным пантеоном богов. 2. Нахи являются потомками населения, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар (Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский (Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой («хъо» - стража, дозор) (г. Хой в Иране). Все эти попытки изучения происхождения чеченцев приводят на территорию Плодородного полумесяца (это территория, включающая Древний Египет, Ближний Восток и междуречье Тигра и Евфрата). По этой теории древние нахи жили на землях самых древних цивилизаций Передней Азии. И это опять-таки схоже с ингушской легендой об исходе из Шемара. 500 г.днэ – в степях Северного Кавказа появилась другая группа кочевников – это были савроматы. Победив скифов, сарматы обрушили свой удар на соседние племена и государства. Так как скифы – более сплоченные в военном отношении, чем горские племена – могли на первых порах оказать более-менее сильный отпор, то основной удар сарматов пришелся на южные области – Кавказ и Предкавказье. Не избежали встречи с новыми пришельцами и обитатели Северо-восточного Кавказа - предки вайнахов (древних ингушей и чеченцев). Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнувшего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».) По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук... был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков». У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять», - гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передает летописец это: «...посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети...». 490 г.днэ - впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г.до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев 450 г.днэ - древнегреческий историк Геродот в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами, колхами, называет также и племя абасгов. Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …». Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии и древней Черкесии. Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств. На берегах Азовского м Черного морей появилось Боспорское царство. В 1-м тыс.днэ на территории Абхазии стали появляться зачатки классового общества; к этому периоду относится появление первых городских поселений на восточном берегу Черного моря. 350 г.днэ - После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары Что касается Кавказской Албании (Агванское царство древних армянских хроник), то целый ряд чеченских авторов высказывается в том духе, что по языку это государственное образование наиболее близко к предкам вайнахов. Возможно в это время на обширной территории, включающей в себя современную Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан и Албанию населял один народ – дзурдзуки (это и были древние нахи, предки будущих вайнахов). Наличия на территории Кавказской Албании чеченского (нохчи) этнического массива, но и его ведущей роли в формировании албанской (агванской) народности. Появление государства Кавказская Албания относится к IV в. до н. э. Это государство появилось практически одновременно с древней Арменией, Кавказской Иберией и государством малхов (последнее включало в себя зону распространения так называемой кобанской археологической культуры. Упоминают еще целый ряд племен Кавказской Албании, представляющие интерес для нас. Так, Клавдий Птолемей перечисляет племена сапотренов, суранов, саканов и оринеев, которых современные исследователи помещают на Северо-Восточном Кавказе. К югу от них согласно свидетельству Птолемея живут сербы, туски, дидуры, алонты, исонды и герры. Один из албанских царей Аршакидской династии носил имя Сато (Сату/Сати), которое до сих пор употребляется у чеченцев, например, фамилия Сатуевы или тейпы саттой и садо. Албания представляла собой федерацию многочисленных дагестанских, иранских и нахских племен; здесь жили удины, леги, каспии, дидуры, андаки, силвы, кисты, гелы, гаргары, соде и др. Всего в Албании насчитывалось 26 племен. Среди названных нахскими являлись племена кистов, гаргаров, соде (название этого племени идентично названию чеченского рода садой). Одним из ведущих племен Албании являлись гаргары, название которого исследователи объясняют посредством нахского слова «гаргар» - «близкий, родственный». Нужно заметить, что на нахском языке слово «гар» означает «род, ответвление». Алпаном называли главное божество лезгин - бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну - Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н.э. 220 г.днэ - В конце III - начале П вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена закрыть горные перевалы системой укреплений. Население Ингушетии и юго-восточной части Чечни напрямую связано с потомками племен Каякентско-Харачоевской археологической культуры. Древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере. Итак, к концу III в. на территории Ингушетии и Чечни сложилась сложная этническая ситуация. На юго-западе, в горах, обитали прямые потомки кобанских племен - дзурдзуки, сохранившие свой язык и культуру. На востоке, на территории от Аргуна до Дагестана, жило население, родственное, как кобанцам, так и дагестанским народам - аварцам и андийцам. Об этом говорят могильники, обнаруженные в Ичкерии (Яман-Су, Булан-Су, Гудермес, Галайты, Лехкч-Корт), имеющие традиционную близость к древностям Дагестана. На севере - в равнинной и предгорной зоне, жило смешанное кавказско-аланское население, сохранившее многие черты материальной и бытовой культуры кавказцев, но утратившее свой язык и перенявшее язык пришельцев. «Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хотя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «Наши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне не верное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов». Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тысячелетий. Они называли себя нахи − люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации. Не случайно внушают, что название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы − народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда. Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они − самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями. ..... Близость ингушского,чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись. Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим − всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным. Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже рабовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы. У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих предков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при переписке истории в угоду властным элитам. Яфедиты, чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потомки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта. Предками большинства чеченцев − нохчи, − являются нахматьяне, упоминаемые на северо-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э. Одно из видоизмененных названий чеченцев − шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев. Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы. Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами. И пришли пра-предки вайнахов из разных мест − одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением. Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей. Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов. Читая древние легенды и эпос вайнахского народа можно заметить, что этот эпос сильно похож на древние легенды и эпос других древних народов – шумерского, ассирийского, греческого. А читая легенды о нартах, древних жителях Кавказа, понимаешь, что этот эпос имеет общие черты у всех народов Кавказа. Значит древняя история коренных народов Кавказа была общей. По моему мнению нарты являются поздними атлантами (они были высокого роста) либо это были гиперборейцами (как у греков, там все почти боги были с Гипербореи). 200 г.днэ – с степях Северного Кавказа появилась новая группа ираноязычных кочевников – аорсы. По данным античных, грузинских, армянских письменных источников в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. известны этнонимы малхи, махалоны, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, дигоры, колхи, халибы, санары, махалы, ганахи, халы, сьербы, троглодиты, кисты и др., под которыми в различные периоды различным авторам были известны племена далеких предков ингушей. Часто древние авторы называли северокавказские племена (в том числе и праингушские) скифами и сарматами. В 3-1 веках днэ - расцвет греческих колоний на территории современной Абхазии. В Диоскуриаде активно работала судостроительная верфь, была налажена чеканка монеты. 50 г.днэ - Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев и ингушей относятся к периоду I в. до н. э. - I в. н. э. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. 40 год нашей эры - по церковному преданию, святой апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зихов. 50 год нашей эры - ещё в начале новой эры в Колхиде существовало совместное царство ганахов и махелонов. Страбон отмечает, что махелоны – это старое название санов. Евстафий говорит об этом более развернуто: «Махелоны – народ понтийский… Их мы называем санами или, вульгарнее цанами… и страну санов называют Цаникой, употребляющие вульгарную форму имени». Авторы свидетельствуют о том, что в начале новой эры цаны (цанары), махелоны (предки современных ингушей), ганахи (нахи) и халды (урартийцы) в этой части Кавказа, известном под названием Колхида, входили в единое царство и составляли этническое единство. В те времена колхи говорили на нахском--языке. Об этом свидетельствует и большое количество нахских топонимов в Колхиде. По сообщению Плиния (I в. до н. э.), в начале нашей эры Колхида пустеет, большинство населения покидает ее. Причины нам неизвестны. Возможно, их заставило мигрировать какое- либо экологическое бедствие или карательные акции римлян, предпринять которые обещал еще Флавий Арриан (II в. до н. э.): «...они будут аккуратны, или мы выгоним их из страны». Впоследствии Колхиду заселили грузино язычные племена. Древне нахские племена Колхиды переселяются на Северный Кавказ и в Закавказье, на территорию вблизи Дарьяльского прохода. Племенной союз меотов в начале 1 тысячелетия н.э. вступил в полосу кризиса и упадка, что было связано с частыми вторжениями завоевателей – сарматов и с усилением политической роли другого адыгского племени зихов. “Зихи – называемые так на языке простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют “адыга”. Они живут на пространстве от реки Таны (Дон) до Азии” (из книги Дж Интериано “Быт и страна зихов, именуемых черкесами”). 65 год нашей эры – греческий город Диоскуриада переименовывается в Себастополис. Абазги и апсилы одни из первых на Кавказе приняли веру в единого Бога. 120 год нашей эры – место аорсов в степях Северного Кавказа заняли аланы. С началом нашей эры начали складываться и местные самостоятельные племенные образования (княжества Санигия, Абазгия, Апсилия, Мисиминия) апсилов (древних абхазов), абазгов и санигов, живших на территории нынешней Абхазии. 150 год – Лазика (Абхазия и Западная Грузия) стала независимым царством. Во II век н. э. древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» упоминает северокавказский народ гаргарейцы, живший рядом с амазонками. Этноним «гаргарейцы» имеет хурритские корни и напоминает самоназвание ингушей – галгаи. С ингушского языка слово «гаргарейцы» можно перевести как «родственный». Население Кавказской Албании - албаны изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары, утии (удины), гелы, чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Среди всех племён самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. Как пишет Тревер, гаргары являлись наиболее культурным и ведущим албанским племенем. О гаргарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон. Исследователи утверждают, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского языка. Изучая историю возникновения ингушских танцев и праздников: мужских и отдельно женских, мы пришли к выводу, что в глубокой древности на Кавказе существовало царство воинов-мужчин (горгарейцев) и царство - воинов-женщин (амазонок). Вот что пишет Стробон: "Амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керовнийскими..." Наиболее сильные из амазонок занимаются главным образом охотой верхом на лошадях и водными упражнениями. Весной у амазонок есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющих их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы тоже восходят на гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношения, сойтись с ними для деторождения. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского рода приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном. До сих пор у ингушей сохранился обряд шуточного сватовства "зохалол", свадебный обряд, встреча двух организованных групп: воины-мужчины (гаргарейцы) и воины-женщины (амазонки). Об этом писали А. Х.Танкиев ("Отголоски брачных отношений между предками вайнахов и легендарными амазонками в ингушской свадебной поэзии"), и Р. С. Плиев: ("Хранитель тайн – язык". М., 1997). Но мы хотели обратить внимание на другой праздник, в котором проступают отголоски отношений, которые были между амазонками и гаргарейцами. Это праздник богини Тушоли. Вот, что об этом пишет Шиллинг: "Девушки (ср. др. амазонки) от 15 лет и молодухи отправлялись к храму накануне праздника. Их ожидал жрец. Так как жрец обладал знахарскими способностями, он выслушивал жалобы прихожанок на различные несчастья, бесплодность и гадал для них. В храме было изображение Тушоли, - идол, который выносился жрецом к прихожанам, и этим последним представлялось вплоть до восхода солнца следующего дня прикасаться к Тушоли грудью в чаянии получить плодовитость. В самый день праздника к жрецу съезжались и сходились мужчины (ср. гаргарейцы), большая часть молодежь, и происходило обычное моление с освящением жертв и угощением. К вечеру из присутствующих выбиралась пара: целомудренный юноша и такая же девушка. Их отправляли на ночевку в пещеру чудес (в районе селения Хули). На следующее утро, ночевавшие в пещере юноша и девушка должны были рассказать жрецу сны, которые они видели ночью. По этим снам жрец давал на предстоящий год предсказания касательно урожая, ветров, засухи, эпидемий. Праздник длился три дня и три ночи. Праздник "Тушоли" это инсценировка былого отношения амазонок и гаргарейцев, когда жрица "невест" и старший жрец "женихов" оценивали (мах бур) каждого мужчину и каждую женщину. На основе "равноценности", взаимного соответствия составляли пары. Эти "браки", по сообщениям информаторов, длились не менее месяца. Затем женщины и мужчины расходились до очередной встречи на целый год". Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) – Абазгия (государство абазгов). Во 2 веке римский гарнизон разместился и в Питиунте (современная Пицунда). 200 год - с начала I тыс. н.э. на все праингушские племена Северного Кавказа распространяется этноним аланы. Это означает, что иностранные наблюдатели (историки и географы) часто по ошибке называли аланами также и предков ингушей. АКАЦИРЫ - кочевой, скотоводческий народ, обитавший в 3-4 веках на территории Европы от Приднепровья до Восточной Прибалтики и верховий Волги. В античных источниках (до 3 в) упоминается народ «леги», живший на Восточном Кавказе – это были предки современных лезгинов. Основателями Абазгского царства стала династия Леонидов. По утверждению профессора Л.И. Лаврова царь Леон I и его потомки происходили из рода крупнейших абазгских//абазинских феодалов Лау (Алоу, Лоо, Лоовых), чья фамилия существует и сейчас.

(касоги, зихи, кашаки), аланы также подчиняют определенную их часть. Большая половина адыгов сохраняют независимость. Отличительной чертой их жизни становятся постоянные междоусобицы. Благодаря соседству с Черным морем, предки адыгов поддерживают постоянные торговые связи с Византией и Малой Азией.

Весьма расплывчаты свидетельства той эпохи в отношении вайнахов . Лишь в грузинских хрониках встречаются упоминания о неких дурдзуках , обитавших в горах. Впрочем в тот момент земли современной Ингушетии и западной части Чечни находились под сильным воздействием алан, о чем свидетельствовало месторасположение аланской столицы, город Магас .

В степной части Кавказа аланское влияние было относительным, ибо здесь их постоянными конкурентами выступали все новые и новые орды кочевников. После разгрома Хазарского каганата, Северо-Кавказские степи заполняются печинегами и гузами, народами также тюркского происхождения.

Открыть в полном размере

К концу 11 века эти степные пространства оказались во власти половцев (кипчаки, куманы). Сами половцы охватывают в тот момент громадные пространства от Волги до Дуная. Поэтому не случайно, что эти территории в 12 веке получают именование Дешт-и-Кипчак , то есть половецкая земля.

Этногенез карачаевцев, балкарцев и кумыков

В период средневековья тюркоязычные кочевники сыграли значительную роль в этногенезе ряда местных народов. Ученые полагают, что именно в это период, 12-14 века, активно протекали процессы формирования карачаево-балкарской народности . Ее основу составляли , носители . Приблизительно в 4 веке с ними слилась определенная часть алан, которые были вытеснены гуннским нашествием.

В 7-8 веках хазарами в целях обеспечения безопасности от арабских вторжений, в верхней Кубани размещаются болгары. В 7-8 веках половцы довершают процессы этногенеза карачаевцев и балкарцев . Уникальность этих народов в том, что в антропологическом отношении они являются носителями местного кавказского типа, а разговаривают на тюркском диалекте.

Аналогичные процессы имели место по отношению к кумыкам , которые с давних пор населяли равнинную часть Северного Дагестана. Антропологические исследования показывают отсутствие каких либо различий между кумыками и прочими коренными народами Дагестана. Часть аборигенов равнинного Дагестана подверглась длительной ассимиляции со стороны кочевников тюрок. Причем эти процессы протекали еще с 4 века. В итоге, к 14 веку в северном и центральном плоскостном Дагестане фиксируются тюркоговорящие кумыки.

Дагестан в 10-начало 13 веках

Существенные изменения происходят в 10 веке и в Дагестане, который до этого пребывал в орбите влияния могущественного Арабского халифата. Центральные районы горного Дагестана по-прежнему занимало политическое образование Серир (с арабского сахиб сарир аз-захаб , то есть страна владетеля золотого трона), в который в тот момент включались земли аварцев, части лакцев и даргинцев. Правитель Серира имел титул нуцала и поэтому эти земли именовались нуцальство .

В этот момент в горном Дагестане упоминаются другие объединения: гумык (кумух) в землях лакцев, хайдак (кайтак) в землях даргинцев, зерих геран , куда входили аул Кубачи и ряд окрестных селений. Кабачницы родствены даргинцам, но уже к 13 веку их занятием становится ремесло.

Северная прикаспийская часть Дагестана в период получает название сахль (с арабского, равнина). Арабы подчинили себе эти земли и в период правления наместника Масламы, они на этих землях поставили своего правителя, получившего титул шанхал . Резиденцией шанхалов становятся два селения, Кумух и Тарки . Вот почему это образование получает название Шамхальство Тарковское . После ухода арабов шанхалы продолжили и завершили процессы исламизации кумыкского населения.

Власть нуцалов и шанхалов была наследственной, это было нетипично для остального горного Дагестана, где чаще всего социальное устройство было представлено вольными общинами. На юге Дагестана также существовали политические объединения на племенной основе табасаран . Однако, в силу близости Дербента и Закавказья, эти объединения не всегда были самостоятельными.

После распада Арабского халифата, местные дербентские правители в 70-х годах 9 века создают собственное арабское образование Дербентский эмират . Благодаря транзитному расположению Дербента, купцы извлекают прибыли из морской и сухопутной торговли. Уже с конца 8 века начинает чеканиться собственная монета. Власть в Дербенте принадлежала группе знатных феодальных семей арабского происхождения. Из их числа избирались эмиры (правители), которые в своей повседневной политике опирались на раисов (городские старшины).

К концу 8 века в Дербенте прочно укрепляются позиции ислама, поэтому дербентские правители и жители становятся воинствующими миссионерами. Из Дербента периодические организовываются походы против язычников Южного и Центрального Дагестана, причем производится в буквальном смысле “огнем и мечом” . Упорствующие уничтожаются, а их селения сжигаются. Сами участники походов называются гази , то есть борцы за веру.

В 10-начале 13 веков Дербент – признанный культурный центр Южного Дагестана. Здесь широкое распространение имеет арабская литература и философия. Из числа местных грамотных людей появляются авторы различных произведений. Так в 11 веке свои произведения публикуют философ Абу Бекр , поэт Юсуф аль Дербенди , публикуется “История Дагестана и Ширвана” на арабском языке.

В Дербенте строятся медресе (духовные исламские школы). Здесь проживают толкователи шариата (на арабском факих ученый человек). Таким образом, Дербент и его жители являются распространителями арабской культуры. В силу того, что Дербент занимал удобный естественный проход, эти земли после ухода арабов остаются объектом посягательств со стороны последующих завоевателей.


Открыть в полном размере

К концу 9 века в Северной части Азербайджана сформировалось государство Ширван , власть в котором оказалась в руках потомков арабских завоевателей, принявших титул Ширван-шахо в. Ширван-шахи подчиняют своему влиянию объединения лайран (земли лезгин), табасаран , пытаются контролировать сам Дербент. Дербентским эмирам удается сохранить собственную независимость, хотя в отдельные периоды им приходится признавать вассалитет от Ширвана.

Во второй половине 11 века юг Дагестана временно захватывают турки-сельджуки и местное население платит налоги в пользу султана. В 12 веке господство турков-сельджуков прекращается, но возрастает влияние соседней Грузии, особенно на западный горный Дагестан. Здесь складывается ситуация конфессионального противоборства, то есть христианские миссионеры из Грузии борются здесь с исламскими проповедниками из Дербента и Ширвана.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров