Кто побывал на южном полюсе земли. Кто первым достиг Южного полюса? Несколько занимательных фактов о Северном и Южном полюсе

Южный полюс - это точка, через которую проходит воображаемая ось вращения нашей планеты. Находится он не посередине Антарктиды, а ближе к ее Тихоокеанскому побережью. Открыт южный полюс был 11 декабря 1911 г. (по некоторым источникам - 14 декабря).

Кто первым достиг южного полюса?

Поставили для себя целью побывать в этом суровом месте земного шара в начале прошлого века сразу два путешественника - норвежец Рауль Амундсен и англичанин Роберт Скотт. Оба исследователя провели самую тщательную подготовку к походу. Роберт Скотт решил использовать в качестве тягловой силы моторные сани и пони. Р. Амундсен сделал ставку на собачьи упряжки. Подготовились к походу оба исследователя, кончено, максимально тщательно. Так кто же первым достиг южного полюса?

Экспедиция Роберта Скотта продвигалась к цели медленно, преодолевая большие трудности. Пони исследователя, к сожалению, не вынесли нагрузок тяжелого пути и их пришлось усыпить. Моторные сани же не могли преодолеть ледяные торосы.

У Амундсена дела шли гораздо лучше. Благодаря выносливым северным собакам, он доехал до самой юной точки земного шара быстрее Скотта. Именно Амундсен и считается первым человеком, достигшим южного полюса. Экспедиция Роберта Скотта добралась сюда лишь 17 января 1912 года.

Трагедия

Конечно же, моральное потрясение негативным образом сказалось на обратном пути английской группы. Сначала умер самый молодой участник экспедиции Р. Скотта - Э.Эванс. Затем по собственной инициативе покинул товарищей, чтобы не стать обузой, отморозивший ноги Л. Отс.

Оставшиеся члены экспедиции, включая самого Скотта, также не вернулись на базу. В пути их застала метель. Тела членов группы позднее были найдены в 18 км от лагеря. О судьбе их стало известно лишь из дневника Р. Скотта, умершего последним.

Память об исследователях

Ну что ж, теперь наш читатель знает, кто первым достиг южного полюса. Победитель - честолюбивый Амундсен - конечно же, был очень расстроен произошедшей во льдах Антарктиды трагедией. Впоследствии он не раз говорил журналистам о том, что не задумываясь пожертвовал бы своей славой первооткрывателя лишь для того, чтобы вернуть Скотта и его людей к жизни.

Вот таким вот образом и было омрачено трагедией одно из самых важных географических открытий прошлого века. Однако полюс помнит обоих героев-исследователей. Их имена были навеки соединены в названии большой научной станции Амундсен-Скотт, работающей и поныне в самой южной точке Земли.

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Где находится Южный полюс

Южный полюс – это одна из двух точек пересечения воображаемой оси вращения Земли и земной поверхности, где сходятся все географические меридианы. Он расположен в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте примерно 2800 м над уровнем моря. Интересно, что географические координаты Южного полюса обычно указывают просто 90° ю. ш., поскольку долгота полюса геометрически определена. В случае необходимости, она может быть указана как 0°.

На Южном полюсе все направления указывают на север и потому привязываются к Гринвичскому (нулевому) меридиану.

Попытки покорения Южного полюса

Общее понимание географии Антарктического побережья появилось лишь в середине XIX века, поэтому первые попытки покорить континент начались именно в это время.

В 1820 году несколько экспедиций одновременно заявили об открытии Антарктиды. Первой из них была русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которая достигла берегов материка 16 января.

Но первой доказанной высадкой на берег считается высадка экспедиции Борхгревинк в 1895 на берег Земли Виктории.

Экспедиция Амундсена

Изначально Руаль Амундсен собирался покорить Северный полюс, но во время подготовки к экспедиции стало известно, что его уже открыли. Но ученый не стал отменять поездку, просто поменял цель своего путешествия.

«Чтобы поддержать статус полярного исследователя, – вспоминал Амундсен, – мне необходимо было как можно быстрее достичь любого другого сенсационного успеха… И я сообщил своим товарищам, что поскольку Северный полюс открыт, я решил идти на Южный».

19 октября 1911 года экспедиция на санях, запряженных собаками, отправилась в путь. Сначала он проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса, но на 85-й параллели поверхность круто пошла вверх –шельфовый ледник закончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. По словам исследователей, было сложно и физически, и морально. Ведь они не знали, что будет дальше.

В начале подъема путешественники устроили главный склад с едой на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней. За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

14 декабря экспедиция Амундсена достигла точки на белой равнине, на высоте 3000 м, где, по расчетам, должен был находиться Южный полюс. Именно этот день считается открытием Южного полюса. В экспедиции также участвовали Оскар Вистинґ, Гелмер Хансен, Сверре Гассель, Олаф Бйоланд.

Они оставили небольшую палатку, над которой на шесте закрепили норвежский флаг и вымпел с надписью «Фрам». В палатке Руаль Амундсен оставил письмо норвежскому королю с коротким отчетом о походе.

В своем дневнике норвежский ученый подробно описал свое прибытие в желаемую точку.

«Утром 14 декабря была отличная погода, идеальная для прибытия на полюс… В полдень мы достигли 89° 53′ по любым расчетам и приготовились пройти остаток пути за один заход… Мы продвигались в этот же день так же механически, как всегда, почти молча, но все больше заглядывая вперед… в три пополудни одновременно от всех погонщиков прозвучало «Стой». Они тщательно осмотрели приборы, все показывали полное расстояние – Полюс, по нашему мнению. Цель была достигнута, путь закончился. Я не могу сказать – хотя знаю, что это прозвучало бы гораздо убедительнее – что я достиг цели своей жизни. Это было бы романтично, но слишком прямолинейно. Я предпочитаю быть честным и предположить, что я никогда не видел человека, который находился бы в более диаметрально противоположной позиции к своей цели и желаниям, чем я в тот момент».

Амундсен назвал свой лагерь «Пульхайм» (в переводе с норвежского – «Полярный дом»), а плато, на котором непосредственно находится полюс, было названо в честь норвежского короля Хокона VII.

Все путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно продолжалась 99 дней. 7 марта 1912 года с города Хобарта на острове Тасмания ученый известил мир о своей победе и удачном возвращении экспедиции.

Норвежский полярный путешественник и исследователь Амундсен не только первым достиг Южный полюс, но и первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Норвежец совершил непрерывный морской переход Северо-западным проходом (по проливам Канадского арктического архипелага), позже осуществил переход Северо-восточным проходом (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию ​​за Полярным кругом.

Погиб ученый в 1928 году в возрасте 55 лет во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. В честь путешественника названы море, гора и американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, залив и впадина в Северном Ледовитом океане, а также лунный кратер.

Географический Южный полюс представляет собой крайнюю южную точку на поверхности Земли. Он находится на 90° южной широты в Антарктиде на территории исследовательской станции Амундсен-Скотт, учрежденной США в 1956 году. Полярный ледяной покров в этом мести двигается со скоростью примерно 10 м в год по направлению к морю Уэдделла. Следовательно, положение станции и остальных искусственных объектов относительно географического полюса со временем постепенно смещается.

Не нужно путать географический Южный полюс с Южным магнитным полюсом, который определяется на основе магнитного поля Земли.

Географический Южный полюс

Географический Южный полюс Земли

Географический Южный полюс является самой южной точкой на поверхности планеты, через которую проходит ось вращения Земли (однако, ось вращения Земли на самом деле подвержена колебаниям, так что это определение не подходит для более точных работ). Он находится на ледяном плато в 1300 км (800 милях) от пролива Мак-Мердо. Толщина льда в этом месте достигает около 2700 м. Из-за движения ледникового щита, местоположение географического Южного полюса пересчитывается ежегодно 1 января и обозначается специальным знаком.

Обычно координаты этого местоположения просто выражаются 90° южной широты, так как здесь сходятся все меридианы. Хотя, если все же учитывать долготу, то она будет равна 0°. Кроме того, все точки, удаляющиеся от Южного полюса, обращены на север к и значения их широт составляют меньше 90°. Эти координаты все еще обознаются в градусах южной широты, так как расположены в Южном полушарии.

Поскольку Южный полюс не имеет долготы, трудно определить его время. Кроме того, время нельзя узнать по положению солнца на небе. Таким образом, для удобства на американской исследовательской станции Амундсен-Скотт используют Ново-Зеландское время (UTC+12:00).

Магнитный и геомагнитный Южный полюс

Подобно , Южный полюс также имеет магнитный и геомагнитный полюса, которые отличаются своим местом положения от географического Южного полюса. По данным Австралийского антарктического отдела, магнитный южный полюс - это место на поверхности планеты, где магнитное поле Земли имеет вертикальное направлении вверх. Эта точка лежит за пределами полярного круга. Из-за полярного дрейфа, полюс движется на северо-запад со средней скоростью около 10-15 км в год. Его текущее расстояние от географического Южного полюса составляет около 2900 км. В 2015 году Южный магнитный полюс находился на уровне 64,28° южной широты и 136,59° восточной долготы.

Геомагнитный Южный полюс определяется как точка пересечения между поверхностью Земли и осью магнитного диполя. По данным 2005 года, геомагнитный Южный полюс находился на отметке 79,74° южной широты и 108,22° восточной долготы. Это место находится вблизи российской научно-исследовательской станции Восток. Так как, магнитный диполь не считается точной моделью магнитного поля нашей планеты, геомагнитный Южный полюс не совпадает с Южным магнитным полюсом.

Кто открыл Южный полюс?

Роальд Амундсен и члены его экспедиции возле географического Южного полюса Земли

Хотя исследование Антарктиды началось в середине 1800-х годов, попытки исследования географического Южного полюса осуществились только в 1901 году. В этом году Роберт Фалькон Скотт предпринял попытку первой экспедиции от побережья Антарктиды до Южного полюса. Экспедиция "Дискавери" продолжалась с 1901 по 1904 год, и 31 декабря 1902 года достигла 82,26° южной широты, но дальше так и не продвинулась.

Вскоре после этого Эрнест Шеклтон, участвовавший в Экспедиции Скотта "Дискавери", предпринял еще одну попытку достичь Южного полюса. Эта экспедиция была названа Экспедицией "Нимрода", и 9 января 1909 года Шеклтон приблизился на 180 км к Южному полюсу, прежде чем вернуться назад.

Наконец, в 1911 году 14 декабря Роальд Амундсен стал первым человеком, покорившим географический Южный полюс. После открытия полюса Амундсен основал лагерь по имени Полихем и назвал плато, на котором находится Южный полюс, король Хакон VII. Cпустя 34 дня 17 января 1912 года Скотт, который пытался обогнать Амундсена, также покорил Южный полюс, но на обратном пути вся его экспедиция погибли от холода и голода.

После того, как Амундсен и Скотт достигли Южного полюса, люди не возвращались туда до октября 1956 года. В том году адмирал ВМС США Джордж Дуфек приземлился там, и вскоре после этого была построена станция Амундсен-Скотт в 1956-1957 годах.

С 1950-х годов большинство людей на Южном полюсе или вблизи него были исследователями и научными экспедициями. Поскольку в 1956 году была учреждена станция Амундсен-Скотт, исследователи постоянно укомплектовали ее, и в последнее время она была модернизирована и расширена, чтобы позволить большему числу людей работать там в течение всего года.

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью в Южном полушарии. Находится на высоте 2800 м в Полярном плато Антарктиды. Впервые южный полюс достигла норвежская экспедиция Р. Амундсена в 1911. EdwART. Толковый Военно морской … Морской словарь

ЮЖНЫЙ ПОЛЮС, точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Впервые Южного полюса достигла норвежская экспедиция под руководством Р.… … Современная энциклопедия

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Впервые Южного полюса достигла норвежская экспедиция под руководством Р. Амундсена в 1911 … Большой Энциклопедический словарь

Южный полюс - Точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью в Южном полушарии … Словарь по географии

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Впервые Южного полюса достигла норвежская экспедиция под руководством Р. Амундсена в 1911. *… … Энциклопедический словарь

южный полюс - pietų polius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. antarctic pole; south pole vok. Südpol, m rus. южный полюс, m pranc. pôle Sud, m … Fizikos terminų žodynas

Южный полюс - южный п олюс … Русский орфографический словарь

Точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии. Любая другая точка поверхности Земли находится по отношению к Ю. п. всегда в северном направлении. Располагается на материке Антарктида, ближе к … Большая советская энциклопедия

Точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Юж. полушарии. Располагается на Антарктическом материке, на Полярном плато, на высоте 2800 м. Толщина льда в районе Ю. п. превышает 2800 м, т.е. коренные породы лежат… … Географическая энциклопедия

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью в Юж. полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на выс. 2800 м. Впервые Ю.п. достигла норв. эксп. под рук. Р. Амундсена в 1911 … Естествознание. Энциклопедический словарь

Книги

  • Южный полюс. Амундсен против Скотта , Оусланд Бьёрн. Гонка к Южному полюсу была сродни драматическому триллеру, в котором силы природы решили потягаться с сильными мужчинами, проверив их самих, технические средства исобак на прочность. В новой…