Методики для школьников по выявлению дезадаптации. Дезадаптация учащихся начальной школы: её причины, методика определения и коррекция

Как распознать школьную дезадаптацию, как с ней справиться и что можно сделать, чтобы учёба приносила только радость?

Привыкание первоклассника к школе – процесс непростой. Из уютного, беззаботного детства ребёнок попадает в совсем другую школьную среду, где его ждут новые права и обязанности, новый коллектив, незнакомый учитель, неведомые предметы, другой режим дня. Неудивительно, что далеко не всем первоклассникам удаётся приспособиться к новой жизни легко и быстро и избежать нарушения адаптации к школе.

Школьная дезадаптация – достаточно распространённое явление среди учащихся начальных классов. В особо тяжёлых случаях ребёнок испытывает сильный дискомфорт при посещении школы, а отрицательные эмоции буквально блокируют его познавательную деятельность и тормозят развитие. Поэтому проблему дезадаптации младших школьников оставлять без внимания нельзя! Как её распознать, как с ней справиться и что можно сделать, чтобы учёба приносила только радость и не вызывала неудобств?

Что такое школьная дезадаптация?

Есть много определений дезадаптации, одно из них гласит, что это «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» (Беличева С. А.).

Школьная дезадаптация состоит из трёх компонентов:

  • когнитивного,
  • эмоционального,
  • поведенческого.

Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает, что ребёнок, поступающий в первый класс, понимает, что он уже школьник, что требования к нему изменились. Показателем успешной адаптации на когнитивном уровне является осознание ребёнком своих прав и обязанностей как школьника и наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа. Соответственно, проявлениями школьной дезадаптации выступают неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности («Я не могу освоить предмет, потому что он мне не нравится, я не понимаю, зачем он мне нужен» и т.д.) и несовпадение по темпу учебной деятельности ученика и учителя или программы обучения.

Эмоциональный компонент школьной адаптации включает в себя самооценку и уровень притязаний. Хорошим показателем считается адекватная самооценка и высокий уровень притязаний – «Я хороший и могу многого добиться». Формами дезадаптации будут:

  • неспособность управлять своим поведением («Я делаю, что хочу, мне ничего не надо, я пришёл в школу поиграть»);
  • школьные фобии («Я боюсь выйти к доске, я не могу отвечать в ситуации, когда на меня смотрят»).

Поведенческий компонент школьной адаптации включает в себя поведение ученика в школе, его взаимодействие с другими людьми, знание правил, по которым следует себя вести в той или иной ситуации. Формами школьной дезадаптации будет стремление нарушать правила школьной жизни, совершать деструктивные действия, устраивать своеобразный «бунт против системы»: «Я не хочу вести себя так, как от меня ждут». В этом случае без помощи психолога явно не обойтись – ведь надо разбираться, что именно в ребёнке вызывает такую реакцию протеста.

Причины школьной дезадаптации учащихся младших классов

Причин школьной дезадаптации может быть несколько, часто они взаимосвязаны, и одна вытекает из другой. Их можно разделить на три большие группы.

Причины, которые кроются в ребёнке. Самыми важными являются отсутствие школьной зрелости, при котором функциональные возможности малыша не соответствуют требованиям, которые предъявляет школа, и проблемы со здоровьем – частые заболевания не дают хорошо осваивать школьную программу.

Причины, которые кроются в семье. Если мама и папа слишком эмоционально реагируют на неудачи своего наследника в школе, это плохо сказывается на его самооценке, он боится ошибиться, боится разочаровать родителей, и в результате у него формируется негативная реакция на всё, что связано со школой.

Причины, которые кроются в школьной среде. Роль первого учителя в успешности обучения ребёнка очень важна. Даже простое несовпадение в темпах обучения («темповый конфликт», при котором педагог даёт знания быстро, а малыш – медлительный) может привести к возникновению проблемы. Система школьного образования «Начальная школа XXI века» учитывает эти особенности детей, в методике особое значение уделено именно индивидуальному подходу к каждому ученику. Построение системы обеспечивает персональный темп и усвоение материала с сохранением качества полученных знаний. Для индивидуальной профилактики школьной дезадаптации каждый ученик нуждается в правильно подобранной программе обучения.

Как не упустить первые признаки дезадаптации

Родители, внимательные к своему первокласснику, обязательно обратят внимание, если малыш:

  • боится идти в школу,
  • начал часто болеть,
  • у него пропал аппетит, он похудел,
  • у него есть нарушения сна: бессонница или сонливость,
  • стал забывчив (забывает в школе вещи, дома учебники),
  • теряет навыки самостоятельности и самообслуживания,
  • стал замкнутым,
  • стал рассеянным, невнимательным, не может рассказать, что проходили в школе,
  • боится обратиться за помощью к учителю,
  • начал капризничать,
  • появилось заикание, «моргание» глазами, покашливание (так проявляются навязчивые тики).

Всё это является признаком дезадаптации. Решать проблему нужно, объединив усилия школьного психолога, невролога (в ряде случаев), педагога и самих родителей.

Профилактика дезадаптации

Профилактику школьной дезадаптации желательно начинать ещё до момента поступления ребёнка в первый класс. Ведь предотвратить возможную проблему легче, чем решать её в процессе обучения.

В рамках профилактики дезадаптации ещё на дошкольном этапе:

  • рассказывайте ребёнку о школе. Обсуждайте будущее обучение, отвечайте на вопросы, объясняйте, как вести себя в той или иной школьной ситуации;
  • по возможности познакомьте малыша с той физической средой, где ему предстоит учиться. Проще – покажите, проведите экскурсию, объясните, где и что находится. Так, придя в первый класс, ребёнок попадёт в привычную ему обстановку;
  • развивайте память, мышление, внимание ребёнка с помощью игр, пособий, чтения книг и просто в повседневной жизни;
  • посадите за парту кукол и медведей, сыграйте в школу, обыграйте разные ситуации, которые могут возникнуть у самого ребёнка;
  • делитесь своими хорошими воспоминаниями о школе, о первой учительнице, о любимых предметах. Это сформирует позитивный образ школы и учителя и станет профилактикой школьных страхов.

Когда малыш уже пошёл в школу, постарайтесь «держать руку на пульсе» его школьных дел.

  • Проявляйте интерес и участие к происходящему в школе, в классе, расспрашивайте.
  • Воздерживайтесь от критики в адрес школы и учителей.
  • Не сравнивайте своего маленького ученика с одноклассниками.
  • Будьте последовательны в своих требованиях: если считаете, что ребёнок должен заниматься самостоятельно, не рвитесь ему помогать.
  • Запаситесь терпением: у крохи не всё будет получаться сразу.
  • Не ругайте за ошибки: на ошибках, как известно, учатся, и надо относиться к ним спокойно и конструктивно, у ребёнка не должно возникнуть страха ошибиться.
  • Давайте возможность отдохнуть, погулять, поиграть. Это важные занятия для первоклассника, которые помогут избежать проблем со здоровьем.
  • Делайте перерывы в домашних занятиях каждые 10–15 минут. В перерывах хороша физкультминутка.
  • Ограничьте компьютерные игры, просмотр телевизора и другие занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки – её немало во время уроков.
  • Будьте на стороне ребёнка. Не заставляйте его дружить с теми, кто ему не нравится. Поощряйте его самостоятельность как в действиях, так и в суждениях.

Вся помощь ребёнку, который страдает от школьной дезадаптации, направлена на то, чтобы восстановить положительное отношение к школьной жизни, к обучению, к тем людям, которые окружают его в школе и участвуют в учебном процессе. Стоит только вернуть радость в жизнь ребёнка, и школа станет местом, где ему будет комфортно, интересно и полезно находиться.


Анна Калинина-Артемова

В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его ситуации социального развития. Наибольший риск представляет момент поступления ребёнка в школу и период первичного усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.

На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.

На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её), к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

Исходя из понятия «структура психики» и принципов её анализа, компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие.

1. Когнитивный компонент, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков.

2. Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой.

3. Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение.

Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психического развития, грубыми органическим расстройствами, физическими дефектами, нарушениями органов чувств.

Существует традиция связывать школьную дезадаптацию с теми нарушениями учебной деятельности, которые сочетаются с пограничными расстройствами. Так, ряд авторов рассматривает школьный невроз как своеобразное нервное расстройство, возникающее после прихода в школу. В рамках школьной дезадаптации отмечаются различные симптомы, характерные, в основном, для детей младшего школьного возраста. Эта традиция особенно типична для западных исследований, в которых школьная дезадаптация рассматривается как особый невротический страх школы (фобия школы), синдром избегания школы или школьная тревожность.

Действительно, повышенная тревожность может и не проявляться в нарушениях учебной деятельности, но приводит к серьёзным внутриличностным конфликтам у школьников. Она переживается как постоянный страх неудачи в школе. Таким детям свойственно повышенное чувство ответственности, они хорошо учатся и ведут себя, однако испытывают сильный дискомфорт. К этому прибавляются различные вегетативные симптомы, неврозоподобные и психосоматические расстройства. Существенным в этих нарушениях является их психогенный характер, генетическая и феноменологическая связь их со школой, влияние её на формирование личности ребёнка. Таким образом, школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов, способствующих возникновению школьной дезадаптации.

К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:

Соматическую ослабленность ребёнка;

Нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);

Нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);

Функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;

Лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).

К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:

Социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;

Психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);

Личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;

неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.

Е.В.Новикова предлагает следующую классификацию форм (причин) школьной дезадаптации, характерной для младшего школьного возраста.

1. Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьной дезадаптации переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей.

2. Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).

3. Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями органов чувств. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок.

4. Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут образовать настоящие глубокие связи с членами новых общностей. Во имя сохранения неизменного Я они с трудом вступают в контакты, не доверяют учителю. В других случаях результатом невозможности разрешить противоречия между семейным и школьным МЫ является панический страх расставания с родителями, желание избежать школы, нетерпеливое ожидание конца занятий (т.е. то, что обычно называют школьным неврозом).

Ряд исследователей (в частности, В.Е.Каган, Ю.А.Александровский, Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский, И.А.Невский) рассматривают школьную дезадаптацию как следствие дидактогении и дидаскогении. В первом случае психотравмирующим фактором признаётся сам процесс обучения. Информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени, не соответствующие социальным и биологическим возможностям человека, являются одним из важнейших условий возникновения пограничных форм нервно-психических расстройств.

Отмечается, что у детей до 10 лет с их повышенной потребностью в движениях наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых требуется контролировать свою двигательную активность. При блокировании этой потребности нормами школьного поведения нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Наступающая вслед за этим разрядка, являющаяся защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, которые воспринимаются учителем как дисциплинарные проступки.

Дидаскогении, т.е. психогенные расстройства, вызываются неправильным поведением педагога.

Среди причин школьной дезадаптации нередко называют некоторые личностные качества ребёнка, сформированные на предыдущих этапах развития. Существуют интегративные личностные образования, определяющие наиболее типичные и устойчивые формы социального поведения и подчиняющие себе его более частные психологические характеристики. К таким образованиям относятся, в частности, самооценка и уровень притязаний. При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой ожидаются неудачи. В основе возникающих отрицательных эмоциональных переживаний лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков социально-психологической дезадаптации. Не менее серьёзные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой и уровнем притязаний. Их поведение отличается неуверенностью, конформностью, что сковывает развитие инициативы и самостоятельности.

Обоснованно в группу дезадаптированных включить детей, испытывающих затруднение в общении со сверстниками или учителями, т.е. с нарушениями социальных контактов. Умение устанавливать контакт с другими детьми чрезвычайно необходимо первокласснику, так как учебная деятельность в начальной школе носит ярко выраженный групповой характер. Несформированность коммуникативных качеств порождает типичные проблемы общения. Когда ребёнок либо активно отвергается одноклассниками, либо игнорируется, в обоих случаях отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также имеет дезадаптирующие свойства ситуация самоизоляции, когда ребёнок избегает контактов с другими детьми.

Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Ниже приведена схема взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации.

Изобретение относится к психологии.

Диагностику школьной дезадаптации у младших школьников осуществляют путем определения методом РИА уровня АКТГ в сыворотке крови ребенка. При значении уровня АКТГ от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл констатируют школьную адаптацию.

Способ диагностики обеспечивает своевременное и рациональное проведение комплекса психологических мероприятий за счет простоты, высокой специфичности и быстроты диагностики дезадаптации. 1 пр., 1 табл.

Изобретение относится к психологии. Оно может быть использовано при работе с детьми младшего школьного возраста для диагностики школьной дезадаптации и прогнозирования адаптационного процесса.

Известен способ диагностики школьной дезадаптации посредством психологической диагностики. Существует достаточное количество психологических методик по выявлению тех или иных проявлений школьной дезадаптации, такие как: анкета оценки школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой, тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен, метод неоконченных предложений, тест кратковременной памяти и умозаключений и др. (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996. 240 с.).

Недостатками используемых методов диагностики является то, что они лишь констатируют наличие того или иного проявления школьной дезадаптации, что отражает лишь внешний признак уже длительно имеющихся проблем. Они не дают возможность оценить состояние внутренних регуляторных систем организма, которые непосредственно определяют прогноз адаптационного процесса. Соответственно не представляется возможной ранняя диагностика проблем адаптации, составление прогноза и полноценная реализация комплекса психологических мероприятий, что повышает порог экономической доступности.

Для диагностики школьной дезадаптации у младших школьников мы предлагаем исследовать уровень адренокортикотропного гормона /АКТГ/ в сыворотке крови ребенка методом радиоиммунного анализа /РИА/.

Сущность предложенного способа диагностики состоит в том, что у ребенка методом РИА определяют в сыворотке крови уровень АКТГ, и при уровне АКТГ от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл констатируют школьную адаптацию.

Известно, что школьная адаптация характеризуется изменениями на различных уровнях: психофизиологическом, эмоциональном, интеллектуальном, психологическом, личностном и др. Адаптационный процесс связан со значительным напряжением всех систем организма (основных регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной).

Реакции, возникающие при воздействии стрессоров, которые актуализируются при начале обучения, первично активизируют центральную нервную систему, которая постепенно вовлекает в стресс-инициированные процессы и эндокринную систему (ЭС). Эндокринная система изменяет свое функциональное состояние сразу с момента получения афферентных импульсов гипоталамусом, который контролируется новой корой больших полушарий, лимбической системой, таламусом, средним, продолговатым и спинным мозгом, что дает сигнал к началу сложного эфферентного процесса передачи центральных нейрорегуляторных импульсов на систему секреции релизинг-факторов, влияющих, в свою очередь, на продукцию гормонов гипофиза. В том числе запускается и филогенетически молодая гипоталамо-гипофизарная система /ГТС/ - изменяется секреция АКТГ (Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. С-Петербург: «Правда», 1999 год, 86 с.).

Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников осуществляют посредством определения уровня АКТГ в сыворотке крови методом РИА. У ребенка утром, натощак производится забор 3 мл крови из кубитальной вены, в пробирку, содержащую 0,5 мл гепарина, разведенного физиологическим раствором в соотношении 1:20. Затем из крови, путем центрифугирования получают сыворотку, которую используют в РИА для определения уровня АКТГ. Методика определения уровня АКТГ в сыворотке крови с помощью набора «IMMUNOTECH» (Чехия): концентрацию АКТГ в сыворотке крови определяют методом РИА. Для этого проводят ацитиляцию стандартов и исследуемых образцов, после чего измененные ацитилированием образцы инкубируют в пробирках с иммобилизированными моноклональными антителами двух видов.

Протокол исследования:

Проведение ацитилирования исследуемых образцов и контрольной сыворотки:

а) в пропиленовые пробирки последовательно вносят 500 мкл исследуемой или контрольной сыворотки, 250 мкл алкилирующего раствора и 50 мкл ацитилирующего реагента;

б) перемешивают и инкубируют в течение 5 мин при температуре +18-+25°C. О нормальном протекании реакции ацитилирования судят по изменению (цветового) индикатора ацитилирующего реагента на желтый цвет.

Затем в приготовленные пробирки с иммобилизированными антителами вносят по 300 мкл стандарта или ацитилированной контрольной сыворотки, или ацитилированных исследуемых образцов. Иммунолонгическая реакция протекает в течение 1 часа при температуре +18-+25°C, при непрерывном легком встряхивании. Несорбировавшиеся реагенты удаляют из пробирок аспирированием при помощи водоструйного насоса. Затем добавляют к каждой пробирке по 100 мкл радиоактивной метки (125 I), для проведения радиоизотопной части анализа. Отдельно готовят две дополнительные пробирки, содержащие только 100 мкл радиоактивной метки для общего (Т-тотального) счета. Для проведения радиоизотопной части анализа инкубацию набора осуществляют в течение двух часов при температуре +18-+25°C при непрерывным встряхивании. Содержимое пробирок аспирируют (кроме проб Т) и дважды промывают 2 мл промывочного раствора. Затем измеряют уровень радиоактивности (В) и общую радиоактивность (Т) в течение двух минут, на гамма счетчике «микро-800».

После измерения радиоактивности строят калибровочную кривую «радиоактивность/концентрация», пользуясь известными данными о концентрации стандартных проб. По полученной кривой подсчитывают концентрацию АКТГ в образцах. Установлено, что уровень АКТГ у ребенка при школьной дезадаптации колеблется от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл, а уровень АКТГ у ребенка со школьной адаптацией - от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл.

Пример. ВЫПИСКА из индивидуальной карты.

Ребенок А.О.П., 8,2 лет, дата обращения: 17.11.13.

На консультацию к психологу обратилась мать с мальчиком 8,2 лет.

Обстоятельства обращения.

Ребенок уже 2,5 месяца посещает детское школьное учреждение. В течение последних 5 дней у ребенка появились выраженные проблемы с поведением. Учитель указывает на то, что ребенок может неожиданно встать и без предупреждения выйти из класса, при обращении к нему - неожиданно на глазах могут появиться слезы, сделанные замечания зачастую вызывают неконтролируемый смех. У ребенка до настоящего времени сохраняются ночные приступы сноговорения. С перечисленными жалобами мать ребенка и обратился за помощью к неврологу, которым ребенок и был перенаправлен на консультацию к психологу.

Анамнез жизни: беременность протекала на фоне хронического нервно-психического стресса. Отмечалась госпитализация в специализированный стационар в связи с повышенным тонусом матки и угрозой прерывания беременности. В анамнезе развития: перинатальное поражение центральной нервной системы, обусловленное внутриутробной гипоксией (анемия беременной). Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню. У невролога и психолога ребенок не наблюдался.

Неврологический статус: поведение ребенка суетливое, постоянно отвлекается, эмоциональная неустойчивость. Черепно-мозговые нервы: глазные щели D=S, зрачки равные, фотореакция живая, конвергенция и аккомодация в норме. Движения глазных яблок в полном объеме, нистагма нет. Точки выходя тройничного нерва безболезненны. Лицо симметрично, носогубные складки D=S. Слух нормальный, головокружения нет. Глотание не нарушено, голос не изменен. Язык с легкой девиацией влево. Тремор век. Мышечная система развита достаточно, D=S. Мышечная сила: руки (D=S) 5 баллов, ноги (D=S) 5 баллов. Мышечный тонус рук и ног в норме. Убедительных расстройств поверхностной и глубокой чувствительности нет. Рефлексы с верхних конечностей D=S, с нижних конечностей D=S. Патологических знаков нет. Менингеальных симптомов нет. Координация в норме, элементы дисдиадохокинеза, легкая шаткость в позе Ромберга. Пальценосовую и пяточно-коленную пробы выполняет уверенно. Атаксии нет. Функция тазовых органов в норме. Отмечаются элементы диспраксии и аутотопогнозии. Речевое развитие соответствует возрасту.

Общие анализы крови, мочи, биохимический анализ крови без патологии.

Заключение окулиста: диски зрительных нервов бледно-розовые, границы четкие, артерии сетчатки сужены.

ЭКГ - синусовый ритм, обменно-вегетативные изменения миокарда.

УЗДГ - асимметрия кровоснабжения в вертебральном и каротидном бассейнах (D

ЭЭГ - легкие диффузные изменения биопотенциалов головного мозга.

Очаговой и пароксизмальной активности не выявлено.

МРТ: патологии в веществе головного мозга не выявлено.

Данные внешнего осмотра: физическое развитие в целом соответствует возрасту. Кожные покровы бледные, сухие. Внешний вид: выглядит ухоженным и опрятным. Пульс 80 ударов в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения; АдD 80/55 мм рт.ст., АдS 85/50 мм рт.ст., ЧДД 19 в минуту. Температура тела 36,6°C. Дермографизм белый, нестойкий; индекс Кердо +12 коэффициент Хильдебранта 4,2.

Клинический диагноз (неврологический): Парасомнические расстройсва сна в форме сноговорения. Вегетативно-дизрегуляторный синдром.

Психологическое обследование:

Наблюдение: поведение ребенка суетливое, отмечается повышенная двигательная активность, отсутствует чувство дистанции при общении. В контакт вступает, однако контакт не продуктивный. В процессе обследования отмечается неустойчивость эмоционального фона. В случае затруднений при выполнении заданий появляются эмоциональная лабильность, импульсивность.

Психологическое исследование построено с учетом рекомендаций по МКБ-10:

Исследование внимания выявило следующие особенности: у ребенка часто проявляется неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в учебной программе, работе или другой деятельности; ему часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности; часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится; часто нарушена организация заданий и деятельности; часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, карандаши, книги, игрушки; часто легко отвлекается на внешние стимулы; часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Исследование двигательной активности: ребенок часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте; вскакивает с места, когда это не уместно; неадекватно шумен в играх; чрезмерная моторная активность носит стойкий характер.

Исследование импульсивности: в процессе разговора ребенок много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения; может засмеяться или заплакать.

Уровень адренокортикотропного гормона определяли на первой недели появления признаков школьной дезадаптации: 18,4 пкг/мл. (При школьной дезадаптации уровень АКТГ 16,90 пкг/мл-19,30 пкг/мл, при школьной адаптации - 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл).

Заключение психолога. Школьная дезадаптация (поведенческий тип). Синдром нарушения внимания и гиперактивности.

По полученным результатам РИА видно, что у данного ребенка уровень АКТГ выше его уровня у адаптированного ребенка, на основании чего можно сделать заключение о том, что уровень АКТГ является маркером адаптации школьника.

Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников был апробирован на 63 детях 7-10 лет (средний возраст обследованных составил 8,6±1,2 лет) со школьной дезадаптацией (основная группа).

Всем обследованным производился забор крови и определение уровня АКТГ перечисленным выше способом.

Результаты проведенного исследования представлены в таблице №1. Для обработки полученного материала и проведения статистического анализа в исследованных группах была использована программа статистической обработки информации «Statistica». Вычисляли среднюю и ошибку средней (M±m). Сравнение в исследованных группах проводилось попарно при помощи параметрических методов, так как изучаемые выборки могут быть аппроксимированы нормальным законом распределения. Сравнение осуществлялось с помощью критериев Стьюдента (t) (сравнение средних) и Фишера (сравнение средних квадратических отклонений). Уровень достоверности оценивался значением р. Различия при сравнении считались достоверными с вероятностью более 95% при p<0,05.

Проведенные исследования показали, что степень заинтересованности ГГС системы, а именно, продукция АКТГ связана с адаптационным потенциалом ребенка. А именно: у ребенка при школьной дезадаптации уровень АКТГ колеблется от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл, а при достаточном адаптационном потенциале и отсутствии признаков школьной дезадаптации - от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл.

Следовательно, школьная дезадаптация протекает с заинтересованностью ГГС и выраженными изменениями уровня АКТГ. Суммируя все вышесказанное, становится возможным сделать предположение о том, что особенности адаптации к школе в младшем школьном возрасте помимо психологических феноменов определяется и особенностями функционирования гипоталамо-гипофизарной оси, которая активно вовлекается при нарушениях процессов психологической адаптации, что может служить причиной затягивания адаптации и усугублению дезадаптации при ее развитии. Таким образом, принципиально важна ранняя диагностика школьной дезадаптации для выявления детей с ослабленными компенсаторно-приспособительными реакциями и низким адаптационным потенциалом для быстроты диагностики дезадаптации и ранней реализации комплекса психологических мероприятий.

Использование предложенного способа диагностики имеет следующие преимущества:

1) высокую специфичность в оценке школьной адаптации в младшем школьном возрасте;

2) быструю диагностику;

3) обеспечивает своевременное и рациональное проведение комплекса профилактических психологических мероприятий.

Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников, включающий исследование сыворотки крови, отличающийся тем, что у ребенка методом радиоиммунного анализа определяют уровень адренокортикотропного гормона, при этом при уровне адренокортикотропного гормона от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне аренокортикотропного гормона от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл констатируют школьную адаптацию.

Похожие патенты:

Изобретение относится к области биотехнологии и может быть использовано в биохимических, иммунологических и биологических исследованиях, а также при производстве препаратов инсулинов для терапевтических целей.

Изобретение относится к медицине, в частности к ортопедии, и может быть использовано для лечения больных хроническим остеомиелитом Способ включает анализ результатов биохимических, радионуклидных и рентгенологических исследований, при этом при биохимическом исследовании определяют фосфатазный индекс, системный индекс электролитов и системный индекс гликолиза, сопоставляют их с показателем степени накопления в костной ткани радиофармпрепарата и данными рентгенологических исследований и при значениях на момент завершения курса лечения: фосфатазного индекса более 13, системного индекса электролитов от 160 до 200, системного индекса гликолиза менее 50, степени накопления радиофармпрепарата от 160 до 180%, отсутствии у больного остаточных костных полостей, явлений остеосклероза и/или остеопороза судят о стойком купировании остеомиелитического процесса, при значениях: фосфатазного индекса менее 8, системного индекса электролитов более 200, системного индекса гликолиза более 70, степени накопления радиофармпрепарата от 180 до 200% на фоне явлений остеопороза и/или остеосклероза делают вывод о необходимости проведения дополнительного курса консервативного лечения, а при значениях: фосфатазного индекса от 8 до 13, системного индекса электролитов менее 160, системного индекса гликолиза от 50 до 70, степени накопления радиофармпрепарата более 220% на фоне остаточных костных полостей в сочетании с явлениями остеопороза и/или остеосклероза делают вывод о неудовлетворительном результате.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения присутствия белка STEAP-1 в биологическом образце, полученном от индивида, имеющего подозрение на метастатический рак предстательной железы. Для этого биологический образец подвергают воздействию меченного 89цирконием антитела против STEAP-1 и измеряют связывание меченного 89цирконием антитела против STEAP-1 с белком в биологическом образце. При этом связывание меченного 89цирконием антитела против STEAP-1 с белком является показателем присутствия белка STEAP-1 в образце. Меченное 89цирконием антитело против STEAP-1 содержит вариабельную область тяжелой цепи, содержащую гипервариабельную область CDR-H1, содержащую GYSITSDYAWN, CDR-H2, содержащую GYISNSGSTSYNPSLKS, и CDR-H3, содержащую ERNYDYDDYYYAMDY; и вариабельную область легкой цепи, содержащую CDR-L1, содержащую KSSQSLLYRSNQKNYLA, CDR-L2, содержащую WASTRES, и CDR-L3, содержащую QQYYNYPRT, и меченное 89цирконием антитело против STEAP-1 представляет собой 89цирконий-десферриоксамид (Df) антитело против STEAP-1. Изобретение позволяет определять присутствия белка STEAP-1 в биологическом образце, полученном от индивида, с метастатическим раком предстательной железы. 5 з.п. ф-лы, 2 табл., 30 ил., 10 пр.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для прогнозирования степени вероятности выполнения циторедуктивной операции в оптимальном объеме у больных диссеминированным раком яичников. Для этого определяют клинические параметры: стадию заболевания, объем асцитической жидкости, уровень сывороточных маркеров СА 125 и НЕ4, уровень инсулиноподобного фактора II типа (IGF-II) и металлопротеиназы РАРР-А в асцитической жидкости до лечения. Рассчитывают дискриминантные функции Y1, Y2. При значениях Y1>Y2 прогнозируют высокую, а при Y1

Изобретение относится к психологии.Диагностику школьной дезадаптации у младших школьников осуществляют путем определения методом РИА уровня АКТГ в сыворотке крови ребенка. При значении уровня АКТГ от 16,90 пкгмл до 19,30 пкгмл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне от 11,1 пкгмл до 16,5 пкгмл констатируют школьную адаптацию. Способ диагностики обеспечивает своевременное и рациональное проведение комплекса психологических мероприятий за счет простоты, высокой специфичности и быстроты диагностики дезадаптации. 1 пр., 1 табл.

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

  1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
  1. Высокая работоспособность.
  2. Хороший сон и аппетит.
  3. Отсутствие симптоматических заболеваний.
  1. Нет перепадов настроения и капризов.
  2. Присутствует положительная мотивация к обучению.
  3. Овладение основными навыками учебной деятельности.
  4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны .

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 - 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и .

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 - 20 минут.

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

  • направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;
  • не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;
  • не требуют значительных организационных, временных и материальных затрат для их проведения.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

  • анализ успеваемости ребенка;
  • просмотр тетрадей;
  • прослушивание устных ответов;
  • анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 - 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 - 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта , которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. .

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

Тест «Домики»

Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:

  • ценностных ориентаций;
  • социальных эмоций;
  • личностных отношений.

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Задание 1.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Задание 2.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Задание 3.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

В десятый домик ребенок должен сам поселить любого «цветного» жильца, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что именно означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали остальные дети), и он делает соответствующую пометку на опросном листе.

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.

Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчетами, можно попробовать найти в интернете специальную программку, предназначенную для обработки результатов этого теста.

Анкета «Уровня школьной мотивации»

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой . Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.

Методика «Лесенка»

Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — ;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Такую методику можно заменить аналогичным тестом «Кружки» .

Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоваться способом исследования адаптации методом Люшера , который проводится при помощи специальных бланков.

Тест на тревожность

Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, .

Также для определения эмоциональных проблем ребенка можно провести тест «Диаграмма «Хорошее — плохое».

Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

Другие методики

Существует большое количество и других методик.

  • Анкетирование родителей.
  • Тесты на изучение уровня умственного развития первоклассников.
  • Методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе».
  • Методика «Определение мотивов учения».
  • Методика «Составление рассказа по картинке».
  • Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».
  • Тест Тулуз-Пьерона.
  • Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики».
  • Методика «Градусник».
  • Методика «Краски».
  • Методика «Солнце, тучка, дождик».

Для проведения полноценной диагностики уровня адаптации первоклассника не нужно использовать весь спектр имеющихся методик. Достаточно выбрать 4-6 различных методов и тестов, которые больше подойдут к условиям класса и стилю профессиональной деятельности психолога.

Иногда допускается применение двух похожих методик для уточнения полученных результатов. При повторной диагностике рекомендуется использовать те же методики, которые были использованы для первичного обследования.

В завершение хочется подчеркнуть следующие моменты. Индивидуальные результаты диагностики не должны находиться в публичном доступе. Они используются психологом и учителям только для осуществления коррекционной работы.

Неправильно сравнивать данные диагностики разных детей для осуществления экспертной оценки. Важно помнить, что динамика развития ребенка устанавливается только на основе его индивидуальных показателей в начале и на завершающем этапе диагностических исследований.

Также стоит иметь в виду, что приведенные способы интерпретации полученных результатов диагностики ориентированы на усредненные общепринятые нормы в поведении и учебных достижениях первоклассников. Поэтому необходимо осуществлять коррекцию полученных данных в соответствии с индивидуальными особенностями учебных умений, характера и темперамента ребенка. Принимая во внимание данный факт, следует проводить всестороннее обследование с учетом мнения родителей и экспертной оценки учителя.

Методики, направленные на исследование проявлений

школьной дезадаптации

на разных возрастных этапах.

Младший школьный возраст.

1. Проективная методика "Что мне нравится в школе?", автор Лусканова Н. Г.

Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Возрастная направленность: 6 – 7 лет.

Инструментарий: листы формата А4 по количеству обследуемых, простой карандаш, цветные карандаши.

Процедура проведения: раздать листы, карандаши и зачитать инструкцию.

Инструкция
«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Процедура обработки:

1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:
а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Источник: Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология, 2003.

2. Методика ориентировочной школьной зрелости, авторы: А. Керн, Я. Йирасек.

Цель: выявление готовности к школьному обучению.

Возрастная направленность: 5 – 7 лет.

Инструментарий: специальные бланки, карандаши, листы бумаги.

Процедура проведения:

    Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

    Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему языке, например, на английском: “He eats soup”.

    Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же". Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Процедура обработки:
Задание № 1 – рисование мужской фигуры
1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (доста-точно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища ("головоножка" или преобладание "головоножки") или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами
1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 БАЛЛОВ. Каракули.
Задание № 3 Срисовывание групп точек
1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 БАЛЛОВ. Каракули.

3. Методика "Какой Я?", автор Р. С. Немова.

Цель: определение самооценки.

Возрастная направленность: 5 – 7 лет.

Инструментарий : специальный бланк для ответов.

Процедура проведения : экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Процедура обработки: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Подростковый возраст.

1. Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель : изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастная направленность : 10 – 12 лет.

Инструментарий: бланки для ответов.

Процедура проведения : Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Процедура обработки: в соответствии с предложенным ключом.

2 . Методика "Отношение к предметам", автор Л. Балабакина.

Возрастная направленность : школьный возраст.

Инструментарий : бланки для ответов.

Процедура проведения : Инструкция:"Оцените, пожалуйста, свое отношение к перечисленным учебным предметам, пользуясь следующей шкалой: 2 балла – это про меня; 1 балл – не уверен (а); 0 – это не про меня".

Процедура обработки : производится подсчет баллов и затем сравнивается с предложенным вариантом.

Литература

Цель

Возрастная направленность : от 7 лет.

Инструментарий

Процедура проведения

Процедура обработки

Литература : Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

Старший школьный возраст.

Цель: выявление уровня самооценки тревожности.

Возрастная направленность: от 12 лет.

Инструментарий : готовые бланки для ответов.

Процедура проведения: " Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

Процедура обработки: Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=∑1 - ∑2 + 50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Литература: Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом "БАХРАХ – М", 2011. – с. 59-63.

2. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса, авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.

Цель: выявление уровня мотивации.

Возрастная направленность: от 10 лет.

Инструментарий: бланк – анкета.

Процедура проведения: Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Процедура обработки:

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Внешний мотив - 0 баллов.

Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла.

Позиционный мотив - 3 балла.

Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

    - очень высокий уровень мотивации учения;

    - высокий уровень мотивации учения;

    - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

    - сниженный уровень мотивации учения;

    - низкий уровень мотивации учения.

Источник : http://gigabaza.ru/doc/75394.html

Цель : изучение взаимоотношений в малых группах.

Возрастная направленность : от 7 лет.

Инструментарий : листы бумаги, письменные ручки.

Процедура проведения : указать 3 фамилии своих одноклассников, которые наиболее приятны, симпатичны; 3 фамилии своих одноклассников, которые неприятны, не нравятся, никогда не позовете в гости.

Процедура обработки : путем вычисления и построения матрицы.

Литература : Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.