Невыносимый Евгений Моргунов. Мифы и правда о большом актёре. Вдова евгения моргунова «Работник кафедры» - будущий муж

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

МОРГУНОВ ЕВГЕНИЙ

МОРГУНОВ ЕВГЕНИЙ

МОРГУНОВ ЕВГЕНИЙ (киноактер: «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Дайте жалобную книгу» (оба – 1965), «Три толстяка» (1966), «Кавказская пленница» (1967), «Комедия давно минувших дней» (1981), «Покровские ворота» (1982) и др.; скончался 25 июня 1999 года на 73-м году жизни).

У Моргунова был сахарный диабет. Врачи категорически запрещали ему пить и курить. Но он не выполнял их рекомендации. Но сильнее всего его подкосило другое: гибель его младшего сына Николая, погибшего в автокатастрофе в июне 1998 года. По злой иронии судьбы Моргунов умер ровно через год после гибели сына – 25 июня 1999 года. Говорят, за две недели до смерти Моргунов внезапно привел в дом 25-летнюю женщину и заявил жене: «Она будет здесь жить». Наталье Николаевне пришлось уйти жить к подруге. По ее словам: «После Колиной гибели жизнь наша пошла враскосец. Евгений Александрович то рыдал, то глушил себя весельем, „отрывался“ в каких-то компаниях. И не выдержал – у него уже были два инфаркта, потом – инсульт. Больницы, больницы… Просто он потерял смысл жизни. Коля был его любимцем, его надеждой…»

Инсульт у Моргунова случился спустя пару дней после ухода жены. Его положили в Центральную клиническую больницу, где он вскоре и скончался. Отпевание актера прошло в церкви святого Николая в 3-м Голутвинском переулке, похороны – на Кунцевском кладбище.

Многие центральные газеты откликнулись на смерть актера и поместили на своих страницах материалы о нем. В частности А. Тумаркин в «Московском комсомольце» писал:

«Проститься с Евгением Александровичем, неподражаемым Бывалым, пришло на удивление мало людей. Возможно, свою роль сыграли непростые взаимоотношения Моргунова с коллегами по киношно-театральному миру. Возможно – непристойно жаркая погода. А может быть, просто повседневные заботы и тяготы… (Еще одна причина: в те дни в Твери проходил 10-й, юбилейный, фестиваль актеров кино „Созвездие-99“. – Ф. Р. ).

Траурная процессия подъехала к Кунцевскому кладбищу около 14.00. Приехали бывший директор «Мосфильма» Владимир Досталь, актер Анатолий Кузнецов (от актеров еще были Олег Анофриев и Сергей Никоненко. – Ф. Р. ). А в основном – близкие и друзья. В прощальных словах явно прочитывалась не только скорбь, но и ностальгия по ушедшим навсегда временам.

Правильно говорят, что с каждым артистом от нас уходит эпоха. И странное дело: можно сыграть невероятное количество самых разноплановых ролей и остаться невостребованным актером. В том смысле, что вроде он есть, а вроде бы его и нет. И равно наоборот: можно сыграть две-три роли и получить поистине народную популярность. Именно так и вышло у Моргунова. «Самогонщики», «Пес Барбос…», «Кавказская пленница». Чуть позже – точно так же незабываемые и по-прежнему любимые «Покровские ворота»…

Из знаменитой троицы остался один Георгий Вицин. И знаете, что самое страшное? Раньше мы полагали, что однажды найдутся такие актеры, которым по силам будет принять от Бывалых эстафетную палочку. Похоже, мы ошибались…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

МОРГУНОВ Когда режиссёр Гайдай создал знаменитую тройку: Вицин, Моргунов, Никулин, Евгений Моргунов стал популярным артистом. До этого Моргунов в театре киноактёра был на последних ролях. Его всё время пытались выгнать за бездарность.Во время очередной такой попытки

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Евгений ПЕТРОСЯН Евгений Петросян родился 16 сентября 1945 года в Баку. Его родители были далеки от мира искусства (отец математик, мать - инженер) и мечтали о том, чтобы их сын пошел по их стопам. Но тот, судя по всему, унаследовал любовь к сцене от своего дяди, который в

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Евгений БАБИЧ В 50-е годы не было в советском хоккее тройки нападения популярней, чем Евгений Бабич, Виктор Шувалов и Всеволод Бобров. Вот как писал об этом В. Суханов: «Многие объясняли силу этой тройки удачным подбором одаренных игроков. Действительно, каждый из

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Свою первую и единственную жену Евгений Матвеев повстречал в 1946 году в Тюмени. Это была молоденькая студентка музыкального училища Лида. Матвеев руководил самодеятельностью военного училища, где тогда служил. И сам тоже в самодеятельности участвовал.

Из книги Дарю, что помню автора Весник Евгений Яковлевич

Евгений МИЛАЕВ Знаменитый цирковой акробат был женат неоднократно, однако в историю вошел как первый муж Галины Брежневой. Но расскажем обо всем по порядку.С первой женой Милаев познакомился в конце 20-х. Девушку звали Наталья Юрченко. До замужества она успела поработать

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

Евгений МИРОНОВ В юности у Миронова была любовь, которая закончилась весьма драматично. Будучи студентом Саратовского театрального училища, Евгений полюбил красавицу Машу. Полюбил настолько сильно, что не мог и дня прожить, чтобы не увидеть ее хотя бы краем глаза. Маша

Из книги автора

Евгений ПЕТРОСЯН Знаменитый юморист был женат четырежды. Причем со своей второй женой он познакомился в 18-летнем возрасте (в 1963 году), но вынужден был расстаться после нескольких месяцев знакомства. Этой женщиной была Анна Козловская – дочь легендарного тенора Ивана

Из книги автора

Евгений СИДИХИН Сидихин женился в середине 80-х, когда, отслужив в Афганистане, вернулся в родной Ленинград и начал грызть гранит науки в Институте театра, музыки и кино. Со своей женой Татьяной он познакомился случайно – пришел в гости и… влюбился. А через два дня уже

Из книги автора

Евгений УРБАНСКИЙ Со своей первой женой Урбанский познакомился в середине 50-х, когда учился в Московском автодорожном институте (он проучился там всего лишь год, после чего сначала перевелся в Горный институт, а затем, уйдя и оттуда, поступил в Школу-студию МХАТа). Девушку

Из книги автора

ЕВСТИГНЕЕВ Евгений ЕВСТИГНЕЕВ Евгений (актер театра, кино: «Поединок» (1957; капитан Петерсон), «Девять дней одного года» (ученый-физик Николай Иванович), «Человек идет за солнцем» (мотогонщик Николай Черных), «Никогда» (1963; главная роль – директор судостроительного завода

Из книги автора

КАРЕЛОВ Евгений КАРЕЛОВ Евгений (кинорежиссер: «Яша Топорков» (1960), т/ф «Нахаленок» (1962), «Дети Дон Кихота» (1966), «Служили два товарища» (1968), «Семь стариков и одна девушка» (1969), «Я – Шаповалов Т. П.» (1973), «Ради жизни на земле» (1974), т/ф «Два капитана» (1977); погиб (утонул) 11 июля 1977

Из книги автора

КЛЯЧКИН Евгений КЛЯЧКИН Евгений (бард; скончался 30 июля 1994 года в Израиле на 60-м году жизни). Смерть настигла Клячкина во время отдыха в Израиле. А. Павлов пишет: «Его московская знакомая рассказывала:– Я ему говорю – здесь, как на Балтике: вода чистейшая и прозрачная. Он:

Из книги автора

ЛЕОНОВ Евгений ЛЕОНОВ Евгений (актер театра, кино: «Дорога» (1955; Пашка Еськов), «Дело Румянцева» (1956; Мишка Снегирев), «Улица полна неожиданностей» (1958; милиционер Евгений Сердюков), «Полосатый рейс» (1961; главная роль – «укротитель» Шулейкин), «Донская повесть» (1965; главная

Из книги автора

МОРГУНОВ Евгений МОРГУНОВ Евгений (киноактер: «Молодая гвардия» (1948; Почепцов), «Богатырь» идет в Марто» (1955; Гемфри), «Мексиканец» (1956; Майкл), «Рожденные бурей» (1957; Кобыльский), «Пес Барбос и необычайный кросс» (1961; главная роль – Бывалый), «Самогонщики» (1962; главная роль –

Из книги автора

Евгений Леонов В 1946–47 гг. по лестнице Театрального училища имени Щепкина, на этаж выше наших классов, туда, где располагалась балетная студия при Большом театре, частенько поднимался симпатичный, полноватенький, коренастенький молодой человек, обладатель пухленьких

Из книги автора

12. Евгений Моргунов Еще один знаменитый советский комический актер, всенародную славу которому принесла роль Бывалого – главаря невероятно популярной комедийной троицы «Трус, Балбес и Бывалый» – Евгений Моргунов. Актер родился в Москве в 1927 году. Детство и юность его

Кто не знает легендарного Евгения Моргунова - добродушного толстяка из комичной троицы Гайдая?! Увидев его веселое уморительное лицо, можно подумать, что актер никогда не испытывал в жизни ни горя, ни страданий. Однако это не так.

Биография артиста Евгения Моргунова пестрит всевозможными горестями и разочарованиями. В детстве он испытал лишения и нищету, в молодости - забвение и непризнание, в зрелые годы - болезни и душевные страдания. Поэтому то, что он так достоверно улыбался и заставлял смеяться, говорит о великом и неподражаемом мастерстве и таланте.

Да, Евгений Моргунов, биография, личная жизнь и актерское творчество которого будет рассмотрены в данной статье, запомнился всем знакомым и зрителям как веселый балагур и шутник. Давайте же заглянем глубже и узнаем, чем жил и к чему стремился этот самобытный неподражаемый актер.

Детство

Биография Евгения Моргунова берет свое начало в далеком и сложном 1927 году. Родился будущий актер в Москве, в семье простых рабочих.

Отец оставил детей, когда Жене был один год. Это негативно сказалось на экономическом положении всего семейства. Мать была вынуждена работать на заводе. Затем она нашла место санитарки в Остроумовском роддоме. Так что все члены семейства нуждались.

Потом стало еще хуже. Началась Великая Отечественная война, которая принесла в дом голод и разруху. В четырнадцатилетнем возрасте Евгений пошел работать на завод по изготовлению артиллерийских снарядов, где обтачивал болванки наряду со взрослыми - по двенадцать часов в сутки, почти без перерывов и выходных. Для того чтобы парнишка доставал до станка, ему подставляли огромный деревянный ящик.

Недоедание в семье Моргуновых стало обычным явлением. Денег не хватало, хорошие продукты было невозможно найти. Однажды мать принесла с работы пачку сливочного масла. Женя, который не ел с утра, накинулся на продукт и проглотил его целиком. После этого ему стало очень плохо - отказала поджелудочная. Мальчика забрали в больницу и еле откачали. Вслед за тем у Моргунова нарушился обмен веществ, впоследствии приведший к диабету.

Юность

Несмотря на невзгоды, будущий знаменитый актер рос шаловливым и веселым ребенком. Он учился спустя рукава, зато обожал футбол и другие подвижные игры. Причем играли ребята не мячом, а консервной банкой.

Биография Евгения Моргунова, по сути, неразрывно связана с актерским искусством. Он выступал в школьной самодеятельности, играл на сцене Дома культуры и регулярно посещал кинотеатр, тратя на дешевые утренние сеансы почти все карманные деньги.

Женя действительно хотел стать актером. Его привлекала возможность перевоплощения, ему хотелось стать героем и поражать своей игрой зрителей.

В возрасте пятнадцати лет паренек захотел поступить в театральное училище. Однако директор завода, на котором он работал, не хотел отпускать ответственного трудолюбивого юношу. Тогда Евгений, недолго думая, написал письмо самому Сталину, с просьбой разрешить ему оставить производство ради обучения актерскому мастерству.

На удивление, положительный ответ от вождя пришел буквально через месяц. Иосиф Виссарионович прислал письмо на имя гендиректора завода с приказом откомандировать товарища Моргунова на обучение в театральное училище. С тех пор биография Моргунова Евгения была тесна связана лишь с актерской деятельностью.

Образование

В начале парень проходил обучение на курсах при Камерном театре, однако уже через год перевелся во Это было мудрое и правильное решение.

В то время юный Моргунов (а ему едва исполнилось семнадцать) был очень интересным и утонченным молодым человеком, с правильными чертами лица и красивой фигурой. Благодаря таким внешним данным, а также своему яркому эксцентричному таланту, Женя был приглашен на эпизодические роли в знаменитые кинокартины, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Это были фильмы “Дни и ночи”, “В шесть часов вечера после войны”, “Родные поля” и “Это было в Донбассе”, где начинающий актер живо и реалистично сыграл солдата, артиллериста, призывника и подпольщика соответственно. И хотя имя актера не было упомянуто в титрах, это не обескураживало его, а побуждало играть еще талантливее и искреннее.

Первая яркая роль

Вскоре одаренному студенту доверили ведущую роль в новой киноленте. его преподаватель в институте, решил снять полнометражный фильм по роману “Молодая гвардия”, где хотел задействовать почти всех своих учеников.

Обаятельному и грациозному Моргунову он отводил центральную роль, однако сценарист фильма Фадеев видел в главном персонаже другого актера. Тогда Евгению предложили сыграть героя совсем иного плана - предателя Стаховича. Молодой актер так серьезно и так ответственно подошел к своей роли, что полностью сроднился с образом, реалистично передав все чувства и эмоции своего персонажа.

С тех пор Евгений Моргунов, биография которого стала интересовать всех его поклонников, приобрел всесоюзную славу и признание. Он стал знаменитым, стал узнаваемым. Его мастерская, неподдельная игра настолько впечатляла и поражала, что чуть не стоила ему жизни! Однажды на Моргунова накинулась ватага ребят, называя его изменником и врагом. И если бы не вовремя подоспевший актер Иванов, который объяснил парнишкам их заблуждение, кто знает, чем могло бы все кончиться.

Однако в 1964 году фильм был пересмотрен и переделан в связи с изменениями в политической системе, а также с появлением новых данных. Например, стало известно, что Стахович предал "Молодую гвардию" добровольно, а не под пытками, как считалось ранее. Поэтому герой Моргунова был переименован на Почепцова, а многие эпизоды с его участием вырезаны или же передублированы. Из-за всего этого роль Евгения стала небольшой, чуть ли не эпизодической, в которой стало невозможным рассмотреть безграничный талант и мастерство молодого актера.

Театральная деятельность

После окончания ВГИКа творческая биография Евгения Моргунова тесно переплелась с его местом работы - Театром-студией киноактера, где он играл маленькие эпизодические роли. К сожалению, на сцене артист не смог раскрыть себя в полной мере. Возможно, на театральных подмостках он чувствовал себя скованно и стесненно. Или же мешали какие-то межличностные неприятности и недопонимания. Как бы там ни было, но из театра Евгения несколько раз хотели выгнать за бездеятельность и бездарность. Спасало лишь то, что он по-прежнему снимался в кино.

Киноэпизоды

Вплоть до 1960 годов актерскую биографию Евгения Моргунова нельзя было назвать удачной. К этому времени можно отнести лишь множество разноплановых, но эпизодических ролей в фильмах и кинолентах. Это были картины военно-политической тематики, почти не дошедшие до современного зрителя.

Во многих титрах имя Моргунова даже не употреблялось, что, однако, не указывает на его бездарность или посредственность. Актеру легко давались роли как шахтера, так и военного, как анархиста, так и полицейского. Возможно, он так навсегда и запомнился бы как артист эпизода, если бы не одна счастливая случайность.

Трио комических антигероев

Так сложилось, что в это время начинающий режиссер переживал личный Чтобы хоть как-нибудь вырваться из депрессии, он решил создать то, что еще никто не создавал, - короткометражное кино комического содержания. На роль двух главных героев артисты нашлись сразу же, но вот на роль третьего персонажа никто не соглашался.

Но однажды Моргунова заметил Иван Пырьев - директор “Мосфильма”. Он-то и посоветовал Гайдаю попробовать актера на роль. И действительно, пополневший и полысевший Евгений стал просто находкой - это был вылитый Бывалый, один из троих закадычных товарищей-правонарушителей.

Бывалый

Творческая биография актера Евгения Моргунова после этого в корне изменилась. Он стал играть в комедиях, жизненно и комично воплощая в кадре своего героя - массивного, сильного и уверенного в себе человека, лидера преступной шайки.

Вместе с этой ролью к артисту вновь пришли всесоюзная любовь и признание. Его узнавали на улице, приглашали на концерты и вечера, задействовали в фильмах и телепередачах.

В каких фильмах в роли Бывалого засветился актер Евгений Моргунов? Биография и говорят сами за себя. Конечно же, это были знаменитые “Самогонщики”, а также “Кавказская пленница”, “Операция Ы”, “Дайте жалобную книгу”, “Комедия давно минувших дней” и другие.

Разрыв

Был период, когда Вицин, Никулин и Моргунов были очень дружны и неразлучны, часто вместе встречались и отдыхали. Однако чуть позже это единство было разорвано из-за глупых розыгрышей Евгения Моргунова.

Кроме того, Евгений имел неосторожность нагрубить Гайдаю, что также негативно сказалось на его творческой деятельности. С тех пор актера вновь стали приглашать только лишь на эпизоды.

Вплоть до своей смерти Моргунов играл короткие незначительные роли, очень обижаясь и тоскуя по славе и признанию.

Характер

Друзья помнят Евгения как комического балагура и любителя розыгрышей. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем (с двадцати пяти лет актер болел диабетом), Моргунов славился веселым и жизнерадостным нравом.

Он любил подшучивать над людьми, причем делал это не всегда безобидно. В основном посторонние люди так и не узнавали, что их обманули, а друзья и родные редко обижались на юмориста.

Например, Евгений мог бесплатно проехаться на такси, показав водителю несуществующее красное удостоверение и заверив, что он верно послужил на благо Отчизны.

Личная жизнь

Примечательно, что личная биография Евгения Моргунова началась с его глупого розыгрыша. На этот раз он решил подшутить над девушкой, ошибочно позвонившей в его квартиру. Впоследствии эта девушка стала женой Евгения и прошла с ним через все невзгоды и трудности.

Вторая супруга Моргунова - Наталья Николаевна, с которой он познакомился в возрасте тридцати пяти лет. С тех пор артист Евгений Моргунов, биография которого была темой нашей статьи, обрел верную спутницу всей своей нелегкой жизни.

Наталья, несмотря на то что была моложе своего мужа на тринадцать лет, искренне любила его. Она поддерживала его во всех его творческих начинаниях, ободряла во времена безвестности, лечила от тяжелых болезней и всегда находилась рядом.

Она подарила Евгению двоих сыновей. Один из них - Николай, погиб в ДТП, что очень подкосило и без того слабое здоровье актера. Второй сын - Антон - подарил счастливым супругам трех внуков и несколько правнуков.

Умер Евгений Моргунов летом 1999 года от второго инсульта.

Заслуженный артист РСФСР (1978)

Евгений Моргунов рос без отца, рано начал работать, любил петь и играть в футбол. Позже сам актер вспоминал о своем детстве: «Меня поставили в ворота, так как я занимал в них значительное место, к тому же был очень подвижным, ведь у меня не всегда был такой живот, с каким я снимался в кино. Кроме футбола, моей радостью была почетная грамота, которую я получил «за самоотверженный труд» на заводе, хотя и не подозревал, что тружусь так здорово, просто работал, как и все, по двенадцать часов в сутки. В общем-то, счастливое детство обошло меня стороной. Я стал бы Утесовым, если бы родился раньше него. Играя на сцене клуба, увлекался самодеятельностью и вообще хотел посвятить жизнь искусству. В кино ходил часто, но только на утренние сеансы, легче было купить билет за двадцать копеек. Для этого прогуливал школу. Я и стал артистом из-за того, что учился неважно. И еще, наверное, потому, что жил без отца. Не было человека, который мог бы хорошенько выпороть меня и поставить на правильный путь».

В годы войны четырнадцатилетний Евгений обтачивал болванки для артиллерийских снарядов на заводе «Фрезер». А в 1943 году Евгений написал письмо Сталину, в котором сообщил, что хочет стать актером: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко». И случилось невероятное. Директор завода получил из Кремля ответ: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава. Сталин».

После ответа Сталина Моргунов стал учеником режиссера Таирова в Камерном театре, а в конце 1944 года перешел на актерский факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова, где его однокурсниками были Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова и Сергей Гурзо. В кино Евгений дебютировал в фильме Александра Столпера «Дни и ночи» еще учась в институте.

В 1946 году Александр Фадеев дал почитать рукопись романа «Молодая гвардия» Сергею Герасимову, и тот решил поставить по этому произведению спектакль, распределив роли между студентами своего курса. Музыку к спектаклю написал Дмитрий Шостакович, и однажды Могунов подошел к нему и спросил - не может ли композитор его прослушать? Шостакович дал ему номер своего домашнего телефона и предложил: «Приходите, когда сможете». Моргунов позвонил и пришел на следующий день, и после прослушивания Шостакович написал рекомендательное письмо профессору консерватории Целиковскому. Однако Моргунов путевкой в большой музыкальный мир не воспользовался, и объяснил это так: «Из Москвы в Петербург и из Петербурга в Москву одновременно выехали два поезда. В пути они не встретились, хотя мчались навстречу друг другу. Вопрос: почему? Ответ прост: не судьба».

Выпустив спектакль «Молодая гвардия», Герасимов взялся за съемки одноименного фильма. Моргунов в экранизации должен был играть Тюленина, но Фадееву очень понравился в этой роли Сергей Гурзо, и в результате Моргунову досталась роль предателя Стаховича. Моргунов сыграл ее настолько достоверно, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, посчитавшими что они выследили настоящего предателя. Мальчики ударили артиста по голове, а потом навалились и начали избивать, но это увидел исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов, и остановил хулиганов: «Ребята, это же артист, он просто роль такую сыграл, а в жизни — это прекрасный человек» - чем несказанно выручил Моргунова.

После окончания ВГИКа Моргунов с 1948 года работал в Театре-студии киноактера, где считался средним актером. Однако, в отсутствие ролей актерское дарование Моргунова активно проявлялось за кулисами театра. Однажды Театр-студию посетили партийные лидеры того времени Молотов и Каганович, где их встретил высокий худощавый Моргунов, и представился художественным руководителем театра. Он был остроумен, обходителен и настоятельно попросил партийных вождей поднять зарплату актерам театра. Те не заподозрили подвоха, и к радости коллег Моргунова увеличили актерские ставки. Так же свои актерские наклонности Евгений умело применял во время поездок на общественном транспорте. Чтобы доехать до нужной остановки, он мог войти вавтобус и сказать: «Граждане пассажиры, приготовьте билеты», - после чего, не спеша проверить билеты и пересесть в другой автобус.

В Театре-студии киноактера Моргунов проработал до 1953 года. Одновременно в этот же период Моргунов являлся актером академического Малого театра. Характер в то время у Евгения Моргунова был непростой, что часто приводило к конфликтам, и попыткам уволить его из театра. После одной из таких попыток Моргунов обратился за помощью к режиссеру Александру Довженко, у которого однажды снимался в массовке, с просьбой дать ему характеристику. Довженко написал: «Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же ее вытащит. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо - неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов». Дирекция театра не очень поняла, на что намекает режиссер, но оставила Моргунова в покое.

Кардинальный поворот в актерской карьере Евгения Моргунова неразрывно связан с именем Леонида Гайдая, который после провала своего фильма «Трижды воскресший» в 1960 году уехал в Иркутск к родителям, где обнаружил на чердаке их дома номер газеты «Правды» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. Фельетон заинтересовал его, и он рассказал сюжет будущего фильма супруге - актрисе Нине Гребешковой: «Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес - 2 метра пленки, за ним Бывалый - 3 метра, оглядывается - 1,5 метра. Общий план - бегут все...» Родные только плечами пожали: «Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?» Гребешкова ответила: «Потрясающе!»



Двух «друзей-алкоголиков» подобрал сам режиссер - любимый актер Гайдая Георгий Вицин согласился сыграть Труса, а роль Балбеса досталась клоуну Юрию Никулину. А Моргунова определил в картину Гайдая Иван Пырьев. Леониду Иовичу позвонила секретарша Пырьева, который был в тот момент директором «Мосфильма» и сообщила: «Вам просили передать, чтобы вы не тратили время и средства и никого больше не искали. Пырьев лично утверждает на роль Бывалого Евгения Моргунова». Евгению повезло, что Пырьев случайно его заметил в съемочном павильоне и решил таким образом помочь Гайдаю.



Перевоплощаться в Бывалого Моргунову было почти не нужно - он фактически играл самого себя, только со знаком минус. В его отрицательность верили даже животные, с которыми он снимался в первых гайдаевских короткометражках. На съемках фильма «Пес Барбос и необычный кросс» собака, игравшая Барбоса, почему-то все время кусала именно Моргунова. В «Самогонщиках», где снимался уже другой пес, тот тоже первым делом набрасывался именно на «Бывалого». По всей видимости, собакам не нравился отрицательный персонаж, сыгранный Моргуновым слишком правдоподобно. Тем временем сам Евгений Моргунов после исполнения роли Бывалого имел фантастический успех у публики. 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычайный кросс» с его участием стал настоящей сенсацией. Зрители свершали паломничество в кинотеатры, а Гайдай, став лауреатом всевозможныхпремий, занялся созданием следующего короткометражного фильма с участием Вицина, Моргунова и Никулина под названием «Самогонщики». Но настоящим триумфом гайдаевской троицы стали комедии «Кавказская пленница» и «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», которые сразу завоевали сердца десятков миллионов зрителей. После съемок в этих картинах на Никулина, Вицина и Моргунова обрушилась невероятная лавина славы. Моргунов стал не просто узнаваемым человеком, а превратился почти в национального героя. Увидев его, контролеры на стадионе улыбались, забывая про свои обязанности, а Моргунов мог взять с собой с десяток знакомых, небрежно кивнув: «Это со мной». Однажды он прошел не просто на трибуну, а в ложу, где сидели высокопоставленные чиновники, и рядом с ним в ложе оказался генерал-лейтенант милиции. Моргунов во время матча попросил у него закурить, и генерал вытащил пачку «Казбека», чтобы угостить любимого актера. Моргунов в ответ взял папиросу, а когда генерал сделал движение, чтобы убрать пачку с сигаретами в карман, очень серьезно отметил: «Не надо прятать». И генерал держал папиросы в руках весь матч.


Моргунов так же мог на троллейбусной остановке оттянуть рога троллейбуса, и попросить их подержать какого-либо прохожего, принявшего Моргунова за водителя. Далее актер с интересом наблюдал за развитием событий. В ресторане Моргунов мог притвориться сотрудником компетентных органов, который следит за злоумышленниками, и обычно в результате такой «слежки» официанты просто боялись приносить актеру счет. Моргунов так же славился умением с помощью красной книжечки, похожей на служебное удостоверение, и нехитрых, но убедительных актерских навыков бесплатно проходить в баню и ездить на такси. Однажды в Киеве он выдал себя за сына Павлика Морозова и на этом основании отнял хулигана у милиционеров.


Во время съемок у Гайдая Вицин, Моргунов и Никулин поначалу подружились, и даже ездили отдыхать вместе, но вскоре ситуация изменилась. Моргунов, преклонявшийся перед актерским талантом Георгия Вицина,был недоволен Юрием Никулиным, конфликт с которым спровоцировал сам. Однажды перед началом представления в цирке на Цветном бульваре, Евгений Моргунов с депутатским значком на лацкане пиджака подошел к главному входу, и начал в шутку предлагать зрителям обратиться для решения всех своих жилищных проблем к директору цирка Никулину. После того, как количество просителей перевалило за полтора десятка, Юрий Никулин направил своего помощника выяснить, в чем же дело, и после выяснения распорядился не пускать Евгения Моргунова в цирк с формулировкой: «У нас и своих клоунов хватает!» Не поладил Моргунов и с Гайдаем во время съемок. Когда во время съемок погони в фильме «Кавказская пленница» Гайдай нервничал во время просмотра рабочего материала, считая, что получается несмешно, Моргунов пришел на рабочий просмотр в сопровождении девушки. Гайдай приказал посторонним выйти, а Моргунов, обидевшись, не подчинился. И, демонстрируя независимость, сострил по поводу неудачно снятых эпизодов погони: «Гайдай, ты не ловишь мышей!» Гайдай повторил свое требование, и Моргунов в ответ чуть было не набросился на режиссера с кулаками. В результате Гайдай вычеркнул все последующие сцены из фильма, связанные с Бывалым, а из всей троицы Моргунову выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 рублей, в то время, как Юрий Никулин получал по 50 рублей, а Георгий Вицин - по 40 рублей. Помирились актер с режиссером лишь спустя 27 лет на открытии Музея трех актеров.


Кроме работы с Гайдаем Моргунов снимался в кино немного, в том числе и в таких картинах, как «Три толстяка» и «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Были и другие, менее значительные работы. Евгений Моргунов так же написал четыре сценария, один из которых лег в основу его режиссерского дебюта - в 1962 году под патронажем Михаила Шолохова Моргунов поставил комедию «Когда казаки плачут». Но эта его режиссерская работа была в его кинокарьере оказалась единственной.


Евгений Александрович болезненно переживал творческую невостребованность, и крайне резко высказывался о советской кинематографической индустрии. При этом в повседневной жизни он был большим шутником и любителем розыгрышей, и всегда был окружён множеством друзей. Доктор технических наук Владимир Михайлович Ахутин рассказывал о том, как отправив семью на отдых, и чтобы каждый день не возиться, сварил огромную кастрюлю борща. А через пару дней у него собралась дружеская компания, в которой оказался и Моргунов. После посиделок Моргунов поинтересовался: «Поесть бы теперь!» Ахутин ответил: «Поесть? Борща хочешь? Тазик борща - съешь?» Моргунов не знал, что борща у Ахутина - почти ведро, и подтвердил: «Съем!», - «Спорим на ящик коньяка, что не съешь!» Ахутин поставил тазик на стол, принес кастрюлю и вылил ее в таз. Моргунов стал есть, так как ящик коньяка - это были приличные деньги. Он честно попытался съесть борщ, но понял, что здоровье дороже, и отложил ложку. «И тогда, - рассказывал Ахутин, - мы перенесли посиделки в «Европейскую».


Геннадий Хазанов в свою очередь рассказывал: «Как-то Моргунов достал четыре контрамарки на закрытый пляж в Алуште. А нас было пятеро: я, Дербенёв, Вицин, Никулин и последним шёл Моргунов. На входе строгая женщина-контролёр потребовала ещё одну контрамарку. На что Вицин, указывая на Моргунова, сказал: «А он не будет купаться, мы на нём плаваем».


Когда в Севастополе за приехавшими на гастроли актёрами присматривал инструктор горкома КПСС, Евгений Моргунов сказал ему: «Вы знаете, товарищ, наши артисты — Вицин, Санаев, Ладынина, Мартинсон — просто мечтают поехать на экскурсию на кладбище, чтобы поклониться могилам российских моряков. Только встаём мы все очень рано, поэтому давайте что-нибудь организуем часов эдак в семь утра». На следующий день в семь утра у гостиницы стоял автобус, а гид ходил по номерам, стучался к сонным артистам и зазывал на экскурсию. Но автобус так и остался пустым. При этом большинство друзей прощали Моргунову его шутки, но некоторые и обижались. Например, Михаил Глузский двадцать лет не здоровался с Моргуновым за какой-то проступок. Но однажды ему и Моргунову довелось ехать в одном купе в Ленинград, и Моргунов попросил прощения у Глузского. Они снова зауважали друг друга, но утром, когда Глузский уезжал в Москву, и уже сел в вагон тронувшегося поезда, Моргунов бежал следом за вагоном, крича на весь перрон: «Лаврентий Павлович! Товарищ Берия! Зачем вы уезжаете? Я освободил целый корпус в «Крестах»! У нас столько задумано! Остановите пломбированный вагон!»


В 1982 году Михаил Козаков доверил Евгению Моргунову в своей картине «Покровские ворота» роль автора куплетов Соева. Актер сыграл ее очень ярко, но другие режиссеры по-прежнему не спешили использовать его огромный комедийный талант. А сам Моргунов ничего не просил. Он часто в шутку повторял: «Я человек скромный, несмотря на свою порядочность». Зарабатывал себе Моргунов на жизнь тем, что ездил по стране с концертами. Хотя для него эти поездки были настоящим испытанием, так как он с юности был болен диабетом, который с каждым годом прогрессировал, и был основной причиной его полноты. «В войну пайки были мизерные, мальчик часто жил впроголодь, - рассказывала Наталья Моргунова, вдова актера. - Мама как-то раздобыла пачку масла. Женя съел ее всю сразу, без хлеба. А вскоре его скрутило, едва удалось спасти. Вот и нарушился обмен веществ». Моргунов часто выходил во время этих выступлений на сцену в ботинках, разрезанных по бокам, чтобы не так сильно болели отекающие ноги артиста. Тем не менее, актер никому не жаловался, и даже хромая на сцене от боли, Евгений Моргунов шутил, что упал с лошади.


До 30 лет Моргунов жил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, но она была старше него на 13 лет, и они расстались, а Моргунов позже женился на студентке авиационно-технического института по имени Наталья, прожил с ней в браке 36 лет, и вырастил двоих сыновей, от которых у него так же были внуки и внучки.

В последние годы своей жизни актер с трудом передвигался. Супруга вынуждена была даже разрезать резинки на носках, так как они причиняли Моргунову боль. А сам он разрезал даже ботинки, так как в них не влезали распухшие ноги. «Последние 15 лет жил, что называется, под ножом, ему по четыре раза в год врачи говорили: «Ампутируем ноги!» - рассказывала Наталья Николаевна Моргунова. - Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь».


Евгений Моргунов писал в своих воспоминаниях: «Самое страшное — остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм» (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). «Ленфильм» принял ужасающее решение. (Не дали на похороны ни копейки денег.) И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи».


В 1998 году в семье Моргуновых случилось горе - младший сын Евгения погиб в автокатастрофе. «Коля гонял на большой скорости. Муж часто его ругал за это, - рассказывала Наталья Моргунова. - Будто предчувствовал эту трагедию. Коля, возвращаясь ночью с дачи в Москву, заснул за рулем и врезался в дерево». Евгений Александрович очень тяжело переживал потерю сына, перенес два инфаркта и инсульт. Когда его положили в больницу на очередное обследование, врачи сообщили, что надежды на выздоровление нет. Но Евгений Александрович пошутил: «Вы не вынесете меня отсюда, потому что я - не-вы-но-си-мый!» Он пережил своего сына на один год.


Заслуженный артист России Евгений Александрович Моргунов скончался после инсульта на 73-м году жизни в Москве в Центральной клинической больнице 25 июня 1999 года.

Похоронен на Кунцевском кладбище.

В 2008 году о Евгении Моргунове режиссером Анной Филимоновой был снят прекрасный документальный фильм «Человек в кадре». В этом фильме о Моргунове вспоминают Зиновий Высоковский, Александр Пятков, Наталья Варлей, Наталья Крачковская и вдова Наталья Моргунова.

Снимался в фильмах:

  • В шесть часов вечера после войны (1944)
  • Молодая гвардия (1948)
  • Командир корабля (1954)
  • Мать (1955)
  • Мексиканец (1955)
  • Дорога правды (1956)
  • Аннушка (1959)
  • Белые ночи (1959)
  • Василий Суриков (1959)
  • Черноморочка (1959)
  • Алые паруса (1961)
  • Нахаленок (1961)
  • Пес Барбос и необычный кросс (1961)
  • Самогонщики (1961)
  • Стежки-дорожки (1963)
  • Дайте жалобную книгу (1964)
  • До свидания, мальчики! (1964)
  • Хотите - верьте, хотите - нет... (1964)
  • Звезда балета (1964)
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Три толстяка (1966)
  • Семь стариков и одна девушка (1968)
  • Старый знакомый (1969)
  • Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971)
  • Большой аттракцион (1974)
  • Северная рапсодия (1974)
  • Соло для слона с оркестром (1975)
  • Комедия давно минувших дней (1980)
  • Не ждали, не гадали (1982)
  • Покровские ворота (1982)
  • Знай наших! (1985)
  • Хорошо сидим! (1986)
  • Супермен (1990)
  • Действуй, Маня! (1991)
  • Бабник-2 (1992)
  • Выстрел в гробу (1992)
  • Бравые парни (1993)
  • Имперские сокровища моего дедушки (1993)
  • Бульварный роман (1994)
  • Вальсирующие наверняка (1994)
  • Господа артисты (1994)

Евгения Моргунова в лицо знает каждый любитель советских комедий, хотя мало кто из нынешней молодежи интересуется, как зовут Бывалого из неразлучной гайдаевской троицы. К сожалению, из-за нелепой ссоры с режиссёром Евгений Александрович поставил под удар свою карьеру и потому не стал известен иными образами, помимо преступника в знаменитых комедиях о приключениях Шурика. Моргунов был человеком прямолинейный, любителем шуток и розыгрышей. В частности, актёр периодически использовал свой талант, выдавая себя за должностное лицо, вследствие чего бесплатно проходил на мероприятия, обедал в ресторанах и т.д.

Евгений Моргунов родился в Москве. Детство юного Моргунова было спокойным. Мальчик играл в художественной самодеятельности, увлекался дворовым футболом и много времени проводил с друзьями. Подростковый возраст пришелся на начало Великой Отечественной войны, куда почти сразу же отправили его отца. В скором времени Александр Моргунов погиб. Чтобы помочь матери, подросток с 14 лет работал на военном заводе, где занимался тяжелой трудовой деятельностью. Артист по 12 часов подряд обтачивал болванки для снарядов. За такой самоотверженный труд юноша вскоре получил грамоту, однако до конца своих дней Евгений Александрович считал, что не делал ничего особенного.


В то же время молодой Моргунов увлёкся кино. Юноша тратил все свободные деньги на утренние походы в кинотеатр, часто жертвуя при этом учёбой в школе. Вскоре он загорелся идеей стать актёром. Кроме участия в самодеятельности он успел сняться в массовке на киностудии "Мосфильм", а затем захотел превратить в актёрство свою жизнь. В процессе воплощения этой идеи возникло неожиданное препятствие, так как директор завода воспротивился желанию своего работника и не согласился его отпустить. Тогда смелый юноша поступил радикально и, ни много ни мало, написал с просьбой самому Сталину. Через две недели директору завода "Фрезер" пришел ответ, в котором был приказ направить Моргунова в Камерный театр, где он стал учеником блестящего режиссёра Александра Таирова.


Около года Моргунов проработал в театре, играя во второстепенных и эпизодических ролях. Постепенно он понял, что недостаток актёрского образования ему сейчас не восполнить даже опытом, и потому подал документы во ВГИК, куда и поступил без особого труда. Юноша учился под руководством прославленного режиссёра Сергея Герасимова.

В вузе Моргунов познакомился со многими талантливыми ребятами, ставшими впоследствии прославленными советскими актёрами, в частности, с и .

Фильмы

В молодости Евгений Александрович отличался эффектной, притягательной внешностью, был очень фотогеничным. Сергей Герасимов начал подбирать среди учеников актёров в свой фильм "Молодая гвардия", куда пригласил и студента Моргунова. Позже прославленный актёр вспоминал, что в головах зрителей предатель Стахович настолько прочно ассоциировался с самим Моргуновым, что однажды после премьеры актёра даже попробовали задержать на улице дети, обвинив молодого человека в военном преступлении.


Евгений Моргунов в фильме "Молодая гвардия"

Ходили слухи, что за роль Евгения Стаховича юноша должен был получить Сталинскую премию, однако в итоге было решено не увековечивать образ предателя. Несколькими годами позже вскрылись дополнительные факты из истории организации "Молодая гвардия", и, поскольку фильм было решено привести в соответствии с реальностью, очень многие эпизоды с Моргуновым были вырезаны, а предатель переименован.

Как ни странно, режиссеры не заметили харизматичного молодого человека. Моргунов не стал унывать, а устроился работать в Театр-студию киноактёра, где прослужил вплоть до 1953 года. Примечательно, что артиста с места работы несколько раз попытались уволить, якобы за отсутствие актёрского таланта. Возможно, дело было в трудном характере исполнителя, который любил подшутить, невзирая на статус, а также отличался прямолинейностью и резкостью в словах.


Евгений Моргунов в фильме "Гори, моя звезда"

С 1951 по 1953 год Моргунов совмещал работу в Театре-студии киноактёров со службой в Малом академическом театре, параллельно он снимался в эпизодических ролях на киностудии "Мосфильм", однако ни на сцене, ни перед камерами молодому актёру не доверяли серьёзные образы. В таком режиме прошло более 10 лет, прежде чем случайная встреча на студии перевернула жизнь Моргунова.

В то время у была не самая светлая полоса в режиссёрской карьере. Только что его новый фильм провалился в прокате, и огорченный режиссер уехал в деревню. Там он и решил экранизировать небольшую юмористическую поэму Степана Олейника в виде короткометражки. Для трио друзей-алкоголиков Гайдай довольно быстро нашел актёров и , но третье место оставалось вакантным.


Режиссёр перепробовал множество актёров, и никто из них режиссера не впечатлил. Ситуацию спас , директор "Мосфильма", в телефонном звонке заверивший Гайдая, что нашел подходящую кандидатуру. К тому времени красавец-Моргунов успел несколько облысеть и располнеть, что в сочетании с телосложением и характером делало его идеальной кандидатурой на роль Бывалого.

Короткометражный фильм "Пёс-Барбос и необычный кросс" мгновенно прославило троицу. Картина была настолько успешной, что ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале 1961 года. В кинотеатрах был аншлаг, народ сразу же влюбился в комичных антигероев. Вторая короткометражка "Самогонщики", выпущенная в том же году, укрепила славу троицы.

Актёры и в жизни сдружились между собой, что не могло не повлиять положительно на их сыгранность. Однажды произошел и вовсе беспрецедентный случай: попросил Гайдая "одолжить" ему актёров и персонажей, а потому в 1964 году Трус, Балбес и Бывалый появились в комедии "Дайте жалобную книгу" в эпизодических ролях.

Затем последовало ещё 2 успешных фильма с троицей, прежде чем в коллективе возникли конфликты. В конце десятилетия актёры рассорились между собой и с тех пор практически не общались. Тем не менее образ шайки продолжил вдохновлять работников кинематографического искусства, в частности, легендарное трио появилось в мультфильме "Бременские музыканты".


Легендарное трио в мультфильме "Бременские музыканты"

В это же время Моргунов поругался с Леонидом Гайдаем, что в итоге поставило крест на карьере актёра в большом кино. Точно неизвестно, способствовал ли Леонид Ионович творческим неудачам артиста, или просто коллеги не хотели ссориться со вспыльчивым режиссёром, однако, начиная с семидесятых, Евгений Александрович почти перестал появляться в заметных ролях.

В 1980 году актёру ещё раз выпала возможность предстать перед публикой в образе Бывалого. Режиссёром Юрием Кушнерёвым был снят фильм-кроссовер "Комедия давно минувших дней", где смешались несколько кинематографических реальностей - Труса и Бывалого, сотрудничающих с "великим комбинатором" Бендером и его бессменным помощником Воробьяниновым. Но все попытки вернуть славу оказались для Моргунова тщетными.


Евгений Моргунов в фильме "Комедия давно минувших дней"

В период с 1980 по 1990 год актёр снялся менее чем в десятке фильмов. После перестройки дела так и не наладились, кризис в стране ударил по киноиндустрии. Для Евгения Александровича в новой реальности места так и не нашлось.

Личная жизнь

Евгений Александрович был в браке дважды. Первой его супругой стала балерина Варвара Рябцева, которая была старше супруга на 13 лет. Их семейная жизнь не заладилась.


Второй женой артиста стала девушка по имени Наталья. Пара сыграла свадьбу в 1965 году, в браке у них родилось двое сыновей - Антон и Николай. Младший Николай погиб в результате ДТП за год до смерти отца.

Смерть

После заката карьеры актер очень переживал из-за своей невостребованности. Несмотря на диабет, Евгений Моргунов злоупотреблял спиртным. Артист перенес два инфаркта и инсульт. Близкие говорили, что смерть младшего сына очень пошатнула и без того слабое здоровье Моргунова.


Евгений Александрович умер 25 июня 1999 года в московской больнице в результате второго инсульта. Отец и сын Моргуновы похоронены на Кунцевском кладбище.

Фильмография

  • В 6 часов вечера после войны
  • Это было в Донбассе
  • Секретная миссия
  • Смелые люди
  • Дайте жалобную книгу
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика
  • Три толстяка
  • Морские рассказы
  • Бабушки надвое сказали...
  • Бравые парни

«Про Моргунова ходит много нелепых слухов и сплетен. И забывают, что именно он привёл в искусство Сергея Бондарчука, выбил квартиру напротив Кремля для Броневого и был готов прийти на помощь любому», - рассказал друг Евгения Моргунова Владимир Цукерман.

Моргунов был человеком прямым, рубил правду-матку в лицо. Поругался с Министерством культуры - из-за этого ему не дали следующего звания, так и умер Моргунов заслуженным, а не народным артистом. Его вычёркивали из кинословарей, отказывались снимать. Мы помним Евгения Моргунова только по роли Бывалого, а ведь у него в фильмографии более 100 ролей! Да, ему доставались роли жандармов, фашистов, полицаев, каких-то громил. А он мог бы сыграть Черчилля - есть фотопробы Моргунова на эту роль. Шпаликов для него писал роль поэта Демьяна Бедного, но и это не срослось.

Конфликт Гайдая и Моргунова (Гайдай так разругался с Моргуновым, что выгнал его прямо во время съёмок и с тех пор с ним не разговаривал), во время съёмок последнего гайдаевского фильма, где фигурировала знаменитая троица, - «Кавказской пленницы», произошёл из-за ерунды, - объясняет Владимир Цукерман (по одной из версий, Моргунов некорректно себя повёл на просмотре отснятых фрагментов фильма, куда зачем-то привёл своих поклонниц). - После этого Гайдай снимал в «Кавказской пленнице» вместо Моргунова только дублёров - холодильник уже нёс не он, за рулём на горе Ай-Петри тоже был дублёр. Гайдай мне сам потом рассказывал: «Бондарчук приводил ко мне Моргунова мириться. А чего мириться? Я не хочу, для меня этот человек не существует».

После Гайдая тройку пытались «реанимировать» другие режиссёры - Эльдар Рязанов в «Дайте жалобную книгу» и Карелов в «Семь стариков и одна девушка», но это уже было не то.

* * *

Евгений Моргунов был небедный человек, - продолжает Владимир Цукерман. - Он жил в четырёхкомнатной квартире на Краснопролетарской улице в центре Москвы. У него была прекрасная семья - двое детей, жена Наталья Николаевна, которая его боготворила. Они поженились в 1962 г. До этого Моргунов жил с балериной Варварой Рябцевой, которая была на 10 лет его старше. Общение с Рябцевой он не прекращал даже после женитьбы. Когда она совсем постарела, ухаживал за ней, носил лекарства, продукты. Супруга не ревновала, она была мудрая женщина. (Кстати, в этом Моргунов в какой-то степени повторил судьбу Георгия Вицина. Вицин в своё время увёл жену у своего учителя Николая Хмелёва, народного артиста СССР. Вицину тогда было 19 лет, а его избраннице - 34 года.)

Да и Моргунов был великолепный семьянин. Всё тащил в семью. Приходил к директору магазина «Океан» в период тотального дефицита и говорил: «5 баночек чёрной икры, 5 - красной икры и 10 банок крабов». Директор удивлялся: «А что так много?» Моргунов пожимал плечами: «У Вицина через 4 дня день рождения». - «А ты знаешь, неделю назад приходил Вицин и говорил то же самое про тебя...»

О Моргунове сейчас говорят много нехорошего - мол, у него были связи с криминалом; что он завидовал более востребованным коллегам по цеху, поскольку его на серьёзные роли звали редко, а собственные сценарии, в которых он мечтал воскресить тройку «Трус - Балбес - Бывалый», заворачивали; что много выпивает, а перебрав, буянит; что может ни с того ни с сего послать человека по известному адресу. Но мало кто вспоминает о том, что иногда он был готов в лепёшку разбиться, чтобы кому-то помочь. Как-то под Новый год Моргунов собрал звёздный коллектив и поехал в Бутырскую тюрьму - там сидел сын его друга, журналиста Генриха Сечкина. Актёры дали бесплатный концерт, и только тогда парня перевели в двухместную камеру из жутких условий - в битком набитой камере задержанные могли только стоять, а спали по очереди по 2 часа. Моргунов с Якубовичем ездил куда-то на Дальний Восток вызволять человека из тюрьмы. Он таким был всегда - как-то к профессору ВГИКа, знаменитейшему тогда режиссёру Сергею Герасимову подошёл никому ещё не известный студент Евгений Моргунов с просьбой: «Сергей Аполлинариевич, посмотрите солдатика!» Герасимов отмахнулся: «Какой солдатик? Набор уже закончен!» - «Ну посмотрите, послушайте, пусть прочитает что-нибудь. Это же 5 минут!» Герасимов смилостивился, послушал - и взял солдатика без экзаменов. Солдатиком этим оказался Сергей Бондарчук.

Броневому именно Моргунов выбил квартиру напротив Кремля. Чьих-то детей помогал устроить в детский сад, кому-то пробить место в больнице, кому-то привозил продукты. Как-то у Олега Анофриева забрали права. Моргунов узнал об этом и говорит Анофриеву: «Поехали к начальнику ГАИ. Ему сегодня 50 лет, поздравим и решим вопрос». Анофриев отказывался: «Ну что ты, Женя, не надо». Но Моргунов настоял. И вот они приехали к начальнику ГАИ Москвы, у него в приёмной уже стояли горы цветов. Моргунов выхватил из вазы самый лучший букет и направился в кабинет. Через 15 минут права были в руках у Анофриева.

Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе бесплатно приходить в цирк к Никулину, только по купленным билетам. Моргунов же выписывал контрамарку на 2 лица, потом подрисовывал единичку и проводил 12 человек в ложу дирекции.

* * *

Однажды Моргунов где-то раздобыл красные «корочки», ездил в трамвае, проверял билеты, - вспоминает Владимир Цукерман. - На остановке иногда спускал рога троллейбуса и говорил первому попавшемуся: «На, подержи, чего стоишь?!» Тот, естественно, держал, думая, что Моргунов - водитель. А Моргунов переходил на другую сторону и наблюдал. В это время настоящий водитель уже понимал, что что-то не так, выходил из кабины и ругал «по матушке» того, кто схватился за рога.

Когда Моргунов был ещё молодой, симпатичный, его очень любили жёны генералов. Как-то на банкете несколько дам пристали к нему: «Ну Женя, ну отрежь маленький кусочек торта». - «Не хочу!» - «Ну пожалуйста!» Тогда он отрезал маленький кусочек, оставил его, а остальной торт взял и унёс.

Любил подкалывать гаишников. Как-то едет на «Жигулях», специально развернулся на полосу встречного движения, его, конечно, остановили. Тогда Моргунов крикнул гаишнику: «Смирно!» Тот отдал честь. Моргунов поинтересовался: «Ну что, нарушил?» - «Нарушил». - «Вольно! Я решил проверить твою бдительность». И поехал дальше. В другой раз, когда гаишник остановил Моргунова, тот опускает стекло и говорит: «Иди сюда, моя дорогуша! На, пожми руку Моргунову, вон сзади едут Вицин и Никулин. Съёмка!» Страж порядка даже жезл из рук выронил.

Он хохмил, каламбурил, дурачился, но сам был невероятно умным и начитанным человеком. Мог без нот играть Брамса, Шопена, Шостаковича. Когда у меня была презентация Музея трёх актёров, я диктовал адрес Никулину и Моргунову: «Приезжаете на улицу генерала Берзарина...» Никулин спросил: «А кто такой этот Берзарин?» И тут Моргунов начал рассказывать всю биографию генерала - где родился, на ком женился, где учился, на каких фронтах воевал.

Перед гастролями он сначала изучал историю того города, куда должен был ехать. Кладбища, рынки и краеведческие музеи - это первые три места, куда он ходил, знакомясь с местными достопримечательностями. Как-то в Кемерове после концерта машина, которую послали за актёрами, припозднилась. Все стоят, интересуются друг у друга: «Кто же нас повезёт?» Моргунов, ничего не спрашивая, вдруг ткнул в первого попавшегося человека с машиной, припарковавшегося у концертной площадки: «А вот шофёр!» Мужчина засмущался: «Ну конечно, довезу. О чём разговор?» «Шофёром» оказался полковник КГБ из отдела по борьбе с организованной преступностью в высших эшелонах власти.

Как-то Моргунов прибыл в Горьковскую область, позвонил сразу в администрацию: «Вам привет от Алексея Николаевича Косыгина. Это Моргунов, народный артист, депутат бундестага. После меня к вам приедут на гастроли Вицин и Никулин, я позабочусь. Завтра в 10 утра, пожалуйста, чтобы не было никаких осложнений, привезите три спецпайка - на меня, Вицина и Никулина. Я доложу о вас кому следует». В 10 утра действительно принесли пайки. А на Дальнем Востоке Моргунову за участие в концерте вручили рыбу килограммов на 8. Он покачал головой: «Я не имею права брать от вас такой дорогой подарок, зная о том, что у моих друзей Вицина и Никулина такой рыбы не будет». Ему ещё две рыбины дали. Никулин потом жаловался: «Хоть бы кусочек нам привёз».

* * *

На самом деле в еде Моргунов мог держать себя в руках, - говорит Владимир Цукерман. - На поминках Утёсова и рюмки не выпил, сказал: «Я пришёл, чтобы проститься с другом, а не пить и есть». И весь вечер просидел, ни грамма не выпил, ничего не съел. Во ВГИКе сокурсник Моргунова как-то нарисовал картинки будущего. Моргунов был изображён солидным полным человеком. Все посмеялись, но спустя недолгое время он действительно стал таким - весил 132 кг. В конце жизни диабет его совсем подкосил, а смерть сына сломила настолько, что он стал опять худеть (младший сын Моргунова Николай погиб в 1998 г. в автокатастрофе. Отец переживёт его всего на год, перенеся за этот год два инфаркта и инсульт).

У него была диабетическая стопа, он, хромая, выходил на сцену в ботинке и тапочке, говорил, что на съёмках упал с лошади, повредил ногу. Это всё было очень грустно, нога болела страшно, но ничего уже нельзя было сделать.