Образ и характеристика андрия в повести тарас бульба сочинение. "Тарас Бульба": сравнительная характеристика Остапа и Андрея

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ


ОБРАЗ АНДРИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА"

"Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся".
Ж.Ж. Руссо

Прочитав замечательную повесть "Тарас Бульба", созданную гением великого русского писателя Н.В.Гоголя, мы познакомились с тремя ее главными персонажами: Тарас Бульба, Остап и Андрий. Андрий Бульба, наиболее сложный, неоднозначный и противоречивый герой повести, произвел на меня самое яркое впечатление.
Так что же это за человек? Каков его внутренний мир? Как складываются его отношения с другими действующими лицами повести? Попробуем проследить весь недолгий жизненный путь нашего героя, найти взаимосвязь его характера, поступков и реалий времени.

Прежде всего, стоит упомянуть о внешнем облике Андрия, описание которого многократно встречается в авторском тексте:
"….он был очень хорош собою….", "…открыл большие глаза свои…", "…мужественное лицо……..исполненное силы и непобедимого для жен очарования…".
Гоголь представляет нам следующие описания Андрия: дюжий молодец с крепким, здоровым лицом, покрытым первым пухом волос.
В казачьем убранстве: "…Их лица,…, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…", после участия в боевых действиях: "…Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны…"
Автор передает облик Андрия через впечатления о нем других героев повести: встреча в осажденном городе с полячкой: "…поражена видом козака, представшего во все красе и силе юношеского мужества, который, казалось, и в самой неподвижности своих членов уже обличал развязную вольность движений; ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус".
Даже Тарас Бульба, разглядывая мертвого сына, отмечает: "…и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою!."

Младший сын казачьего полковника Тараса Бульбы, закаленного в боях война, православного христианина, пользующегося глубоким уважением в казачьей среде, детство провел в скромном домике среди деревьев и лугов, где они со старшим братом были окружены безграничной заботой и любовью матери. Отца дети видели редко, однако безмерно уважали и боялись. С 12 лет Андрий с братом обучались в киевской академии (бурсе), престижном по тем временам учебном заведении, но в, то, же время, отличавшимся суровыми нравами и обычаями (побои, полуголодная жизнь и пр.).
Именно здесь, в бурсе, происходит становление и формирование характера Андрия.
Учится он охотно и без напряжения, имеет задатки лидера, часто "..являлся предводителем довольно опасного предприятия…", имел изобретательный ум, изворотлив (умел увертываться от наказания). Как и прочие юноши того времени, Андрий "..кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам."
"Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет".
"Потребность любви" - главнейшая отличительная черта этого героя повести. Отношение его к женщине радикально отличается от общепринятого в то время в среде казаков. Андрий воспринимает женщину, как богиню, как объект восхищения и преклонения. Замечание Н.В.Гоголя: "Одни только обожатели женщин не могли найти здесь (на Запорожской сечи) ничего,…", предопределяют неверный жизненный путь молодого человека.
Реалии времени вынуждают его стать скрытным, т.к. "…в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы". Добиться внимания и расположения прекрасной дамы возможно лишь, став воином и героем. Подвиг для Андрия не самоцель, а лишь средство для достижения цели, коей является любовь прекрасной дамы.
Юноша полон романтических идей, созерцательности и мечтательности ("… бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева…").
Лирический и романтический образ героя раскрывается автором посредством описания природы (вишневые сады, звездное небо и пр.). Однако, при всем при этом, Андрий - человек действия, и его внутренний мир рвался на свободу, требуя реального воплощения. Случайная встреча с дочерью ковенского воеводы мгновенно дала старт к реальному воплощению подвига во имя прекрасной дамы в жизнь (дерзкое проникновение в спальню красавицы через каминную трубу). Безумный, смелый, но… увы не обдуманный поступок, ибо, что делать дальше, Андрий не знал, "..стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою…". В этом весь наш герой: скромный и застенчивый, дерзкий и решительный, порывистый и вдохновенный, но, никогда не предвидящий последствий и даже не задумывающийся о них.
По велению отца, попав на сечь, Андрий со всею страстью своей натуры погрузился в разгульную жизнь (стал на хорошем счету у казаков, бойко и метко стрелял, переплывал Днепр против течения). Участие в настоящих боевых действиях вызывало у Андрия восторг, "…погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве…". Даже отец удивлялся Андрию, который "…одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях".

Что же привело столь блистательного во всех отношениях юношу к предательству, бесславной и преждевременной кончине?

  • Впечатлительная и страстная натура Андрия
  • Неокрепшая личность
  • Несформировавшийся характер
  • Пробелы в воспитании
  • Неосознанное желание выйти из-под опеки деспотичного отца
  • Юношеский эгоизм и максимализм
  • Всепоглощающая любовь-страсть
  • Роковая череда событий:
    - Возлюбленная в осажденном городе, страдающая от голода,
    - Величественная органная музыка,
    - Умирающие от голода горожане,
    - Встреча с прекрасной возлюбленной,
    - Страстное объяснение в любви со стороны полячки.

Внезапное осознание того, что его страсть к девушке взаимна, что потаенная, столь желанная мечта его (взаимная любовь) достигнута, наш герой забывает обо всем, и не задумываясь отрекается от отца, от товарищей, от отчизны. Вот, что он говорит: "…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!"
"И погиб козак! Пропал для всего козацкого царства!..", пишет Гоголь.

Внезапный переход Андрия на сторону врага - необдуманный и спонтанный поступок, вызывает разочарование и удивление, но понятен и объясним.
Когда же глазами Тараса мы наблюдаем, как Андрий "чистил перед собою
дорогу", убивая бывших товарищей своих, становится очевидна вся глубина нравственного падения героя, не имеющая никакого оправдания.
Любовь и убийство, также как "гений и злодейство" - две вещи несовместные.

Образ Андрея, соткан автором из противоречий: ум и безрассудство, честь и бесчестье, любовь и предательство, гуманность и жестокость. Думающий читатель вместе с автором любит и ненавидит этого юношу.
Испокон веков в душе каждого человека присутствует бог и дьявол, и оттого, какой выбор сделает человек на перепутье судьбы, зависит быть ему предателем или героем.

Младший сын Тараса Бульбы, Андрий. Образование он получил одинаковое с братом, но отличался значительно от последнего своим характером. В школе он учился охотнее и без особенного напряжения сил. В шалостях и вообще в школьных предприятиях Андрий отличался изобретательностью и активностью, так как почти всегда являлся предводителем; такого прямодушия, как у Остапа, у Андрия не было; он умел лгать и увертываться от наказания и вообще отличался значительной подвижностью. В то время, как Остап ни о чем другом, кроме разгульной казацкой жизни не думал, Андрий был доступен и другим чувствам: он был мечтателен, и предметом его мечтаний была женщина, свежая, черноокая, нежная. Таким образом, Гоголь уже в самом начале повести подчеркивает в характере Андрия ту черту, которая впоследствии привела его к гибели. Печальная участь как бы уже была предначертана Андрию, и причиной ее является женщина. В этом факте особенно сильно выразился взгляд Гоголя на женскую любовь, на красоту женщины, и на ее роль в жизни человека. Смотря на несчастного Андрия, становится ясным, что, по мнению Гоголя, женщина и ее красота ведут к гибели человека; они являются источником минутных радостей, а за них приходится расплачиваться дорогою ценою. Так именно и случилось с Андрием. Мечтательность составляет кардинальную черту в характере Андрия; она составляет его индивидуальность, выделяет его из общего уровня казаков. Андрий и сам понимал, что он выделяется своею мечтательностью и склонностью к женской любви из среды товарищей и потому тщательно скрывал от них все заветные движения своей души, потому что по понятиям того времени стыдно было думать казаку и даже бесчестно о женщине и любви, не отведав битвы. Несмотря на свою мечтательность и на вытекающую отсюда некоторую нежность, Андрий вовсе не лишен был твердого мужественного характера; он также кипел жаждой подвига и совершил бы его и даже, быть может, поднялся бы до степени известного народного борца за свободу, если бы роковая случайность не направила всей его энергии в противоположную сторону. Насколько Остап действует по традиции, настолько Андрий не считается с традицией, поддаваясь лишь порывам чувства. Эти порывы у Андрия проявились несколько раз в течение повести. В самом начале Андрий, выведенный из терпения насмешками отца, запальчиво вскрикнул: «Пусть теперь попробует! пускай теперь кто-нибудь зацепит. Его вопрос: «Кто сказал?» свидетельствует, что он не считался и не при навал традиций и авторитета. Единственным авторитетом для Андрия было его собственное чувство. Все несчастие Андрия и за ключалось в том, что «отчизна» сосредоточилась у него на польке, женщине из враждебного народа. Эта роковая случайность и привела его к гибели; гибель Андрия была неизбежна; она логически вытекала из этой роковой случайности, из духа того времени. Иначе и быть не могло, так как эта роковая случайность выбила его из колеи, поставила в полный разлад с духом и требованиями эпохи. Как человек, выбитый из колеи роковою случайностью, Андрий должен был естественно пасть жертвою этой же случайности, и он пал, и этим логически заканчивается в повести роман молодого казака с полькой. Выделяясь из общей среды казаков своими чувствами и воззрениями, Андрий во многом сохранил отпечаток своего века и среды. Он сохранил отвагу, мужество и воинственность. Так, например, Андрий велит еврею Янкелю передать старому Тарасу следующее: «Янкель! скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец — теперь не отец мне, брат — не брат, товарищ — не товарищ и что я с ними буду биться со всеми, со всеми буду биться!» Если вообще поступок Аидрия относительно отца, товарищей и родины нельзя назвать честным и благородным, если поступок этот справедливо называется изменой, то все же последние слова его изобличают в нем присутствие некоторого благородства. Он изменил родине, перешел на сторону ее заклятых врагов, и в этом он подчинялся непреодолимой силе любви, но он не стыдится по казаться перед прежними товарищами, не скрывается, а гордо и прямо объявляет им, что рвет всякую связь с прошлым и всецело принадлежит врагам. Андрий не стыдится выйти на битву и сражается так, что обнаружил необыкновенное мужество; он был самым видным и лучшим воином среди целого гусарского полка, красы всех конных полков польского войска. Только инстинктивная робость пред отцом заставляет Андрия беспрекословно подчиниться его приказаниям: слезть с коня, стоять и не шевелиться. Андрий не смел поднять на отца даже глаз и не сказал в свое оправдание ни слова, хоть и знал, что старый Тарас снял с плеча ружье, целится в него и выстрел сейчас грянет. Не отсутствие мужества сказал ось в этой покорности И безответности, а то, что чувство сыновнее пересилило в нем в данный момент все другие чувства: не мог он поднять руки на старого отца, как в запальчивости обещал. Старые чувства еще были крепки в нем, любовь не успела их уничтожить в душе его и дать ему столько воли, чтобы мог он вступить в бой с родным отцом. Этого не рассчитал Андрий, выезжая на битву. Пылкая, непреодолимая любовь, то, что называется страстью, захватила своим могучим крылом молодого казака, и он умер с именем гордой красавицы на устах. Автор не мог удержаться, чтобы не выразить своей жалости по поводу безвременной и трагической кончины Андрия, не выразить своего сочувствия, и это он сделал в коротком, но чудном сравнении: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». Даже свирепый Тарас, в руках которого еще дымилось ружье от выпущенной в сердце сына пули, не мог удержаться, чтобы по-своему не выразить сочувствия и жалости над убитым. «Чем бы не казак был? — сказал Тарас, — и станом высокий и чернобровый. Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

/ / / Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Андрий – один из центральных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Образ младшего сына предводителя казаков Тараса Бульбы сложен и противоречив.

Андрий Бульба предстает перед читателем красивым и мужественным юношей. Молодой казак смел, силен и отважен: автор пишет, что на Украине он один из храбрейших ее сынов-защитников. Но судьба бесстрашного и гордого казака трагична. Полюбив польскую панночку, он отрекается от Родины, предает семью и товарищей, переходит на сторону врагов Сечи. Погибает Андрий от рук отца своего Тараса Бульбы. Рассмотрим персонаж более подробно.

Андрий – видный и статный юноша: высокий, чернобровый, с лицом дворянина, крепкой рукой, твердой в бою. Н.В. Гоголь отмечает во внешности героя могучую физическую силу, называя его красивейшим, быстрейшим и самым молодым в стане. Н.В. Гоголь наделяет своего персонажа неординарной внешностью с целью подчеркнуть его силу, доблесть и неустрашимость.

Характер молодого казака непростой. Личность его противоречива. Андрий Бульба – пан, дворянин, образованный молодой человек. Вместе со старшим братом он закончил Киевскую академию. Учился легко, охотно, без напряжения.

Среди товарищей-козаков Андрий считался порядочным, хорошим человеком, добрым воякой и был гордостью отца: ему было радостно видеть, как оба сына его были одними из лучших.

По натуре младший сын Тараса Бульбы был юношей чувствительным, отчаянным, пылким. Автор пишет, что у Андрия чувства преобладали живые и более развитые, чем у Остапа. видит своего младшего сына быстро увлекающимся и впечатлительным. Много раз удивлялся он Андрию, когда видел его устремленным в запальном увлечении, на что не решился бы хладнокровный и разумный человек.

Кроме этого, Н.В. Гоголь отмечает в юноше восторженное отношение к музыке, любовь к уединению, умение сострадать, страстность. Молодой воин тщательно скрывал от всех тайные мысли и желания. Стыдно было в то время столь неопытному козаку мечтать о любви, о женщине.

Особенной чертой личности Андрия была потребность в любви. Он не только «кипел жаждой подвига». Душа его желала и других чувств: в 18 лет потребность любви вспыхнула в нем с небывалой силой. Андрий страстно, горячо, беззаветно полюбил прекрасную полячку. Любовь и чувство долга перед Родиной и казачеством вступили в душе героя в яростное противоборство.

Н.В. Гоголь раскрывает психологические мотивы измены Андрия. Любовь не приносит ему счастья, благочестия. Неподвластное ему влечение к красавице-панночке приводит молодого юношу к предательству. Он готов биться со всеми: с отцом, братом, запорожцами. Отец ему не отец, а Отчизна не Отчизна.

Любовная одержимость погубила благородство Андрия, запятнала его честь и достоинство. Отчизна теперь для него – панночка, ведь к ней тянется душа. Андрий в порыве чувств говорит, что все отдаст и продаст за свою любовь.

Таким образом, через образ Андрия Н.В. Гоголь поднимает нравственные проблемы: предательство и подвиг, чувство и долг, моральный выбора человека.

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести «Тарас Бульба», младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях — дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий — ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. Мощный и воинственный героизм Сечи не воодушевил его. Душа Андрия, требующая романтики, тянулась к любовным приключениям. Это желание личного счастья и любви победило всё-таки другие порывы, и сделало из него предателя своей родины. Однако, образ Андрия намного сложнее, чем может показаться.

Писатель не хотел представлять его бессовестным злодеем. Андрий обладает духовной силой, его внутренние переживания носят сложный драматический характер. Также в произведении показана смелость и немалая физическая сила Андрия. На первый взгляд кажется, что отважный, воинственный Остап показан абсолютной противоположностью романтичного Андрия. Но это не так. Они оба мужественны и широки душой. Тарас Бульба много раз восхищался своим младшим сыном и говорил: «И этот добрый — враг не взял его — вояка!». Ещё во время учёбы Андрий выделялся из всех своей смекалкой, логикой и смелостью. Его часто назначали ответственным за проведение опасных и ответственных мероприятий. Но Андрий, к сожалению, легко поддавался чувствам и с лёгкостью окунался в них с головой. Это и стало причиной его трагедии. Но не стоит думать, что Андрий не способен испытывать настоящие, искренние чувства.

Его любовь к полячке наполнена романтикой и страстью. Н.В.Гоголь хорошо показал душевные переживания Андрия, которые толкнули его на измену. Он не был пройдохой, и никогда без причины не совершил бы такой поступок. Андрий очень сильно любит прекрасную девушку полячку. Однако в этих чувствах нет гармонии. С одной стороны, он испытывает прекрасное, окрыляющее чувство. А с другой — его мучает совесть из-за того, что он предал своих родных и друзей.

Когда-то страстная любовь, которая была смыслом жизни, перестаёт доставлять Андрию радость и утешение. Это чувство не принесло ожидаемого счастья. Наоборот, оно забрало у него всё, что было для него раньше очень важным — родного отца, преданных друзей и родину. Андрий стал для них предателем, а такое не прощается никому. Ничто и никогда не сможет оправдать поступок, который он совершил.

В повести «Тарас Бульба» показан безграничный патриотизм народа, не принимающий во внимание личные потребности и чувства человека. И только один персонаж выделяется из общей массы. Андрий сопротивляется народным убеждениям и, как-будто, откалывается от основной темы повести. Беря во внимание главную идею произведения, убийство сына отцом можно считать необходимой расправой с предателем родины.

    • Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого и татарского владычества. В образе Тараса сливаются две стихии повествования – обычные […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. Портрет […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно - это чистое поле и хороший […]
    • Произведение Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба" позволяет читателю перенестись в давнее время, когда обычные люди боролись за свою счастливую, безоблачную жизнь. Они отстаивали свою свободу, чтобы спокойно растить детей, выращивать урожай и быть независимыми. Считалось, что воевать с врагами и защищать свою семью - священный долг каждого мужчины. Поэтому уже с детства мальчиков учили быть самостоятельными, принимать решения и, конечно же, драться и обороняться. Главный герой повести, Тарас Бульба, у […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа. В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Главный герой повести "Шинель" - Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является "постройка" новой шинели, а трагедией всей жизни - утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. "Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели... устрашающе обозначим душевную стертость личности" (П. Николаев). Да, этот человек ничтожен и смешон, материальная и духовная жизнь его ничтожна […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]