– Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как часто следует подавать записки для поминания?
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь - молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.
Как правильно написать в храме записку?
– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «еп. Евстафия», «иером. Фотия», «иерея Александра». Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - можно подать несколько записок. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.
За кого нельзя подавать записки?
– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет Архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
– Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии поминаются люди, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, а священник в это время вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
На Валааме такое поминовение совершает братия монастыря в храме во время чтения полунощницы. В это время в алтаре совершается проскомидия.
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
– Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное в Крещении.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время проскомидии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое поминовение?
– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на 40 дней (сорокоуст), на год.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения
Молитвенное поминовение
Православным известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких - молитвенное поминовение. В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник - особая книга, в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома - у божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме.
В наше время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Как совершается поминовение по запискам?
Делать это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия - это начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор: "агничная" (служит собственно для причащения), "Богородичная", "девятичинная" (в честь святых), "о живых" (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и "об усопших" (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).
Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос - круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: "Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)". Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это - великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: "Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию". Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.
Заказная записка
В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.
Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже..." Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей "во Христе братии нашей", о властях и воинстве...
Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи - две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой - усопших.
"На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени. Но проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении", - писал преподобный Макарий Оптинский.
Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов
Сорокоуст - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. "Сорокоусты, - пишет св.Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом".
Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
- … Википедия
I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II - Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
ГЕРМАНИЯ. Часть II - Начало Реформации Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Широкое распространение представлений о «порче Церкви во главе и в членах» подготовило почву для попыток церковных… … Православная энциклопедия
1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия
Географическая энциклопедия
Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I - [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия
Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия
Aрхидьякон
- старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.
Архиепископ
- первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Архиепископами называются архиереи, управляющие крупными епархиями. В Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным и предшествует титулу "митрополит".
Архиерей
- священнослужитель (греч. старший священник, начальник священников), относящийся к третьей и наивысшей степени священства.
Архимандрит
- монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству и соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. "Архимандрит" - начальник важнейших монастырей или монашествующее лицо, занимающее церковно-административные должности.
Б
Бессребреник
– святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег.
Библейские песни
– девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона.
Благовест
– колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения – мерные удары в один большой колокол.
Благословенные молитвы
– пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.
Благословение
– 1. Возглас священника которым начинается богослужение.
2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником.
Благословенны
– тропари, посвященные Воскресению Христову.
Блаженный
– Юродивый.
Благочинный
– священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии – благочиния.
Богородичен
– тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
Богослужебный круг
– определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
В
Великая суббота
– суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа.
Великий пост
– важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы.
Величание
– краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого.
Венцы
– короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
Вечерня
– общественное богослужение, совершаемое вечером.
Викарии
(лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.
Всеношное бдение
– общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения.
Г
Глас
– в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов.
Горнее место
(горнее – слав. высокое) – место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.
Д
Дары святые
– хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии.
Деисис
(греч. моление) – композиция из трех икон – в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа – Иоанна Крестителя.
Деисисный чин
– многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов и других святых. Часть иконостаса.
Дьякон
- (греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.
Духовенство
– священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.
Е
Елей
– растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании.
Епархия
- церковно-административная единица (греч. область), управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.
Епископ
- священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей.
Епитимия
(греч. наказание) – духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.
Ж
Жезл - посох.
З
Запрестольная икона
– (1) Икона «Воскресенье Христово», расположенная на восточной стене алтаря. (2) Икона Богородицы и крест с распятием в алтаре у восточной стены.
Затворник
– монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении.
Звон
– колокольный звон.
И
Игумен
(греч. ведущий) – начальник монастыря, обладает правом ношения посоха.
Иерей
(греч. священник) священник.
Иеродьякон
(греч. Дьякон-монах) – дьякон-монах.
Иеромонах
(греч. Священник-монах) – священник-монах.
Икона
(греч. образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
Икос
(греч. дом) – строфа кондака или акафиста.
Инок
(от слав. иной – одинокий, другой) – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.
Интронизация
– торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру.
Иподьякон
– церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения.
Исповедники
- те, кто претерпел гонения, но остался жив. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
К
Кадило
– металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан.
Канонизация
(греч. узаконивать) – причисление к лику святых.
Кацея
– древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой.
Келия
(греч. от лат. се11а – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.
Клир
(греч. жребий) – священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир.
Книги богослужебные
– книги, по которым совершается богослужение: Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.
Колокольный звон
– благовест, трезвон, перезвон и перебор.
Кондак
– жанр церковной византийской гимнографии. Кондаками также называются строфы акафиста.
Крест
– символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.
Крестное знамение
– крестообразное осенение себя или кого либо.
Крестный ход
– торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др.
Куколь
(лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого.
Гравюра из журнала "Соловецкие острова". № 4-5. 1930. Соловки. Тираж - 3 тыс. экземпляров.
Л
Лавра
(греч. многолюдное место) – назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В РПЦ лаврами являются: Киево-Печерская; Троице Сергеева; Александро-Невская; Почаевско-Успенская.
Ладан
– ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.
Лампада
(греч. светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Литургия
(греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
М
Местночтимые
- святые, почитаемые в пределах одной или нескольких епархий. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Миряне
– часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения.
Митра
(греч. повязка, носимая на голове) – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической.
Митрополит
(греч. столичный) – первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.
Молебен
– богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого.
Монах
(греч. один) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу.
Монашки
- все верующие женщины, сидевшие в Соловецком лагере по религиозным мотивам с 1920 по 1939 годы.
Мощи
– останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.
Мученики
- святые, принявшие смерть за свою Веру (исключение составляют цари и князья, которых в этом случае называют страстотерпцами). Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Н
Наместник монастыря
– духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.
Настоятель
– старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме.
Неделя
– древнерусское название воскресения.
Новомученики
- чтобы не путать с теми, кто пострадал в древности, новомучениками в России называют тех, кто погиб за православие в XX веке. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
О
Обедня
– простонародное название литургии.
Облачение
– одежды клира и монашества.
Отпевание
– богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем.
П
Панихида
(греч. всенощный) – богослужение, на котором совершается поминовение умерших.
Патриарх
– в некоторых православных церквах – титул главы поместной церкви.
Послушник
– человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание в монастыре.
Посох
– знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена.
Постриг
- (1) Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. (2) Богослужение, совершаемое при принятии монашества.
Потир
(греч. чаша) – священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову.
Праведный
– святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Праздники
дней памяти святых. Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию к.л. праздника или памяти святого.
Преподобномученик
- монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
Преподобный
- святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни.
Придел
– дополнительный алтарь с престолом.
Приход
– низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром.
Причащение
– таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии.
Просфора
(греч. приношение) – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых.
Протодьякон
– старший дьякон в белом духовенстве.
Протоиерей
– старший священник в белом духовенстве.
Р
Равноапостольный
- святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. В России святой равноапостольный князь Владимир
Ризница
- отдельное помещение в храме или место в алтаре, где хранятся облачения и священные сосуды.
Рукоположение
- богослужение, во время которого совершается таинство священства - поставление в священнослужители.
Рясофор
- монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.
С
Святители
- святые патриархи, митрополиты и епископы, святые праведные (священники, преподобные, монашествующие, блаженные - обычно юродивые). Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Скит
– кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте.
Т
Трапезная
- (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
Тропарь
- жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Мелодия тропарей подчиняется гласам.
У
Утреня - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.
Ф
Фелонь - (1) богослужебное облачение священника. Русская фелонь отличается наличием приподнятого жесткого оплечья; (2) короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается только при посвящении в церковнослужители.
Х
Хитон
– принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой.
Храм
– здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем.
Ч
Часовня
– небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы – преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.
Часослов
– книга богослужебная, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.
Часы
– общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки.
Ш
Шестопсалмие – шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142 пс.
Э
Экзарх - (греч. правитель) - архиерей, управляющий крупной церковной областью - экзархатом, лежащей за пределами страны расположения патриархата. Входят несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен патриарху или синоду. РПЦ имеет экзархаты в Белоруссии, Европе и Америке.
Ю
Юродивый - (слав. глупый, безумный) - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.
ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО
К ак правильно написать записку?
Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее - "О здравии" или "О упокоении". В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета - "о здравии" и синего - "о упокоении". Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 - 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, "Сергия", а не "Сережи". Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: "архиеп. Иеронима", "прот. Николая", "иерея Петра".
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
До 7 лет ребенок - младенец, с 7 до 14 лет - отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: "мл. Сергия" или "отр. Евгения".
Можно ли писать в записках "заблудшего", "озлобленного"?
К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: "младенца", "отрока" (для детей), а также: "воина", "болящего", "путешествующего", "заключенного", "учащегося". Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: "заблудшего", чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: "страждущего", "озлобленного", "скорбящего", "девицы", "вдовицы".
В заупокойных записках следует отметить "новопреставленного" (в течение 40 дней после кончины), "приснопамятного" (если усопший имеет в этот день памятную дату), "убиенного", "воина". К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
За кого нельзя подавать записки?
Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
Во время проскомидии - приготовительной части Литургии ("проскомидия" - по-гречески "приготовление"), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
Сорокоуст - это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.
Что такое вечное поминовение?
Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является " ".
Что такое "именной кирпичик" и как его купить?
- " " в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или о упокоении, но только по воскресным и праздничным дням. Если Вы приобретаете в нашем храме "именной кирпичик", то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на "именной кирпич" и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.
Приобрести " " можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери - это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен "для будущих мам".