Победители всероссийской олимпиады школьников получат удвоенные премии

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

На счету столичных школьников 191 диплом победителя и 715 дипломов призеров.

Московским школьникам — победителям Всероссийской олимпиады повысят размер премии на 50 процентов. Об этом сообщил Сергей Собянин на праздничном мероприятии, посвященном победам городских учащихся на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 учебного года. Мероприятие прошло в Московском международном доме музыки.

Школьники из Москвы завоевали рекордное количество дипломов на олимпиаде — 906. Город поощрит их единовременными выплатами.

«В прошлом году мы приняли решение о том, чтобы выплачивать победителям олимпиад 200 тысяч, а призерам 100 тысяч. Но из-за инфляции, чувствуем, что деньги уже не те через год, через два, во-первых. Во-вторых, конкуренция среди вас стала очень высокая — она с каждым годом выше. Поэтому мы ровно на 50 процентов повысим премии, которые выплачиваем победителям и призерам », — сказал Мэр Москвы.

Сергей Собянин также поздравил всех победителей. «Вам удалось совершить такой подвиг — подготовиться и выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников. Мне кажется, что в олимпийскую сборную страны проще попасть. Я разговаривал с ребятами. Спрашиваю: “Вам, наверное, пришлось отказаться от прогулок, от друзей, от общения, от спорта?” Говорят: “Нет, ничего подобного. Мы еще больше друзей приобрели”. Но все равно вы совершили подвиг. Я поздравляю вас с победой», — добавил Мэр Москвы.

Он также отметил высокую роль родителей и педагогов, благодаря которым у ребят есть возможность достигать высоких результатов. «Несмотря на ваши таланты, умения, никто не отменял роль учителя. Они идут с вами с первого класса. Дают вам знания, открывают вам мир, находят в вас крупицы таланта, развивают этот талант. В результате вы становитесь тем, кеми сегодня стали», — сказал Сергей Собянин.

Отметив высокую конкурентоспособность столичных школьников, Мэр Москвы напомнил о необходимости дальнейшей работы: «Очень важно и дальше развивать московское образование. И дальше внедрять новые формы, “Московскую электронную школу”, инженерные, медицинские классы, гуманитарные классы. Взаимодействовать с ключевыми вузами, предприятиями, учреждениями культуры, открывать вам весь город, чтобы вы чувствовали, и тогда была бы единая образовательная среда. Чтобы вы развивались вместе с городом и понимали, чувствовали его».

От этой работы зависит будущее развитие как столицы, так и всей страны. «В городе работают треть ученых России. 45 процентов всех патентов изобретений регистрируется в Москве. Здесь собран мощный интеллектуальный потенциал, который двигает не только Москву, но и страну. И от того, какие вы талантливые, какие вы умелые, какие у вас знания, во многом зависит, какой будет Москва, какой будет Россия», — подчеркнул Сергей Собянин.

Мэр Москвы также заявил о необходимости дальнейшего развития образования в столице. «Каждая третья школа Москвы подготовила ребят. Принцип равенства и справедливости. Город огромный, но если изначально формируются какие-то элитные школы, а 90 процентов молодых людей отрезаны от всего этого, не имеют возможности, они по жизни так и будут идти отрезанными от возможностей, не имея лифта для движения вперед», — сказал Сергей Собянин.

Школьное образование в столице позволяет предоставить всем учащимся равные возможности для развития и получения знаний. «Для нас критически важно развивать московские школы, чтобы быть конкурентными. Чтобы наши московские ребята были конкурентными в России и получали лучшее образование», — добавил он.

Крупнейшая в стране

Всероссийская олимпиада школьников — крупнейшее в России интеллектуальное соревнование учеников школ. Она проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Ребята соревнуются по 24 предметам. Это математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Московские рекорды

Вместе с Единым государственным экзаменом результаты Всероссийской олимпиады школьников — важнейший независимый показатель качества образования. Московские школьники традиционно успешно выступают на ней, но 2017/2018 учебный год стал для них рекордным сразу по нескольким показателям.

В заключительном этапе олимпиады принял участие 1581 московский школьник. На счету столичной команды 191 диплом победителя (51 процент от общего числа первых мест) и 715 дипломов призеров. Всего 828 московских школьников из 227 школ удостоились 906 дипломов. Это 40 процентов от общего числа. При этом 761 московский школьник завоевал по одному диплому, 57 человек — по два, девять человек — по три. Еще один учащийся получил четыре диплома.

Как и в прошлые годы, москвичи завоевали дипломы по всем предметам, входящим в программу Всероссийской олимпиады школьников. Больше всего — по праву (72), математике (54), английскому языку (54), экономике (52), искусству (50), русскому языку (48), обществознанию (47), истории (46), биологии (45), химии (44), информатике (43).

По сравнению с 2009/2010 учебным годом число москвичей — победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников выросло в 3,3 раза (278 и 906 соответственно).

Также за последние восемь лет втрое увеличилось число школ, подготовивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, — с 74 до 227. Фактически сегодня каждая третья школа Москвы дает образование на уровне, позволяющем претендовать на диплом Всероссийской олимпиады школьников по одному или нескольким предметам. В 2010-м таких школ было пять процентов.

Награды московских школьников

Предмет

Количество дипломов победителя

Количество дипломов призера

Общее количество дипломов

Английский язык

Астрономия

Биология

География

Информатика

Искусство (МХК)

Испанский язык

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Математика

Немецкий язык

Обществознание

Русский язык

Технология

Физкультура

Французский язык

Экология

Экономика

Общий итог

Динамика результатов команды Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Показатели/год

Количество победителей

Количество победителей и призеров

Количество школ, подготовивших победителей

Количество школ, подготовивших победителей и призеров

Процент московских школьников среди победителей

Процент московских школьников среди победителей и призеров

По итогам 2017/18 учебного года учащиеся столичных школ завоевали рекордное число дипломов на Всероссийской олимпиаде школьников - 906. В связи с этим мэр Москвы Сергей Собянин принял решение увеличить вдвое размер премий для победителей и призёров этих интеллектуальных соревнований. Такую новость он сообщил на праздничной встрече с отличившимися на олимпиаде школьниками, которая прошла в Московском международном доме музыки.

В прошлом году мы приняли решение выплачивать победителям олимпиад 200 тысяч, а призёрам 100 тысяч рублей, - обратился к школьникам Сергей Собянин. - Но из-за инфляции с каждым годом чувствуется, что эти деньги уже не те. К тому же конкуренция среди вас стала очень высокая. Поэтому мы ровно на 50% повысим премии, которые выплачиваем победителям и призёрам.

Среди победителей и призёров Всероссийской олимпиады есть и учащиеся школ Северо-Западного округа.

Угадала с темой

Десятиклассница школы №1210 в районе Щукино Мария Журавлёва стала победительницей в направлении «Искусство» («Мировая художественная культура»). В олимпиаде она участвовала во второй раз.

Прошлогодний опыт помог мне не совершать ошибок, - рассказала она. - Особенно он выручил на заключительном этапе, который проходил в два тура: аналитический и творческий. Я заранее поразмыслила над возможной темой заданий и предположила, что первый тур, скорее всего, будет посвящён программе «Десятилетие детства в России». И оказалась права!

Но больше всего Маше понравился второй тур - творческий.

Нам нужно было представить проект квест-экскурсии по Смоленску, - продолжает она. - Мы разрабатывали маршрут, писали сопроводительные таблички, придумывали всевозможные виды активности для посетителей. Это было неординарно!

Маша призналась, что, узнав о победе, она почувствовала себя как во сне. Ей вручили диплом победителя, а вместе с тем - льготу при поступлении в вуз по искусствоведческому направлению. Также школьницу пригласили на праздничную встречу с мэром.

На этой встрече мне очень понравился концерт: для нас выступал Национальный филармонический оркестр России. И конечно, меня впечатлила новость от мэра про увеличение премий. Правда, я пока не решила, на что потрачу деньги, но ещё есть время подумать.

Сейчас у Маши много планов на следующий олимпиадный год - история, русский язык и обществознание.

Давно мечтала о фотоаппарате

Ученица 11-го класса школы №1210 Любовь Маслий стала призёром по английскому языку.

Я готовилась два года: ездила в разные пансионаты, где проводили интенсивные занятия, решали задания высокого уровня сложности. И вот результат! - рассказывает девушка.

Люба точно знает, на что потратит призёрский грант: она давно мечтает о цифровой фотокамере. Любит снимать столичные улицы и прогуливающихся по ним людей - ловит в объектив выражения их лиц и случайные улыбки. В ближайшем будущем хочет научиться снимать красивые пейзажи.

Моя мечта - наука. Поэтому я усиленно занимаюсь профильными предметами. А знание английского языка должно быть у каждого, - утверждает Люба.

Михаил Белкин учится в 11-м классе школы №1522 им. В.И.Чуркина в районе Хорошёво-Мневники. Он стал призёром олимпиады по истории.

Я готовился с учителем, посещал занятия в Центре педагогического мастерства, лекции в Государственном историческом музее, - говорит он.

Интерес к истории возник у Миши в 5-м классе благодаря школьному учителю Татьяне Петровне Жуковой, которая устраивала на уроках командные игры, викторины и организовывала экскурсии в музеи и на выставки.

Миша рассказал, что часть гранта он отдаст родителям, которые его всегда поддерживали, а часть потратит на путешествия.

Этим летом я хочу поехать в Великобританию - практиковать английский язык, который я изучаю в своей школе углублённо с 5-го класса, - говорит он. В его планах - поступить в МГИМО.

Родителям учеников и преподавателям, сопровождающим их в необъятном мире знаний, полезно будет знать, что денежные выплаты, согласно постановлению губернатора Самарской области №176 от 6 ноября 2012 года, установлены лишь для олимпиад, проводимых при участии государственных и муниципальных органов власти. Эти мероприятия проходят по нескольким уровням с таким расчетом, чтобы к высшему, всероссийскому, а уж тем более к международному приходили лишь самые достойные.

Разберемся, как организуются олимпиады первого звена. Проводятся они по общеобразовательным предметам с 1 сентября по 15 октября, также в их число входит и физкультура. Организует их министерство образования совместно с территориальными управлениями (в районах) и департаментами (в Самаре и Тольятти) для учеников 5-11 классов, причем юные вундеркинды имеют право выполнять задания, предназначенные для учеников более старших классов.

Следующий этап - окружной, он проводится с 16 октября по 25 декабря для учеников 7-11 классов, которые на школьном этапе набрали необходимое количество баллов. В этих олимпиадах могут принять участие и ученики 5-6 классов, выполнившие на предыдущих этапах задания для 7-8 классов и получившие высокие баллы. Победители и призеры олимпиады предыдущего года также вправе выполнить задания для более старших классов - соответствующее заявление должны написать их родители или законные представители.

Далее - региональный этап. Он проводится с 10 января по 25 февраля для учеников 9-11 классов. Его победители и призеры могут принять участие уже во всероссийском этапе, лучшие участники которого направляются на международные олимпиады. Важно и то, что на региональные, всероссийский или международный этапы ребенок отправляется с сопровождающим педагогом, и на это выделяются бюджетные деньги.

Награда за терпение

Начиная с 2012 года преподаватели областных школ, подготовившие победителей и призеров школьных олимпиад, получают из областного бюджета солидную премию. Она выплачивается соразмерно количеству награжденных учеников. То есть если кто-то привел к победе двоих подопечных, то, соответственно, может рассчитывать на двойную доплату. И наоборот, если одного призера или победителя готовили несколько педагогов, то они, соответственно, делят между собой «наградные».

Период выплаты вознаграждения зависит от уровня достижений обучающегося. Согласно постановлению №176 учителя, подготовившие призеров и победителей региональных этапов всероссийской олимпиады по гуманитарным предметам, как и те, кто подготовил призеров по точным наукам, получают ежемесячные доплаты в течение года. А вот те, кто подготовил победителей по региональному этапу по точным наукам, победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады, а также призеров и победителей международных олимпиад, получают свои премии в течение 3 лет.

Сумма определяется дисциплиной, в которой одержана победа. Например, «физики» получают больше, чем гуманитарии. Так, в прошлом году ежемесячно самарские учителя получали вознаграждение в размере от 1,5 тысячи (педагоги, совместно подготовившие одного призера по гуманитарным дисциплинам на региональном этапе олимпиады) до 99 тыс. рублей (педагог, подготовивший победителя и шесть призеров регионального этапа олимпиады по астрономии и физике, победителя и призера заключительного этапа олимпиады по астрономии).

Однако для получения вознаграждения одной победы в олимпиаде недостаточно. Нужно еще представить документы, подтверждающие это, в министерство образования, где составляются списки, после чего распоряжением губернатора выделяются деньги.

Какие документы нужно собрать:

1. Заявление о назначении и выплате премии губернатора Самарской области.
2. Ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором обучается учащийся - победитель или призер этапа олимпиады, о присуждении учителю премии губернатора Самарской области.
3. Копию диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады по общеобразовательным предметам (для подтверждения победы воспитанника на всероссийском и международном уровне), заверенную руководителем образовательного учреждения, в котором обучается школьник.
4. Копию трудовой книжки, заверенную руководителем образовательного учреждения, в котором работает учитель.
5. Реквизиты кредитной организации с указанием номера лицевого счета лица, претендующего на получение премии губернатора Самарской области.
6. Копию паспорта.

Как получают премии школьники

Ну а как же сам победитель? Конечно, победа в олимпиаде для школьника важна в первую очередь тем, что он получает возможность проверить свои знания в условиях, приближенных к экзаменам. Все это пригодится при сдаче ГИА и ЕГЭ. Но и финансовое поощрение, согласитесь, не бывает лишним. Причем порой суммы весьма значительные. Так, в 2014 году размер премий по итогам всех единовременных выплат в 63-м регионе составил от 4 тыс. рублей (у призера регионального этапа олимпиады) до 64 тыс. рублей (у победителя 19-й Международной астрономической олимпиады).
Для присуждения премий губернатора Самарской области учащиеся или их родители также в течение десяти дней после подведения итогов олимпиады должны представить в министерство заявление, копию диплома победителя или призера, заверенную руководителем школы, реквизиты банка с указанием номера лицевого счета учащегося и копию паспорта (свидетельства о рождении). На основании этих документов в министерстве образования области формируют специальные списки, которые публикуются на сайте правительства области. Губернатор подписывает распоряжение, и не позднее чем в двадцатидневный срок деньги поступают на счет.

В 2015 году с заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников Самарская область привезла восемь побед и 31 призовое место. В результате по числу победителей и призеров олимпиады губерния поднялась с 9-го на 3-е место в Приволжском федеральном округе

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», с которым любой желающий может ознакомиться на Едином портале проектов нормативных правовых актов , талантливые дети и молодежь России в возрасте от 14 до 25 лет получат материальную поддержку государства.

Премии для талантливых школьников и студентов будут присуждаться по итогам олимпиад и конкурсных мероприятий в течение 2016-2020 годов. Денежные поощрения получат победители и призеры международных и всероссийских олимпиад, а также победители региональных и межрегиональных конкурсов.

Перечень конкурсов и олимпиад будет утвержден Минобрнауки РФ. В него войдут международные олимпиады по общеобразовательным предметам, всероссийская олимпиада школьников и другие конкурсы, соответствующие определенным критериям. К ним относится проведение конкурсного мероприятия в несколько этапов с обязательным заключительным этапом, проходящим в очной форме, проведение конкурсного мероприятия организатором на протяжении более двух лет, подведение итогов олимпиады по результатам личного зачета.

Также проектом указа предусмотрено утверждение правил присуждения и порядка выплаты премий, определение порядка и критериев, по которым будут выявляться талантливые школьники, проявившие склонность к техническим и гуманитарным наукам, изобретательству, а также порядка сопровождения таких учащихся, мониторинга их дальнейшего развития. Помимо этого, для выплаты премий талантливым школьникам в 2016-2020 годах правительство РФ должно будет выделить средства из федерального бюджета.

Каждый год премии будут получать 5405 талантливых школьников. Из них 1250 премий по 60 тысяч рублей присудят победителям всероссийских и международных олимпиад. По 30 тысяч получат 4155 человека, которые стали победителями региональных, межрегиональных олимпиад, а также других конкурсов. В пояснительной записке к проекту сказано, что за девять лет реализации проекта «Образование» организаторы международных и всероссийских конкурсов провели более тысячи конкурсных мероприятий, и всего было присуждено 48150 премий.

Указ, принятый президентом РФ, будет способствовать развитию и поддержке научного, творческого и профессионального потенциала одаренных школьников и студентов, повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, а также формированию позитивного имиджа государства, как в российском обществе, так и за рубежом.

Школьников и учителей в городе 1,6 млн (столько жителей, например, в Ново-сибирске), а уж ежедневных событий - калейдоскоп.

Знания на миллион

К безоговорочным достижениям руководитель Департамента образования Москвы Исаак К-алина отнёс интеллектуальные завоевания. По сравнению с 2010 г., когда победы москвичей во Всероссийской олимпиаде школьников составляли 24%, сейчас результаты выросли до 44%. Увеличилось (до 222) и количество школ, в которых можно учиться так, чтобы стать победителем или призёром заключительного этапа олимпиады.

На международной арене москвичи тоже прославляют свой город, выступая за сборную России. В этом году из 38 медалей, завоёванных в разных между-народных предметных олимпиадах, 19 принесли ученики московских школ. Благодаря таким высоким и стабильным результатам подростки теперь вносят вклад в семейный бюджет: за «золото» город выплачивает им премию в 1 млн руб., за «серебро» - 500 тыс. руб., за «бронзу» - 250 тыс. руб.

Но если на олимпиады мирового уровня ездят учащиеся, прошедшие сложный отбор, то участие детей в ряде крупных международных исследований носит массовый характер - тесты пишут во всех школах, которые выберут организаторы (представители столичных властей на этот выбор повлиять не могут).

«Московские школьники удивляют многих наших коллег хорошими результатами в между-народных исследованиях PISA (в прошлом году оно показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. - Ред.) и PIRLS (в этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста учащихся 4-х классов. - Ред.)», - отметил Исаак Калина. Результаты доказывают, что большинство школ работают на одинаково высоком уровне.

Гормон учения

Исааку Калине, в прошлом учителю математики, особенно приятно наблюдать рост результатов ЕГЭ по математике, физике и информатике. Сдаче экзаменов на 90-100 баллов немало способствуют городские проекты «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования», «Инженерный класс в московской школе» и «Субботы московского школьника».

Уникальную образовательную среду создают школьникам колледжи, славящиеся победами своих воспитанников на между-народных соревнованиях не меньше школ. «У подростка в крови повышается уровень гормона удовольствия, когда наконец-то получилась табуретка или сложный элемент из аэрокосмического машиностроения», - объяснил стремление расти в профессиональном плане директор колледжа № 26 Константин Афонин .

Школьные учителя благодаря богатым ресурсам образовательных комплексов стали более внимательными к склонностям ученика.

«Мы ищем таланты в каждом, - поделился опытом директор школы № 2114 Андрей З-инин , в которой учатся 5 тыс. детей. - Например, ребёнок из семьи музыкантов хорошо музицирует. А учитель математики, заметив у него нестандартное мышление, во-влекает в работу над проектом, затем подключаются учителя по другим предметам. И вот его ярчайший проект представлен на авиасалоне «МАКС» и в технопарке «Сколково». Но и музицировать он продолжает».

В завершение встречи с журналистами Исаак Калина упомянул о «серьёзном снижении количества правонарушений среди московских школьников. Это, без сомнения, позитивный результат всех тех изменений, которые происходили в последние годы в системе образования».