Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
На счету столичных школьников 191 диплом победителя и 715 дипломов призеров.
Московским школьникам — победителям Всероссийской олимпиады повысят размер премии на 50 процентов. Об этом сообщил Сергей Собянин на праздничном мероприятии, посвященном победам городских учащихся на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 учебного года. Мероприятие прошло в Московском международном доме музыки.
Школьники из Москвы завоевали рекордное количество дипломов на олимпиаде — 906. Город поощрит их единовременными выплатами.
«В прошлом году мы приняли решение о том, чтобы выплачивать победителям олимпиад 200 тысяч, а призерам 100 тысяч. Но из-за инфляции, чувствуем, что деньги уже не те через год, через два, во-первых. Во-вторых, конкуренция среди вас стала очень высокая — она с каждым годом выше. Поэтому мы ровно на 50 процентов повысим премии, которые выплачиваем победителям и призерам », — сказал Мэр Москвы.
Сергей Собянин также поздравил всех победителей. «Вам удалось совершить такой подвиг — подготовиться и выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников. Мне кажется, что в олимпийскую сборную страны проще попасть. Я разговаривал с ребятами. Спрашиваю: “Вам, наверное, пришлось отказаться от прогулок, от друзей, от общения, от спорта?” Говорят: “Нет, ничего подобного. Мы еще больше друзей приобрели”. Но все равно вы совершили подвиг. Я поздравляю вас с победой», — добавил Мэр Москвы.
Он также отметил высокую роль родителей и педагогов, благодаря которым у ребят есть возможность достигать высоких результатов. «Несмотря на ваши таланты, умения, никто не отменял роль учителя. Они идут с вами с первого класса. Дают вам знания, открывают вам мир, находят в вас крупицы таланта, развивают этот талант. В результате вы становитесь тем, кеми сегодня стали», — сказал Сергей Собянин.
Отметив высокую конкурентоспособность столичных школьников, Мэр Москвы напомнил о необходимости дальнейшей работы: «Очень важно и дальше развивать московское образование. И дальше внедрять новые формы, “Московскую электронную школу”, инженерные, медицинские классы, гуманитарные классы. Взаимодействовать с ключевыми вузами, предприятиями, учреждениями культуры, открывать вам весь город, чтобы вы чувствовали, и тогда была бы единая образовательная среда. Чтобы вы развивались вместе с городом и понимали, чувствовали его».
От этой работы зависит будущее развитие как столицы, так и всей страны. «В городе работают треть ученых России. 45 процентов всех патентов изобретений регистрируется в Москве. Здесь собран мощный интеллектуальный потенциал, который двигает не только Москву, но и страну. И от того, какие вы талантливые, какие вы умелые, какие у вас знания, во многом зависит, какой будет Москва, какой будет Россия», — подчеркнул Сергей Собянин.
Мэр Москвы также заявил о необходимости дальнейшего развития образования в столице. «Каждая третья школа Москвы подготовила ребят. Принцип равенства и справедливости. Город огромный, но если изначально формируются какие-то элитные школы, а 90 процентов молодых людей отрезаны от всего этого, не имеют возможности, они по жизни так и будут идти отрезанными от возможностей, не имея лифта для движения вперед», — сказал Сергей Собянин.
Школьное образование в столице позволяет предоставить всем учащимся равные возможности для развития и получения знаний. «Для нас критически важно развивать московские школы, чтобы быть конкурентными. Чтобы наши московские ребята были конкурентными в России и получали лучшее образование», — добавил он.
Крупнейшая в стране
Всероссийская олимпиада школьников — крупнейшее в России интеллектуальное соревнование учеников школ. Она проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.
Ребята соревнуются по 24 предметам. Это математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.
Московские рекорды
Вместе с Единым государственным экзаменом результаты Всероссийской олимпиады школьников — важнейший независимый показатель качества образования. Московские школьники традиционно успешно выступают на ней, но 2017/2018 учебный год стал для них рекордным сразу по нескольким показателям.
В заключительном этапе олимпиады принял участие 1581 московский школьник. На счету столичной команды 191 диплом победителя (51 процент от общего числа первых мест) и 715 дипломов призеров. Всего 828 московских школьников из 227 школ удостоились 906 дипломов. Это 40 процентов от общего числа. При этом 761 московский школьник завоевал по одному диплому, 57 человек — по два, девять человек — по три. Еще один учащийся получил четыре диплома.
Как и в прошлые годы, москвичи завоевали дипломы по всем предметам, входящим в программу Всероссийской олимпиады школьников. Больше всего — по праву (72), математике (54), английскому языку (54), экономике (52), искусству (50), русскому языку (48), обществознанию (47), истории (46), биологии (45), химии (44), информатике (43).
По сравнению с 2009/2010 учебным годом число москвичей — победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников выросло в 3,3 раза (278 и 906 соответственно).
Также за последние восемь лет втрое увеличилось число школ, подготовивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, — с 74 до 227. Фактически сегодня каждая третья школа Москвы дает образование на уровне, позволяющем претендовать на диплом Всероссийской олимпиады школьников по одному или нескольким предметам. В 2010-м таких школ было пять процентов.
Награды московских школьников
Предмет |
Количество дипломов победителя |
Количество дипломов призера |
Общее количество дипломов |
Английский язык |
|||
Астрономия |
|||
Биология |
|||
География |
|||
Информатика |
|||
Искусство (МХК) |
|||
Испанский язык |
|||
Итальянский язык |
|||
Китайский язык |
|||
Литература |
|||
Математика |
|||
Немецкий язык |
|||
Обществознание |
|||
Русский язык |
|||
Технология |
|||
Физкультура |
|||
Французский язык |
|||
Экология |
|||
Экономика |
|||
Общий итог |
Динамика результатов команды Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Показатели/год |
|||||||||
Количество победителей |
|||||||||
Количество победителей и призеров |
|||||||||
Количество школ, подготовивших победителей |
|||||||||
Количество школ, подготовивших победителей и призеров |
|||||||||
Процент московских школьников среди победителей |
|||||||||
Процент московских школьников среди победителей и призеров |
По итогам 2017/18 учебного года учащиеся столичных школ завоевали рекордное число дипломов на Всероссийской олимпиаде школьников - 906. В связи с этим мэр Москвы Сергей Собянин принял решение увеличить вдвое размер премий для победителей и призёров этих интеллектуальных соревнований. Такую новость он сообщил на праздничной встрече с отличившимися на олимпиаде школьниками, которая прошла в Московском международном доме музыки.
В прошлом году мы приняли решение выплачивать победителям олимпиад 200 тысяч, а призёрам 100 тысяч рублей, - обратился к школьникам Сергей Собянин. - Но из-за инфляции с каждым годом чувствуется, что эти деньги уже не те. К тому же конкуренция среди вас стала очень высокая. Поэтому мы ровно на 50% повысим премии, которые выплачиваем победителям и призёрам.
Среди победителей и призёров Всероссийской олимпиады есть и учащиеся школ Северо-Западного округа.
Угадала с темой
Десятиклассница школы №1210 в районе Щукино Мария Журавлёва стала победительницей в направлении «Искусство» («Мировая художественная культура»). В олимпиаде она участвовала во второй раз.
Прошлогодний опыт помог мне не совершать ошибок, - рассказала она. - Особенно он выручил на заключительном этапе, который проходил в два тура: аналитический и творческий. Я заранее поразмыслила над возможной темой заданий и предположила, что первый тур, скорее всего, будет посвящён программе «Десятилетие детства в России». И оказалась права!
Но больше всего Маше понравился второй тур - творческий.
Нам нужно было представить проект квест-экскурсии по Смоленску, - продолжает она. - Мы разрабатывали маршрут, писали сопроводительные таблички, придумывали всевозможные виды активности для посетителей. Это было неординарно!
Маша призналась, что, узнав о победе, она почувствовала себя как во сне. Ей вручили диплом победителя, а вместе с тем - льготу при поступлении в вуз по искусствоведческому направлению. Также школьницу пригласили на праздничную встречу с мэром.
На этой встрече мне очень понравился концерт: для нас выступал Национальный филармонический оркестр России. И конечно, меня впечатлила новость от мэра про увеличение премий. Правда, я пока не решила, на что потрачу деньги, но ещё есть время подумать.
Сейчас у Маши много планов на следующий олимпиадный год - история, русский язык и обществознание.
Давно мечтала о фотоаппарате
Ученица 11-го класса школы №1210 Любовь Маслий стала призёром по английскому языку.
Я готовилась два года: ездила в разные пансионаты, где проводили интенсивные занятия, решали задания высокого уровня сложности. И вот результат! - рассказывает девушка.
Люба точно знает, на что потратит призёрский грант: она давно мечтает о цифровой фотокамере. Любит снимать столичные улицы и прогуливающихся по ним людей - ловит в объектив выражения их лиц и случайные улыбки. В ближайшем будущем хочет научиться снимать красивые пейзажи.
Моя мечта - наука. Поэтому я усиленно занимаюсь профильными предметами. А знание английского языка должно быть у каждого, - утверждает Люба.
Михаил Белкин учится в 11-м классе школы №1522 им. В.И.Чуркина в районе Хорошёво-Мневники. Он стал призёром олимпиады по истории.
Я готовился с учителем, посещал занятия в Центре педагогического мастерства, лекции в Государственном историческом музее, - говорит он.
Интерес к истории возник у Миши в 5-м классе благодаря школьному учителю Татьяне Петровне Жуковой, которая устраивала на уроках командные игры, викторины и организовывала экскурсии в музеи и на выставки.
Миша рассказал, что часть гранта он отдаст родителям, которые его всегда поддерживали, а часть потратит на путешествия.
Этим летом я хочу поехать в Великобританию - практиковать английский язык, который я изучаю в своей школе углублённо с 5-го класса, - говорит он. В его планах - поступить в МГИМО.
Родителям учеников и преподавателям, сопровождающим их в необъятном мире знаний, полезно будет знать, что денежные выплаты, согласно постановлению губернатора Самарской области №176 от 6 ноября 2012 года, установлены лишь для олимпиад, проводимых при участии государственных и муниципальных органов власти. Эти мероприятия проходят по нескольким уровням с таким расчетом, чтобы к высшему, всероссийскому, а уж тем более к международному приходили лишь самые достойные.
Разберемся, как организуются олимпиады первого звена. Проводятся они по общеобразовательным предметам с 1 сентября по 15 октября, также в их число входит и физкультура. Организует их министерство образования совместно с территориальными управлениями (в районах) и департаментами (в Самаре и Тольятти) для учеников 5-11 классов, причем юные вундеркинды имеют право выполнять задания, предназначенные для учеников более старших классов.
Следующий этап - окружной, он проводится с 16 октября по 25 декабря для учеников 7-11 классов, которые на школьном этапе набрали необходимое количество баллов. В этих олимпиадах могут принять участие и ученики 5-6 классов, выполнившие на предыдущих этапах задания для 7-8 классов и получившие высокие баллы. Победители и призеры олимпиады предыдущего года также вправе выполнить задания для более старших классов - соответствующее заявление должны написать их родители или законные представители.
Далее - региональный этап. Он проводится с 10 января по 25 февраля для учеников 9-11 классов. Его победители и призеры могут принять участие уже во всероссийском этапе, лучшие участники которого направляются на международные олимпиады. Важно и то, что на региональные, всероссийский или международный этапы ребенок отправляется с сопровождающим педагогом, и на это выделяются бюджетные деньги.
Награда за терпение
Начиная с 2012 года преподаватели областных школ, подготовившие победителей и призеров школьных олимпиад, получают из областного бюджета солидную премию. Она выплачивается соразмерно количеству награжденных учеников. То есть если кто-то привел к победе двоих подопечных, то, соответственно, может рассчитывать на двойную доплату. И наоборот, если одного призера или победителя готовили несколько педагогов, то они, соответственно, делят между собой «наградные».
Период выплаты вознаграждения зависит от уровня достижений обучающегося. Согласно постановлению №176 учителя, подготовившие призеров и победителей региональных этапов всероссийской олимпиады по гуманитарным предметам, как и те, кто подготовил призеров по точным наукам, получают ежемесячные доплаты в течение года. А вот те, кто подготовил победителей по региональному этапу по точным наукам, победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады, а также призеров и победителей международных олимпиад, получают свои премии в течение 3 лет.
Сумма определяется дисциплиной, в которой одержана победа. Например, «физики» получают больше, чем гуманитарии. Так, в прошлом году ежемесячно самарские учителя получали вознаграждение в размере от 1,5 тысячи (педагоги, совместно подготовившие одного призера по гуманитарным дисциплинам на региональном этапе олимпиады) до 99 тыс. рублей (педагог, подготовивший победителя и шесть призеров регионального этапа олимпиады по астрономии и физике, победителя и призера заключительного этапа олимпиады по астрономии).
Однако для получения вознаграждения одной победы в олимпиаде недостаточно. Нужно еще представить документы, подтверждающие это, в министерство образования, где составляются списки, после чего распоряжением губернатора выделяются деньги.
Какие документы нужно собрать:
1. Заявление о назначении и выплате премии губернатора Самарской области.
2. Ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором обучается учащийся - победитель или призер этапа олимпиады, о присуждении учителю премии губернатора Самарской области.
3. Копию диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады по общеобразовательным предметам (для подтверждения победы воспитанника на всероссийском и международном уровне), заверенную руководителем образовательного учреждения, в котором обучается школьник.
4. Копию трудовой книжки, заверенную руководителем образовательного учреждения, в котором работает учитель.
5. Реквизиты кредитной организации с указанием номера лицевого счета лица, претендующего на получение премии губернатора Самарской области.
6. Копию паспорта.
Как получают премии школьники
Ну а как же сам победитель? Конечно, победа в олимпиаде для школьника важна в первую очередь тем, что он получает возможность проверить свои знания в условиях, приближенных к экзаменам. Все это пригодится при сдаче ГИА и ЕГЭ. Но и финансовое поощрение, согласитесь, не бывает лишним. Причем порой суммы весьма значительные. Так, в 2014 году размер премий по итогам всех единовременных выплат в 63-м регионе составил от 4 тыс. рублей (у призера регионального этапа олимпиады) до 64 тыс. рублей (у победителя 19-й Международной астрономической олимпиады).
Для присуждения премий губернатора Самарской области учащиеся или их родители также в течение десяти дней после подведения итогов олимпиады должны представить в министерство заявление, копию диплома победителя или призера, заверенную руководителем школы, реквизиты банка с указанием номера лицевого счета учащегося и копию паспорта (свидетельства о рождении). На основании этих документов в министерстве образования области формируют специальные списки, которые публикуются на сайте правительства области. Губернатор подписывает распоряжение, и не позднее чем в двадцатидневный срок деньги поступают на счет.
В 2015 году с заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников Самарская область привезла восемь побед и 31 призовое место. В результате по числу победителей и призеров олимпиады губерния поднялась с 9-го на 3-е место в Приволжском федеральном округе
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», с которым любой желающий может ознакомиться на Едином портале проектов нормативных правовых актов , талантливые дети и молодежь России в возрасте от 14 до 25 лет получат материальную поддержку государства.
Премии для талантливых школьников и студентов будут присуждаться по итогам олимпиад и конкурсных мероприятий в течение 2016-2020 годов. Денежные поощрения получат победители и призеры международных и всероссийских олимпиад, а также победители региональных и межрегиональных конкурсов.
Перечень конкурсов и олимпиад будет утвержден Минобрнауки РФ. В него войдут международные олимпиады по общеобразовательным предметам, всероссийская олимпиада школьников и другие конкурсы, соответствующие определенным критериям. К ним относится проведение конкурсного мероприятия в несколько этапов с обязательным заключительным этапом, проходящим в очной форме, проведение конкурсного мероприятия организатором на протяжении более двух лет, подведение итогов олимпиады по результатам личного зачета.
Также проектом указа предусмотрено утверждение правил присуждения и порядка выплаты премий, определение порядка и критериев, по которым будут выявляться талантливые школьники, проявившие склонность к техническим и гуманитарным наукам, изобретательству, а также порядка сопровождения таких учащихся, мониторинга их дальнейшего развития. Помимо этого, для выплаты премий талантливым школьникам в 2016-2020 годах правительство РФ должно будет выделить средства из федерального бюджета.
Каждый год премии будут получать 5405 талантливых школьников. Из них 1250 премий по 60 тысяч рублей присудят победителям всероссийских и международных олимпиад. По 30 тысяч получат 4155 человека, которые стали победителями региональных, межрегиональных олимпиад, а также других конкурсов. В пояснительной записке к проекту сказано, что за девять лет реализации проекта «Образование» организаторы международных и всероссийских конкурсов провели более тысячи конкурсных мероприятий, и всего было присуждено 48150 премий.
Указ, принятый президентом РФ, будет способствовать развитию и поддержке научного, творческого и профессионального потенциала одаренных школьников и студентов, повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, а также формированию позитивного имиджа государства, как в российском обществе, так и за рубежом.
Школьников и учителей в городе 1,6 млн (столько жителей, например, в Ново-сибирске), а уж ежедневных событий - калейдоскоп.
Знания на миллион
К безоговорочным достижениям руководитель Департамента образования Москвы Исаак К-алина отнёс интеллектуальные завоевания. По сравнению с 2010 г., когда победы москвичей во Всероссийской олимпиаде школьников составляли 24%, сейчас результаты выросли до 44%. Увеличилось (до 222) и количество школ, в которых можно учиться так, чтобы стать победителем или призёром заключительного этапа олимпиады.
На международной арене москвичи тоже прославляют свой город, выступая за сборную России. В этом году из 38 медалей, завоёванных в разных между-народных предметных олимпиадах, 19 принесли ученики московских школ. Благодаря таким высоким и стабильным результатам подростки теперь вносят вклад в семейный бюджет: за «золото» город выплачивает им премию в 1 млн руб., за «серебро» - 500 тыс. руб., за «бронзу» - 250 тыс. руб.
Но если на олимпиады мирового уровня ездят учащиеся, прошедшие сложный отбор, то участие детей в ряде крупных международных исследований носит массовый характер - тесты пишут во всех школах, которые выберут организаторы (представители столичных властей на этот выбор повлиять не могут).
«Московские школьники удивляют многих наших коллег хорошими результатами в между-народных исследованиях PISA (в прошлом году оно показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. - Ред.) и PIRLS (в этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста учащихся 4-х классов. - Ред.)», - отметил Исаак Калина. Результаты доказывают, что большинство школ работают на одинаково высоком уровне.
Гормон учения
Исааку Калине, в прошлом учителю математики, особенно приятно наблюдать рост результатов ЕГЭ по математике, физике и информатике. Сдаче экзаменов на 90-100 баллов немало способствуют городские проекты «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования», «Инженерный класс в московской школе» и «Субботы московского школьника».
Уникальную образовательную среду создают школьникам колледжи, славящиеся победами своих воспитанников на между-народных соревнованиях не меньше школ. «У подростка в крови повышается уровень гормона удовольствия, когда наконец-то получилась табуретка или сложный элемент из аэрокосмического машиностроения», - объяснил стремление расти в профессиональном плане директор колледжа № 26 Константин Афонин .
Школьные учителя благодаря богатым ресурсам образовательных комплексов стали более внимательными к склонностям ученика.
«Мы ищем таланты в каждом, - поделился опытом директор школы № 2114 Андрей З-инин , в которой учатся 5 тыс. детей. - Например, ребёнок из семьи музыкантов хорошо музицирует. А учитель математики, заметив у него нестандартное мышление, во-влекает в работу над проектом, затем подключаются учителя по другим предметам. И вот его ярчайший проект представлен на авиасалоне «МАКС» и в технопарке «Сколково». Но и музицировать он продолжает».
В завершение встречи с журналистами Исаак Калина упомянул о «серьёзном снижении количества правонарушений среди московских школьников. Это, без сомнения, позитивный результат всех тех изменений, которые происходили в последние годы в системе образования».