Президент рф является главой государства. Главой государства по Конституции США является? Является главой государства в

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. Бабаев В.К. Теория государства и права.Москва, 2007, стр 138

В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые.

В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

Полномочия монарха зависят от формы правления государства.

Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Правительство за свою деятельность несет полную ответственность перед монархом.

В странах с парламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент -- глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В классических президентских республиках президент является центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, каковой была Россия много десятилетий, этот институт был органически чужд. Все дело в том, что с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Впервые пост Президента был утвержден в 1990 году, в тогда еще СССР, преодолев значительное сопротивление народных депутатов, и повлек изменения в Конституции. А неоднозначная личность М.С.Горбачева навеки будет записана на скрижалях истории не только как человека, давшего толчок демократических преобразований в стране, но как и первого и последнего Президента СССР. Первый президент РСФСР был избран путем прямых народных выборов 12 июня 1991г.

Конституция РФ 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и в порядок его избрания, процедуру отрешения от должности и проч. На этой основе произошло и изменение текущего законодательства. Так, Государственной Думой в 1995 г. был принят и подписан Президентом Закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.

Президент Российской Федерации является главой государства Ст. 80 Конституции Российской Федерации,избираемый на шесть лет, согласно п.1 ст.81 Конституции РФ. В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ.

Придание Президенту статуса главы государства прежде всего было вызвано требованием повышения персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и на международной арене. Этот статус является традиционным в конституциях многих стран.

Принципиально новое трактование статуса Президента РФ, содержащееся в Конституции означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Гуцол В.В. Правовые основы Российского государства.. Ростов-на-Дону, 2006, стр 63

Однако Конституция содержит ограничения, препятствующие превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они - в ограниченности периода полномочий Президента, в порядке его прямых всенародных выборов, в недопустимости занятия этого поста более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д.

Президент выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно.

Президент также принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти РФ2.

Отметим и такую функцию, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности.

В соответствии со ст.80 Конституции на Президента, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации. ч.1 ст.128 Конституции Российской Федерации

На Президента возложен и ряд полномочий, связанный и с деятельностью Парламента. Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренным Конституцией ст.84 Конституции Российской Федерации.

Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето. ст.107 Конституции Российской Федерации

Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст.125 нормативных документов, о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Президент в соответствии с Конституцией, конституционными и федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Выводы: Глава государства -- человек, несколько человек или орган, считающийся верховным представителем государства.

В некоторых случаях (например, Соединённые Штаты Америки) является главой исполнительной власти. В других (например, Германия) -- имеет лишь представительские функции. При отдельных видах форм правления также является высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

Например, в Российской Федерации на основании Конституции РФ c 1993 года главой государства является Президент. В монархиях -- король(королева), царь, император или князь.

Законопроект, согласно которому Генеральная прокуратура РФ должна получить новые полномочия в сфере противодействия коррупции. Согласно проекту закона, надзорное ведомство сможет проверять наличие у российских чиновников зарубежных счетов во взаимодействии с органами иностранных государств. По закону, госслужащие из России не могут открывать счета, хранить деньги и ценности в банках других стран и пользоваться их финансовыми инструментами.

Значение антикоррупционной темы в России повышается, и власть на это реагирует, сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора .

«Запрос населения на позитивные результаты в антикоррупционной деятельности растет. В 2014 году эта тема отошла на периферию в связи с проблемами геополитики — все консолидировались, все вместе. Сейчас это уходит — во внешней политике сохраняется, но не переносится на внутреннюю. Видимо, власть должна на это реагировать, тем более что это влияет на отношение к власти в частности после пенсионной реформы. У населения усилилось требование справедливости и солидарности. А поскольку в обществе есть представление о высокой коррумпированности лиц, то и требования к антикоррупционной политике растут», — сказал он.

Коррупция неизменно входит в лидеры проблем, которые волнуют россиян. Таковой ее в августовском опросе называли 33% респондентов.

Латентная коррупция

В Генпрокуратуре отмечают «некоторое снижение статистических показателей» в сфере противодействия коррупции. Так, в январе-июне 2018 года ведомство выявило на 13,4% меньше нарушений законодательства о противодействии коррупции, чем за аналогичный период прошлого года — 139,5 тыс. против 161,1 тыс. нарушений.

За последние годы снизилось и количество обвинительных приговоров, сообщили в Генпрокуратуре в ответ на запрос «Газеты.Ru».

В 2016 году с участием прокуроров суды РФ вынесли более 12 тыс. обвинительных приговоров по уголовным делам о коррупционных преступлениях, а в 2017 году — около 11 тыс. приговоров. Верховный суд также сообщал в мае, что число взяткодателей за последние два года сократилось в четыре раза.

Снижение показателей «объясняется тем, что в последние годы имело место сокращение числа выявленных коррупционных преступлений, которое вместе с тем не отражало реального масштаба совершаемых деяний с учетом их высокой латентности», говорится в ответе официального представителя ведомства Александра Куренного «Газете.Ru».

О сокращении показателей говорит и статистика . Согласно сведениям о деятельности СК за январь-июнь 2016 года, расследовано около 3500 преступлений получения взяток, дачи взяток — 3800. В 2017 году за аналогичный период эта статистика сократилась в два-три раза (1500 и 1100 преступлений соответственно). В 2018 году статистика значительно не изменилась — 1400 и 1200 преступлений.

Выявляют больше

Вместе с тем уже в первом полугодии этого года зарегистрировано на 1,7% больше преступлений коррупционной направленности, чем за аналогичный период 2017 года — 18 696 преступлений, сообщили в Генпрокуратуре. Возросло на 3% и число зарегистрированных преступников — 8,7 тыс. человек против около 8,5 тыс. человек. Коррупционные преступления по итогам полугодия заняли 1,9% от общего числа преступлений.

«При этом увеличение показателей за первое полугодие текущего года произошло во многом за счет представляющих повышенную общественную опасность и по существу составляющих ядро коррупционных преступлений, в том числе получения и дачи взяток», — подчеркнул .

Так, за полгода фактов взяточничества зарегистрировано на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (7 519 против 7140). Доля взяточничества составляет 40,2% от общего количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, в том числе мелкого взяточничества — 17,8%.

За полгода Генпрокуратура направила в суды направлено 3,1 тыс. исковых заявлений, что значительно меньше показателя первой половины 2017 года — 4,1 тыс. исков. При этом сумма заявленных исковых требований увеличилась более чем в два раза — 2,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб., рассказали в надзорном органе.

Преступление и наказание

«Мы не гонимся за показателями», — отмечают в Генпрокуратуре. Основные усилия сосредоточены на выявлении и предупреждении правонарушений, и привлечении коррупционеров к ответственности, указывает надзорный орган.

За последние годы разгорелось несколько коррупционных скандалов. 2017 год запомнится процессом над экс-министром экономического развития и приговором ему (8 лет колонии строго режима). Резонансным стало и дело бывшего кировского губернатора — он также приговорен к восьми годам в . До этого — дело , губернатора Брянской области , губернатора Сахалина , главы Коми и других.

«Позитивные эффекты от борьбы с коррупцией в основном исчерпаны», — сказал «Газете.Ru» политолог, президент холдинга «Минченко консалтинг» , говоря о громких делах последних лет.

«Не надо обнадеживаться, что подобного рода сбрасывание боярских голов на секиры бунтующих стрельцов будет иметь длительный системный эффект. А для такого эффекта нужно системное улучшение качества жизни населения», — полагает он.

В Генпрокуратуре подчеркивают, что основные усилия ведомства направлены и на возмещение вреда, причиненного актами коррупции. За последние полтора года прокурорами предъявлено 3,7 тыс. исковых заявлений в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, а также принято иных, в том числе внесудебных, мер на общую сумму 20,7 млрд руб.

Всего за полтора года взыскано в бюджет свыше 900 млн руб.

Помимо уголовного преследования, широко распространена практика привлечения к административной ответственности. За полтора года за коррупционные правонарушения привлекали 10,6 тыс. лиц. «При этом суммы наложенных штрафов являются достаточно внушительными — за все административные правонарушения с коррупционной составляющей в 2017 года — первом полугодии 2018 года наложено штрафов на общую сумму более 2 млрд руб.», — отметили в ведомстве.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПМР

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“Конституционное право Отечества и зарубежных стран "

ТИРАСПОЛЬ 2008 г.

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российского государства. В советской республики такого рода институт был не востребован, так как существующий на тот момент политический режим не приветствовал демократические принципы такие как разделение властей одним из выражением которого было наличие президентской власти. Тоталитарный режим изживший себя к 1990 году в силу процесса демократизации был свергнут и в последствии был введён институт президентской власти, который повлёк существенные изменения конституции СССР.

В виду сложности данного вопроса в России учреждения данного поста решался очень сложно из - за того, что съезд народных депутатов РСФСР высказывался против его введения, но по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учреждён, а первый президент был избран путём прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.

Вопрос № 1: Понятие главы государства

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского (prasides) - “ сидящий впереди ”. В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.

Исходя из Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.

Таким образом, видно что Президент как глава государства наделён большим объемом полномочий, и занимает особое место в системе органов государственной власти, но не входит на прямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, так как в Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они включают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на четыре года, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признание не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

Вопрос № 2: Конституционный статус Президента РФ

Президент РФ как государственный институт занимает особое специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о президенте РФ.

Основы статуса Президента РФ закреплены в ст.80 Конституции РФ. Президент РФ является главой государства , лицом воплощающим собой представление о данном государстве как во внутренних делах государства так и в международных отношениях .

Президент РФ является гарантом Конституции РФ . Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполняет функции гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путём обращения в компетентные органы, прежде всего в суд. Президент РФ вправе направлять в Конституционный суд РФ запросы о конституционности различных нормативно - правовых актов и обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.

Президент является гарантов прав и свобод человека и гражданина . Этот конституционный статус он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При президенте РФ действует комиссия по правам человека.

Президент признан принимать необходимые меры по охране суверенитета РФ , её независимости и государственной целостности.

Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности является прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Президент РФ - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом РФ своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства.

Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства . Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства н обязательность для него договора. Президенту РФ предоставляется возможность активно влиять на внешнею политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.

Президент РФ обладает неприкосновенностью . Во время исполнения им своих полномочий никто не вправе применять против него физическое или психическое насилие, задерживать его, обыскивать, арестовывать, допрашивать, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставлять его в суд в качестве свидетеля. Попытка насильственного захвата власти Президента РФ в нарушении Конституции РФ или насильственное удержание власти Президента РФ, срок пребывания в должности которого истёк, карается уголовной ответственностью .

Вопрос № 3: Основные функции Президента РФ

Функции президента РФ вытекают из его полномочий и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам отнесённым к его компетенции. Те функции которые присущи только Президенту РФ и не разделяются им с парламентом, Правительством РФ и органами судебной власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Конституция РФ предусматривает несколько вариантов назначения Президентом РФ высших должностных лиц (назначение высшего командного состава Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ, предложение Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального Прокурора РФ и т.д.)

Статья 83 Конституция РФ предусматривает несколько вариантов освобождения высших должностных лиц (освобождение по представлению Председателя Центрального банка РФ, освобождение по предложению председателя Правительства РФ - Заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров, предложение Совету Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и т.д.)

Президент принимает активное участие в законно творческом процессе. Прежде всего он наделён правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента РФ внесенные им на рассмотрение в Государственную Думу РФ считаются приоритетными в программе законотворчества.

Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, но тем не менее Президент РФ оказывает влияние на законодательную власть путём использования “ вето ", под которым подразумевается возвращение Президентом РФ законов парламенту на повторное рассмотрение.

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу РФ при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране.

Президент РФ наделен правом назначать референдум

Важным средством воздействия Президента РФ на парламент является его право на роспуск Государственной Думы РФ.

Одним из важнейших элементов государственного механизма является глава государства. Термин "глава государства" впервые был применен в ст. 14 французской Конституционной хартии от 4 июня 1814 г., которая провозглашала, что "Король - верховный глава государства.", а также в проекте Вюртембергской конституции (март 1817 г.), где в §4 было указано, что "Король - глава государства.". В дальнейшем сентенция "Король - глава государства" была заимствована конституционным законодательством многих европейских государств.

Постепенно в научной литературе утверждается позиция относительно аналогичности во всех существенных элементах компетенции глав в конституционных монархиях и президентских республиках. При этих условиях срок "глава государства" начал распространяться и на президента республики, став общим названием для единоличных органов государственной власти, олицетворяющих государство в целом.

На сегодня термин "глава государства" используется для определение конституционного органа и одновременно высшего должностного лица государства. Как правило, это единоличный орган общей компетенции, один из высших органов государственной власти.

Глава государства - это высшее должностное лицо государства и в то же время конституционный орган, который занимает высшее место в системе органов государственной власти, осуществляет верховное представительство во внутренней и внешней политике, является символом государственности и национального единства.

В разных странах роль, функции, полномочия и значение главы государства значительно отличаются друг от друга.

В конституциях многих стран определено, что:

Во-первых, глава государства структурно не относится ни к одной ветви государственной власти. Например, в п. 1 ст. 55 Основного Закона ФРГ 1949 г. указано, что "Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в законодательный орган Федерации или любой земли", в п. 1 ст. 30 Конституции Венгрии 1949 г. в редакции 2011 г. установлено, что "должность Президента Республики несовместима с другими государственными, общественными или политическими должностями или полномочиями.", в ч. 2 ст. 84 Конституции Итальянской Республики 1947 г. определено, что "пост Президента Республики несовместим с любой другой должностью", а в ст. 38 Конституции Латвийской Республики 1922 г. в редакции 1998 г. - "должность Президента Республики несовместима с другими профессиональными занятиями." ;

Во-вторых, глава государства структурно относится к органам законодательной и исполнительной власти. Например, в ст. ст. 36, 37 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. установлено, что "федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом" и "Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией", в п. 1 ст. 53 и ст. 79 Конституции Республики Индия 1949 г. определено, что "исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту..." и "...Парламент Союза... состоит из Президента и двух Палат...";

В-третьих, глава государства структурно относится к органам исполнительной власти. Например, согласно ст. 99 Конституции Азербайджанской Республики 1995 г. "в Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики", в ст. 76 Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. указано, что "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики.", в ст. 33 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. определено, что "Великий герцог один осуществляет исполнительную власть", а в разд. 1 ст. II Конституции США 1787 г. - "исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки.";

В-четвертых, глава государства является символом власти и государства, и не наделен реальными полномочиями. Например, в ст. 1 и ч. 1 ст. 4 Конституции Японии 1946 г. определено, что "Император является символом государства и единства народа...", но он "не наделен полномочиями, которые связаны с выполнением государственной власти", в §5 и §6 Закона Королевства Швеции "Форма правления" от 27 февраля 1974 г. указано, что "главой государства является Король или Королева.", но "правит государством Правительство.".

Конституции большинства стран юридически закрепляют политическую объединительную роль главы государства, которая заключается в том, что он является носителем высшей власти, высшим представителем государства в международных отношениях, гарантом национальной независимости, территориальной целостности, символом единства нации и государства. Например, в п. 1 ст. 99 Конституции Аргентинской Нации 1853 г. в редакции 1994 г. указано, что Президент Республики "является Верховным главой Нации и главой Правительства, политически ответственный за общее управление страной", в п. 1 ст. 12 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. определено, что "Президенту Ирландии. принадлежит первенство по отношению к всех других лиц в государстве...", в ч. 1 ст. 87 Конституции Итальянской Республики 1947 г. - "Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство", в ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 г. провозглашено, что "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности.", в ст. 102 Конституции Украины 1996 г. - "Президент Украины является главой государства является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины.", а согласно ст. 73 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. - "главой государства является Президент республики. Он обеспечивает суверенитет народа. охраняет национальную єдність. устанавливает разграничение между ветвями публичной власти.".

В современных государствах с монархической формой правления главой государства является монарх, а в государствах с республиканской формой правления - президент. И хотя конституционно - правовая генеза президентства, своим корнями уходит института монарха, их конституционно-правовой статус существенно отличается.

Конституционный статус монарха характеризуется прежде всего тем, что он властвует бессрочно по собственному праву и считается источником всей власти в стране. Его власть не является производной от волеизъявления какого-либо другого государственного органа или избирательного корпуса, что присуще республикам. В конституциях государств с монархической формой правления, как правило, содержатся положения о том, что монарх как глава государства или как формальный глава исполнительной власти не несет за свои действия политической, гражданской, уголовной и административной ответственности. Считается, что он действует по совету своих министров, которые и несут ответственность. Например, в ст. 88 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. провозглашено, что "лицо Короля неприкосновенна; его министры ответственны", в ст. 13 Конституции Королевства Дания 1953 г. определено, что "Король не несет ответственности за свои действия; его особа неприкосновенна. Ответственность за правления несут министры...", в п. 2 ст. 42 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. указано, что "министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства". Также провозглашается неприкосновенность самой личности монарха. Это прежде всего означает, что он не может быть обвинен в нарушении норм права и не подлежит судебному преследованию. Кроме того, посягательство на личность монарха относят к наиболее тяжких преступлений.

К особенностям конституционного статуса монарха также следует отнести подражание его власти представителями правящей династии и наличие у него, кроме его полномочий, личных прав, льгот и привилегий (право на трон, титул, на символы власти - корону, скипетр, мантию, печать, на двор, на церемониал, на государственное содержание, устанавливается законом и уплачивается по гражданским письмом и т.п.). Например, в ст. 56 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что "1.^ Король - глава государства, символ его единства и преемственности. 2. Его титул - Король Испании, однако он может пользоваться другими титулами, которые соответствуют Короне" в ст. 43 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. в редакции 1948 г. определено, что Великому герцогу "гражданский лист устанавливается в сумме триста тысяч золотых франков в месяц.", в ст. 44 этой Конституции установлено, что "в качестве резиденции Великому герцогу предоставляется Великогерцогський дворец в Люксембурге и замок Берг", в п. 1 ст. 40 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. -- "Король получает ежегодное содержание от государства.", а в п. 2 этой статьи установлено, что "утримання. не подлежит налогообложению.". Необходимо отметить, что современные монархи практически не пользуются символами власти, за исключением Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II.

Еще одной особенностью статуса монарха является то, что в конституциях отдельных стран установлено требование монарха - его принадлежность к государственной (официальной) церкви. Так, в Великобритании предусматривается обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви, в Дании, Норвегии, Швеции - лютеранской, в Таиланде - до будистської. Например, в п. 6 ч. II Конституции Королевства Дания 1953 г. провозглашено, что "Король должен быть членом Євангелічеської Лютеранской Церкви".

В отличие от монарха, глава государства в республике - президент, который осуществляет свои полномочия на основании мандата, полученного по результатам выборов (прямых или косвенных). В основном их полномочия как главы государства являются тождественными.

В современной науке выделяют несколько юридических форм главы государства, при которых функции главы государства выполняет:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония);

2) единоличный монарх, избираемый правящей семьей (династией) (Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный срок монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (Бразилия, Индия, Италия, Германия, Португалия, США, Франция);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок. Например, в ст. 176 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г. указано, что "1. Президент конфедерации является председателем Федерального Правительства. 2. Президент конфедерации и Вице-президент Федерального правительства избираются Федеральным правительством из числа своих членов на один год", а в ст. 89 Конституции Республики Куба 1976 г. определено, что "Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной власти. она имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство кубинской государства.";

6) глава правительства (премьер - министр в землях Германии), который осуществляет одновременно функции главы государства;

7) должностное лицо (генерал - губернатор), которая действует от имени монарха (британской королевы) в государствах, являющихся членами Содружества. Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17 государствах (Австралия, Барбадос, Канада, Новая Зеландия, Ямайка и другие);

8) соправителі (Епископ Урхельський и Президент Франции), которые являются равноправными главой государства Княжества Андорра и капитаны - регенты (Сан - Марино);

9) единоличный или коллегиальный глава государства, который получил власть незаконно, то есть узурпировал ее путем государственного или военного переворота.

Институт главы государства постоянно эволюционирует. Это привело к тому, что термин "глава государства" уже не дает возможности в полном объеме охарактеризовать сущность, функции и компетенцию этого органа, который в отличие от парламента (который во всех странах является высшим представительным и законодательным органом) выполняет различные функции и наделен различным правовым статусом.

Итак, исходя из сказанного, можно констатировать, что в большинстве современных странах функционирует единоличный глава государства, конституционный статус которого зависит от формы государственного правления, принятой в той или иной страны, характера существующего в стране политического режима, а также от других обстоятельств, в том числе от обычаев и традиций. Например, в Украине Президент как Глава государства сочетает сразу три статуса: представителя государства во внутри - и внешнеполитических отношениях, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и руководителя внешнеполитической деятельности.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.