Самолет ф 22 технические характеристики. Каналы передачи данных

Истребитель F-22 / Фото: eurasian-defence.ru

США впервые применили истребители F-22 Raptor в боевых условиях, сообщает Time со ссылкой на источники в американском министерстве обороны. Cамолеты этого типа нанесли несколько ударов по сирийскому городу Ракка и его пригороду. Этот город считается основной позицией боевиков «Исламского государства». Ранее пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби объявил, что для нанесения ударов по позициям террористов использовались крылатые ракеты Tomahawk, пишет издание Lenta . ru .


Какие именно задачи выполняют истребители F-22 в Сирии, пока неизвестно. Нанесение ударов по позициям «Исламского государства» в Сирии началось утром 23 сентября 2014 года. Отмечается, что в операции принимают участие Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, однако их роль пока до конца не ясна. Ранее США поразили около 200 целей «Исламского государства» на территории Ирака.

Истребитель F-22 был разработан во второй половине 1980-х годов и совершил первый полет в сентябре 1997 года. На вооружение США боевой самолет, относящийся к истребителям пятого поколения, поступил в 2005 году. В настоящее время на вооружении ВВС США стоят 178 самолетов такого типа; какое количество истребителей применяется в США, пока неизвестно. Производство F-22 было официально закрыто в 2011 году, но сами производственные линии законсервированы.

11 сентября 2014 года президент США Барак Обама объявил, что Вашингтон намерен создать коалицию, которая займется борьбой с боевиками «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака. При этом американский президент отметил, что США не станут вводить войска в эти страны, но усилят интенсивность воздушных ударов.


Техническая справка

F-22 «Рэптор» (англ. F-22 Raptor) — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения.

А также он является самым дорогим истребителем в мире. Пара прототипов YF-22 с двигателями GE YF120 и P&W YF119 В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе - передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle.

Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным. В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения.

В октябре того же года были отобраны две команды - Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов - YF-22 и YF-23.

На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.

23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

8 июня 2002 года, авиабаза Эглин. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.

Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

Рисунок: ru.wikipedia.org

В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look - first kill» (первый обнаружил - первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках.

F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность. Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.

В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 % (по другим данным 60 %), из них не менее 30 % приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ).

F-22 сопровождает российский разведчик Ту-95, пролетающий вблизи Аляски / Фото: ru.wikipedia.org

В частности, РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов - класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника.

Крыло - ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы. Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

Рисунок: ru.wikipedia.org

Тактико-технические показатели

Технические характеристики
Размах крыла, м
13,56
Длина самолёта, м
18,90
Высота самолёта, м
5,09
Площадь крыла, м²
78,04
Площадь В. О., м²
16,54
Площадь Г. О., м²
12,63
Масса, кг: БРЭО - 858
пустого - 19700
нормальная взлётная(100 % топлива) - 29200 максимальная - 38000
нормальная (6+2 УР) - 1116
максимальная 10370
топливо (с двумя ПТБ) - 8200 (11900)
при максимальной взлётной массе - 487
при нормальной взлётной массе - 374
Процентный состав материалов в конструкции планера, % :
алюминиевые сплавы - 16
титановые сплавы - 39
композиты - 24
ЭПР, м² от 0,0001 до 0,3-0,4
Двигатель, кол-во х тип двигателя
2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кгс
15876
Тяговооружённость:
при нормальной взлётной массе - 1,087
при максимальной взлётной массе - 0,83
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч:
2700 - максимальная
2410 - максимальная безфорсажная
Бесфорсажная сверхзвуковая крейсерская скорость, км/ч (M)
1826 (1,72)
Дозвуковая крейсерская скорость , км/ч (M)
850 (0.8)

Максимальная скорость у земли, км/ч (M)

1490 (1.22)
Дальность, км:
с двумя ПТБ - 2900
перегоночная - 3219
Боевой радиус, км
760
Практический потолок, м
~19812
Максимальная эксп. перегрузка, g 9.5
Длина разбега, м
250 - 450
Обслуживание, чел-час на час полёта
13
Скорость крена, рад/с
3,49
Расчётный ресурс самолёта, ч
6000
Рабочее давление гидросистемы, кг/см²
560


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ

— многоцелевой истребитель пятого поколения производства США, построенный в первую очередь для борьбы с истребителями противника, но также способный осуществлять наземные атаки, разведку и постановку помех.

История создания

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю, который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.
К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов — YF-22 и YF-23.
Первый полет прототипа YF-22 состоялся 29 сентября 1990 года, а 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

В апреле 1993 года завершились работы над эскизным проектом истребителя, а в феврале 1994 года началась сборка первого опытного самолета. Первый полет опытный самолет, получивший обозначение F-22А Raptor, совершил 7 сентября 1997 года . В ноябре 2000 года были закончены летные испытания.
В 2001 году начался серийный выпуск F-22. С декабря 2005 года истребитель стал поступать на вооружение в ВВС США.

Летно-технические характеристики

Встроенная 20-мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами.

В режиме воздух-воздух :
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 управляемых ракет (УР) воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и

В режиме воздух-земля :
в главном отсеке (под фюзеляжем): 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и 2 управляемые 450-кг бомбы GBU-32 JDAM и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

В роли самолета завоевания превосходства в воздухе :

на 4 внешних узлах: 4 AIM-120C AMRAAM и 2 2271 л ПТБ

В роли дальнего истребителя :
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,
на 4 внешних узлах: 8 AIM-120C AMRAAM и 4 2271 л ПТБ

Сначала стоимость одного истребителя F-22 оценивалась, по различным данным, от 130 до 180 миллионов долларов .
По данным из доклада Главного контрольного управления США, опубликованного в конце 2010 года, стоимость одного самолета составляла 411,7 миллиона долларов .

Аварии и катастрофы истребителя F-22 Raptor

В ночь на 16 ноября 2012 года истребитель F-22 Raptor на юго-востоке США. Инцидент произошел поблизости от военной авиабазы "Тайндолл" к югу от города Панама во Флориде. Пилоту удалось катапультироваться, он был госпитализирован. О других жертвах или пострадавших не сообщалось.

Истребитель F-35 еще называют “Молния II”. Это разработанный компанией “Локхид-Мартин” самолет из семейства истребителей-бомбардировщиков 5 поколения. У него есть три основные модификации, которые сейчас уже поступили в распоряжение военно-воздушных сил Соединенных штатов и Англии.

На проектирование этой модели было выделено около 400 млрд. долларов. Средняя цена еще без вооружения и обслуживания. В техническом плане он во многом повторяет истребитель F-22 “Раптор”. При его разработке использовались также данные, полученные при работе над Як-141.

После окончания Холодной войны компания “Локхид-Мартин” начала сотрудничать с конструкторским бюро имени Яковлева. Это и стало причиной того, что первая демо-версия самолета очень походила на Як-141. Разница заключалась в том, что у Як-141 было установлено два дополнительных двигателя , а у Х-35В (так называлась первая модель) он был один .

В начале 2000х была выбрана единая конструкция для истребителей армий НАТО. Для этого был проведен специальный конкурс, в котором участвовали модели и Lockheed Martin. Их испытания показали, что Х-35 — вариант Lockheed Martin — имеет явное преимущество.

Видео об американском самолете Ф-35 даст вам максимальное представление о мощности и способностях этого авианосца.

Истребитель Ф-35.

Некоторые из стран, собирающиеся ранее приобретать большие партии этой новой модели, позднее решили намного сократить свои заказы. Это связано с тем, что разработки модификаций Ф-35 затянулись на больший период времени, чем планировалось. Вторая причина в том, что стоимость одной модели возросла многократно.

В 2011 году началось серийное производство истребителей для военно-воздушных сил США и всех прочих стран. В техническую эксплуатацию истребитель Ф-35 планируется ввести в 2019 году. Проблемы с разработкой специального ПО и оружием задерживают ее.

Технические характеристики и особенности

По фото самолета F-35 можно составить мнение о его внешних особенностях. Что касается технических характеристик самолета Ф-35, то они немного отличаются у каждой из модификаций. Есть три модели этого семейства:

  • F-35A — типовой истребитель;
  • F-35B — с вертикальной посадкой и быстрым взлетом;
  • F-35C — взлет с помощью катапульты с авианосца.

Ф-35А

С технологической точки зрения самая простая модель — первая из них — 35А. Это облегченная и недорогая модель, которая и станет основной для экспортирования. Длина самолета — 15,57 м, а высота — 4,38 м. Ширина размаха крыльев составляет 10,67 м , а площадь — 42,7 м².

Масса пустого Ф-35А — 13 290 кг , а максимальный взлетный вес достигает 29 100 кг. Он развивает скорость до 1930 км/ч. Дальность полета — 2 200 км. Самолет может находиться в полете 2 часа 36 минут. Эта характеристика будет одинаковой для всех модификаций.

Ф-35В

Ф-35В представляет собой модель, которую разработали специально для морской пехоты Соединенных штатов и английского флота. Он отличается тем, что взлетает быстро, а садиться может по вертикальной траектории. Это легкий авианосец, который должен будет выполнять одну функцию: доставку десанта.

Его габариты совпадают с теми же, как у Ф-35А. Вес пустого истребителя — 14 650 кг , а максимальная — 27 215 кг. Максимальная скорость — 1930 км/ч. 35В может летать на расстояния до 1670 км.

Ф-35С

Ф-35С имеет больший потенциал, если сравнивать его с двумя предыдущими. У F-35C вертикальный взлет возможен, благодаря использованию катапульты . Другие конструкции крыла и хвостового оперения позволяют ему совершать маневры на малых скоростях. По габаритам он чуть больше , чем Ф-35А и Ф-35В.

По массе он насчитывает 15 785 кг , когда он пустой. Максимальный вес достигает 30 320 кг. он развивает такую же, как и другие модификации. А вот дальность полета у него значительно больше — 2520 км.

Заключение

F-35 “Молния” — это бомбардировщик-истребитель 5 поколения производства “Локхид Мартин”. Он был разработан для военно-воздушных сил США и стран НАТО. Его производство уже обошлось почти в 500 млрд. долларов.

Средняя цена — от 150 млн. долларов. Это снижает его конкурентоспособность по сравнению с российскими или китайскими истребителями. Имеет три модификации — 35А, 35В и 35С. У каждой из них свои технические особенности.

В мире продолжается гонка за пятое поколение. Россия проводит доработки T-50 , Китай торопится запустить в серийное производство свой J-20 , японцы готовятся к первому полету Mitsubishi ATD-X. И только одна страна в мире может не участвовать в этих соревнованиях, ибо она уже в них победила. Первый предсерийный F-22 Raptor поднялся в воздух 7 сентября 1997 года, показав всему миру, что США являются мировым лидером в области военного авиастроения. В 2001 году началось серийное производство этой машины.

F-22 Raptor – это настоящий самолет XXI столетия, в нем воплощены самые последние достижения технического прогресса. Сегодня американские компании уже работают над созданием истребителя шестого поколения , который будет оснащен боевыми лазерами и управляться искусственным интеллектом. Временная фора, которая есть у американцев, позволяет проводить эти работы без лишней спешки.

Крылатые поколения

Прежде чем говорить о самолетах пятого поколения, нужно сказать несколько слов о требованиях, которые предъявляют этим машинам. Какие именно особенности и характеристики дают основание причислить конкретную машину к этому поколению.

К первому поколению истребителей относятся машины, сделанные в 40-50 годах прошлого столетия. Они имели прямое крыло и дозвуковую скорость полета. К таким машинам можно отнести Мессершмитт Me.262, F-80 «Шутинг Стар», МиГ-9 .

Во второе поколение истребителей вошли самолеты, выпущенные в 50-60 годы. Эти машины имели околозвуковую скорость, стреловидное крыло, двигатель с форсажной камерой, а на самолете устанавливался радар. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15 , МиГ-17 , МиГ-19 и F-86 «Сэйбр».

Третье поколение истребителей выпускалось между 60-ми и 80-ми годами прошлого столетия. Эти машины могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), имели более совершенный реактивный двигатель, были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». К этой группе относятся МиГ-21 , МиГ-23 , F-4 «Фантом».

Четвертое поколение истребителей появилось в начале 80-х годов прошлого столетия, большая часть самолетов, которые стоят на вооружении разных стран мира, относятся именно к этому поколению. Их до сих пор продолжают выпускать и разрабатывать. К этому поколению относятся: МиГ-29 , Су-27 , F-15, F-16 и многие другие. Основными отличиями этих самолетов от предыдущего поколения являются: наличие более совершенной авионики, двухконтурный авиационный двигатель, управляемое вооружение.

В конце 70-х годов прошлого столетия, когда истребители четвертого поколения еще только «становились на крыло», в США и СССР уже начались подготовительные работы над созданием истребителя пятого поколения, которые и привели к созданию F-22 Raptor.

В чем же основные отличия самолетов пятого поколения? Вот список критериев, которым должны соответствовать истребители, чтобы быть причисленным к этой группе:

  • низкий уровень заметности для радаров противника;
  • возможность полета на сверхзвуковой скорости без включения форсажа;
  • высокая маневренность;
  • многофункциональность;
  • способность к всеракурсному поражению целей;
  • круговая информационная система;
  • более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в состав которого входит РЛС с активной фазированной решеткой.

История создания F-22 Raptor

В 1981 году американское военное ведомство подготовило техническое задание для разработки нового истребителя. Работы над новой машиной должны были вестись с учетом новейших технических достижений того времени: военные требовали оснастить истребитель совершенной авионикой, сделать малозаметным для радаров противника, установить на него принципиально новые двигатели.

Основной задачей нового самолета должно было стать завоевание господства в воздухе.

В 1986 году начался конкурс, участие в котором принимали крупнейшие американские компании. В его финальную часть вышли две группы компаний: Northrop/McDonnell Douglas и Lockheed/Boeing/General Dynamics. Именно они в 1990 году презентовали два прототипа самолетов. В следующем году победителем конкурса была объявлена группа Lockheed/Boeing/General Dynamics, она должна была построить американский истребитель пятого поколения.

На постройку предсерийной машины ушло шесть лет, первый самолет F-22 Raptor поднялся в воздух в 1997 году, серийное производство стартовало в 2001 году, а с 2005 года этот самолет начал официально эксплуатироваться.

Первая эскадрилья, полностью укомплектованная этими машинами, появилась в 2006 году.

Следует отметить, что количество машин, которые планировало закупать американское военное ведомство у производителя, постоянно снижалось. В 2006 году военные хотели приобрести 384 машины, однако уже через два года их количество снизилось более чем вдвое, до 188 самолетов. Основной причиной послужила высокая стоимость истребителя, а также разразившийся мировой кризис, который заставил американских военных несколько умерить аппетиты.

В 2009 году министр обороны США заявил о планах прекращения производства самолетов. В 2011 году с конвейера сошел последний F-22 Raptor. В том же году конгрессом США было принято решение об активизации программы другого истребителя пятого поколения — F-35 Lightning , который имел более низкую стоимость.

На сегодняшний день F-22 является единственным истребителем пятого поколения, которые прошел испытания и принят на вооружение. Кроме того, этот самолет является самым дорогим истребителем за всю историю авиации. Стоимость одной машины, без учета средств, потраченных на его разработку, составляет 146 млн долларов.

Довольно дорого обходится и обслуживание этого самолета. Основной проблемой является уязвимость радиопоглощающего покрытия, которое требует особого ухода.

F-22 Raptor не использовался в реальных боевых условиях против боевых самолетов противника. Единственный случай его применения состоялся в 2014 году, когда был нанесен ракетный удар по исламским террористам в Сирии. Но этот случай вряд ли можно назвать полноценным применением истребителя.

Описание конструкции

Самолет выполнен по интегральной схеме, он имеет высокорасположенное крыло трапециевидной формы. Стреловидность передней кромки крыла – 42 градуса. В конструкции планера широко использованы титановые сплавы, алюминиевые сплавы, композитные и радиопоглощающие материалы. Композитные материалы не только позволили уменьшить уровень радиолокационной заметности самолета, но и значительно снизили его массу.

Вертикальное оперение – двухкилевое. Кили широко расставлены и имеют наклон наружу (28 градусов). Горизонтальное оперение – цельноповоротное.

Все стыки, образованные на месте соединения различных деталей и частей самолета, имеют пилообразную форму, которая уменьшает отражение электромагнитных волн.

Большое внимание уделено живучести машины, учитывалась живучесть самолета после попадания осколочно-фугасных боеприпасов, аналогичных тем, что стоят на вооружении российских ВВС .

Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната. Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны.

По отзывам пилотов, кабина F-22 Raptor является одной из наиболее удобных среди всех американских истребителей. Фонарь обеспечивает пилоту отличный обзор. Катапультное кресло ACES II позволяет проводить эвакуацию летчика на всех диапазонах скоростей и высот.

Шасси самолета трехопорное.

Силовая установка F-22 Raptor состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, они позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований для самолетов пятого поколения.

Кроме того, эти двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что значительно повышает маневренность истребителя. Сопла имеют неподвижные боковые стенки и отклоняющиеся нижние и верхние грани, что позволяют машине менять отклонения вектора тяги и регулировать сечение сопла. Кроме того, плоские сопла уменьшают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Воздухозаборники нерегулируемые, ромбовидные, имеют S-образный канал для экранирования компрессоров двигателя от облучения.

Самолет оснащен бортовой системой БРЭО, разработанной компанией TRW, в нее входит система обработки данных, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий: систему РЭБ «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944 и БРЛС AN/APG-77.

О радаре, установленном на истребителе, стоит сказать отдельно. Это антенна с активной фазированной решеткой, которая состоит из 2 тысяч элементов, излучающих и принимающих сигнал. Данная РЛС может обнаруживать цели с ЭПР 1 м² на расстоянии 225 км в обычном режиме и на 193 км в режиме LPI, крылатые ракеты с ЭПР 0,1 м² - на дистанции 125 км.

Режим низкой вероятности перехвата (LPI) позволяет F-22 Raptor обнаруживать цели, но при этом самому оставаться незамеченным.

«Раптор» вооружен пушкой 20-мм M61A2 Vulcan, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder.

Сильные стороны F-22 Raptor

Концепцию применения самолета можно описать таким девизом: «Раньше обнаружил – быстрее уничтожил».

Прекрасный комплекс электронного оборудования, в особенности мощная и совершенная РЛС, дает истребителю возможность обнаруживать противника на дальних дистанциях, а самому оставаться незамеченным.

Низкая радиолокационная заметность истребителя способствует тому, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, современные самолеты четвертого поколения перед запуском ракеты включают форсаж, чтобы набрать скорость, «Раптору» этого делать не нужно.

F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.

По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит любые самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых режимах полета.

Многофункциональность. F-22 Raptor изначально проектировали в качестве истребителя, который должен завоевать господство в воздухе. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для нанесения ударов по наземным объектам. Большая часть стандартного американского оружия «воздух-земля» просто не помещается в его внутренних отсеках. Можно крепить оружие на наружной подвеске, но в этом случае истребитель теряет свое главное преимущество: малозаметность.

Проблемы при эксплуатации

Основной проблемой, которая возникла при эксплуатации этого самолета, стали неполадки в системе подачи кислорода для дыхания пилота. Летчики жаловались на удушье и необычные запахи в кабине.

В 2012 году по этой причине были введены жесткие ограничения на полеты: пилотам нельзя было отдаляться от взлетно-посадочных полос на значительное расстояние, а также подниматься выше 7,6 тысячи метров.

Была проведена проверка, в результате которой удалось обнаружить причину проблемы. Ей оказался жилет, который пилоты одевают, чтобы облегчить дыхание. В его конструкцию были внесены изменения, и проблема была решена.

Летно-технические характеристики

Модификация F/A-22A
Размах крыла, м 13,56
Длина самолета, м 18,9
Высота самолета, м 5,08
Площадь крыла, м 78,04
Масса, кг
пустого 19700
нормальная взлетная 29300
максимальная взлетная 38000
топлива 8200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100
Статическая форсированная тяга, кН 2 х 156,0+
Максимальная скорость, км/ч 2410 (М=2.25)
Крейсерская скорость, км/ч 1963 (М=1.82)
Перегоночная дальность, км 3219
Практическая дальность с ПТБ, км 2960
Боевой радиус действия, км 759
Практический потолок, м 19812
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1

Видео об истребителе

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

F-22 «Raptor» - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире.

К сентябрю 2010 года было произведено 166 самолётов F-22. Закупки для ВВС США были завершены в 2009 году.
6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году. В июле того же года, Конгресс США отказался от закупок данного истребителя начиная с 2010 года.

История создания


Начало работ над истребителем пятого поколения

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе - передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.
В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды - Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.


К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов - YF-22 и YF-23 . На разработку самолетов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолетах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолету были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолетов.
23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

F-22 Raptor

Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолета был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.
Серийное производство самолета началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолет. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

В 2006 году планировалось закупить 384 самолета для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолетов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолета заставили правительство США отказаться от закупок данного самолета и сделать упор на программу F-35.
21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе о продолжении производства истребителей F-22 Raptor.
В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.

Особенности самолета


В основу проектирования самолета положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look - first kill» (первый обнаружил - первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолета, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но их применение ухудшает малозаметность и является компромиссным шагом с целью повысить универсальность самолета.

Планер


В конструкции планера самолета доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 процентов (по другим данным 60 процентов), из них не менее 30 процентов приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы РПМ. В частности РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов - класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло - ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.
Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

Двигатели

F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кг/с, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кг/с и позволяют самолету совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.
Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолета в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолета.

Бортовое оборудование


F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Антенна такого типа состоит из 1500 приемно-излучающих элементов. Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) - нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надежность работы. Дальность обнаружения крупной аэродинамической цели типа истребитель (ЭПР >3 м²) до 270-300 км, крылатая ракета (0,1-0,5 м²) - до 150 км, наземные цели - до 70 км.

Эксплуатация


По состоянию на май 2010 года на вооружении частей ВВС США стоит 139 F-22.

В 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны.


Экономические показатели


Стоимость самолёта

На сегодняшний день, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении в мире. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства - 350 млн.

Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года - стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.
При этом, F-22 не является самым дорогим самолетом в мире - самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов., а с учётом НИОКР - в 2,1 млрд долларов.
По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолета F-22 достигла 411,7 млн долларов

Эксплуатационные расходы

Эксплуатация F-22 также обходится очень дорого, что во многом связано с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, дефекты на котором может вызвать даже обыкновенный дождь. Газета The Washington Post со ссылкой на неназванных американских военных сообщает, что себестоимость лётного часа F-22 составляет 44 000 долларов. Тем не менее, трудоёмкость обслуживания у F-22 не является чрезмерно высокой - 30 человеко-часов на 1 час полёта. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании - 50 чел.-ч.

Тактико-технические характеристики


Технические характеристики
  • Экипаж: 1 человек
  • Размах крыла: 13,56 м
  • Длина самолета: 18,90 м
  • Высота самолета: 5,09 м
  • Масса:
    - пустого: 19700 кг
    - нормальная взлетная: 30206 кг (100 % топлива)
    - боевая: 25776 кг (52 % топлива)
    - максимальная: 38000 кг

    Лётные характеристики

  • Скорость:
    - максимальная: 2160 км/ч (2 М)
    - максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)
    - крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М)
  • Дальность:
    - без ПТБ, боевая: 1900 км
    - на скорости 1,78 M: 1300 км
  • Боевой радиус: 760-1100 км
  • Практический потолок: 22000 м
  • Потребная длина ВПП: 915 м