Сбор первичной информации в социологии. Опрос как метод сбора первичной социологической информации. Применение метода фокус-групп

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. Горького

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

Кафедра экономики, финансов и менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «СОЦИОЛОГИЯ»

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ

Студентки группы 101 АУ

Швецовой Е.С.

Преподаватель:

В.А. Глазырин,

доктор социологических наук

ЕКАТЕРИНБУРГ 2009


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА

1.1АНКЕТИРОВАНИЕ

1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС

1.4ИНТЕРВЬЮ

ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

ГЛАВА 3. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ: Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области


В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.

Цель данной работы - рассмотрение методов и процедур "количественного" подхода к социальной информации.

Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных

1. метод опроса;

2. метод наблюдения;

3. метод анализа документов.

ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.

Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной и устной формой общения с респондентами, - анкетирование или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода – широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.

1.1АНКЕТИРОВАНИЕ

Наиболее распространённый в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

Социологическая анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя блок социально-демографических вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.

· по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

Закрытым вопросом называется тот, в котором заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса – альтернативный и неальтернативный . Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов.Открытые вопросы дают возможность выразить мнение во всей полноте и мельчайших подробностях. Именно при помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.

Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.

· по функции (основные и неосновные)

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

Почтовый опрос – разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как эффективный приём сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении почтовых ответов на них. Важное преимущество почтового опроса – простота организации. К достоинствам метода относится то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе – в труднодоступных районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе.

Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты.

Недостатки почтового опроса – неполный возврат анкет.

Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление.

Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю.

Примерно через 2-3 недели после отправки анкет высылаются напоминания.

1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС

Разновидность почтового опроса – прессовый опрос . В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Укажем два вида такого опроса. Один – когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй – когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысок возврат анкет.

Решающие факторы формирования финальной выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, - это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика временного момента публикации.

1.4ИНТЕРВЬЮ

Ещё один тип метода опроса – интервью.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Характеристика и этапы реализации процесса наблюдения как способа получения социологической информации, его цели и задачи, классификация и разновидности. Особенности организации предварительной подготовки. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Интервью - распространенный метод сбора информации в социологии. Сбор данных методом формализованного интервью называют анкетированием. Он подразумевает стремление к максимальной стандартизации и унификации процедур сбора данных, их обработки и анализа.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Познавательные возможности опроса. Отличия анкетирования от интервьюирования. Анализ понятия "социальное наблюдение". Особенности применения методов сбора первичной информации. Экспертные оценки полученных при этом результатов. Виды анализа документов.

    презентация , добавлен 15.04.2015

На основном этапе исследования осуществляется сбор первичной социологической информации. К числу основных методов сбора эмпирических данных относятся опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

1. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к респондентам. В социологии 90% всей получаемой информации приходится на этот метод.

Опрос, проводимый в письменной форме, называется анкетированием - это самый распространенный метод сбора информации о человеческой субъективности, т.е. о мыслях и чувствах людей, их мнениях и настроениях, жизненных планах. Анкетирование может быть индивидуальное и групповое, очное и заочное (например, через почту, газету, журнал и т.д.).

Интервьюирование - это целенаправленная беседа исследователя с респондентом, позволяющая получить более глубокие и точные сведения об индивидуальных особенностях сознания людей.

По форме проведения интервью бывает прямое (лицом к лицу) и опосредованное (телефонное интервью).

По технике проведения выделяют три вида интервью:

  • 1) формализованное (стандартизированное) - проводимое по заранее разработанным вопросам и вариантам ответов;
  • 2) фокусированное - менее формализованное интервью, имеющее целью сбор информации по узкой, конкретной тематике;
  • 3) неформализованное (нестандартизированное) - предполагает свободную, непринужденную беседу.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

  • не допускать своей интерпретации формулировки вопросов;
  • не оказывать давление на респондента, желая услышать ответ, удобный вам;
  • не допускать собственного толкования вопросов;
  • задавать вопросы в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой.
  • 2. Социологическое наблюдение - это метод целенаправленного зрительного и слухового восприятия фактов поведения людей. В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следующие особенности:
    • подчинено исследовательским целям и задачам;
    • имеет план, процедуру сбора информации;
    • данные фиксируются в дневниках наблюдения, фото- или кинопленках, видеозаписях и т.д.

По степени формализации выделяют следующие виды наблюдения:

  • структурированное (контролируемое) - исследователь заранее определяет элементы наблюдения и сосредоточивает на них внимание;
  • неструктурированное (неконтролируемое) - наблюдатель определяет и фиксирует объекты в процессе наблюдения.

По положению наблюдателя выделяют:

  • включенное наблюдение - предполагает непосредственное участие исследователя в изучаемых процессах;
  • невключенное наблюдение - исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. является сторонним наблюдателем. Включенное наблюдение делится на:
  • открытое - наблюдение проводится с согласия наблюдаемых;
  • скрытое (инкогнито) - участникам группы неизвестно, что за их поведением наблюдают.

По условиям организации наблюдения подразделяются на:

  • полевое - проводится в естественной обстановке, в реальной жизни;
  • лабораторное - в закрытых искусственно созданных для наблюдаемой группы условиях.

По регулярности проведения наблюдение делится на:

  • систематическое - проводится по строго определенному графику;
  • случайное - фиксируются случайные, интересные, по мнению исследователя, факты .

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологических исследованиях применяется в сочетании с другими способами сбора фактического материала.

  • 3. Анализ документов - метод анализа информации, содержащейся в различных документах. Документ - информация, зафиксированная в любой форме (печатной, письменной, аудио- и видеозаписи и т.д.). По способу фиксации информации документы делят на:
    • письменные (рукописные или печатные) - информация выражена в виде буквенного текста;
    • статистические (таблицы, графики, диаграммы) - информация в числовой форме;
    • иконографические (картины, фотодокументы) - информация в виде изображения;
    • фонетические (грампластинки, магнитофонные записи) - информация в звуковой форме;
    • видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные) - информация в комбинированных формах.

По уровню официальности выделяют документы:

  • официальные - документы, созданные от имени официальных органов (постановления органов государственной власти, статистические данные, архивные материалы, деловая переписка);
  • полуофициальные - в определенных условиях могут стать официальными (заявления, протоколы, жалобы и т.д.);
  • неофициальные (личные) - письма, дневники, рукописи, рисунки, фото- и кинопленки и т.д.).

По срокам хранения документы могут быть:

  • долговременные (постоянные архивы);
  • кратковременные (текущие архивы);
  • временные (сроки хранения непродолжительные или вовсе не определены) .

Метод анализа документов связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов:

  • 1) традиционного, предполагающего известный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания, просматривания;
  • 2) формализованного, связанного с количественным подходом к изучению документальных источников и получившего название «контент-анализ».

Контент-анализ - это метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, темы, имена известных людей и др. Этот метод был создан американским социологом Гарольдом Лассуэллом (1902-1978) . Контент-анализ целесообразно применять, когда требуется высокая степень точности или объективности анализа.

4. Социологический эксперимент - метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в исследуемый объект и проверки выдвинутой гипотезы.

По характеру исследовательских процедур эксперимент делится на:

  • реальный - когда проверка гипотез осуществляется путем планомерного управления условиями социальной жизни;
  • мысленный - проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них.

По специфике поставленной задачи выделяют эксперимент:

  • научный - проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе не доказанные пока;
  • прикладной - нацелен на получение практического эффекта;
  • однофакторный - проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной;
  • многофакторный - проверяется гипотеза о следствиях воздействия целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии делятся на:

  • лабораторные - исследование в искусственно созданной обстановке, позволяющей добиться высокой степени точности в наблюдении за поведением объекта исследования;
  • полевые - характерна максимально естественная ситуация.

В эксперименте обычно выделяются два вида групп: экспериментальные и контрольные.

Экспериментальная - это группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором.

Контрольная - это группа, идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментального фактора.

Экспериментальный фактор (независимая переменная) - условие или система условий, которые целенаправленно вводятся социологом . Социологический эксперимент чаще всего рассматривается как метод проверки научной гипотезы.

Кроме рассмотренных основных методов при проведении социологических исследований также используются еще два метода: социометрический опрос и социологический тест.

Социометрический опрос (социометрия) - метод выявления межличностных отношений в группах и коллективах с помощью процедуры выбора желательных и отклонения нежелательных партнеров в совместной деятельности.

Суть данного метода, созданного американским психологом Якобом Леви Морено (1889-1974), заключается в сборе информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного членами малой группы по тому или иному критерию. Критерии социометрических исследований формируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности.

При этом выбираемые критерии должны отвечать следующим требованиям:

  • 1) быть значимыми для коллектива;
  • 2) предоставлять право выбора.

Социометрическое исследование проводится в следующем порядке:

  • исследователь четко обозначает границу группы;
  • каждому члену группы выдают список всей группы и предлагают сделать выбор. Учитывая определенные критерии, респонденты отмечают напротив фамилии значками свой выбор;
  • на основе матрицы строится социограмма (схема межличностных отношений).

Социологический тест - метод, позволяющий получить скрытые, латентные свойства изучаемых объектов.

Таковы основные методы сбора социологической информации и способы их применения. Выбор конкретного метода исследования может зависеть от специфических особенностей объекта исследования, а также от степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, целей и задач проводимого исследования, возможностей социолога или социологической группы.

В большинстве социологических исследований для обеспечения надежности и достоверности полученных данных обычно применяется не один, а несколько методов сбора информации.

Опрос. Около 70% социологических исследований базируется на опросах. В социологии используются различные виды опросов, различающихся по своей технике. Опросы бывают: анкетными (очными и заочными ) и устными. Устный опрос - это интервью . Оно может быть свободным , стандартизированным , телефонным . Кроме того, существует социометрический опрос. Он используется для исследования системы взаимоотношений в малых группах, для выявления социально значимых личностных характеристик членов малой группы и межличностных отношений в малой группе. В результате проведения социометрического опроса составляется социограмма группы, в которой определяется место каждого ее члена.

Анкетирование - один из основных методов получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной (очной) или опосредованной (заочной) связи между исследователем и респондентами с целью получения от последних необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Таким образом может быть собрана информация о социальных фактах (действиях и состояниях), мнениях и оценках людей и социальных групп.

Чтобы использовать опрос как метод исследования, необходимо знать, о чем спрашивать и как спрашивать. Основной инструмент опроса - анкета - система вопросов, объединенная единым исследовательским замыслом. Она имеет устоявшуюся структуру и состоит из частей:

1. Вводная - обращение к респонденту, где говорится о целях и задачах исследования, о правилах заполнения анкеты, о гарантиях анонимности и об использовании результатов опроса. Важно установить психологический контакт с респондентом и сформировать у него мотивацию на работу с анкетой.

2. Основная часть - вопросы, связанные с предметом исследования, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы и ответы на них и составляют основное содержание социологического исследования.

3. Паспортичка - вопросы об основных социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, профессия, место учебы/работы, уровень доходов), необходимых для их соотнесения с ответами на основные вопросы.

В анкетах используются различные типы вопросов, которые можно классифицировать по разным основаниям. Они различаются по структуре:

а) открытые, которые предполагают ответ на вопрос в свободной форме в пределах границ содержания вопроса;

б) закрытые, в которых предлагается определенный набор готовых ответов на вопрос и респонденту необходимо выбрать правильные (от 1 до 5–7 вариантов ответов);

в) полузакрытые, в которых предлагается определенный набор готовых ответов, но допускается и вариант свободного ответа в формулировке респондента.



Достоинством открытых вопросов является то, что ответы на них могут быть более точными, так как формулирует их сам респондент. А недостатком является то, что ответы трудно формализовать для обработки с помощью вычислительной техники. Закрытые же вопросы удобны для машинной обработки, но они не всегда точны. Эту проблемы снимают полуоткрытые вопросы.

Вопросы различаются по функциям. Они могут быть: основными, которые связаны с основным содержанием исследования; контрольными (служат для проверки объективности ответов на основные вопросы); «ловушками» (используются для выявления искренности респондента); фильтрующими (позволяют разделять группы респондентов по интересующим социолога признакам); контактными (могут и не давать значимой социологической информации, но направлены на установление психологического контакта с респондентом).

По форме различают вопросы: прямые (обращены непосредственно к личности); косвенные (о мнениях); прожективные (предполагают оценку некоторой воображаемой ситуации или действия респондента). По сравнению с прямыми вопросами психологически лучше воспринимаются косвенные.

При составлении анкеты необходимо учитывать следующие правила:

1. Основной и контрольный вопросы должны перемежаться другими, чтобы респондент не улавливал связи между ними.

2. Реальная ситуация контролируется прожективной.

3. Косвенные вопросы контролируют ответы на прямые, а открытые - на закрытые.

4. Контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования.

5. Вопросы надо формулировать так, чтобы было желание давать на них полную и объективную информацию.

6. В вопросе-меню необходимо соблюдать пропорцию в подборе положительных и отрицательных суждений.

7. Язык анкеты должен быть понятен респонденту и близок к разговорной речи.

8. В анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстрактных и многозначных терминов.

9. В одном варианте ответа не должно содержаться сразу несколько идей.

10. В анкете не должно быть пустых, риторических и праздных вопросов.

11. Вопросы следует ставить корректно, вежливо. Анкета должна выражать уважительное отношение к респондентам.

12. Анкета должна быть аккуратно оформлена, структурно продумана.

Наблюдение. Данный метод используется в разных науках. В социологии наблюдение - это систематическое непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрация социально значимых фактов. Как научный метод наблюдение предполагает четкую фиксацию цели, задач и процедуры наблюдения. В программе наблюдения фиксируется предмет, объект, ситуация наблюдения, выбор способа регистрации результатов наблюдения и их обработки, интерпретации.

В социологии используются различные виды наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя наблюдение может быть включенным (наблюдатель включен в объект, социальную группу) и не включенным (поведение и действия людей и групп наблюдается со стороны, наблюдатель не входит в исследуемую социальную группу). Включенное наблюдение может быть явным (группа знает, что находится под наблюдением социолога) и неявным (группа не информирована о наблюдении). Явное наблюдение может изменять естественное поведение наблюдаемого, что является недостаткам этого вида наблюдения. В зависимости от регулярности наблюдение может быть систематическим и случайным. По месту проведения наблюдение может быть полевым и лабораторным.

Достоинством наблюдения как метода сбора первичной социологической информации является то, что оно позволяет осуществлять исследование одновременно с развитием событий, процессов, явлений. А недостатком является то, что не все явления доступны наблюдению. Например, мнения, оценки наблюдать невозможно. Наблюдение также всегда ограничено во времени, оно не может быть повторным, так как социальные ситуации и объекты постоянно изменяются.

Наблюдение, как правило, используется на начальных этапах исследования для уточнения проблемы, фиксации каких-либо социально значимых характеристик. Обычно этот метод используется как вспомогательный.

Социологический эксперимент. Эффективным методом сбора первичной социологической информации является эксперимент . Он позволяет получить уникальную информацию, добыть которую другими методами невозможно. Он используется в социологии, как и в других науках, и для проверки гипотез. В эксперименте определенная группа помещается в необычную экспериментальную ситуацию, то есть подвергается воздействию какого-либо фактора с тем, чтобы проследить направление, величину и устойчивость интересующих социолога характеристик.

Эксперименты в социологии можно классифицировать. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты могут быть: полевыми и лабораторными. По логической структуре доказательства они могут быть: линейными и параллельными. Различие последних в том, что в линейном эксперименте участвует одна группа и сравнивается состояние этой группы до и в процессе воздействия экспериментального фактора; в параллельном участвуют две группы, одна из которых является контрольной.

Метод анализа документов. В процессе своей социальной деятельности люди создают огромную массу документов, поэтому документы являются важным и значимым источником первичной социологической информации. Документы могут быть очень разнородными, в них содержится информация различной степени полноты, объективности и достоверности. Не все документы заслуживают доверия, но даже искаженная информация может быть социально значимой, если сам факт искажения очевиден.

Документы систематизируются по разным основаниям. По статусу они делятся на официальные (государственные, документы организаций, предприятий, статистические данные, планы, отчеты, приказы, распоряжения, протоколы, договоры); неофициальные (дневники, письма, автобиографии). По форме изложения - текстуальные (вербальные); статистические; идеографические (символические). По функциональным особенностям - информативные; регулятивные; коммуникативные; культурно-просветительские (ценностно-ориентированной направленности). По способу фиксации - письменные; иконографические (картины, фото); фонетические (звуковая запись); аудиовизуальные (кино‑ и видеозапись); документы на технических (машиночитаемых) носителях. По характеру информации - первичные; вторичные (строятся на основе обработки и обобщения первичных документов).

Очень важен отбор документов. Он определяется программой исследования, проблемами исследования, различными критериями, учитывающими степень их объективности.

В социологии используются два вида анализа документов - традиционный (качественный) анализ и контент-анализ. Традиционный (качественный) анализ - это анализ содержания документов (фактов, оценок, мнений, содержащихся в них), а также поиск ответов на вопросы: что представляет собой документ (стандартизированный он или уникальный)? кто его автор и какова цель его создания? какова надежность документа и достоверность содержащейся в нем информации? достаточна ли информация, содержащаяся в документе и какова степень ее полноты? Традиционный анализ - это достаточно трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации исследователя. На его основе невозможно обрабатывать большие массивы документов.

Для обработки больших массивов документов (подшивок газет и журналов, писем и т.д.) используется контент-анализ - формализованный метод, который позволяет использовать малоквалифицированный труд и возможности современных информационных технологий.

Контент-анализ начинается с выделения двух единиц исследования:

· смысловой единицы (ею может быть слово, понятие, имя, тема, идея);

· единицы счета (например, количество слов, площадь текста, время демонстрации сюжета на телевидении или время звучания темы на радио и т. д.).

Контент-анализ позволяет фиксировать социальную актуальность явлений, отражать набор мнений по социально значимым вопросам и проблемам.


СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Агрегация некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Аналитическое исследование исследование, имеющее целью не только описание структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и выявление причин, лежащих в основе данного явления или процесса.
Анкетный опрос (анкетирование) письменное обращение к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.
Аномия нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей и вызванное противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть) и невозможностью их достижения законными средствами.
Бихевиоризм направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы).
Большая группа группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов.
Бюрократия организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты, и образующих иерархию управления.
Вертикальная мобильность перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение.
Взаимодействие личности и общества взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой - воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.
Вторичная группа социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.
Вторичное отклонение отклонение от существующих в группе или обществе норм, которое социально определяется как девиантное.
Выборка процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющей делать вывод обо всем множестве элементов.
Горизонтальная мобильность переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне.
Государство исторически сложившаяся организация политической власти, организующая, направляющая и контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями.
Гражданское общество общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Движения реформ движения, имеющие целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации.
Девиантное поведение исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам.
Детерминизм учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
Задачи исследования круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
Закон классификации наук каждая новая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной.
Закон трех стадий развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивной.
«Идеальный тип» искусственно сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.
Изменение процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.
Индустриальная социология прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства.
Индустриальное общество сложное общество с основанным на промышленности способом хозяйствования, с динамичными, гибкими и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества.
Инновация комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.
Инструментарий исследования совокупность методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах и представленных в форме разнообразных документов.
Интервьюирование (интервью) метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Интерпретация понятий теоретическое уточнение основных (исходных) понятий.
Квазигруппа спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида.
Коллективное поведение массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.
Культура специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культурные течения процесс, в ходе которого определенные перемены медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным.
Кумулятивный характер социальных изменений накопление постепенных, медленных, плавных количественных преобразований, которое ведет к переходу социального объекта или социальных отношений в качественно иное состояние.
Личность целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Малая группа небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных устойчивых личных контактов, а участники объединены общей деятельностью, что является основой для возникновения определенных эмоциональных отношений и особых групповых норм, ценностей, способов поведения.
Массовое социальное поведение образ жизни и действий большого количества людей, оказывающие существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества.
Материалистическое понимание истории концепция, исходящая из того, что способ производства (производительные силы и производственные отношения), а вместе с ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя.
Методика социологического исследования совокупность операций, процедур, приемов установления социальныхфактов, их обработки и анализа.
Миграция смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна), которое приводит к перемене их социального статуса.
Народные массы социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.
Натурализм в социологии теоретико-методологическая ориентация этой науки на методыестественных наук.
Нация тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований.
Неформальная организация спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, взаимодействий, являющаяся продуктом межличностного общения.
Номенклатура перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган.
Нормативная (базисная) личность принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
Общественно-экономическая формация сложившаяся на основе данного производства конкретно-историческая форма бытия общества.
Общество исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Объект социологического познания общество.
Обычаи унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов.
Операционализация понятий совокупность операций, с помощью которых исходные понятия, используемые в социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.
Описательное исследование исследование, имеющее целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывающее довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам.
Парадигма признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решения.
Партикулярная идеология идеология, выражающая интересы не большинства населения, а корыстные и своекорыстные интересы узких групп.
Первичная группа разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов.
Первичное отклонение поведение, которое частично соответствует принятым в обществе культурным нормам.
Поведение процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Поведение личности внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества.
Постиндустриальное (информационное) общество общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг.
Правовая норма стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами.
Предмет социологии совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
Программа социологического исследования документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования.
Простое общество общество, в котором составные части однородны, в котором нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции слабо дифференцированы и взаимозаменяемы.
Психологизм в социологии попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений.
Психологическая социология направление в русской социологии конца XIX - начала XX веков, определявшее социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов поведения.
Публика большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы.
Разведывательное исследование предварительное исследование, проводимое с целью получения первичной информации об изучаемом явлении или процессе, первичной информации об изучаемом явлении или процессе, проверки и уточнении всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив.
Революционные движения движения, стремящиеся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.
Революционные социальные изменения в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, носящие всеобщий характер и опирающиеся на насилие.
Регрессивные движения организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений.
Репрезентативность свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
Референтная группа реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Рефлексивное управление способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому.
Ритуал совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т. д.
Ролевое исполнение фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Ролевое ожидание ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т. е. типичное поведение для людей данного статуса в данной социальной системе.
Ролевой конфликт столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей.
Семья группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
Символический интеракционизм направление в социологии, сосредоточившееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.
Синтетические теории социальных изменений теории, которые тесно увязаны с историческими, философскими, экономическими, нравственными и другими мировоззренческими представлениями.
Сложное общество общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
Случайная выборка метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности.
Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
Социальная группа совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
Социальная дезорганизация состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Социальная дистанция восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.
Социальная дифференциация различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.
Социальная закономерность объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной системы или отдельных его подсистем.
Социальная мобильность изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества.
Социальная общность реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
Социальная организация определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формирующих высокоформализованные структуры.
Социальная позиция (статус) соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.
Социальная реформа преобразование, изменение, переустройство, осуществляемое с помощью новых законодательных актов.
Социальная роль образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
Социальная система структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование.
Социальная среда совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
Социальная стабильность воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках целостности самого общества.
Социальная стратификация разделение, расчленение совокупности людей (населения) на социальные слои (страты) в иерархическом порядке, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Социальная структура общества внутреннее устройство общества, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных элементов, т. е. индивидов, взаимодействующих между собой и занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с действующей системой норм и ценностей.
Социальная структура организации совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных отношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.
Социальная установка ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в положительной или отрицательной реакции на него.
Социальная структура определенный способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.
Социальное взаимодействие любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени.
Социальное движение массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.
Социальное действие простейшая единица социальной деятельности.
Социальное неравенство условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж.
Социально-исторический детерминизм один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.
Социально-классовая структура общества совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты).
Социальные изменения переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.
Социальные классы большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам общественного богатства.
Социальные нормы правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от членов любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.
Социальные связи связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени.
Социальные слои социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам-доходам, престижу, уровню образования, культуры и т. п.
Социальный дарвинизм направление в социологии, провозгласившее закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов общественной жизни.
Социальный институт относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Социальный контроль способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т. ч. правового) регулирования.
Социальный конфликт социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречий в отношениях и действиях людей, детерминируемый, прежде всего, объективными закономерностями развития общества.
Социальный механицизм направление, возникшее в XIX веке на ранней стадии развития социологии, и являющееся одной из крайних форм позитивизма.
Социальный органицизм методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого.
Социальный порядок система, включающая индивидов, взаимосвязи между ними, привычки и обычаи, действующие незаметно и способствующие выполнению различных видов деятельности, необходимой для успешного функционирования данной системы.
Социальный прогресс тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она в целом или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик.
Социальный эволюционизм попытка глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры.
Социологический метод собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания.
Социологическое исследование система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.
Социология знания концепции, в основе которых лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов.
Социометрия метод, предложенный Дж. Морено для описания системы межличностных отношений в малых группах.
Стабильность способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие.
Статусные группы группы людей, в разной мере пользующихся почетом и уважением и имеющие неодинаковый социальный престиж.
Структурализм в социологии применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры.
Структурно- функциональный анализ господствующее направление в американской социологии после Второй мировой войны, согласно которому главная задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы.
Субъективная социология в России направление в российской социологии конца XIX - начала XX веков, считавшее личность ведущим фактором социального прогресса.
Теории социального конфликта направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития.
Теории среднего уровня понятие, введенное американским социологом Р. Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями.
Теория социального обмена направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.)
Толпа контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания.
Традиционное (доиндустриальное) общество общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции.
Традиция механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.
Утопические социальные движения движения по созданию идеальных, совершенных систем.
Феноменологическая социология направление в социологии, разновидность понимающей социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов.
Формальная организация способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко определены установлениями независимо от личностных характеристик.
Функциональный подход в социологии (функционализм) один из основных социологических подходов, сущность которого состоит в выделении исследуемого социального объекта как целого, его элементов, определении их места, значения, функций, членов, занимающих эти позиции.
Цель исследования конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы.
Ценностная ориентация осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
Ценность свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Циклы определенная совокупность явлений и процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот, происходящий в течении определенного промежутка времени.
Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Чикагская школа в социологии одна из школ в социальных науках, занимавшая доминирующее положение в американской социологии в период 1915–1935 гг.
Эволюционные социальные изменения постепенные, медленные, количественные преобразования социальных объектов или отношений, имеющие кумулятивный характер.
Эмпиризм познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению социальными процессами.
Эмпирическая социология обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т. д.
Этническое меньшинство совокупность людей, с которыми обращаются иначе, чем с другими членами общества из-за характерных для них физических и культурных особенностей.
Этнометодология направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и антропологии в общую методологию социальных наук.
Язык понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Коррелятивный - соотносительный.

Интегральный (от интеграция - процесс, имеющий своим результатом целостность) - объединяющий, восстанавливающий.

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов ;
  • социологическое наблюдение ;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент ;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты ).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации , передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами , которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации , осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения . Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем , а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение ;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью , т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито. Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение - наблюдатель регистрирует факты своих действий , состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом , вытекающие из целей и задач . Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения , а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид . Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных . Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса -анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса . Основание выделения этого вида — качество респондентов.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер . Его функция состоит в том , что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур , что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса - экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой . Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Социально-психологические методы в социологии. Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряютличностные свойства, и методики, измеряющие групповые свойства .И те и другие называют тестами.

Тест - это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции :

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;
  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;
  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.