Сколько танков т 14 на вооружении. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. История и предпосылки создания нового танка «Армата»

Янв 21, 2015

Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.

Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата», которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части, а также оптимизировать расходы на производство танков и бронемашин.

Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

ТТХ танка Армата Т-14

  • Боевая масса 48 тонн
  • Экипаж — 3 человека
  • Бронирование
    — комбинированная многослойная броня
    — комплекс активной защиты Афганит
    — динамическая защита Малахит
  • Вооружение
    — Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
    — Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
    — Пулемёты — 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
  • Двигатель
    — многотопливный А-85-3А (12Н360)
    — Мощность двигателя 1500 л.с.
  • Скорость по шоссе — 80 — 90 км/ч
  • Скорость по пересечённой местности — около 70 км/ч
  • Запас хода по шоссе — свыше 500 км
  • Удельная мощность — 31 л. с./т
  • Тип подвески — активная.

Многоуровневая защита танка Армата

Главной особенностью танка Т-14, является необитаемая башня танка — экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.

Расположение узлов и модулей Арматы

Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.

На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.

Башня танка Т-14 Армата

Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.

Комплекс активной защиты «Афганит»

Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.

Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.

Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).


Фотография Vitaly V. Kuzmin

Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.

Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.

Новая сталь для брони танка Армата

Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.

Ходовая часть и двигатель Арматы

Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском , разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).

У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!

Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики — необходимость ремонта определяет электроника.

В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков , они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.

Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом», модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.

Гусеничная платформа Армата — универсальный боевой трансформер

«Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:

  1. Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
  2. БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) Боевая машина пехоты;
  3. БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
  4. БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
  5. TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
  6. ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
  7. 2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
  8. УСМ-А1 - система минирования;
  9. УМЗ-А - минный заградитель (проект);
  10. МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
  11. МТ-А - мостоукладчик (проект);
  12. ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).

Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.

Любопытно будет увидеть сравнение танка Армата с иностранными образцами, например Армата против Абрамса, Леопарда, Меркавы… кстати, вот ссылка на .

Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 — 2300 единиц.

(331 votes, average: 4,91 out of 5)



  • Вопроса

    Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

    Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

    Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

    Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.

    В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»). Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

    Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

    Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

    Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

    Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

    С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ").

    В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

    Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.

    Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

    С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

    Компоновка

    Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления , установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

    При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
    железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

    Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств технического зрения считается важным качеством. Подробнее - Разработки перспективного танка в США.

    Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

    Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

    Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

    Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


    видеосмотровое устройство и блок кнопок управления


    Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа


    Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

    Слева на фото пульт наводчика.

    Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
    Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

    Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
    Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


    Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

    На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами


    Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).

    Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

    Именно на этих устройствах основано управление танком.

    Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

    Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы


    Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


    Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

    Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения


    Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа

    Защита

    Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

    Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

    Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

    Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.


    Схематическое изображение общей компоновки
    танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)

    Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

    Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

    Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

    Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.


    ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

    Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

    Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивных боеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

    Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

    Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

    Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

    Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

    Комплекс защиты танка от ВТО

    По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

    Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках


    Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора

    Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает


    Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн

    Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали


    Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
    Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

    Огневая мощь

    На танке установлена 125мм пушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

    7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

    Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


    Схема АЗ необитаемой башни.

    Снаряды и заряды располагаются вертикально.

    Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

    Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

    Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60°). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

    Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

    Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

    Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханический с электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

    Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
    Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

    Подвижность


    «Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

    Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

    Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

    Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

    Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.

    торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.

    Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

    Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


    1 - направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 – опорные катки; 4 - поддерживающие катки;
    5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


    Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»

    Оценка проекта

    Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

    Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

    Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

    Эргономика соответствует современным требованиям.

    Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

    Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

    И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.

    Технические характеристики Т-14

    • Компоновочная схема лафетная
    • Масса 48-53 тонны (в зависимости от комплектации)
    • Экипаж 3 человека
    • Двигатель предположительно А-85-ЗА мощностью 1500 л. с.
    • Скорость на шоссе до 90 км/ч
    • Запас хода по шоссе 500 км
    • Вооружение гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М, пулеметы «Корд» и ПКТМ
    • Броня комбинированная многослойная
    • Активная защита «Афганит»
    • Динамическая защита «Малахит»

    Самым долгожданным из новых образцов стал основной боевой танк (ОБТ) на базе «Арматы», получивший индекс Т-14. Появление его на параде Победы анонсировали еще много лет назад, и все с нетерпением ожидали дебюта. Несмотря на заминку во время репетиции парада, новую машину публика восприняла с трепетом. И дело даже не в пугающе-футуристичном облике. Просто новинки в этой области появляются редко, и каждая из них приковывает к себе пристальное внимание.

    Новый танк имеет ряд особенностей, присущих исключительно ему (во всяком случае если мы говорим о серийных машинах). Во-первых, боевой отсек Т-14 необитаем, а все три члена экипажа располагаются в бронекапсуле в передней части ОБТ. Во-вторых, машина имеет продвинутый комплекс активной защиты и радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). В-третьих, в будущем танк может получить новое оружие, в частности, пушку калибра 152-мм вместо штатного 125-мм орудия.

    Чтобы обеспечить хорошую осведомленность, Т-14 буквально напичкали датчиками. Создатели заявляют, что радар может отслеживать 40 наземных и 25 воздушных целей на дальности до 100 км. Комбинированная многослойная броня включает в себя бронесталь марки 44С-СВ-Ш и другие новые материалы. Динамическую защиту можно снять или, наоборот, оборудовать новыми модулями.

    Мифы и реальность

    Еще до того, как танк был представлен, вокруг него появилось множество мифов. Например, что Т-14 — штучный образец, который никогда не пойдет в серию. В доказательство приводят закрытые программы прошлых лет. И правда, еще в 1990-е годы существовал проект «Черный орел». Этот ОБТ имел много конструктивных новинок, но от него отказались по финансовым причинам. Но сегодня другое время, и, если не будет форс-мажоров (например, возможного банкротства производителя Т-14 «Уралвагонзавода»), танк запустят в серию.

    Еще одним предметом критики стала стоимость ОБТ. Если последние модификации Т-90 стоят около 4 млн долларов, то цена нового танка составит 6-8 млн. Ряд экспертов полагает, что армия не потянет столь дорогой танк. На самом деле стоимость Т-14 сравнима с западными аналогами. Например, последние модификации американского М1 Abrams обходятся армии США в 6 млн, а контрактная цена французского Leclerc и вовсе доходит до 10 млн долларов.

    По удельной мощности Т-14 и правда превосходит зарубежные аналоги. Так, немецкий Leopard 2А6 при намного большей массе (62 тонны против 48-ми) имеет такую же мощность (1500 л. с). Но современный танк — это не только броня, двигатель и орудие. Это множество сложных электронных и оптических систем, которые должны работать как единое целое. Удалось ли российским разработчикам достичь уровня технической оснащенности западных машин — вопрос. Отечественная электроника никогда не считалась передовой, а политика может повлиять на международное сотрудничество в этой сфере.

    Указывается, что Т-14 имеет «революционную» схему расположения экипажа, но это тоже не совсем так. В Америке еще в 1980-е годы на базе танка М1 был создан ОБТ с размещением экипажа в передней части и необитаемой дистанционно управляемой башней. Тогда же похожую концепцию разрабатывали немцы. Были и другие попытки создать замену традиционным танкам, однако все они закончились ничем.

    Проблема заключалась не только в сложности нового подхода, но и в том, что классическая схема казалась более привычной и продуманной. Взглянем в качестве примера на новый танк. Т-14 имеет два люка на троих членов экипажа, и оба они размещены в передней части ОБТ. Но что если нос танка окажется под водой или на него упадут части рухнувшей постройки? Не окажется ли экипаж в ловушке в такой, казалось бы, привычной для танкистов ситуации? При классической компоновке люди могут быстро покинуть машину через башню, а в случае с Т-14 такой возможности просто нет. Не способствует размещение бок о бок и большему комфорту (а ведь именно «стесненность» экипажа всегда считалась чуть ли не главным бичом отечественных ОБТ).

    С другой стороны, концепция Т-14 резко повышает выживаемость танкистов, и теперь уничтожение башни совсем не означает гибель людей. Автомат заряжания и боекомплект изолированы друг от друга, и при попадании в боевой отсек детонации всего боезапаса не произойдет.

    Увеличивать живучесть танка призвана и новая активная защита. Установленная на Т-14 КАЗ «Афганит» может спасти машину от снарядов и противотанковой управляемой ракеты. После обнаружения угрозы радаром срабатывает контрбоеприпас, который может перехватить цель, летящую со скоростью до 1700 м/с. Кроме того, имеются маскирующие элементы, которые срабатывают одновременно и создают завесу, блокирующую системы лазерного и ИК-наведения.

    В теории КАЗ эффективен, но на практике этот принцип связан с рядом проблем. Любой танк, будучи крупной и малоподвижной машиной, де-факто является идеальной мишенью для современного оружия. Никакая активная защита не сможет спасти его от множества управляемых бомб и ракет. Добавим, что современные противотанковые средства, такие как самонаводящиеся суббоеприпасы BLU-108/B или ПТРК Javelin, поражают слабозащищенную крышу танков, и противодействовать им очень сложно.

    Иными словами, выживаемость Т-14 в боевых условиях будет зависеть от многих факторов, среди которых защита самого танка на первом месте не стоит. В наше время ОБТ вообще перестали быть первой скрипкой на поле боя и выполняют, скорее, вспомогательные функции.

    Интересный момент связан с главным калибром. В мае заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что у Т-14 будет новая 152-мм пушка и снаряд, «прожигающий до одного метра стали». Среди других ОБТ машин с таким мощным орудием нет, и это неспроста. 152-мм снаряды весят намного больше снарядов калибра 120 и 125 мм. Для их перезарядки нужно больше времени, а ствол пушки в этом случае работает буквально на износ. Переход на калибр 152 мм может быть вынужденной мерой, поскольку старые советские 125-мм боеприпасы не эффективны против современной брони. В то же время, по мнению экспертов, западные снаряды аналогичного калибра могут весьма успешно поражать любую бронетехнику.

    В целом концепцию Т-14 нельзя назвать хорошей или плохой. Она просто другая, и только долгая эксплуатация покажет, насколько этот подход себя оправдал. Т-14 достаточно современная боевая машина, и при условии устранения «детских болезней» она сможет быть эффективной. Тем более что в танке заложен большой модернизационный потенциал.

    Похожей точки зрения придерживается и российский блогер, военный эксперт и сотрудник студии — разработчика симуляторов Eagle Dynamics Андрей Крюченко.

    — Проводить аналогию с западными машинами не стоит. Лучшие западные образцы были разработаны в 1970-1980-х годах прошлого столетия и, соответственно, технологически и концептуально берут свое начало из тех времен, — говорит он. — Было бы странным решение создавать новый танк, опираясь на концепцию стоящих на вооружении западных танков, ведь за прошедшие сорок с лишним лет появилось очень много новых технологий, особенно в области управления, передачи и обработки данных. Собственно, «Армата» — попытка эти технологии интегрировать в боевой машине. С одной стороны, использование этих технологий дает определенное количество преимуществ, с другой — при таком новаторстве неизбежны минусы.

    Разработчикам просто неоткуда было заимствовать готовые современные решения: с момента окончания холодной войны развитие бронетанковой техники в мире практически остановилось, поэтому многие решения в танке являются неопробованными и рискованными. Армии можно было, конечно, закупать вместо Т-14 танк Т-90АМ. Но он несильно превосходит своих предшественников по всем параметрам. Поэтому закупка Т-90АМ не очень рациональна, модернизация уже выпущенных Т-72 и ранних Т-90 до уровня Т-72БЗ или Т-72Б2 видится более разумным решением. В целом Т-14 получился очень спорным. Будет ли танк успешным — покажет время.

    Возможно вам будет интересно:


    Бронетанковая техника еще в ХХ веке стала главной ударной силой вооруженных сил любой страны. Мировые компании - производители постоянно совершенствуют потенциал боевых машин. Россия не стоит в стороне, и танк Т-14 «Армата» стал одной из самых совершенных моделей. Его тактико-технические характеристики (ТТХ) и боевые возможности интересуют как специалистов, так и всех неравнодушных людей.

    История создания танка «Армата»

    Модель Т-14 «Армата» относится к танкам 4-го поколения. В ней сделана попытка реализации идеи необитаемой башни и сетецентрической концепции. Танки способны участвовать в действиях целого тактического звена, подчиненного одной комплексной системе управления. В будущем их можно комплектовать устройствами с искусственным интеллектом, обеспечивающими работу в автоматическом режиме.

    Разработчиком танка является ОАО «Уралвагонзавод», использовавшее лучшие наработки СССР и РФ в области танкостроения. Работы начались в 2010 году и базировались на проекте танка Т-95. В новой машине, например, применен его лафетный принцип башенной компоновки. Проектирование велось в сжатые сроки, в условии жесткой конкуренции с американской программой «Боевые системы будущего».

    Перед разработчиками была поставлена задача создания основной машины для бронетанковых войск. В основу была положена универсальная платформа «Армата», на которой могут базироваться не только танки, но и БТР, БМП, САУ, машины боевой поддержки и т.п. Уже в 2017 году в войска начала поступать такая техника. Одновременно создавались сетецентрические комплексы, включающие танки Т-14, БМП Т-15 тяжелого класса, САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты. Танк запущен в серийное производство, а впервые был представлен на Параде Победы в 2015 году.

    Тактико-технические характеристики танка Т-14

    Помимо того, что танк Т-14 обладает значительной боевой мощью, скорострельностью и точностью стрельбы, он способен выполнять сетецентрические задачи: разведка, целеуказание, дистанционное управление через единую систему управления. В боевых условиях машина получает оперативные данные онлайн и обеспечивает автоматическое определение баллистических параметров для управления огнем всего тактического звена.

    Основные преимущества танка:

    • использование универсальной платформы;
    • размещение танкистов в бронированной капсуле, отдельно от отсека с боекомплектом;
    • возможность эксплуатации при необитаемой башне;
    • применение РЛС импульсно-допплеровского типа, надежно и быстро определяющей вектор скорости цели;
    • активная защита, способная защитить от боеприпасов различного типа.

    Основные ТТХ танка:

    • масса в боевой комплектации – 48 т;
    • численность экипажа – 2-3 человека;
    • многослойная броня с комплексной защитой «Афганит» и динамической защитой «Малахит»;
    • мощность двигателя – 1600 л. с.;
    • скорость передвижения по шоссейной дороге – до 90 км/ч, по бездорожью – 70-75 км/ч;
    • ходовой запас (шоссе) – не менее 500 км;
    • дальность стрельбы – до 8 км;
    • возможность стрельбы в движении;
    • боекомплект – 45 снарядов.

    На танке предусмотрена система для запуска и управления беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль», обладающая автономной РЛС и прицелом инфракрасного типа. В задачу беспилотника входят разведка и целеуказание.

    Конструкция Т-14

    В танке предусмотрена классическая компоновка основных элементов, когда силовая установка (моторно-трансмиссионный отсек) размещена в задней, кормовой части машины. Спереди располагается отделение управления с местами для экипажа, приборами и устройствами для управления. Боевой отсек находится в центре. Здесь размещена башня, отсек с боекомплектом и устройство для автоматического заряжания.

    Платформа, силовая установка и подвеска

    Основой танка является гусеничная платформа-трансформер тяжелой категории «Армата». Эта разработка «Уралвагонзавода» может использоваться в других типах тяжелой бронетехники. Универсальность обеспечивается модульной конструкцией, когда элементы можно переносить в различные зоны, изменяя компоновку.

    Силовая установка оснащена дизельным Х-образным двигателем типа А-85-3А (12Н360) производства ЧТЗ. Он имеет 12 цилиндров. Мощность может изменяться в диапазоне 1100-1600 л. с. Достигается удельная мощность 31 л. с. на каждую тонну массы. Важная особенность – быстрота замены двигателя, что необходимо в боевых условиях. Для такой операции достаточно 30 минут.

    В танке Т-14 применена подвеска активного типа. Она базируется на семи катках, установленных на лопастных амортизирующих элементах. Амортизаторы снабжены дифференциальным поворотным механизмом с гидрообъемным усилителем. Специальные датчики позволяют выявлять неровности местности и подавать сигнал на вертикальное перемещение катков. Активный принцип подвески устраняет сильное раскачивание машины при перемещении по неровностям, что значительно ускоряет захват цели электронной наводящей системой. По сравнению с прежними танками время захвата цели сокращается в 2,3 раза, а время поражения уменьшается почти в 1,5 раза.

    Ходовая часть включает автоматическую коробку передач с возможностью перехода на ручное переключение скоростей. Предусмотрено по восемь передач в переднем и заднем направлении (всего 16 передач). Запас хода обеспечивается вместительными топливными баками усовершенствованной конструкции. Они спрятаны под броню и имеют экран от кумулятивного поражения, при этом сами прикрывают двигатель, усиливая его защищенность. Выхлопные трубы расположены так, что выводимые газы нарушают видимость танка в инфракрасном спектре.

    Платформа снабжена электронной системой информации и контроля. Она сигнализирует о появлении неполадок в двигателе и ходовых узлах, необходимости проведения ремонта, проводит диагностику нарушений.

    Видео: анимационный ролик с ТТХ и обзором возможностей танка Т-14 «Армата»

    Вооружение

    Танк Т-14 оснащен современным вооружением, позволяющим поражать цели на земле и в воздухе. Для повышения эффективности стрельбы используется система управления огнем. Она обеспечивает точное определение координат цели, ее захват и сопровождение в автоматическом режиме, наведение вооружения, корректировку баллистических параметров стрельбы. Информацию снимают датчики, установленные на крыше танка. К ним относятся: приемники ГЛОНАСС и навигационные приборы; гироскоп угловой ориентации; датчики параметров ветра, температуры и влажности внешней среды, а также колебаний ствола при разогреве во время стрельбы.

    Орудие

    Основным орудием считается гладкоствольная пушка калибром 125 мм типа 2А82-1М. Стрельба производится дистанционно, заряжание – автоматическое. Дальность стрельбы составляет 7-8 км. Скорострельность – 11-12 выстрелов в минуту. Ресурс пушки увеличен за счет специального легирования внутреннего канала ствола. Автоматическое зарядное устройство позволяет увеличить длину снарядов до 100 см. Если сравнивать с аналогичными орудиями западных стран, то пушка танка Т-14 имеет повышенную ствольную энергию и более высокую точность стрельбы (в среднем на 18-20%).

    Достаточно легко танк переоснащается на пушку типа 2А83 калибра 152 мм. Это существенно повышает бронебойные способности, но при этом уменьшается боекомплект. В то же время эксперты считают, что калибр 125 мм вполне достаточен.

    Видео: выстрел из танка Т-14 «Армата» - кадры из боевого отделения

    Боеприпасы

    Пушка 2А82-1М может стрелять штатными снарядами, а также подкалиберными боеприпасами длиной до 1 м. Специально для бронетехники, в т. ч. для танка Т-14, разработаны усовершенствованные снаряды:

    • неуправляемые снаряды БПС «Вакуум-1» длиной 90 см;
    • снаряды «Тельник» с дистанционным подрывом в любой момент полета;
    • управляемый ракетный снаряд УРС 3УБК21 «Спринтер».
    • Кроме того, данное орудие способно стрелять через свой ствол ракетами типа «Рефлекс-М».

    Широкие возможности использования современных высокоэффективных боеприпасов открывает орудие калибром 152 мм. Штатными считаются неуправляемые снаряды типа «Грифель» с бронебойными способностями. Можно стрелять управляемыми снарядами типа «Краснополь», предназначенными для САУ.

    Учеными-оружейниками разработаны специальные управляемые снаряды, ТТХ которых пока закрыты. Эти активно-реактивные боеприпасы способны стрелять на расстояние свыше 30 км, способны обходить средства защиты и электронного противодействия противника. Особой бронебойностью отличаются последние разработки Госкорпорации «Росатом» с использованием обедненного урана. Среди новых разработок – осколочно-фугасные боеприпасы для поражения живой силы. В 2017 году заявлено о начале изготовления «интеллектуальных» снарядов, способных подрывать заряд над противником в нужном месте.

    Установка пушки 152 мм позволяет стрелять ракетами, предназначенными для ПТРК «Корнет» (ракета 9М133ФМ-3). Дальность ее поражения составляет 10 км, а бронебойность превышает 140 см. Ракета может поражать воздушные цели (вертолеты и самолеты, летящие со скоростью до 900 км/ч на высоте до 9 км).

    Пулемётное вооружение

    На танке Т-14 установлено и пулеметное вооружение. Прежде всего, это зенитный пулемет типа «Корд» (калибр 12,7 мм). Он размещен в индивидуальной башне с роботизированными механизмами, получающими сигналы от танковых радаров и тепловизоров. Управляется пулемет дистанционно. Он поражает воздушные цели на расстоянии до 1,5 км, даже при высокой скорости их перемещения. Зенитная установка имеет связь с системой активной зашиты танка, что дает возможность поражать реактивные снаряды.

    Второй пулемет типа ПКТМ спарен с орудием. Его задачей является поражение живой силы противника. Калибр составляет 7,62 мм.

    Комплексы защиты и броня

    Защита танка Т-14 обеспечивается специальными комплексами защиты, а также особой конструкцией брони башни, корпуса и отсеков. Она обеспечивает высокую живучесть машины в боевых условиях, защищенность экипажа и двигателя от поражения снарядами и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).

    Комплекс активной защиты «Афганит»

    Броня любой конструкции не способна гарантировать полную защиту машины и экипажа от поражения. Для повышения защитной функции на танке Т-14 устанавливается комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». В его задачу входит перехват различных боеприпасов на подлете. Работоспособность КАЗ обеспечивают радио-оптические радары дальнего предупреждения. Они включают четыре специальные импульсно-допплеровские панели, а также круговые пеленгаторы в ультрафиолетовом диапазоне (УФ-пеленгаторы). Панели засекают подлет боеприпасов (в т. ч. ракет), а пеленгаторы – вспышки при выстреле с ПТУРов.

    Принцип действия КАЗ основан на нескольких механизмах:

    • Отражение атаки с помощью поражающих элементов («ударное ядро»). Под броней находятся тумбы-дробовики, которые сбивают своими элементами боеприпасы, летящие со скоростью до 3 км/с.
    • Маскировка с помощью специальных «пушечек», размещенных на башенной крыше. На них подается сигнал от датчиков, и срабатывает устройство, обеспечивающее дымовую завесу в различных спектрах (например, инфракрасный спектр), выброс минидиполей для нарушения работы РЛС. С помощью этой системы блокируется лазерное наведение, в т. ч. поражение самонаводящимися боеприпасами.
    • Поворот башни. Активная защита предусматривает автоматическое поворачивание башни для установки наиболее защищенной броней зоны в направлении прилета снарядов.

    Применение КАЗ «Афганит» подразумевает соединение систем раннего обнаружения нападения и управления огнем для ответного удара.

    Комплекс динамической защиты «Малахит»

    Вторая ступень защиты танка Т-14 – комплекс динамического бронирования (КДБ) «Малахит». Он состоит из модулей, закрепленных на броне, которые подрываются дистанционно при приближении боеприпаса. Система эффективно защищает от бронебойных подкалиберных снарядов и ракет. Она способна разрушить и снаряды с меньшим количеством взрывчатого вещества до контакта их с броней танка.

    Подрыв происходит за счет сигнала от датчиков, в которых индуцируется ток от магнитного поля приближающегося снаряда. Система разработана НИИ Стали и относится к 4-му поколению защиты. В большинстве случаев КДБ согласован с КАЗ «Афганит», и его радар способен подать сигнал на упреждающее срабатывание заряда модуля.

    КДБ «Малахит» весьма эффективен против ПТРК типа Javelin при подлете ракеты под углом не более 65 градусов, а также практически полностью (до 96%) блокирует возможности РПГ. Важно отметить, что система защищает экипаж от поражения и часто спасает жизни людей, но взрывная волна от подрыва модулей и приближающихся боеприпасов способна обездвиживать машину и выводить приборы из строя.

    Бронирование башни, корпуса и отсеков

    Последний барьер для подлетающего снаряда – броня. На танке Т-14 внедрены последние технологические новшества, что позволяет существенно повысить ее эффективность. Бронирование башни танка выполнено в виде двух слоев – основная броня и противоосколочный кожух. Многие приборы и датчики располагаются в межслойном пространстве.

    С внешней стороны находится кожух, защищающий от осколочных, пулевых и фугасных поражений. Одновременно он глушит сигнал радара, что снижает эффективность радиолокации и самонаводящихся ПТУРов. Дополнительная функция кожуха – роль «Клетки Фарадея», которая призвана защитить приборы от электромагнитного поля. Этот элемент имеет разборную конструкцию, что упрощает доступ к приборным панелям.

    Основная броня башни выполнена из специальной бронестали марки 44С-СВ-Ш высокой прочности. Она получена путем электрошлакового переплава. Современная технология позволила снизить массу брони на 15% при увеличении прочности. По бронестойкости она приравнивается к гомогенной броне толщиной порядка 1000 мм при попадании подкалиберных снарядов и около 1600 мм при поражении кумулятивными боеприпасами.

    В броне башни применен принцип «вышибных панелей». Если внутри сдетонирует боекомплект, то взрывная волна частично погасится за счет выпадения нескольких модулей. После снижения давления взрыв не будет иметь достаточной разрушительной силы.

    Платформа «Армата» имеет мощную пассивную броню. Выделяются такие особенности:

    • Лобовое бронирование – композитная многослойная броня, выдерживающая попадание ПТУР калибром до 152 мм и бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) калибром до 125 мм.
    • Силовой отсек, сектор хранения боекомплекта и топливный отсек отделены друг от друга бронированными стенками.
      Защита топливного отделения

    Как было указано выше, топливный отсек отделен от других бронированными стенками. Дополнительные топливные баки (топливное отделение) покрыты наполнителем ячеистого типа. Кроме того, они закрыты броней и экраном против кумулятивных снарядов. Экипаж располагается в так называемой бронекапсуле. На самом деле капсулы нет, а отсек управления со всех сторон защищен броневыми перегородками.

    Днище корпуса имеет противоминную защиту. Оно имеет V-образное исполнение, что уже само по себе повышает прочность. Для большей надежности танк Т-14 снабжен миноискателем с дистанционным реагированием, а также обладает устройством для подрыва мин на расстоянии. Металл днища покрыт специальным материалом, способным поглощать взрывную волну. Такими же способностями обладают кресла для танкистов.

    Система обнаружения и наведения

    Основой системы разведки и наведения в танке Т-14 является радиолокационный комплекс, включающий РЛС с антенной в виде активной фазированной решетки (АФР). Ее можно считать составной частью КАЗ «Афганит». Подобные радары используются на боевых самолетах последнего поколения. Антенна размещена на башне и обеспечивает круговой обзор. Состоит она из четырех панелей. РЛС танка имеет возможность одновременно удерживать более 20 воздушных и 40 наземных целей. Дальность обнаружения составляет 100 км. Защита радара обеспечивается экраном, не пробиваемым пулями и осколками.

    РЛС танка способна определять траекторию полета снаряда, а по ней точку расположения орудия или пусковой установки. Полученные координаты передаются на компьютер, что далее дает возможность обеспечить высокоточное подавление огневых точек противника. Достаточно эффективно производится обнаружение воздушных целей. Радар определяет координаты летательного аппарата и траекторию его полета, сигнал передается на ЗРК типа «Оса», «Сосна» или «Стрела», и даже «Панцирь С1».

    Помимо указанной РЛС, на танке установлено два радара для обнаружения близких целей. Их основное отличие – сверхбыстрая реакция на обнаруженные объекты. Дополнительные радары нужны для борьбы с ПТУРами и БОПСами.

    Система наведения включает панорамный прицел в пулеметной башне. Он обладает системой, работающей в инфракрасном (ИК) диапазоне и отличающейся высокой точностью и чувствительностью, с криогенным охлаждением. С ИК-камерой совмещена система, действующая в диапазоне видимого света. Кроме того, установлен дальномер на лазерной основе.

    Вся пулеметная установка вместе с приборами наведения имеет возможность совершать полный оборот. Вращение оружия и прицела может осуществляться независимо или совместно.

    Прицел и дальномер совмещены с радаром, а информация о целях поступает на монитор компьютера командира танка. Лазерный прицел позволяет удерживать цель даже после создания помех для РЛС танка со стороны РЭБ противника. Полученная информация о наземных и воздушных целях поступает на командное устройство единой системы управления тактического звена (ЕСУ Т3), способное выбрать необходимое вооружение для подавления цели. У наводчика имеется свой сенсорный экран, на котором он может уточнить координаты наведения орудия.

    Кроме электронных систем наблюдения в танке предусмотрены оптические перископы. Ими могут пользоваться командир и механик-водитель. В темное время суток используются приборы ночного видения. Оптические приборы помогают ориентироваться при подавлении электроники противником.

    Дополнительно танк Т-14 оснащен камерами обзора с высокой разрешающей способностью. Всего на башне размещено шесть камер, обеспечивающих круговой обзор. Приборы имеют независимое питание и устройства для автоматической очистки от грязи. Они работают независимо от электроники танка и позволяют обнаруживать цели при отключенной РЛС. При необходимости камеры подключаются к КАЗ. Приборы имеют SWIR систему, дающую возможность работы в коротковолновом ИК-диапазоне. Это обеспечивает контроль в условиях задымления и густого тумана.

    Стелс-средства

    В войсках все чаще применяются способы маскировки, способные сделать военную технику невидимой для радаров противника и визуального наблюдения, т.е. стелс-технологии. В танке Т-14 используются следующие стелс-средства:

    специальное теплоизоляционное покрытие корпуса изнутри;
    маскирующая система распределения выхлопных газов;
    особая форма башни и платформы, включающая такое расположение плоских граней, которое снижает радиозаметность за счет рассеянного отражения;
    специальная покраска корпуса снаружи, при этом краска обладает способностью к радиопоглощению и защите от разогрева под действием солнечных лучей, чтоискажает магнитное и тепловое поля, наводящиеся на танке.

    Специальная система, установленная на танке Т-14, способна серьезно нарушить возможность его идентификации радарами противника. Она искажает образующиеся поля. Самонаводящиеся приборы ПТУРов запрограммированы на определенный образ танка, а потому при искажении сигнала ракета теряет цель. Искажающиеся сигналы передаются в радио- и ИК-диапазоне, а также обеспечиваются тепловыми источниками. Маскирующая система совмещена с КАЗ «Афганит». Для ее срабатывания используются сигналы от АФР-антенн. Постановка помех обеспечивается во все стороны, в т. ч. вверх для затруднения наблюдения воздушных разведчиков.

    Заключение

    Танки Т-14 «Армата» начали поступать на вооружение российской армии. Они принадлежат к 4-му поколению бронетехники и используют ультрасовременные системы защиты, определения и удержания целей, а также ведения прицельного огня. Танки предназначены для сетецентрической тактики ведения боевых действий, когда задействуется целый комплекс боевых машин. «Армата» превосходит своих зарубежных конкурентов по ряду ТТХ. Важно, что танк Т-14 имеет прекрасную перспективу превращения в беспилотный проект, когда машиной будут управлять роботы.

    )тактико-технические характеристики машин на базе гусеничной платформы "Армата" - танка Т-14 ("Объект 148") и тяжелой боевой машины пехоты Т-15 ("Объект 149"). Следует отметить, что достоверность ряда данных вызывает сомнения, и к материалу нужно отнестись с осторожностью.

    Как сообщает официальный сайт ОАО "НПК "Уралвагонзавод", Т-14 - единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» - новое слово в танкостроении, не имеет аналогов мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка.

    В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта. Эта мера дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта.

    Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

    Танк оборудован активной и динамической защитой, оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. По периметру башни и корпуса установлены оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз.

    Танк Т-14 ("Объект 148") на платформе "Армата" (с) ОАО "НПК "Уралвагонзавод"

    Предназначен для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений в качестве основного многоцелевого боевого средства в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

    Экипаж........................................ ..........3 человека

    Боевая масса................................... .......48 т

    Масса с комплектом для ведения

    боевых действий в городе....................53 т

    Длина с пушкой вперед........................10,8м

    Ширина.................................. .................3,5м

    Ширина по экранам...............................3,9 м

    Высота.................................. ...................3,3м

    Вооружение:

    1х125мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А82-1М

    Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания)

    1х7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке

    Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте

    Силовая установка:

    Х-образный турбонаддувный многотопливный дизель 2В-12-3А

    Мощность 1200...1500л.с.

    Трансмиссия механическая, "роботизированная"

    Система охлаждения вентиляторного типа (2 вентилятора)

    Подвеска - управляемые лопастные амортизаторы, гидроупоры

    Гусеницы с параллельным РМШ со стальной беговой дорожкой и возможностью установки асфальтоходных башмаков, 93 звена

    Скорость максимальная............................ ...............75-80км/ч

    Средняя скорость по пересеченной местности.....45-50км/ч

    Запас хода (без бочек).................................. .............500км

    Защита комбинированная, модульная, комплекс универсальной динамической защиты, КАЗ "Афганит", система постановки многоспектральных завес, система защиты верхней полусферы, система электромагнитной защиты, комплекс подавления радиовзрывателей.

    Противоминная защита днища в районе расположения экипажа

    Система управления огнем:

    Прицел наводчика дневно-ночной многоканальный

    Прицел командира панорамный дневно-ночной многоканальный

    Дальности обнаружения и распознавания целей на уровне лучших мировых аналогов. Реализовано полное дублирование работы командира и наводчика.

    Резервный низкоуровневый телевизионный прицел с автономным питанием.

    Автомат сопровождения целей. Устройство автоматического учета теплового изгиба ствола. Полный круговой обзор для всех членов экипажа за счет TV-камер с автономным питанием.

    Интеграция в АСУтб с возможностью стрельбы по внешним целеуказаниям.

    Эргономика обеспечивает непрерывное нахождение экипажа внутри танка в течении 72 часов.

    Гарантийный ресурс............14000км

    Как сообщает официальный сайт ОАО "НПК "Уралвагонзавод", Т-15 - это т яжелая БМП. На сегодня это самая высокозащищенная БМП в мире. Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ - это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.



    Тяжелая БМП Т-15 ("Объект 149") на платформе "Армата" (с) ОАО "НПК "Уралвагонзавод"

    Предназначена для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений для транспортировки отделения пехоты с полным вооружением и снаряжением, его огневой поддержки в бою, уничтожения живой силы, противотанковых средств и легкобронированной техники противника в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

    Тактико-технические характеристики:

    Экипаж........................................ ..........2 человека

    Десант.................................. ...................9 человек

    Боевая масса................................... .......49 т

    Длина....................................... ..............9,5м

    Ширина с экранами................................4,8 м

    Высота.................................. ...................3,5м

    Вооружение:

    Универсальный боевой модуль "Эпоха" разработки ОАО "Конструкторское бюро приборостроения"

    1.30-мм АП 2А42 с боезапасом в 500 патронов (160 БПС /340ОФС), дальность стрельбы до 4000м