Разница между староверами и православными христианами. Чем отличаются староверы от православных христиан

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов. Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Определение

Староверы христиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.

Православные христиане верующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

Сравнение

Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.

В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.

Крестное знамение православных христиан

У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.

Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.

Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.

Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.


Восьмиконечный крест

При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.

Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

Выводы сайт

  1. Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
  2. Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
  3. Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
  4. При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
  5. Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
  6. Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
  7. При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
  8. Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
  9. Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
  10. На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

Многие задаются вопросом: "Староверы и старообрядцы - в чем разница терминологий и есть ли она вообще?" История возникновения этих необычных групп людей напрямую связана с одной известной личностью. Его имя - Никон, и именно этому человеку было предсказано судьбой возглавлять Русскую православную церковь и стать рычагом, который привел к образованию странной, самобытной культуры староверов.

Человек как теория раскола

Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.

Есть свидетельства, что женщина неоднократно пыталась лишить названного сына жизни. Но каждый раз Никиту (такое имя Никон получил при рождении) спасала счастливая случайность. Позже воспоминания об удивительных, фантастических ситуациях, где он одолевал смерть, давали ему уверенность в своей божественной миссии.

Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.

Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.

В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.

Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.

Первые шаги к трагедии

Смерть всех его детей была тяжелым ударом. Тем не менее в этом событии он увидел божественный символ. Никон отправил жену в монастырь и сам посвятил свою жизнь служению Всевышнему.

Очень быстро он добивался успеха и вскоре вошел в высшие круги духовенства. Тогда возникла мысль освежить церковь и улучшить нравственность народа. Идеи, что зародились в этот период, позже привели к движению, которое окрестили "староверы". Кто они, до XVII не знали. Это слово появилось после выхода Никона на патриарший престол в 1652 году.

Как только он освоил новый титул, не замедлили реформы. На протяжении всей христианской истории русских земель духовенство держало ориентир на Византийскую церковь. В середине 1600 годов каноны русского православия очень сильно отличались от греческих. Это привело к различным методам проведений церемоний и обычаев в ритуалах. Никон всеми возможными способами пытался исправить отличия.

Сначала традиции русских и византийских храмов были идентичными, но через определенный период времени обряды вторых изменились. Большинство особенностей были приобретены после падения Константинополя.

Условия изменения обычаев на русских землях были жесткие. Книги с укоренившимися ритуалами публично жгли, а тех, кто придерживался старых законов, назвали еретиками.

Последствия миссии жизни

Сейчас историки твердо заявляют, что если бы патриарх вводил изменения постепенно, то не существовало бы такого понятия, как староверы. Кто они и каковы их принципы, человечеству сегодня было бы не известно.

Церковная реформа патриарха 1650-1660 годов была направлена ​​на введение новых и уничтожение старых канонов. Это стало причиной возникновения сторонников Никона. С другой стороны были приверженцы его врага - Аввакума. Последний считал, что записи в русских книгах лучше отражают православие, а греческие работы были неправильно изменены временем.

Относительно дальнейшей судьбы человека, который расколол русскую церковь, то она была неутешительной. Долгое время царь Алексей Михайлович уважал патриарха. Но в связи с агрессивными настроениями в сторону Никона большой группы духовенства их отношения охладели.

В 1666 году его разжаловали в должности и отправили в заточение в монастырь. Частично это было по инициативе государя. Здесь стоит заметить, что хотя эта персона потеряла свое уважение, церковь староверов не поддержала, и законы, которые поп так яро защищал, были приняты на официальном уровне.

В ссылке бывший патриарх пробыл 15 лет. Перед своей смертью Алексей Михайлович попросил у священника прощения. Сын царя, Федор, также чувствовал привязанность к священнику. Он позволил вернуться ему из ссылки. Но по дороге старик скончался. Несмотря на значительные протесты нового главы церкви, Никона-реформатора отпели как патриарха. Был погребен в соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Федор Алексеевич сам читал над ним Апостол со слезами на глазах.

Дорога длиной в 700 лет

Еще со времен Киевской Руси ведут свою историю староверы. "Кто они?" - вопрос, который требует глубокого анализа.

Зародилась теория их религии сразу после принятия христианства князем Владимиром. Тогда правитель взял за основу православие греков. С 988 года жители великой державы начали жить по новым законам, что во многом противоречило язычеству.

В ходе исторических событий, с 1439 года Русская церковь выпала из-под власти Константинополя и начала развиваться самостоятельно. Так происходило до прихода на патриарший престол Никона, который в 1653 году снова взял курс на греческие каноны. Конечно, решительные изменения правил вызвали значительное сопротивление со стороны народных масс, которые считали нововведения недопустимыми и неправомерными. Происходило публичное осуждение всех тех, кто игнорировал греческие законы и продолжал придерживаться обрядов предков, которые были известны еще со времен князя Владимира. Манера молитвы, возглас «аллилуйя», количество просфор и крест староверов были изменены.

Наибольшим ударом для них стало принятие новаций официально. Некоторое время страна была на пороге религиозной войны. Начались репрессии и погони за всеми теми, кто был против новинок церкви. Отныне несогласных не просто называли еретиками, отлучали от святой троицы и забрасывали проклятиями, а и физически истребляли. Причем делалось все это на общегосударственном уровне и при содействии царской власти.

Религиозная община как политическая угроза

Во времена правления Петра Великого на старообрядцев был наложен двойной налог. В 1722 году издан указ о смертной казни для тех, кто будет способствовать расколу церкви, то есть продолжать молиться по старым традициям.

Уже к тому времени часть представителей начала скрываться. Многие семьи покинули места, на которых их предки веками жили, работали. Они ушли на дальние, дикие земли вглубь России. Тысячи людей покинули империю и искали счастья за рубежом.

Во время правления Екатерины II пропагандировалась политика религиозной терпимости. Именно тогда возникла терминология "староверы" и "старообрядцы". В чем разница этих двух понятий?

Ни в чем, они абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, что характеризовало людей, которые оставались верны своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним "старообрядцы" ввела в употребление Екатерина II. Царица внедряла свежие реформы в религиозную сферу своей страны. Так, на некоторое время прекратилось преследование этих групп.

Целые семьи возвращались из-за границы. Но такие изменения продолжались недолго. Несмотря на то что представители этого течения были социально активны и благодаря своей упорной работе приносили прибыль государству, они также представляли для царского режима большую угрозу.

В ритме времени

Православные староверы воспринимались властью как политическое движение, игравшее роль оппозиции для императорского двора. И действительно, как только Екатерина II дала им официальное разрешение на строительство храмов, этим течением за короткий период времени был основан и устроен собственный город. Сегодня он находится на территории Белоруссии. В XVIII веке там насчитывалось около 5000 старообрядцев.

Часть этих людей по приказу царицы убиты. Все, кто остались живы, были принудительно переселены на восток России. Там их потомки проживают и сейчас. Сегодня они известны под именем Семейские.

Следует отметить, что другие религиозные меньшинства, от протестантов до буддистов, получали государственную поддержку.

По официальным источникам, в XIX веке треть населения Российской империи еще жила по правилам предков, которые были крещены в Киевской Руси.

Позже власти начали лояльнее относиться к этому течению. Все чаще возникал вопрос: "Староверы - кто они?" Их обычаи и каноны не рассматривали как те, которые могут повредить целостности государству. Но им запрещалось строить храмы, печатать книги, распространять учение и даже занимать высокие должности. Даже брак для пар был незаконен.

В начале 1900 годов права этой конфессии приравнивались к другим религиозным меньшинствам.

Каноны - фундамент для разногласий

До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?

Первое и главное отличие - перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».

Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».

Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста - это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) - знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.

По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.

Культура древности в настоящем

Традиции предков старообрядцы сохранили. По сей день их можно увидеть. Кроме вышеперечисленных канонов, они руководствуются и другими законами. Процесс крещения происходит только через полное трехразовое погружение. Эти люди не признают четырехконечных распятий, но такой крест (без Иисуса) присутствует в их домах.

Иконы староверов до сих пор оформляются в том стиле, который был принят и утвержден духовенством еще 1000 лет назад. Служба проходит по книгам, что были напечатаны еще в период до реформ Никона.

Эти общины ведут скромный образ жизни. Они мало развлекаются и очень набожные. Но их религиозные праздники не менее веселые и колоритные, нежели в других религиях. Семейный устав - патриархальный. Женщина повинуется приказам мужа и родни с его стороны (даже тем, кто младше ее самой). Так как часто маленькое село состоит из одной семьи, парням приходилось искать себе девушек на самом деле за тридевять земель. Они едут за тысячи километров в другую общину, чтобы посвататься и жениться.

Мораль в теории жизни

Все эти знания постоянно возили с собой старообрядцы, староверы. Кто они, особенности их веры, суть их принципов понимала Екатерина II. Именно по инициативе царицы эти люди покидали обработанные земли и ехали семьями в неизвестную сторону на край России. Там они начинали новую жизнь, пусть тяжелую, но свободную и безопасную.

Их характерной особенностью является безграничная любовь к труду и Богу. Такими правилами они и руководствуются по жизни. По их теории, Всевышний сотворил человека похожим на себя, поэтому считается большим грехом менять что-то в своей внешности. Не практикуются стрижки и бритье.

Особое место в жизни занимают молитвы староверов. Разговаривать с Господом обязательно нужно утром и вечером. Если в начале дня время выделить тяжело, то произнести святые слова можно в свободную от работы минуту в течение светлой части суток.

Уникальным является и одежда этой общины. Празднично одеваются в церковь. Мужчины носят кафтаны, барышни - сарафаны и платки. Головные уборы для замужней женщины обязательны, поскольку открытые волосы и обнаженное тело считается большой непристойностью.

Искусству пошива одежды девочки учились с детства. Обычно до замужества они не выполняли тяжелой домашней работы, а только наблюдали. Мальчиков с детства приучали к труду в поле и к хозяйствованию.

Сквозь века

Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.

Эти люди ведут закрытый образ жизни, редко дают интервью и считают, что сниматься на камеру является делом недобрым. Они считают, что фотографии отбирают божественную энергию, которая хранится в теле человека. Зато без чужой, необычной аппаратуры они добродушные, приветливые и приятные.

Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.

Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.

Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы - это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы - это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам - Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

  • Старая и новая вера
  • Староверы или старообрядцы?
  • Во что верят староверы?
  • Староверы-поповцы
  • Староверы-безпоповцы
  • Староверы и язычники

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений - перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.



Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное - разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола - уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание - новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII - первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Пётр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» - лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия - нигде не встречается наименования «старообрядец.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них - двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви - в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы-поповцы

Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное - это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан - поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».



Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы - это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов - Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы - это сторонники старого христианского обряда, а староверы - это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

(1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Поместный Собор Русской Православной Церкви , состоявшийся в году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года , «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Литература

  • Старообрядчество в дореволюционной России (уникальная коллекция фотографий начала XX века)

Использованные материалы

  • Священник Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска. Ответ на вопрос "о непримиримом отношении к Русской Православной Церкви представителей Древлянской Поморской Церкви" // Портал Саратовской епархии

Появление староверов связано с церковной реформой, которую провел московский патриарх Никон в середине XVII века. Целью реформирования было сближение русской церкви с греческими традициями, путем внесения изменений в ритуалы поклонов и священные тексты. В частности, имя Христа по новой традиции нужно было писать с двумя буквами «И»; креститься следовало не двумя перстами, а тремя; крестный ход дозволялось совершать против солнца; во время богослужения трижды провозглашать аллилуйя (ранее - дважды).

Для человека неверующего эти изменения могут показаться незначительными, однако подобное посягательство на традиции вызвало неодобрение в народе. В результате появились раскольники (староверы, старообрядцы), которые наотрез отказывались принимать новые принципы богослужения.

В чем разница между староверами и старообрядцами

Формально староверы и старообрядцы – это два обозначения одной и той же группы, которые появились в разное время. Есть и третье понятие – раскольники, которое появилось сразу после реформы Никона и употреблялось для обозначения непокорных людей, не желающих принимать измененные традиции.

Сами приверженца традиций называли себя староверами или древнеправославными христианами. Понятие же «старообрядцы» появилось только в XIX веке и являлось компромиссным. Однако верующие не считают этот термин исчерпывающим, так как в нем упор сделан на обрядовую часть.

Обычаи и традиции староверов

Для старообрядцев характерно сохранение уклада и мышления русского крестьянства XVI века. Они сознательно отвергают современные общественные отношения и живут по традиционной вертикали, где мужчина является бесспорным главой семьи и кормильцем. Аборты и контрацепция у старообрядцев запрещены, поэтому их семьи многочисленны – по 6-10 человек. Младшие безоговорочно подчиняются старшим.

Мужчины по обычаю носят бороду, женщины покрывают голову платком даже ночью. Спорные достижения цивилизации типа интернета и телевидения среди старообрядцев прямо не запрещены, однако пользуются ими единицы. Зато иметь автомобиль или обрабатывать поля сельскохозяйственной техникой многие из них не чураются. Живут в основном натуральным хозяйством.

Староверы Инглинги - кто они

У понятия «староверы» есть еще одно значение, которое никак не соотносится с реформой Никона. Ввели его инглинги, считающие, что староверие – это православие, которое исповедовали предки до насильственной христианизации Руси. Православие в их понимании – исповедование Старой Веры Расы Великой. Они славят ПРАВЬ – мир языческих богов.

Создателем движения инглингов является Александр Хинкевич – общественный деятель из Омска. Одним их самых почитаемых божеств инглиизма является Род, объединяющий в себе предков человека и ставящий ему задачи, которые тот должен выполнить перед своим воплощением на Мидгарде.

Священные тексты этого религиозного движения собраны в «Славяно-Арийские Веды». Сборник этот, по мнению экспертной комиссии, содержит признаки экстремизма, которые заключаются в провозглашении превосходства Белой Расы, поэтому зарегистрированные объединения инглингов были закрыты, а основатель движения Александр Хинкевич был осужден.

Староверы в тайге (видео)

Найти в современном городе староверов достаточно трудно. Они стараются всячески отгородиться от остального общества, а потому местом своего проживания часто выбирают отдаленные районы или непроходимые леса.