История опия. История наркомании

Мясо , как пища, было известно человечеству всегда, во все эпохи его развития, и часто служило основой для его выживания в древние времена. «Энергетический запас», который давала богатая белками мясная пища людям, возвел мясо в ранг одного из самых распространенных и почитаемых продуктов в мире. Сохранившиеся в античной литературе описания пиров у Гомера, Платона, Ксенофонта и многих других древних авторов упоминают об очень разнообразных видах мясных блюдах. Так, на афинских пирах подавали мясо домашних и диких животных, в качестве деликатеса - зайца, дроздов; из мяса, крупы и специй делали колбасы; солёное и копчёное мясо напоминало ветчину. У римлян любимыми мясными блюдами были свинина, баранина, говядина, ослятина; мясо диких животных, особенно кабана; сосиски из потрохов с пряностями и колбасы; домашняя птица и дичь.


Подготовка к императорскому пиру
Картина Франса Снейдерса (1579 - 1657) «Кухня»

Согласно Геродоту, у скифов было распространено «нагревание камнями». Оно состояло в том, что в яму, наполненную водой, бросали раскалённые камни до тех пор, пока вода не закипала. После этого в ней варили мясо. Нередко скифы пекли мясо в золе.

До принятия христианства на Руси убой скота носил характер жертвований, но с принятием христианства население стало соблюдать христианские посты и мясоеды. Появились ремесленники-мясники, кожевенники, костерезы. До эпохи Петра I скот убивали на рынках, в сенях домов, в специальных «мясных шалашах», на пустырях, на берегах рек или на открытом месте у оврагов. Пётр I повелел строить бойни и издал указы, регламентирующие торговлю мясом.

Простейшие способы консервирования мяса были известны ещё с древности. В частности, копчением в дыму заготавливали впрок мясо животных. В середине XIX в. в России увеличивается производство свинины для изготовления копчёностей. Из-за границы стали поступать аппараты и приборы, специи и пряности для выработки мясных копчёностей и колбасных изделий.

Религиозные традиции во все времена и у всех народов накладывали отпечаток на употребление мясной пищи. В иудаизме мясо некоторых животных признаётся «кошерным» (то есть подходящим для употребления), а некоторых - «некошерным». «Кошерный» - означает пригодный в пищу. Кашрут (кошрут, кошер) – часть традиций и норм иудаизма. Иными словами – это трёхтысячелетняя история правил и законов, с непрекращающимся углубленным изучением и комментариями по сложным вопросам. Кашрут (кошер) регламентирует рациональное, здоровое питание и высокие требования к качеству пищи. То есть знак «кошер» означает, что продукт проверенный, качественный и экологичный – полезный для здоровья. «Я – то, что я ем» и, если руководствоваться такой популярной формулировкой, то кошерные продукты также более чем подходят для такой концепции здорового питания. Как известно, мясо с кровью является некошерным и не пригодным к употреблению в пишу. Существуют способы кошерования мяса - просолка и жарка на огне.


В буддизме запрещено убийство животных для поедания, так как это отрицательно сказывается на карме. Тем не менее, буддист может употреблять мясо животного, но только в случае, если он уверен, что животное не было специально умерщвлено для поедания. В индуизме корова считается священным животным, поэтому индуистам, в целом употребляющим мясо, запрещено употребление говядины, которую в своём рационе они замещают буйволятиной.


В Индии коров нельзя есть, их нельзя обижать, ругать, кричать на них

В исламе мясная пища может быть допустимой (халяль) и недопустимой, в частности, запрещается употребление свинины и мяса животных, убитых неподобающим образом. Употребление мяса жертвенного животного (обычно барана) является важной составляющей исламского религиозного праздника Курбан-байрам.


Праздничный стол на Курбан-байрам

Китайцы и корейцы предпочитают мясу многих животных мясо молодых собак, находя его вкус пикантным и ароматным и ценя его столь же высоко, как, скажем, французы ценят деликатесные лапки лягушек.


Лягушачьи лапки – изысканный французский деликатес

На Руси христианство четко разграничило мясо на «чистое» и «нечистое». Нечистым мясом на долгие десятилетия были объявлены конина (не считавшаяся прежде недостойной пищей), медвежатина, зайчатина. Грехом полагалось, есть мясо бобра, белки, кошек, собак, тетеревов. Церковь решительно запрещала употреблять «давленину», то есть мясо животных и птиц, не забитых непосредственно человеком.

Существование некоторых северных народностей (например, чукчей, эскимосов) без мяса невозможно из-за скудной растительности и сурового климата. Среди племен аборигенов Австралии и Океании также распространено употребление мяса, которое они добывают путём охоты и каннибализма.


Представители многих северных народов мясо едят сырым

Некоторые группы людей отказываются от употребления мяса вообще, или только некоторых его видов, или только на протяжении некоторого времени (например, во время религиозного поста). Причины этого бывают часто этического, религиозного, а также диетологического характера. Приверженцывегетарианства исключают из своего рациона мясо и рыбу, а также зачастую отказываются от других животных продуктов, таких как молоко и яйца.

В мире в среднем на одного человека населения планеты приходится 33 кг мяса. В то же время в Дании на человека приходится 327 кг. В структуре мирового производства мяса всех видов свинина занимает первое место - 39,1 %, на втором месте мясо птицы - 29,3 %, далее идут говядина - 25,0 %, баранина - 4,8 %, другие виды мяса - 1,8 %. В мировой торговле говядиной и телятиной лидерами экспорта являются Австралия и Новая Зеландия (более 25 % объёма мировых поставок. Главным экспортёром свинины является Дания - 951 тыс. т (18,7 %), далее идут Нидерланды - 635 тыс. т (12,5 %). Россия практически не экспортирует свинину. Основные экспортёры баранины и ягнятины - опять-таки, Новая Зеландия и Австралия . По экспорту птицы выделяются страны ЕС и США .

Шесть тысячелетий назад в Годайн-Тепе, торговой фактории шумеров на территории современного Западного Ирана, люди пили пиво и вино. В 1992 г. химики определили, что осадок на дне глиняных кружек, найденных в развалинах древнего города, - следы вина или пива. Все кружки были обнаружены в одной комнате. Ученый добавил, что, «похоже, здесь выпивали очень серьезно». Жители Шумера одними из первых на земле придумали письменность, создали сложное общество, состоявшее из процветающих городов-государс тв, хозяйство которых опиралось на ирригацию, сельское хозяйство и развитую торговлю.

Производство пива началось в Месопотамии примерно за 8000 лет до нашей эры, почти одновременно (или даже раньше) с началом возделывания ячменя для изготовления хлеба.

Археологи уже давно не могут прийти к единому мнению, что было первой целью тех, кто одомашнил ячмень: хлеб или пиво?

Какова же история появления алкоголя?

Есть и другие свидетельства того, что человечество познакомилось с алкоголем уже во времена палеолита. Об этом говорит как этимология, так и изучение доживших до XX в. культур каменного века.

В распоряжении людей каменного века были, скорее всего, перебродивший фруктовый сок (вино), перебродившее зерно (пиво) и перебродивший мед (хмельной мед). Этимология позволяет предположить, что самым первым хмельным напитком был мед. Слово mead - от mede (средневековый английский) и meodu (англо-саксонски й) - происходит от древних слов языков индо-европейской группы, таких, как methy (греческий) и madhu (санскрит). В санскрите и в греческом это слово обозначало одновременно «мед» и «пьянящий напиток».

То, что именно мед, а не зерно или фрукты, связывается с опьянением, как раз и может свидетельствоват ь, что мед раньше начали использовать для производства спиртных напитков.

Большинство доживших до наших дней культур каменного века знакомы с алкоголем. Первые европейские исследователи Африки и Нового света часто сталкивались с тем, что алкоголь играет важную роль в туземных культурах. Индейцы с восточного побережья Северной Америки, например, изготовляли алкоголь, сбраживая сок березы или сахарного клена.

Страницы истории употребления алкоголя

Тысячелетиями алкоголь использовали для лечения и в религиозных церемониях, но также и для увеселения. Согласно Ветхому Завету, праотец Ной «выпил вина и опьянел».

Месопотамская цивилизация оставила нам одно из первых клинических описаний опьянения и один из первых рецептов средства от похмелья. Месопотамский врач рекомендует: «Если человек выпил крепкого вина, оно ударяет в голову, и он забывает слова, его речь делается сбивчивой, мысли - путаными, а глаза блуждающими. Чтобы исцелить его, возьми лакрицы, фасоли, олеандра... смешай с маслом и вином до прихода богини Гула (т.е. до захода солнца), а утром, прежде восхода солнца и утренней любви, дай ему этого, и он исцелится».

Один из немногих дошедших до нас памятников 17-й династии Египта, примерно во время правления Хаммурапи, представляет собой записанный иероглифами крик души придворной дамы. «Пришли мне восемнадцать чаш вина, - взывает она. - Знаешь ведь, я люблю пьянство!» Это было свойственно и другим египтянам той эпохи. Пьянство уже стало нередким явлением и встречалось во всех слоях общества - от скромных земледельцев до богов (или правящего класса). Празднества часто оканчивались тем, что гости, мужчины и женщины, напивались до блевотины, и это никого не шокировало.

В исторических документах мы находим не только описания пьянства, но и призывы к умеренности. В династическом Египте был создан явно первый в истории трактат о пользе воздержания от пьянства. Воздержание рекомендовал даже такой образец умеренности, как Чингисхан: «Воин не должен напиваться чаще чем раз в неделю. Было бы еще лучше, если бы он совсем не напивался, но не стоит рассчитывать на невозможное». Ветхий Завет осуждает пьянство, но не алкоголь. «Дайте сикеру погибающему, - требует книга Притчей

Соломоновых, - и вино огорченному душею; Пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».

Библейское «сикера» (крепкое вино) - это, вероятнее всего, вино неразбавленное. Она «растворила вино свое», сообщает книга Притчей Соломоновых; обычным напитком евреев была смесь вина с водой.

Александр Великий занимает свое место в бесконечно длинной цепи злоупотреблявших вином военачальников. Согласно Плутарху, Александр в 330 г. до нашей эры, за семь лет до смерти, спьяну сжег царский дворец в Персеполе. Пьяный Александр с факелом в руке возглавлял процессию бражников, славивших Диониса, и первым запалил здание, о чем, протрезвевши наутро, горько сожалел. Последний год жизни Александра был отмечен пышными кутежами, и не исключено, что это и ускорило его кончину.

Плутарх описывает массовую оргию, организованную в 325 г. до нашей эры Александром и его македонским войском: «Ни один не имел при себе шлема, щита или копья, но каждый сжимал в руках чашу, кубок или рог Для вина, которыми они черпали из больших бочек, и одни пили не покидая шествия, а другие - развалившись на обочине». История войн полна подобными сценами.

Алкоголь был «источником опьянения» в иудео-христианск ой культуре. «Пьянство - это развлечение христиан, неизвестное туркам и персам», - триста лет назад написал Конгрейв. Нельзя сказать, что турки и персы были вовсе незнакомы с вином, но они и в самом деле предпочитали другие дурманящие вещества, прежде всего те, что получают из мака и конопли.

Уровень употребления алкоголя

Один из мифов нашего времени гласит, что именно напряженность жизни причина массового обращения к алкоголю как к источнику разрядки. Это неверно. Самый высокий уровень подушевого потребления алкоголя в США отмечен в начале XIX в., когда любимыми напитками населения были виски и сидр, - примерно шесть- семь галлонов на человека (27-30 литров). Причина в том, что виски и сидр проще было перевозить, Чем зерно и яблоки. До появления железных дорог транспортабельно сть была важным качеством, особенно для тех, кто в кочевых телегах двигался на Запад.

В Великобритании пик пьянства был достигнут в се-редине XVIII в., во время «эпидемии джина», когда пинта этого напитка продавалась за несколько пенни. В истории, возможно, не было другого периода, когда бы улицы города заполняло такое количество пьяных, как в Лондоне во времена Хогарта. Сегодня в Великобритании на душу населения пива потребляется меньше, чем 100 лет назад. Потребление вина уменьшилось, но потом опять начало расти в конце 1960-х гг., когда импортные пошлины снизились и начало сказываться влияние европейского Общего рынка.

На уровень потребления влияли доступность питьевой воды, падение цен на чай, кофе и какао, сделавшее их массовыми напитками, а также смягчение нравов под действием движения за отказ от спиртного.

В последние годы в США и в большинстве стран Запада потребление алкоголя постепенно снижается. Но ничего подобного мы не наблюдаем в России и в Польше. По статистике, в США годовое потребление чистого ал-коголя составляет чуть меньше трех галлонов (13,5 л) на человека (старше 14 лет). Оценка базируется на данных об уплате налогов. Сбыт алкоголя, не облагаемого налогом, как в сети снабжения военных баз, сюда не входит, поэтому вполне возможно, что уровень подушевого потребления здесь занижен. К тому же при расчете уровня потребления учитывается только население штата, так что, когда граждане другого штата приезжают к соседям за более дешевой выпивкой, у последних уровень подушевого потребления оказывается завышен. В таких местах, как столичный

Вашингтон, и в других туристических центрах все выпиваемое приезжими записывается на счет местных жителей, что также завышает оценки.

Потребление спиртного в США снижается, несмотря на то что люди стали пить меньше спиртных напитков, не облагаемых налогом. Число их тоже уменьшилось. В ряде отсталых районов страны прежнему процветанию самогоноварения пришел конец. Производство самопальных алкогольных напитков прежде было семейным бизнесом, но теперь в США все виды семейного бизнеса пребывают в упадке.

Любопытны изменения в структуре потребления спиртных напитков. Американцы стремятся похудеть, а потому стали пить больше «легкого» пива (меньшей калорийности), чем обычного. В области крепких спиртных напитков американцы теперь отдают предпочтение «беленьким» (водка и джин) и меньше пьют «темных» (виски и бренди). Причина этого неясна, разве что люди решили, будто бесцветная выпивка здоровее, что, весьма вероятно, совсем не так.

Международные сопоставления в лучшем случае непросты. Впрочем, представляется несомненным, что традиционные винодельческие страны (Франция и Италия) потребляют больше алкоголя в расчете на человека, чем страны, привычные к крепким спиртным напиткам. Самый низкий показатель потребления алкоголя в Израиле. В Ирландии, вопреки традиционному представлению, уровень потребления ниже, чем в Великобритании. По уровню потребления алкоголя США находятся в середине, а Россия (если верить ее статистике) - в нижней трети. (Однако статистике этой верить не стоит. Россия была и остается страной с одним из самых высоких уровней потребления алкоголя, может быть с самым высоким.)

Большинство взрослых в США пьют не много. Около 35% не пьют совсем, 55% - меньше трех порций в неделю, и только 11% потребляют в среднем более унции алкоголя в день. (Порция соответствует 12 унциям пива, 5 унциям вина и 1,5 унции 40-градусного напитка. Каждая порция содержит равное количество абсолютного спирта - одну унцию, или 28,3 грамма.)

Стиль и структура потребления зависят от возраста и пола. Мужчины и женщины больше всего пьют и реже всего полностью воздерживаются от алкоголя в возрасте от 21 до 34 лет. В любом возрасте мужчины пьют помногу в 4-5 раз чаще, чем женщины. В возрасте старше 65 лет среди мужчин и женщин больше тех, кто совершенно воздерживается от спиртного, чем тех, кто его потребляет, и только 7% мужчин и 2% женщин этого возраста являются тяжкими пьяницами.

Уровень потребления очень неоднороден. В США больше всего пьют в северо-восточных штатах и меньше всего - на юге страны. Больше всех пьют молодые белые мужчины.

С возрастом доля подростков, признающихся в том, что они уже знают вкус алкоголя, растет, и среди старшеклассников таких 80-90%. Доля познакомившихся со спиртным одинакова среди мальчиков и девочек.

Большую часть алкоголя пбтребляет относительно малый процент населения. 70% пьющих выпивают только 20% потребляемого в стране алкоголя, 30% пьющих - 80%, и всего 10% выпивают 50% спиртного, потребляемого страной.

Но пить еще не значит быть алкоголиком. Можно ли сказать, что алкоголизм растет?

Есть свидетельства, что он, пожалуй, падает. По оценке выдающегося американского врача Бенджамина Раша, в 1795 г. 4000 американцев ежегодно умирали от «чрезмерного пристрастия к крепким спиртным напиткам». Поскольку население в то время составляло около 4 миллионов, уровень смертности от пьянства равнялся 100 на 100 000. Сегодня в США официальный показатель смертности от алкоголизма равен 2 на 100 000. Даже если предположить, что оценки д-ра Раша неточны, все равно есть основания думать, что в настоящее время в США алкоголизм менее распространен, чем 200 лет назад.

Хотя, конечно, трудно сказать. Оценивая распространеннос ть алкоголизма, мы сталкиваемся с несколькими проблемами. Прежде всего - кого считать алкоголиком. К тому же, когда проводят опросы семей, алкоголики редко оказываются дома, а окрестные бары редко включают в программы таких обследований.

Третья причина скептицизма по отношению к существующим оценкам - заинтересованнос ть источников статистической информации. Американским чиновникам приходится немало потрудиться, чтобы выжать деньги из законодателей, и они часто оказываются перед дилеммой: с одной стороны, выгодно иметь низкий уровень алкоголизма - это показатель их хорошей работы, а с другой стороны, нужны устрашающие показатели, чтобы законодатели выделили побольше денег на решение проблемы.

В конце 1960-х, к примеру, правительство США объявило, что в Америке только пять миллионов алкоголиков. Сегодня утверждают, что их четырнадцать миллионов. Этот рост сопутствует усилению внимания правительства к изучению и разрешению проблемы. Связь, безусловно, чисто случайная, но, поскольку и цифры совершенно надуманные, это не имеет ровно никакого значения. Никто не сомневается в распространеннос ти алкоголизма.

Вначале для приготовления снотворных и успокаивающих снадобий использовали коробочки мака, в дальнейшем же стали употреблять опий - засохший млечный сок из надрезанных коробочек мака.

Самые ранние сведения о начале истории опия относятся к V тысячелетию до н. э. В Персии сохранилось описание получения и употребления «сока из мака». В письменных источниках конца III тысячелетия до н. э. государства шумеров (территория южной части современного Ирана) упоминается о снотворном действии опия.

В Древнем Египте опиумный мак широко использовался 3,5 тысячи лет назад во времена бубастидских владетелей XXII династии. Немецкий ученый Георг Эберс в 1873 г. обнаружил древнеегипетский папирус, названный впоследствии «Папирус Эберса». В этом документе, написанном за 1500 лет до н. э., были собраны почти 700 рецептов, многие из которых основывались на опиуме. Описывается, например, способ приготовления препарата «спен» и употребление его при плаче младенцев для успокоения. По мнению специалистов, этот препарат не мог быть ничем другим, кроме опиата.

В Средиземноморье в XVI-XIII вв. до н. э. уже был известен опий. Во времена Гомера (условно между XII и VII вв. до н. э.) в медицинской практике он использовался для «закрепления желудка», с наркотической целью, а также в религиозных ритуалах. В своих произведениях Гомер упоминал о напитке, внимающем горе и дающем забвение печалей. В «Илиаде» (IX в. до н. э.) сообщается о разведении культуры мака для Получения опия. В «Одиссее» волшебница Цирцея, по-видимому, опоила Одиссея и его спутников настойкой опия, а прекрасная Елена, жена Менелая, напоила снадобьем из опия Телемаха: «Позаботилась о том, чтобы налить в подходящее вино снадобье, заглушающее скорбь, угоняющее тревогу и стирающее воспоминания о всех бедах». По мнению специалистов, в этот напиток, Несомненно, входил опиум.

В I тысячелетии до н. э. латофаги (народы, населявшие Побережье северной Африки), а также древние греки Использовали настойку опия. Как пишут летописцы, за 900 лет до н. э. «напиток забвения» непентес (препарат опия древних греков) был хорошо известен и широко применялся. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.) писал в своих произведениях о разведении мака в Меконе («Город мака»), находящемся в Коринфе (Греция).

С развитием медицины появилась потребность в эффективных обезболивающих средствах. Эта потребность дала истории опия дополнительные плюсы. «Отец медицины», древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) Положил начало научному подходу к медицине. Он первым нанес решительный удар тауматургии (медицине на основе магии). Изучая целебные свойства растений, Гиппократ совсем не отрицал необходимости применения наркотиков для лечения больных, более того, наоборот, он считал их важными лекарственными средствами. Он широко использовал в своей врачебной практике опиум в качестве болеутоляющего и снотворного препарата. Философ и естествоиспытатель Теофраст (372-287 гг. до н. э.), ученик Платона и Аристотеля, был одним из первых ботаников древнего мира. В своем труде «История растений» он описывает растения с наркотическим действием, упоминая об опии, его действии и разведении. Теофраст, можно сказать, был в числе первых в античном мире, кто научно изложил способы надреза коробочек мака для получения млечного сока и описал его лечебные свойства.

Древнегреческий врач и ученый Педаний Диоскорид (I в. н.э.) свои наблюдения за лечебным действием различных растений и исследования изложил в книге «О целительных средствах». В этой книге Диоскорид описывает наркотические растения и их свойства, упоминает об опии и даже различает опий, вытекающий из надреза маковых головок, и опий, получаемый при вываривании мака. Диоскорид называл сок мака «меконином». Из сока семенной коробочки опиумного мака он получал и исследовал вещество меконион, описал сироп на его основе, называя его «диакодумом». В некоторых странах до недавнего времени был в продаже такой же препарат под названием «диакод». Книги Диоскорида были переведены на арабский язык, их изучали известные врачи Ибн Сина, Ибн Рушд и др. Этот ученый был очень популярен на Востоке почти до XX в.

В Древнем Риме было признано к употреблению около 350 видов растений, обладающих наркотическими свойствами. Римский литератор и государственный деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) и римский мыслитель-энциклопедист Марк Терренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) в своих творениях упоминали о различных наркотических растениях, в том числе о маке, который употреблялся в опийно-шафрановой настойке, сложной настойке сабура и др. Авл Корнелий Цельс (25 г. до н. э. - 50 г. н. э.), названный римским Гиппократом, в своем труде «О медицине» писал о наркотическом действии сока мака.

Римский ученый и государственный деятель Плиний Старший (1 в. н.э.), современник Диоскорида, хранил длинный список целебных растений, которые вылечивали от разных болезней или вызывали психические расстройства - галлюцинации, расстройства сознания. Плиний писал об употреблении мака в лечебных целях, а также описывал, как римляне вдыхали через стебель сахарного тростника растительный дым для лечения болезней или с целью улучшения настроения, избавления от печали. Римский писатель и агроном Луций Колумелла (I в. н. э.) в своих трудах писал о способе получения, о выращивании Культуры мака с целью изготовления лекарств или наркотиков. Но в это время - в I в. н. э. - предпочтение отдавалось Не исследованиям, а компиляциям энциклопедического типа. Так, например, Плиний Старший в своей «Естественной истории» использовал 2000 трудов 500 авторов. Придворный врач Императора Юлиана Орибазий в IV в. н. э. составил подробную медицинскую энциклопедию, в которой упоминал об опии при лечении различных заболеваний.

Как же происходило распространение опия в других регионах мира? Еще войска Александра Македонского (356- 323 гг. до н. э.) занесли опий, технику его извлечения и способ употребления в районы своих завоеваний - Малую Азию, Месопотамию. Таким образом, опий распространялся с запада на Восток - со Средиземноморья в Малую Азию, Персию, Индию и Китай. Однако существуют и другие Персии, согласно которым колыбелью опия являются Китай и Индия или Египет.

Персия, находясь на пике процветания, была торговым центром и крупным потребителем опия. В трудах Плиния Старшего описано употребление персами опия при лечении больных. Из творчества великого персидско-таджикского поэта Абулькасима Фирдоуси (ок. 940-1020 гг. или 1030 г.) можно сделать вывод, что первое кесарево сечение роженице было сделано под наркотическим обезболиванием опием.

Распространяясь на Восток, опий в X-XI вв. использовали такие арабские врачи, как Абу Бекр Разий, Ибн Сина, Ибн Рошд. Завоевания арабов способствовали дальнейшему распространению опия.

Если исходить из теории распространения опия с запада, то в Индию он мог быть занесен в VI в. до н. э. войсками персидского царя Дария Гистаспа, в IV в. до н. э. - Александром Македонским и другими завоевателями. Индия была первой страной, которая экспортировала в другие страны благовония и наркотические вещества.

В XVII в. опий активно применялся в Индии при лечении болотной лихорадки, кроме того, его использовали и как типичный наркотик. С 1600 г. Ост-Индская компания (1600-1858 гг.), субсидированная государством, начала прибирать к рукам всю англо-азиатскую торговлю, в том числе и торговлю опием. Однако после того как эта компания подчинила себе производство опия в Бенгалии, с последней четверти XVIII в. началась контрабандная торговля наркотиком. Большое распространение опий получил в Индии во времена колониального британского господства, когда большинство английских врачей поощряли умеренное курение опиума, превознося его за возбуждающее действие, появление под его действием общительности и другие свойства.

На международной конференции по опиуму в 1925 г. была Представлена резолюция с требованием ограничить торговлю Опием во всем мире только медицинскими и научными нуждами. Резолюция была подписана Рабиндранатом Тагором и Махатмой Ганди. На момент начала второй мировой войны в Индии производилось 12000 т опиума в год. Опиомания в Индии была распространена не тольео среди мужчин, но и среди Женщин - 20% поступающих на лечение зависимых от опия составляли женщины. Иногда госпитализировали семьи, даже вместе с детьми. Несмотря на то что Индия была крупным производителем опия, его употребляли в значительно меньших количествах, чем в Китае. При этом опиофагия (употребление пилюль или настоев опия) преобладала над опиокурением. Ограниченное употребление опия в Индии можно объяснить высокими ценами на него и большими прибылями колонизаторов от экспорта опия, чем от продажи внутри страны. В Индии опиокурение законодательно было запрещено в 1946 г.

В древней рукописной китайской книге «О целебных травах», написанной в годы царствия императора Схен-Нуна, указывается на большое количество трав с наркотическим действием азиатского происхождения, что можно объяснить тропическим и субтропическим климатом, который благоприятствует интенсивному росту растений. Предполагают, что мак стал известен в Китае в VI или VII в. н. э. Из рукописи, датированной 973 г., известно, что опий под названием «инг-тзу-шу» употреблялся как лечебное средство против дизентерии, боли и бессонницы. Впервые иностранный опий был завезен в Китай португальцами - первыми европейцами, прибывшими в Китай в 1516 г.

Около 1620 г. в Китай с Филиппинских островов проник табак, который приобрел среди населения большую популярность. Обычай подмешивать опиум к табаку был занесен, по всей вероятности, голландцами с Явы. С этого времени в Китае стало развиваться опиокурение, пришедшее на смену опиофагии. Уже с середины XVII в. курение опия получило широкое распространение, и опий стал использоваться преимущественно с наркотической целью.

К концу XVII в. (при последнем императоре династии Мин) в связи с запретом табакокурения употребление опия в Китае значительно увеличилось. Поэтому с начала XVIII в. в Китае стали усиленно культивировать опийный мак. В конечном счете опиокурение в Китае стало принимать такие масштабы, что в 1729 г. правительство было вынуждено издать первый эдикт, запрещающий курение опия. Однако этот запрет остался формальным. В последней четверти XVIII в. ввоз в Китай опия из Индии увеличился. Быстрое развитие торговли опиумом стало основной и наиболее доходной статьей англичан в Китае. Увидев эту прибыль, на китайский рынок также пришли торговцы опием из США и Португалии.

Ввоз опиума в Китай имел целью не только получение огромных прибылей на необъятном рынке этой страны но и преследовал распространение опиокурения для ослабления страны изнутри, что вело к превращению Китая в полуколонию западных стран. Опиокурение постепенно стало принимать бедственный характер. Правительство пыталось бороться с разведением опиумного мака но в постоянно завозилось большое количество контрабандного опия, преимущественно из Бенгалии. Форсированный ввоз опия привел к массовому распространению опиокурения в Китае и стал представлять угрозу для нации. Поэтому китайский император издал два закона: первый - запрещающий курение опия, и второй - запрещающий его ввоз. Однако данные законы не дали желаемого результата по причине коррупции государственного управления и чиновников на местах. Император издал еще один закон согласно которому смертной казнью карали контрабандистов наркотика. Это послужило в дальнейшем основной причиной так называемых опиумных войн.

В 30-х годах XIX в. в Китае начался курс на запрещение торговли опиумом и опиокурения, что привело к англо-китайской войне (1840-1842 гг.) - иак называемая первая «опиумная» война, а затем к англо-франко-китайской войне (1856-1860 гг.) - вторая «опиумная» война. Попытка силой защитить родину от ввоза наркотиков результатов не дала. После ряда поражений в этих войнах Китай был вынужден во имя «свободы торговли» подписать договор чающий право ввоза опия иностранным торговцам в некоторые порты. Таким образом, контрабандный ввоз опия с 1858 г. был заменен легальным. Это явилось важной вехой па пути превращения Китая в полуколонию. Опиокурение в стране получило еще более широкий размах.

Из Индии и Китая опий распространялся по всей Юго-Восточной Азии. В чисто колониальных странах политика европейских колонизаторов была еще более циничной, чем в Китае: они вместе с феодальной верхушкой колониальных и зависимых стран насаждали употребление наркотических веществ, имея от этого двойную выгоду - получая баснословные прибыли от продажи наркотиков, одновременно ослабляли физические и духовные силы народа, отвлекали его от национально-освободительной войны.

Употребление и производство опия в Турции не уступало Индии и Китаю. Французский естествоиспытатель и натуралист Пьер Белон во время путешествия в 1546-1549 гг. был потрясен размахом потребления опия в Малой Азии и Египте. В описании своего путешествия «Наблюдения и т. д.» Белон отмечал, что нет такого турка, который не истратил бы последнюю монету на покупку опиума. Турецкие завоевания способствовали распространению опиомании в Европе, Азии и Африке.

В средние века при короле франков Карле Великом в Европе начинает развиваться наука о наркотиках. В это время растения, содержащие наркотики, выращивались для медицинских нужд. Более широкое введение опия в медицинскую практику можно отнести только к XVI в.

Это связано с именем швейцарского врача, философа и естествоиспытателя, профессора Базельского университета Парацельса (1453-1541), который своими трудами открыл новые пути для исследования наркотических веществ. Парацельс изготавливал и широко применял в своей практике настойку на основе опия «лауданум Парацельса» (от вещества лауданина, являющегося составной частью опия). Однако наличие наркотика в этой настойке оспаривалось некоторыми учеными. Поэтому английский врач Томас Сиденхэм (1624- 1689) составил рецепт похожего препарата, но с явным содержанием в нем опия, за которым впоследствии осталось название «лаудан», но уже без имени Парацельса. Сиденхэм был ярым пропагандистом лаудана, видя в нем «руку господню», и считал, что все лечение должно строиться на базе опиума. Вплоть до открытия и распространения алкалоидов опия (морфия, кодеина, героина) лаудан играл большую роль в медицинской практике. Его применяли при боли, возбуждении, бессоннице, кашле, слабости, истощении, кровотечениях, поносах и др. Хотя широкое применение лаудана не дало такого большого роста опиомании, как это было на Востоке от опиокурения, но все же наркомания стала постепенно появляться в Европе.

Культура опия привлекает всеобщее внимание и становится модной. Опиомания распространяется очень быстро, проникая в различные слои общества. В Англии употребление опиума в виде таблеток стало тормозом для работы текстильной промышленности, замедляло производительность труда. Это вынуждало британское правительство прибегать к некоторым ограничительным мерам. Многие английские наркоманы рекрутировались для прохождения службы в Индии. При возвращении на родину они привозили с собой наркотики, приобщая к ним окружающих. Наркотики настолько вошли в быт, что стали употребляться как обычные лекарственные средства. В лондонских трущобах проживало множество наркоманов, которые проводили время в специальных курильнях.

Проникновение опия во Францию было аналогичным проникновению в Англию. Во Франции классические наркоманы часто принадлежали к артистическим и литературным кругам. Здесь уместно вспомнить о пристрастии к наркотику Шарля Бодлера, Теофиля Готьс и др. Опиум также употребляли и моряки военно-морского флота Франции, что в свое время вынудило правительство принять специальные ограничительные меры. В конце XIX в. во Франции опиокурение входит в моду, появляются специальные дома, где опиум курят не только мужчины, но и женщины.

Увлечение опием не обошло Германию, Италию, Австрию и другие европейские страны. В это время наркомания еще не выходила за рамки медицины, социальные факторы ее не проявлялись и не были изучены. За последние сто лет с каждым десятилетием употребление опия в Европе все более распространялось. В некоторых социальных группах (богемная среда, определенные деклассированные элементы и т.п.) опиомания стала даже преобладать над традиционно привычным для европейской культуры употреблением алкоголя.

Первая мировая война послужила толчком для последующего распространения наркомании в Европе. Эпидемия употребления наркотических веществ охватила почти все воюющие страны. После Войны стало определяться общественное отношение к наркомании как к порочной болезни, поскольку она была наиболее распространена среди бродяг, преступников, «ночных бабочек» и других аморальных элементов.

Вторая мировая война также послужила фактором роста потребления наркотиков во всех воюющих странах. Этому способствовали сложнейшие условия военного времени, вынужденное резкoe увеличение использование различного рода наркотиков в медицине, большое переселение населения. Однако после второй мировой войны спада наркомании не отмечалось. Опиомания развивалась, но постепенно стала заменяться другими видами наркомании. До второй мировой войны наркотические препараты больным отпускались бесконтрольно. И только после войны их выдача была упорядочена.

Употребление опиатов получило особенно широкое распространение в США. Наркотики завозились в Америку многочисленными эмигрантами из регионов, где употребление наркотических веществ было традиционным. Китайские кули - чернорабочие, переселившиеся в США в середине XIX в., способствовали быстрому распространению опиокурения в Америке. В дореволюционной литературе часто прототипом отрицательного героя был китаец - содержатель притона, где курили опиум. Широкое применение опиум получил как лекарственное средство во время гражданской войны (1861-1865 гг.). К началу XX в. наркомания в США по своим масштабам стала серьезной социальной проблемой. Только в 1909 г. в США был запрещен импорт опия. В декабре 1911 г. в Гааге состоялась международная конференция, выработавшая меры по борьбе с распространением опиума. Но тем не менее наркомания в США набирала темп и после первой мировой войны достигла рекордного уровня. Согласно данным статистики, в 1921 г. употребление опия в Америке было в 12 раз выше, чем в любой другой стране мира. Запрет на продажу алкоголя в это время способствовал увеличению потребления опия.

Вторая мировая война послужила толчком к дальнейшему росту наркомании; наркотики были распространены и в армии США. Во время войны во Вьетнаме комиссия во главе с адмиралом Мэком вынуждена была признать следующее: «Министерство обороны США никогда в действительности не представляло себе, какое большое количество наркотиков употребляется в армии, авиации и флоте... Несколько расследованных дел являются не более, чем каплей в огромном океане наркоманий, захлестнувшем американскую армию». Однако следует отметить, что при общем развитии наркомании в последнее десятилетие потребление чистого опия в США несколько снизилось за счет увлечения более модными и более сильными наркотиками, о которых будет сказано далее.

В нашей стране мак был известен еще в древнеславянские времена. В основном это были масличные сорта мака, которые использовали в пищу. Из его семян получали жирное масло, мак употребляли при выпечке пряников. Кроме того, мак использовали и как лекарственное средство.

В дореволюционной России курение опия было очень широко распространено в Средней Азии, а также в наиболее крупных городах. В газетах того времени сообщалось, что в Москве существует салон, в котором проходят сборы любители покурить опий: «После нескольких затяжек, минут через 10-15, все общество погружается в сон или некоторого рода странное опьянение. Приятные грезы, сновидения охватывают всех... Но горько бывает, как рассказывает один из курильщиков, пробуждение хуже, чем после попойки, - говорит он. - Виски давит, как тисками, в глазах светящиеся пятна и круги, тошнота, отвращение к еде - словом, мерзость».

Однако каких-либо радивальных мер против этого порока не предпринималось. Только после революции 1917 г. развернулась борьба с наркоманией. За сравнительно короткий период опиомания была почти ликвидирована. Осталось только незначительное количество потребителей медицинских препаратов опия - настоек, пилюль, экстрактов (в настоящее время нашей фармацевтической промышленностью они не выпускаются).

Вместе с тем, в последнее время в России и Украине получили распространение самодельные препараты опия - ханка, муча, хочнар и другие суррогаты, получаемые при помощи примитивной технологии наркоманами и торговцами наркотическим ядом.

Дополнительно статьи на данную тему:

Само слово «наркотик» известно более двух тысяч лет. Греческое слово «наркотикос» означает «приводящий в оцепенение».

Считается, что впервые употребил его Гиппократ для описания сильнодействующих веществ, которые вызывают паралич или потерю чувствительности.

Марихуана и прочий опиум для народа

С наркотиками в нынешнем понимании человечество встретилось задолго до Гиппократа.

Еще шумеры более пяти тысяч лет назад были знакомы со свойствами опийного мака. В их языке опиум назывался словом, которое в переводе означало радость.

Наряду с марихуаной опиум – один из древнейших наркотиков.

Марихуана – продукт переработки одной из разновидностей конопли (каннабиса), содержащей максимальное количество действующего вещества – дельта-9-тетрагидроканнабиола.

Опиум получается из высушенного макового млечного сока и содержит около 20 действующих веществ-алкалоидов, главные из которых – морфин, кодеин, тебаин и папаверин.

Эти два наркотика и одурманивали человечество на протяжении двух последних тысячелетий. Впрочем, использовали их и в медицинских целях – в основном, для обезболивания.

Помните известное «религия – опиум для народа» (если быть точным, «религия – опиум народа») Карла Маркса? Знаменитый немец указывал на то, что религия не только дурманит, но и помогает людям пережить боль их невыносимого существования.

XIX век

Широкое распространение наркомании началось в XIX веке. Этому способствовали два открытия.

В 1803 году из опия научились получать морфий . Он обладал более сильным действием и использовался как обезболивающее средство.

Еще через 50 лет, в 1853 году, французский врач Шарль Праваз и шотландский доктор Александр Вуд придумали шприц , с помощью которого морфий стали вводить внутривенно.

Бытовало мнение, что морфий, в отличие от опиума, не вызывает зависимости, поскольку зависимость – это «свойство желудка». В результате уже из лазаретов Крымской войны многие солдаты возвращались наркоманами.

Четверть века спустя английский химик Александр Райт добавил к молекуле морфина две ацетильные группы и получил диацетилморфин.

С 1898 года немецкая фирма «Байер» стала продавать диацетилморфин как средство от кашля. Название придумали «героическое» – героин . Только через 15 лет врачи заметили, что пациенты злоупотребляют этим препаратом.

Одновременно с героином в употребление вошел и кокаин . Хотя листья коки были известны с древности и применялись как психостимуляторы индейцами Южной Америки еще до нашей эры, главное действующее вещество листьев – алкалоид кокаин – удалось выделить только в 1855 году.

С 1879 году кокаин стали применять в медицине как обезболивающее средство. Первоначально, с 1885 по 1906 годы, кокаин содержала и знаменитая кока-кола .

Осознание беды

С конца XIX века во всем мире начало крепнуть убеждение, что наркотики наносят огромный вред . В это же время появляются подозрения о наркотической сущности кокаина и героина. В начале XX века в США случилась даже так называемая «кокаиновая паника».

23 января 1912 года в Гааге было подписано первое в мире международное соглашение о контроле за оборотом наркотиков – Международная опиумная конвенция или Конвенция де Ла Айа.

В ней говорилось, что «обязующиеся державы должны приложить все возможные усилия для осуществления контроля, в том числе и силового, всех лиц, производящих, продающих, распространяющих и экспортирующих кокаин и их производные, а также для учета зданий, в которых эти лица содержат подобные производства и торговые места».

Постепенно кокаин и героин были запрещены повсеместно , а морфин остался как обезболивающее при терминальных стадиях онкологических заболеваний.

Однако к этому времени производство наркотиков превратилось в крупный преступный бизнес.

XX век стал веком синтетических наркотиков . Часть из них синтезировалась как лекарства, например, амфетамины . Поначалу их применяли в войсках во время Второй мировой войны для снятия усталости и повышения работоспособности солдат и только после Вьетнамской запретили к применению.

Та же судьба постигла и самый известный галлюциноген – диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) , который поначалу использовался в лечебных целях в психиатрии.

Современное понимание

Сейчас словом «наркотик» принято называть вещество, которое удовлетворяет трем критериям:

Медицинский . Лекарство, которое воздействует на нервную систему и изменяет психику. Именно это действие на психику и провоцирует его немедицинское применение. Синонимы ВОЗ – психоактивное или психотропное вещество.

Социальный . Немедицинское применение вещества широко распространено и наносит значительный вред людям и обществу в целом.

Юридический . Вещество включено в перечни наркотических средств контрольными органами.

Почти во всех странах все вышеупомянутые наркотики запрещены. При ООН действует Комиссия по наркотическим средствам. В России контроль за оборотом наркотиков осуществляет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

К сожалению, список запрещенных веществ пополняется почти каждый год.

Моё употребление началось в возрасте 13- и лет. Попробовал марихуану и алкоголь в летнем оздоровительном лагере…

После этого, в школе (до 10- го класса), редко употреблял алкоголь, ещё реже курил марихуану. В 10- ом классе начал много пить. Пил практически каждый день. А вот уже в 11- ом пил ещё больше. Каждое утро начиналось с нескольких банок алкогольных коктейлей. Я не видел в этом проблемы и не придавал значения. Поступив в высшее учебное заведение и моё употребление спиртного участилось. Был отчислен после первого семестра, пошёл в армию. Там периодически употреблял «палёную» водку, марихуану и попробовал мускатный орех. Употреблял его (мускат) в огромных количествах.

После армии практически прекратил употребление всего. За исключением небольших доз алкоголя по праздникам. Поступил в другой ВУЗ.

Через некоторое время снова начал курить «траву» и «грубить» с пивом. После первого курса отчислился сам и начал работать. Сменил много мест работы, не задерживаясь ни на одной на долго. Курил всё больше.

После активного употребления «травки» попробовал спайс . Подсел на него. Последующие 8 месяцев я курил спайс каждый день, увеличивая дозу. Моя жизнь начала рушиться, но я по- прежнему полагал, что смогу сам бросить и всё нормализуется.

Как то мне предложили «соль» и я, не раздумывая её употребил. После эйфорического «прихода» я, с лёгкостью, отказался от спайса. Делал не большие перерывы в употреблении и, с каждым разом, увеличивал дозировку солей всех видов, которые мне только попадались. Через несколько месяцев этого стало мало и к солям прибавились LSD, кокаин, барбитураты, спайс и марихуана. Очень сильно похудел: галлюцинации и паранойя не покидали меня, от меня ушла девушка, мама выгнала из дома, друзья отвернулись. В попытке прекратить употребление я «лёг» в психиатрическую клинику.

После выписки практически сразу начал торчать снова в ещё больших количествах. Перерывов делать даже не пытался. Я понял, что не могу контролировать употребление наркотиков. Моя жизнь рушилась у меня на глазах. Я признал, что я наркоман. Это моя история употребления наркотиков и я чудом не дошёл до «иглы». День за днём я убивал себя, Пока практически полностью не потерялся во времени, лабиринтах разума и страхах. Я не мог справиться с навязчивой идеей употреблять, не важно что- лишь бы «пёрло». Каждое утро думал, что наступающий день будет последним на этом свете.

В конечном счёте я принял от мамы предложенную помощь, осознав, что больше не хочу существовать, а хочу жить!