Все о селфи. Чем опасно увлечение селфи. Причины, по которым нельзя делать селфи

Этим увлечением заняты, как может показаться, не только самовлюблённые знаменитости, но и вполне заурядные люди. Опрос блога PicMonkey предполагает, что почти половина всех взрослых жителей США хотя бы раз делали селфи. Из общего числа фотографий, например, в Instagram 3–5% можно классифицировать как селфшот. Так в чём секрет роста популярности селфи?

Разумеется, рост популярности селфи связан с бумом социальных медиа и мобильных технологий. Большинство смартфонов имеют фронтальные камеры, которые сделали процесс съёмки селфи простым и приятным. Но в чём глубинная причина всеобщей одержимости селфи? Во-первых, с помощью таких фотографий человек может утолить свой психологический голод в поисках самоидентификации, как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве. Как и многие другие усилия, прилагаемые для этого, селфшоты помогают человеку утверждать, что он есть личность, и эта привычка является частью человеческого бытия. Другими словами, если переиначить утверждение Декарта: «Я делаю селфи, следовательно, я существую». Селфи пользователя несёт месседж о том, что он живёт насыщенной, красивой социальной жизнью; редко, когда селфи делаются в несчастные моменты.

Исследователь Дженнифер Оуллетт, автор книги Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self говорит: «Ваша страница в „Фейсбуке“, например, является одним гигантским заявлением о самоидентичности. Это именно то, как вы хотите, чтобы вас воспринимали. Если выражаться более вычурно, это одна из форм вашего личного перформанса... Я думаю, что селфи - это, безусловно, способ сказать „Вот он я“. Также это своего рода зеркало, к которому люди обращаются для тех же целей».

Чересчур активный обмен селфи может привести к уменьшению близости среди друзей и романтических партнёров

Исследователи выяснили, что из более 1,1 млн фотографий в Instagram, фотографии с человеческими лицами имеют на 38 % больше шансов получить симпатию пользователей, чем картинки без лиц вообще. Кроме того, эти фотографии на 32 % чаще привлекают комментарии. «Взрослые люди, как и младенцы, любят смотреть на лица, - сказал Саиде Бакши, возглавляющий исследование. - Лица - это мощные каналы невербальной коммуникации. Мы постоянно следим за ними в самых различных контекстах; они привлекают нас, так как передают эмоции и человеческую идентичность». По мнению специалистов, исследование даёт возможность улучшить маркетинговую стратегию компаний в социальных сетях, а также может помочь дизайнерам подбирать те визуальные образы, которые получат наибольший отклик пользователей. Эксперты также доказали довольно очевидную вещь: популярность фотографии также зависит от количества фолловеров и того, как часто пользователь постит подобные сообщения.

Статистический анализ селфи

Селфи делаются в таком большом количестве, что стало возможно сделать статистический анализ этих снимков. Группа разработчиков и учёных при участии Городского университета Нью-Йорка и Калифорнийского института телекоммуникаций и информатики создала подробную интерактивную инфографику о различиях и особенностях селфи Москвы, Нью-Йорка, Берлина, Сан-Паулу и Бангкока. Интерактивный проект предлагает изучить зависимости между полом, возрастом, местом проживания, а также позой авторов селфи, их настроением, наклоном головы и ещё несколькими параметрами.

Особенно примечательны несколько тенденций: например, то, что, независимо от места проживания, женщины публикуют селфи чаще, чем мужчины. И если в Берлине число «женских» фотографий превышает число «мужских» в 1,9 раза, то в Москве женщины размещают селфи в 4,6 раза чаще, чем мужчины. Москва, по данным разработчиков, также является наименее «улыбчивым» городом: если в Бангкоке количество селфшотов с улыбкой составляет 68 % от общего числа, то в Москве этот показатель достигает только 53 %. Также исследователями была отмечена тенденция наклонять голову при съёмке селфи. По их мнению, женщины делают это в полтора раза чаще, чем мужчины. Тенденция особенно актуальна для Сан-Паулу, где средний наклон головы на селфшоте достигает 16,9 градуса.

К чему приведёт увлечение селфи?


Первый в мире селфи. Чуть подробнее о нём можно узнать

Тяга документировать жизнь, оставлять следы своего существования для потомков была всегда, и селфи - это лишь очередной виток её развития. «Существует первичная человеческая тяга посмотреть на себя со стороны, сказал писатель Клайв Томпсон, автор книги Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better. Вместо того чтобы отвергать селфиманию как унылый вид эксгибиционизма или очередное глупое развлечение для поколения миллениалов, постараемся увидеть в этих автопортретах что-то хорошее. Этот визуальный дневник - какой-никакой, но способ отметить наше короткое существование. Пока мы можем только фантазировать, но очень похоже, что через несколько лет селфшоты могут вылиться в нечто совсем другое. Например, в интерактивные виртуальные послания, которые могут храниться сколь угодно долго даже после вашей смерти.

Исследователь Жаклин Мори предлагает свою картину будущего: «Мои праправнуки смогут запросто взять и пообщаться со мной. И, может быть, я буду выглядеть для них как 8-битная видеоигра, но всё равно это будет так же очаровательно, как глядеть на чёрно-белые фотографии». Эти прогнозы сегодня уже не кажутся чем-то фантастическим. Неделю назад Facebook купил Oculus VR, пообещав явить миру революционную социальную платформу, которая перевернёт прежнее понимание виртуального общения.

Вероятно, всеобщая одержимость селфи также может скорректировать стандарты идеала красоты, сделать его более приближенным к реальности. И, пожалуй, самое важное, что это явление в очередной раз даёт нам понять, что самое главное в этом мире - это прежде всего мы сами, люди.

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

Лето 2015 то и дело шокирует новостями смертельных исходов и травм, полученных в результате : парень хотел себя запечатлеть на мосту и сорвался; девушка случайно застрелила сама себя, фотографируясь с пистолетом; мужчина хотел сфотографироваться рядом с кормящимся верблюжонком и получил травму головы от удара верблюжьего копыта и т.д.

Почему люди зависимы от селфи

Психологи бьют тревогу. Процентные показатели зависимости от социальных сетей зашкаливают. Все дело в отсутствии адекватной самооценки. Человек, не получающий в реальной жизни необходимую долю общения, заменяет реальных друзей виртуальными. Чем удержать внимание новых знакомых? Конечно, фотографиями.


Приложения для обработки фото позволяют выровнять тон лица и прочее, и происходит подмена адекватного мнения о себе: «Какая же я красотка (какой же я красавец)!» Растущие цифры поставленных «лайков» и «классов» только подливают масла в огонь. Человек становится зависимым от собственной популярности и чужого мнения в считанные секунды. Развивается психологический комплекс нарциссизма, когда самовлюбленность перекрывает все вокруг.

Как понять, что человек зависим от селфи

Особенно подвержены увлечению селфи подростки 11-16 лет и одинокие люди. Судить о фотографирования можно, когда человек выкладывает в социальную сеть более 10 фотографий каждые час-два. Все фото, как правило, не отличаются разнообразностью сюжета и представляют собой автопортреты в разных позах и на разных фонах.

Чем опасно селфи

Помимо селфи существует массовое увлечение релфи – фотографированием себя со своей собакой/кошкой или любимым человеком. Любителями релфи также движет желание выделиться из толпы и выставить свое счастье на всеобщее обозрение. Как результат – людская зависть, негатив и т.д.


Крайне негативный комментарий может вызвать у автора фото агрессию или даже истерику. Частые перепады настроения: «Сегодня у меня классов меньше, чем вчера…» приводят к устойчивым неврозам.


Желание сделать удачное фото там, где до этого никто не бывал, приводит человека в состояние, близкое игроманам как ощущение крупного выигрыша. Неудачи лишь раззадоривают любителей селфи и полностью отключают инстинкт самосохранения. Отсюда экстремальные желания сфотографироваться на крыше, в полете и т.д.

Как лечить зависимость от селфи

Бесполезны запреты и жесткие нарекания. Зависимость от селфи лечится так же, как и любая другая зависимость, – необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Хорошая фотография радует глаз и, поистине, является настоящим искусством. Фотограф выбирает ракурс, композицию, делает целый ряд снимков с разными настройками, чтобы выбрать один-единственный гениальный снимок. Такие фотографии ценятся и являются редкостью.

Современный виртуальный мир перенасыщен фотоснимками другого рода, на которых человек фотографирует себя. Это современное явление называется селфи.

Селфи: что это?

Селфи – термин, который описывает процесс фотографирования самого себя, чтобы затем выложить эти снимки в соцсетях. Сделать селфи можно вытянув руку с фотоаппаратом, сфотографировав себя в зеркальном отражении или с помощью специальных устройств для селфи, напоминающих длинные трубки.

Увлечение селфи захватило молодежь сравнительно недавно и превратилось в настоящий бум. В поисках особенного ракурса молодые люди проводят большое количество времени. Селфи превратилось в необъявленное соревнование в интернете: лучше, выше, интереснее, оригинальнее. В попытке удивить окружающих юноши и девушки часто переступают грани приличия и безопасности. Селфи часто варьируются от откровенно неприличных до абсолютно экстремальных фото.

Фанаты селфи могут тратить часы, чтобы выбрать именно тот ракурс, который, как им кажется, дает им возможность выглядеть в наиболее выгодном свете. Выбор позы занимает массу времени. Любители селфи могут делать более 200 снимков за одну сессию и не быть удовлетворенными результатом, а могут быть настолько влюблены в каждый поворот своей головы, что в самолюбование превращается и процесс фотографирования, и процесс просмотра фотографий.

Чем опасно увлечение селфи?

Давайте представим сам процесс селфи.

  • Ситуация 1 . Молодая девушка проводит селфи. В вытянутой руке — мобильный телефон. Меняется одежда, выражение лица позы, повороты, ракурс. Через несколько дней в квартире просто не остается места, где не было бы сделано фотографий. Потребность в снимках остается, и в ход идут самые неожиданные места: ванная, туалет, шкаф. Стоит ли говорить о вариантах одежды, прически, косметики. Увлечение селфи подталкивает к неожиданным поступкам, включая обнажение тела.
  • Ситуация 2 . Молодой человек пытается привлечь к себе внимание путем селфи. Он понимает, что обычный ракурс не привлечет к нему внимания и поиски фона приводят к экстремальным поступкам таким как, фото на большой высоте, в падении, на скорости, вблизи диких животных и т.д.

Варианты выбора сюжетов для фотографии разные но цель этих фото одна – привлечь к себе внимание.

Совсем недавно глобальная сеть была ошеломлена потрясающей новостью : британский ученый Дэвид Вил определил увлечение селфи в группу психических расстройств, определив две причины такого увлечения:

  1. Самолюбование;
  2. Крайняя неуверенность в себе.

Психиатрические ассоциации европейских стран также признают чрезмерное увлечение селфи расстройством психики. В официальной литературе селфи описывается, как желание человека постоянно фотографировать себя и предавать эти фото огласке – публиковать в соцсетях. Человек не может удержаться от этого желания, поэтому постоянно делает и публикует до 6-10 снимков ежедневно.

При этом психиатры выделяют несколько стадий этого расстройства:

  • Первая стадия – пограничная, проявляющаяся в фотосъемке самого себя не менее трех раз в день без постоянного стремления публикации снимков сети Интернет.
  • Вторая стадия – острая, характеризующаяся несколькими автофотосессиями в день с публикацией их в соцсетях.
  • Третья стадия – хроническая, отличительной чертой которой является неконтролируемое желание делать фотоснимки самого себя и публиковать их в интернете.

Интересен факт того, что людям становится не важен процесс жизни и впечатления от неё. На первый план выходят вторичные впечатления от фотографий, которые чаще всего пересиливают первичные.

Желание постоянно фотографировать себя может стать причиной нарциссизма – психического расстройства, характеризующегося постоянным самолюбованием. Молодые люди не контролируют свои желания любоваться собой, рассматривая свои части тела в различных позах и ракурсах. Самовлюбленность переходит внутренние границы и начинает требовать от окружающих восхищения своей внешностью, для чего происходит постоянная публикация снимков в соцсетях.

Однако конкуренция снимков в сети довольно велика. Нарциссу требуется постоянное обновление фотографий, чтобы удерживать внимание к себе. Причем учитывается как количество этих снимков, так и их оригинальность.

Нарциссизм подпитывается постоянным вниманием, которое выражается в оценках, лайках, комментариях в соцсетях. Чем больше положительных оценок, тем больше тешится самолюбие «селфи-нарцисса».

Но если внимание и самолюбование начинает определяться числовыми показателями, то появляется потребность в постоянном увеличении этих цифр. Однако рост числа просмотров и лайков не может быть бесконечным, а, значит, самолюбие будет страдать от неудовлетворения и отсутствия признания со стороны окружающих.

Селфи-нарциссизм характеризуется неконтролируемым желанием привлечь к себе внимание, в стремлении к положительным оценкам и восхищении собой со стороны окружающих.

Селфи-дисморфофобия

Это принципиально противоположное нарциссизму состояние. Человек с дисморфофобией крайне недоволен своей внешностью и прикладывает массу усилий, чтобы получить идеальный снимок, другими словами, увидеть на снимке идеального себя. При этом девушка и юноша недовольны своей фигурой, лицом, волосами.

Дисморфофобия характеризуется чрезмерной озабоченностью человека недостатками своей внешности. Это могут быть как отдельные недостатки: длинный нос, маленькие глаза, большие уши и т.д., так целый ряд особенностей. При этом человек ищет тот ракурс или позу, при которых недостатки не видны или неочевидны. Другими словами, человек на протяжении нескольких часов в день думает о своих недостатках. Такая озабоченность является признаком серьезного психического расстройства.

Признаки дисморфофобии:

  • Постоянное изучение своей внешности путем анализа отражения в зеркале или, напротив, стремление избежать зеркал.
  • Озабоченность своим внешним видом.
  • Убежденность в том, что человек имеет особые черты внешности, которые портят или даже уродуют его.
  • Уверенность в том, что окружающие люди негативно относятся к человеку из-за его внешности.
  • Стремление к частому использованию косметических процедур.
  • Избегание «живого» общения.
  • Постоянное сравнение собственной внешности с другими.
  • Маскировка своей внешности под слоем косметики или с помощью одежды.
  • Навязчивое стремление к «улучшению» внешности без видимых результатов.

Если объединить эти признаки с постоянными автофотоснимками, то налицо клиническая картина психического расстройства.

Желание сделать эффектное селфи стало причиной множества несчастных случаев. Современная статистика показывает нам случаи летальных исходов эффектных автопортретов. Есть ли оправдания селфи ценою в жизнь? И почему молодые люди не чувствуют грань опасности при селфи?

Причина в глубоком психическом расстройстве, которое характеризует увлечение селфи. Стремление к идеальному снимку заглушает инстинкт самосохранения и приводят к настоящей беде.

Селфизависимость

В настоящее время психиатры относятся к селфизависимости также серьезно, как к или алкоголизму. Конечно, селфи не разрушает организм человека, но она оказывает влияние на психику, вызывая ряд сопутствующих психических и соматических расстройств.

Селфизависимость – расстройство, не имеющее медикаментозных методов лечения. Психиатры предлагают поведенческую терапию, пройти которую в одиночку просто невозможно, особенно молодому человеку в пубертатном возрасте.

Если вы заметили селфизависимость у своих близких, то не следует пробовать «дедовских» методов лечения, запрещая фотосессии. Выходить из зависимости нужно постепенно, не образуя пустоты, а насыщая вакуум другими видами деятельности. При этом нужна особая когнитивная терапия.

Лучше всего доверить лечение специалисту: психиатру или психотерапевту. При этом об близких людей требуется глубокая поддержка и понимание.

«МК» попытался разгадать феномен повального увлечения самофотографированием

Мир охватила эпидемия селфи, которая «косит» всех, вне зависимости от возраста и статуса. Вот, например, президент Америки Барак Обама с удовольствием участвует в групповом selfie — в компании с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и премьер-министром Дании Хелле Торнинг-Шмитт! И где? На церемонии прощания с экс-президентом ЮАР Нельсоном Манделой! А вот и Дмитрий Медведев, большой поклонник трендов, щелкает себя в лифте Дома правительства и выкладывает фотку в Сеть. Что представляет собой феномен селфи? Почему ради него люди готовы калечить себя? Как превратить сделанный самостоятельно фотопортрет в произведение искусства? Разобраться в этом «МК» помогли специалисты-психологи, профессиональные фотографы и селфи-экстремалы.

Кирилл Орешкин покоряет одну из сталинских высоток в Москве.

Сам себе режиссер

Слово selfie удостоилось титула главного английского слова 2013 года. По данным редакторов оксфордских словарей, за год частота его употребления — в англоязычном Интернете — выросла на 17 000%! Калька с него прочно вошла и в российский речевой обиход. Правда, у нас человека, снимающего себя на камеру (с руки, при помощи штатива или зеркала) и выкладывающего свои цифровые автопортреты в сеть, называют еще и «самострелом».

Явление селфи — одно из самых неоднозначных. Что ни день, у него возникают новые подвиды: есть «селфики» любителей фотать себя, будучи подшофе, в ванной или сразу после секса; есть последователи скотч-селфи, которые, прежде чем запечатлеть свой фейс, основательно уродуют его, перевязывая клейкой лентой. А есть экстремалы, которые ради удачного снимка готовы поставить на кон свою жизнь. Или в качестве фона для своего селфи взять... труп чужого человека, привезенный на вскрытие.

Некоторые селфи преуспевают в своих стараниях, становясь настоящими генералами жанра (об одном из них мы расскажем чуть ниже). Но подавляющее большинство — безымянная пехота, старательно увековечивающая каждый свой шаг, однако при этом не способная толком сформулировать, для чего она это делает. Да и нужна ли тут какая-то рефлексия? Щелк — и дело в шляпе…

Русский Паук со столичных крыш

19-летний Кирилл Орешкин известен далеко за пределами своих аккаунтов. Он — без преувеличения — звезда мирового Интернета в жанре экстремального селфи. О нем снимают фильмы американцы и европейцы. Ни одна подборка не обходится без его снимков. Кто-то из западных поклонников, восторженно рукоплещущих безбашенному парню из российской столицы, наградил его прозвищем Русский Паук. Прозвище в Сети прижилось. Как и Кирилл — на московских крышах. Только не вздумайте повторять трюки Орешкина! Достаточно посмотреть на его селфи, чтобы понять, насколько это опасно.

— Кирилл, ради чего ты рискуешь?

— Ради удовольствия, ощущения свободы и необычных кадров. Но я, поверьте, нечасто иду на риск. Я всегда с осторожностью действую. И вообще иногда сложней попасть в интересующее тебя место, чем сделать там пару-тройку кадров.

Лазать по крышам Кирилл стал с 14 лет. Сначала это были многоэтажки родных Перова и Новогиреева, потом, когда основательно втянулся, стал проникать на куда более серьезные объекты. Например, сталинские высотки и башни Москва-Сити.

На каждую из покоряемых вершин Кирилл берет с собой или телефон с камерой, или фотоаппарат.

— Какой смысл делать только панорамы, если я могу и сам сфотографироваться на их фоне? — резонно замечает Кирилл. Но «самострелом» он себя не считает. В отличие от американского актера Уилла Феррела, который минувшей зимой запостил в свой Твиттер фото Кирилла со словами: «Этот парень победил в игре селфи». Фотка мигом разлетелась по Интернету. Тогда же Русский Паук и узнал, собственно, что означает слово «селфи».

Сейчас Кирилл занят капитализацией хобби. В частности, он хочет наладить продажу своих фоток. Заявки, говорит, есть с разных концов мира, а вот о примерной стоимости одного кадра предпочитает не распространяться.

Одинокая красота

По мнению Орешкина, на «самострел» западают те, кто не отличается оригинальностью, но хочет выделиться. Некоторых процесс засасывает с головой.

У профессионального фотографа Петра Ловыгина — другая точка зрения. Он уверен, что в группе риска оказываются прежде всего красивые люди, но по каким-то причинам нуждающиеся в подтверждении своей красоты.

— Я задавал вопрос нескольким своим приятельницам, Instagram которых на 85% состоит из селфи, зачем они это делают, — рассказывает Петр. Одна ответила: «Для привлечения мужчин». Но подобная тактика скорее способна отпугнуть, чем привлечь. Это как бы свидетельствует о том, что девушка любит только себя в этой жизни и кого-то еще полюбить вряд ли способна. Еще одна сказала примерно следующее: «Я не имею морального права скрывать свою красоту от мира. Это я называю щедростью и милосердием по отношению к подписчикам».

И это — на полном серьезе! Ну, или почти на полном...

Впрочем, есть и более-менее объективная причина селфи-мании. По словам Петра Ловыгина, пользователям того же Instagram больше нравится лайкать чье-то лицо, чей-то фотопортрет, чем отвлеченную фотографию. А «лайки» для юзера в виртуале — это, по-видимому, суррогаты тех самых «психологических поглаживаний», в которых каждый из нас так нуждается в реальности.

«Я замечал, что мое селфи, мой портрет в соцсети набирают больше лайков, чем мое арт-произведение. Поэтому, к примеру, на рекламных афишах мне гораздо выгоднее печатать собственное изображение, чем какую-то из моих работ», — отмечает Петр.


Поклонники скотч-селфи, прежде чем сфотографировать себя, обезображивают лицо с помощью клейкой ленты.

Нарциссы XXI века

Если в одном случае селфи — невинная шалость, в случае другом — опасная, то для 19-летнего Денни Боумена из английского Ньюксала, история которого облетела весь мир, эта забава стала одержимостью. Однажды парнишка неудачно сходил на модельный кастинг, после чего задался идеей сделать идеальную фотографию самого себя. И понеслось! Денни порой делал до 200 селфи в день, снимая свой фейс почти без остановки по многу часов подряд. Потом он решил сбросить вес, решив, что худоба добавит ему прелести. Но суперселфи упорно не получалось. Тогда Боумен попытался покончить с собой, и если бы не подоспевшая мать, тайно приглядывавшая за сынком, все закончилось бы печально. Сейчас же Денни, прошедший курс лечения от зависимости в клинике, пытается вернуться к нормальной жизни. В среде американских психиатров начинают раздаваться голоса о том, что надо признать самолюбование посредством селфи психическим расстройством, навязчивостью.

Однако российские специалисты особых поводов для беспокойства пока не видят.

По мнению психолога Натальи Варской, если человек, несколько злоупотребляющий фотографированием самого себя, продолжает жить привычной жизнью, уделяет время близким, друзьям, зарабатывает деньги, то это не более чем модное увлечение. С другой стороны, ярые фанаты селфи — это люди с определенным типом личности.

— Мы имеем дело с современным вариантом известного еще с античных времен феномена нарциссизма, — считает доктор медицинских наук, сотрудник ГНЦССП им. Сербского Федор Кондратьев. — Разве что с учетом технического прогресса смотреться теперь надо не в воду или зеркало, а в объектив фотокамеры. Зачастую «нарциссы» — это тщеславные люди, эгоистичные, самовлюбленные, безразличные к чужим проблемам. В центр мироздания они ставят свое «я». Отсюда бесконечное самофотографирование, тиражирование своего фото с одной лишь целью — самоутвердиться.

Согласен с коллегой и президент Ассоциации детских психологов Александр Кузнецов: «Селфи легче всего подчиняет себе людей с истероидной акцентуацией характера, склонных к демонстративному поведению. Демонстративность присуща больше женщинам, так как по своей природе они стремятся нравиться мужчинам. И это нормально — таков их способ выживания. У мужчин истероидность встречается реже, зато в более тяжелых формах». Кстати, родной брат селфи — эксгибиционизм, который также признается за одно из проявлений истероидности.

Александру Кузнецову зачастую приходится сталкиваться с пациентами, у которых в анамнезе проглядывает в том числе и грешок селфимании.

— Но человек не приходит на прием со словами: «У меня проблема, я сам себя фотографирую и не могу остановиться». Он приходит с жалобами на проблемы в отношениях, — продолжает Александр Кузнецов. — В основном это женщины 20-30 лет, сконцентрированные на себе. А когда человек так зациклен на своей внешней оболочке и на том, как ее подать, на подтверждении того, что его все любят, с ним вряд ли кто-то захочет дружить и жить. И ему плохо, где бы он ни был: и в команде, и в семье. Это несчастный, попадающий в западню: страдающий из-за повышенной потребности во внимании и любви со стороны окружающих и в то же время избирающий такие способы достижения этой цели, из-за которых от него все разбегаются.

Вообще, чем раньше будет замечено не совсем здоровое влечение к селфи (когда человек снимает себя по несколько раз на дню), тем лучше. Психологи могут адаптировать людей с такой проблемой, направив их взгляды в сторону публичной карьеры. Например, в политике, кино или в шоу-бизнесе. Там эти люди будут чувствовать себя как рыба в воде и смогут не только показать себя миру во всей красе, но и принести посильную пользу обществу.

Москва улыбаться не любит

Один из самых компетентных специалистов в области селфи — профессор Городского университета Нью-Йорка, писатель, программист, художник Лев Манович, изучающий современную цифровую культуру с ее трендами и паттернами.

Вместе с коллегами он на материале Instagram пытается понять, есть ли культурные различия у селфи, сделанных в разных городах и странах. Попутно обнаруживаются и другие любопытные вещи.

— Часто за selfies принимают портреты, которые на самом деле сделаны другими людьми. Настоящих селфи в Instagram всего 4%, — рассказывает Лев. — И почти все они сделаны молодыми людьми. Только 10% приходится на долю тех, кому 30+. При этом селфи женщин в этой возрастной категории встречаются реже, чем мужские.

По наблюдению Льва Мановича, период увлечения селфи совпадает с тем возрастом, когда человек начинает искать себе брачного партнера. Для Москвы это 25-26 лет, для Нью-Йорка — 26-27, для Бангкока — 21-22.

Были и другие находки. Так, для тайской столицы характерно небольшое — примерно на 20% — превалирование девичьих селфи над портретами молодых людей. Можно сказать, что гендерный показатель более-менее сбалансирован. Похожая картина наблюдается и в некоторых других столицах. А вот в Москве — и это, по словам Мановича, исключительный вариант — женских «самострелов» в Instagram в пять (!) раз больше, чем мужских. Любопытно, что наши барышни-красавицы предпочитают снимать себя на манер моделей из глянца — строго, изящно, без тени улыбки. В отличие от наших жительницы бразильской Сан-Паулу очень любят демонстрировать в кадре жемчуг зубов, а вот селфи из Токио зачастую опускают глаза на фотографиях, словно бы смущаясь от того, что делают.

Экстравагантных, эпатирующих селфи в Сети не так уж и много, как кажется на первый взгляд. «Просто то, что отклоняется от нормы, больше бросается в глаза и охотней тиражируется другими пользователями», — говорит Лев Манович. Также преувеличено в массовом сознании и число тех, кого можно назвать селфи-наркоманами.

Учитесь крутить селфи-романы

Для того чтобы выделиться на общем фоне цифровых автопортретов, не обязательно сумасбродствовать. Скорее, наоборот, нужно включить мозг, и тогда может получиться нечто действительно вкусное и концептуальное.

— Из селфи можно сделать историю. Пусть это будет много кадров, объединенных каким-то интересным сюжетом. Выкладывать их нужно постепенно. Тогда люди будут ждать каждой новой фотографии, и вы обретете своего зрителя, — советует Петр Ловыгин.

Губки бантиком или уточкой — это пошло, а «самострелы», на которых человек снимает себя в профиль и надеется, что все решат, будто его незаметно кто-то снял в этой «клевой задумчивой позе», откровенно смешат всех, кто мало-мальски разбирается в фотографии. Куда приятней смотрится в кадре самоирония.

Хотите удивлять по-настоящему? Купите себе ручной штатив. Стоит недорого, зато какой простор для фантазии открывается!

Наконец, можно попробовать общаться с кем-то на языке селфи, когда вместо слов — только схваченные объективом эмоции.

Кстати, есть примеры того, что селфи помогают людям в моменты психологических кризисов. Одни используют самофотографирование как психокоррекцию — для того, чтобы принять и полюбить свою внешность или побороть застенчивость, другим оно в какой-то степени компенсирует отсутствие карьерных успехов, третьим просто поднимает настроение. Главное — не забывать в своих экспериментах о чувстве меры.