Житие преподобного антония печерского. Житие константина-кирилла

Читайте также:
  1. В тот же день перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, - епископа Анастасиупольского (житие его см. 22 апреля).
  2. В тот же день преставление преподобного Андроника Московского, в 1395 году.
  3. В тот же день преставление преподобного Мефодия, игумена Песношского, в 1392 году.
  4. Великоморавская держава. Деятельность Кирилла и Мефодия.
  5. Возникновение права на жилую площадь в специализированных домах и общежитиях.
  6. ГЛАВА 19 ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ОБЩЕЖИТИЯХ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
  7. ДРЕВНИЕ СПИСКИ ЭТОГО ПОУЧЕНИЯ, И МОЖЕТ ЛИ ОНО БЫТЬ ПРИЗНАНО ЗА СОЧИНЕНИЕ МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА I

Отрывки из жития преподобного Кирилла Белоезерского по сборнику нашей библ. № 2

1. «Сый убо преподобный отець наш Кирилл родися от благочестиву и христиану родителю, и крестиша и в имя Отца и Сына и Святаго Духа, и нарекоша имя ему в святом крещении Козма (л. 103 об.).

2. Случися убо прийти махрищескому игумену Стефану, мужу сущу в добродетели съвершенну, всем знаем великого ради жития. Сего пришествие оувидев, Козма течет оубо с радостию к нему; много бо время преиде, отьнели ж ожидаше его, и припадает к честным того ногам, слезы от очию проливая и мысль свою сказав ему вкупе, и молит его, еж възложити на нь иноческий образ (л. 105).

3. И сему тако бывающю, отходит игумен Стефан в монастырь Пречистые Оуспение, Симонове нарицаемо, поим с собою и Кирила, и тако предасть его в руце архимандриту тоя обители Феодору именем, мужу велику в добродетели и в разуме. И ту абие Феодор приемлет его с радостию, и тако постриже его, съверьши его в чин иночески, и дасть ему то ж именование Кирил (л.107).

4. Егда же по некоему времени случяше святому Сергию прити в монастырь Владычици нашия Богородици ради посещения братаничя своего, анхимандрита Феодора и прочих иже тамо братии, перьвее всех прихожаше в хлебню к святому Кирилу и наедине на много час беседующе бяху о пользе душевней (л. 108 об.).

5. Повелением великаго князя и благословением митрополита и всего церковнаго Събора избран бывает анхимандрит Феодор на Ростовъское архиепископьство, блаженнаго ж Кирила поставиша вместо Феодорово анхимандритом. Тем ж отсуду болшими труды касаша, троуды к трудом прилагая (л. 110 об.).

6. То ж помыслив оставити начяльство и в килье безмолтьствовати, еже и сътвори, и отставль бо настоятельство, и в килью свою отиде. Братиям много молившим его, еже не отлагати настоятельства сан, и он никако ж послушаша их (л. 111).

7. По мале времени прииде Ферапонт от Белоозера, едино пострижение имый с святым; начят же его блаженный Кирил въпрошати, есть ли место тамо на Беле озере, идеже бы мощно иноку безмольствовати. Ферапонт же «ей, зело,- рече,- суть многа места к единению». Блаженный же видения ему не поведа, но тако просто въпрошаше его. Таж по времении съгласившеся, оба изыдоша от монастыря, идеже святый жилище имяше, и тако, Богу поспешествующю им, пути касаются, и многы дни шествие творяще, и приидоша на Бело озеро, и тако обхожаху многа места; но нигде святый не възлюби места к житию, но искаше указаннаго ему места, но не иже Пречистою преже, сый еще в древней обители, зван бяше; по обхожению ж многых мест послеж приидоша на место, идеже ныне монастырь стоит (л. 112 об.).



8. И тако начаша копати келью в земли. И тако сему бывающю, и время некое препроводивши вкупе, и абие друг от друга разлучишася. Блаженный же Кирил оста на месте том. Ферапонт же отьиде прочь отьтуду недалече, яко 15 поприщь или нечто мало множае. Обрете место тамо близ езера, Паское зовомо, и ту вселися, и церковь създа тамо в имя Пречистые Владичице нашия Богородици и Приснодевыи Марии, честнаго Ея Рождества. Събравшеся братия к нему, и есть монастырь на месте том, зело красен, много имущи братии, Господеви работающих дажь и до сего дни. Тем ж и монастырь он прозва се Ферапонтов даже и доныне (л. 113 об.).

9. Таж посих начаша приходит к святому и мнози отвседу, ови ползи ради, инии же, хотяще съжительствовати с ним, моляху его еже сподобити иноческому образу. Он же по прошению многих приимаше тех и сподобляет их ангельскаго образа. Прииде ж к нему Нафанаил некто именем, иже после бысть келарь тоя обители, и мнози неци от братии приидоша к нему (л. 115 об.).



10 Бяше же оустав блаженного Кирила: в церкви никому ж с иным не беседовати, ниже из церкви исходити преже конца, но всем комуждо в своем оустановленном чину стояти и славословленых пребывати. Тако ж и к Евангелию и святых икон поклонению оустав по старьчеству съблюдааху, да не кое размешение будет в них. Сам же блаженный николи ж, в церкви стоя, к стене приклоняся и без времяни не сидящи, но и нози его, яко столпни, бяху. Тако ж и к трапезе идущи по старьчеству и к местом исхожаху, на трапезе ж седящих кождо их по своим местом молчаху и никогож бяше слышааше, но токмо чтеца единого. Братиям всегда трои снеди бываху, развее постных дней, в нихъже есть аллилуиа. Сам же блаженный от двоих снедей приимаше и тоя яст не до сытости; питие ж его и ино ничто же не бяше, развее единые воды. Въстающе ж от трапезы, отхождааху в кельи свои, молением благо дарящи Бога и не уклоняющи на некыя беседы или от трапезы идущи ко иному некоему брату приходити, кроме великия потребы (л. 119).

11. Бяше же и о сем обычай таков: яко аще кто к некоему брату принесет грамоту или поминок, грамоту не роспечатав приношаше к святому, тако ж и поминок. Тако ж, аще кто хотяше вне монастыря послание написати, без отча повеления никто ж не смеяша послати. В монастыри же и в келий ничто же не велеша имети, ни своим звати, но вся общая, по апостолу, имети, яко да сего ради не рабити будем тем, ихъже нарицаем. Сребренное же и златое веема оттинуд братии не именовашеся, кроме монастырския дохыя, сиречь казны. Отьтуду вся яже к потребе братия имаху. Жаждою же аще кто и одръжим бываше, в трапезу идущи, и тамо с благословением жажду оустужаху. Хлеб же, или вода, или ино что таково в келий никако ж обретааше, кроме еже рукы оумыти. Аще ли кто к кому прийти случишась, ничто же в келий бяше видити, развее иконы и книг. Но тако прости от всего бяху, едино попичение токмо имущи друг друга смирением и любовию превосходити и первее на пение в церкви обрестися. Також и на дело монастырское, идеже аще прилучишася, с страхом Божиим отхождааху и бяху работающи не яко человеком, но яко Богови или пред Богом стояще, и не бяше бых никоего празднословия или мирьския пытати или глаголати, но кождо их в молчание съблюдаше свое любомудрие. Аще же кто и глаголати хотяаше, но ничто иного, разве от писания на ползу прочим братиям, паче же писания неведущим. Много же бяше различие и оустроение тех жития: комуждо бо от братии образ же и меру правилом блаженный дааше; оумеюще иже рукоделье, делающе что и в казну отношааше, себе же ничтоже без благословения не делааше. Вся бо от казны, яко же и преже рекохом, имеяху: одеяние ж, и обуища, и прочая, яже к телесней потребе. Сам же святый отнюд ненавидяаше видети на себе некую лепоту ризную, но тако просто хожааше в ризе раздране и многошвене. Моляше же всех и запрещааше и не имети свое мдрование и готовым быти ко всякому послушанию, да тако плод Богови приносится, а не своей воли последствуют (л. 119 об.- 120).

12. Елма же оубо и се немало дарование блаженному бяше от Бога, егда прихождааше кто странных в обитель ону: мнози бо тогда от различных стран и градов прихождааху к святому, ови хотяще видети святаго и ползоватися от него, инии же изволяющи съжительствовати с ним (л. 123 об.).

13. По неколицех же летех гладу бывшю в людех немалу, таковаго ради оутеснения и нужи, мнози от неимущих прихожааху в обитель святаго нюжди ради глада. Святый же повелевааше даяти хлебы просящим к тех насыщению, и тако даяху по вся дни нищим хлеба довольно (л. 125).

14. Темже братия, яко нечто мало от печали пременившись, нагробными пение с многою честию скончявше и со многою светлостию землею покрыша многострадалное и трудолюбное тело и сосуд Святаго Духа в лето 6935-го лета, месяца июня в 9 день. Бяше бо блаженнаго Кирила приход на место сее штидесят лет живота своего от рождения своего, пребысть же на месте том лет 30, яко всех лет живота его лет 90» (л. 140).

Вообще проблема Причерноморской Руси, к сожалению, мало исследована, да и археологический материал недостаточен. Можно лишь констатировать, что за время, прошедшее с Великого переселения народов, произошла взаимная ассимиляция части североиранского населения и этноса с «дунайскими» традициями, в котором одни видят готов, другие - ругов. Эти дунайские элементы «наследили» в Крыму и Причерноморье, оставив в погребениях I-VI вв. пальчатые фибулы, похожие на пастырские («антские»), но не идентичные им.

Не исключено, однако, что именно о салтовской сармато-аланской руси имеется сообщение в Житии св. Кирилла, в главе о его миссии в Хазарию в 861-862 гг.:

«Пришли же к цесарю послы от хазар, говоря: "От начала знаем лишь единого Бога, который стоит над всеми, и Ему кланяемся на восток, в остальном держась своих постыдных обычаев. Евреи побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины, предлагая мир и дары многие, принуждают нас принять свою веру, говоря: "Наша вера - лучшая среди всех народов". Из-за этого посылаем к вам, (вспоминая) старую дружбу и сохраняя взаимную любовь, ибо вы - великий народ, о Бога царство держите. Вашего совета спрашиваем и просим от вас мужа книжного. Если переспорит евреев и сарацин, то примем вашу веру".

Тогда стал искать цесарь Философа и, когда нашел его, рассказал ему о хазарском деле, говоря: «Иди, Философ, к людям тем...» (...)

Тогда же пустился в путь и, когда дошел до Херсона, научился здесь еврейской речи и письму, переведя восемь частей грамматики, и воспринял от этого еще большее знание.

Жил там некий самаритянин и, приходя к нему, беседовал с ним, и принес самаритянские книги, и показал ему.

И выпросив их у него, Философ затворился и отдался молитве, и, приняв знание от Бога, начал читать (эти) книги без ошибок. Увидев это, самаритянин возопил великим гласом и сказал: «Во истину те, кто веруют в Христа, скоро и Дух Святой и благодать обретают». А когда сын его вскоре крестился, тогда он и сам крестился после него.

Нашел же здесь Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами , и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы согласные и гласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать (их), и многие удивлялись ему, хваля Бога» .

Житие св. Кирилла написано, как установлено, одним из его современников или ближайших учеников. Поэтому такому сообщению вполне можно и нужно доверять. Из приведенных слов биографа, который мог быть и свидетелем описанных выше событий или мог слышать о них от самого Кирилла, очевидно, что еще до обретения моравскими славянами азбуки от святых братьев существовали какие-то русские письмена и русские книги - Евангелие и Псалтырь. Значит, в середине IX в. у древних русов не только была своя письменность - они уже были христианами . Очевидно также, что русы Жития этнически не славяне - славянские языки Кирилл знал прекрасно.

Этот сюжет вызвал немалые затруднения в интерпретации и длительную научную дискуссию. Особую популярность получила версия об ошибке переписчика, что якобы в оригинале было написано «сурские» письмена, то есть сирийские. Но в те времена сирийской общины в Крыму не было, а автор жития говорит только о народах, постоянно проживавших в Крыму.

Другие считали русов норманнами и утверждали, что биограф Кирилла русами мог назвать живших в Тавриде готов, чей язык «похож» на норманнский. Но ученик и сподвижник Кирилла был прекрасно осведомлен о существовании племени готов, и в XVI главе Жития готы упоминаются среди народов, имеющих свое письмо.

Н.К. Никольский предложил версию о «русских письменах» жития как глаголице , имеющую логическое продолжение в отождествлении русов с дунайскими ругами. Руги, жившие на Дунае, уже в V в. исповедовали арианство (течение в христианстве, согласно которому Бог-Сын не равен Богу-Отцу, а лишь подобен Ему). Поскольку еще в 325 г. на Вселенском соборе арианство было объявлено ересью и потом преследовалось, поэтому арианам для записи богослужения потребовалась тайнопись. Именно арианской тайнописью, по мнению многих ученых, и была изначально глаголица - система письменности, именовавшаяся «русским письмом» в южно - и западнославянских землях в XII-XV вв. Первоначально глаголица не была славянским письмом, и для ее приспособления к славянской речи потребовалось введение дополнительных букв. Также глаголицу часто называли «готским» письмом. То есть выражение «русское письмо» здесь носит религиозный смысл (как алфавит неортодоксальных христиан). А в Житии Кирилла «русские» - это явно этническая принадлежность, а не религиозная. Суть именно в том, что народ русов имел свою письменность и знал христианство. Кроме того, следы ругов в IX в. в Крыму не обнаружены археологически.

Вспомним, что «русские письмена» в Житии Кирилла упоминаются в одном ряду с труднодоступными восточными языками и системами письма, которыми тяжело овладеть европейцу. Видимо, восточной была и система письма увиденного Константином Евангелия. Тем более что Кириллу пришлось различать «буквы гласные и согласные», сравнивая с греческим языком. А лишь в семитических алфавитах гласные обозначались огласовками. Потому в принципе можно принять точку зрения Г.Ф. Турчанинова на «русские письмена» жития как систему письма сармато-алан Подонья и предположить возможность миграции части населения Русского каганата в Причерноморье и Крым. Тем более что роксоланы жили там и раньше, и часть их, по всей видимости, оставалась и до Средневековья.

Указанием на эту локализацию, возможно, являются сообщения о русах арабо-персидской географии, восходящие ко второй половине IX в. («Анонимной записке»). Не исключено, что именно Керченский полуостров - это тот самый «остров русов», куда мигрировали многие жители Русского каганата после войны с мадьяро-хазарской коалицией. Тем более что активность русов на Черном море во второй половине IX в. после некоторого затишья резко возрастает. Это заметно по сочинениям константинопольского патриарха Фотия, фрагмент из которых уже приводился в части 1 главе 1.

Русы вновь заявили о себе как о политической силе, с ко - торой нужно считаться. Но располагалась эта сила уже в другом месте, в Северном Причерноморье. Что-то более конкретное сказать о причерноморских русах нельзя: для этого необходимы немалые дополнительные исследования. Тема эта, особенно связь Руси Причерноморской и Киевской, достойна отдельной книги.

Примечания

Сказания о начале славянской письменности. - М., 1981. С. 76-77.

Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа. - Л., 1928. С. 36-37.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, V– VII классы, 2015 2016 учебный год

Работу выполнил ________________ Класс __________

Время на выполнение работы 30 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. Первое упоминание русского монастыря на Афоне в святогорских источниках датируется…

А. 988 годом

Б. 1016 годом

В. 1589 годом

Г. 1914 годом

2. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в день, который совпал с переходящим двунадесятым православным праздником

А. Введения во храм Пресвятой Богородицы

Б. Вознесения Господня

В. Покрова Пресвятой Богородицы

Г. Рождества Христова

3. Страна, в которой находится Святая Гора Афон:

А. Греция

Б. Италия

В. Россия

Г. Франция

Этот поэт за десятилетие – с 1829 по 1839 год – написал три стихотворения с одинаковым названием «Молитва».

А. Лермонтов М. Ю.

Б. Маршак С. Я.

В. Твардовский А. Т.

Г. Чехов А. П.

5. 28 июля Церковь чтит память святого князя Владимира. С 2010 года 28 июля считается официальной памятной датой – днем…

А. Крещения Руси

Б. народного единства

В. семьи, любви и верности

Г. славянской письменности культуры

Преподобный, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре. В русских былинах он воспет как великий богатырь и защитник русской земли.

А. Алеша Попович

Б. Добрыня Никитич

В. Илья Муромец

Г. Никита Кожемяка

7. Икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) – события его жизни, деяния и связанные с ним чудеса, называется…

А. аналойной

Б. житийной

В. именной

Г. мерной

Музыкальный инструмент, известный на Руси с XI века и к XVI веку получивший в Русской Церкви широкое употребление. Церковные писатели уподобляют его звук трубам, сопровождавшим явление Бога Моисею на горе Синай.

Б. Колокол

В. Псалтирь

9. Свод правил, по которым живет монастырь:



Б. Конституция

В. Уложение

10. Святой Кирилл Философ, прославленный со своим братом Мефодием в лике равноапостольных, знаменит тем, что…

А. возглавлял Русскую Церковь

Б. основал первый русский монастырь

В. построил множество храмов

Г. перевел богослужебные книги на славянский язык


ЗАДАНИЕ 2.

Укажите явление, к которому ранее относились все эти характеристики.

Всполошный Вечевой Метельный Вестовой

Укажите понятие, которое объединяет именно эти четыре названия.

Киево-Печерская Троице-Сергиева Почаевская Александро-Невская

________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте отрывок из жития преподобного Антония Печерского и вставьте пропущенные слова в нужном падеже.

СЛОВА : Владимир; игумен; Киев; Киево-Печерская; Любеч; монашество; пещера; Русская земля; Святая гора Афон.

Во дни святого князя _____________________ Господь явил Своего светильника и наставника иночествующим преподобного Антония. Родился Антоний в городе ________________________. С юных лет он испытывал желание принять иноческий образ. И Господь вложил ему в сердце намерение идти на __________________________ и там принять постриг.

Достигнув цели своего путешествия, Антоний обошел все монастыри, удивляясь жизни святых подвижников. Поселившись в одном из монастырей, он умолил __________________________ постричь его в ангельский образ.

Приняв _____________________, преподобный Антоний преуспевал в добродетелях. Но настоятель монастыря, получивший внушение свыше, призвал его к себе и сказал: «Антоний! Иди обратно в _____________________! Пусть живущие там через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!»

И отправился преподобный Антоний в родную землю, и пришел во град _____________________. Стал он обходить окрестности города, ходил по лесам и горам и наконец нашел _____________________, в которой и поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве.

Вскоре к преподобному Антонию стала собираться братия, ища у него руководства в иноческой жизни. Так возникла __________________________ обитель – первый монастырь в Киевской Руси.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте стихотворение:

Ответьте на вопросы:

4.1. Найдите в стихотворении слова, отвечающие этим определениям:

  • Место вне родины - __________
  • Выражать неудовольствие чем-то - ______________________________
  • Хранить, держаться чего-то - ___
  • Эпоха, время, давно прошедшее - _______________________________

4.2. Какие двунадесятые церковные праздники всегда отмечаются весной?

4.3. В какой из этих праздников выпускает на волю птиц Святейший Патриарх Московский и всея Руси? (Обычай возрожден в 1995 году). ____________

ЗАДАНИЕ 5. Замените в примере буквы на числа: a + b + c = x + y

ОТВЕТ (a + b + c = x + y): ______ + ______ + ______ = ______ + ______

ЗАДАНИЕ 6. Поставьте номер, соответствующий историческому событию, напротив литературного произведения, связанного с этим событием:

Исторические события: 1. Великая Отечественная война, 2. Куликовская битва, 3. Отечественная война 1812 года, 4. Северная война.

«РОДНОЕ СЛОВО класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК РПЦ 15-007-009) Допущено к распространению Издательским...»

-- [ Страница 2 ] --

Напишите в творческую тетрадь небольшой рассказ, раскрывающий смысл этого крылатого слова и сделайте к нему рисунок. Прочтите свой рассказ на уроке в классе и покажите сделанный вами к нему рисунок - и пусть учащиеся догадаются, о каком крылатом выражении идёт речь, а также назовут басню, из которой пришло это крылатое выражение.

В. Используя любое издание басен И.А.Крылова, найдите самостоятельно и выпишите в свою творческую тетрадь другие крылатые выражения, не приведённые в хрестоматии.



УРОК 11. КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ?

Задание 1.

А. Ответьте на вопрос: что означает слово «сочувствие»?

_______________________________________________________________________

Б. Проявляете ли вы в своей жизни сочувствие? Напишите о таких случаях.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

–  –  –

Задание 3.

А. Прочтите в хрестоматии сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ответьте на вопросы:

1. В чём, на ваш взгляд, заключается мудрость этой сказки?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Как вы понимаете значение эпитета «тёплый»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. О чём заставила вас задуматься сказка «Тёплый хлеб»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Решите небольшой кроссворд.

По вертикали: 3. Имя мельника. 4. Как звали мальчика?

5. Кличка коня.

Задание 4.

Напишите, почему человек должен быть ответственным за свои слова.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

А. Прочтите стихотворения по теме урока в хрестоматии (стр. 84–86), а также в тексте урока.

Сравните стихотворение М. Дмитриева «Слово» с евангельскими словами, приведёнными в тексте урока. Ответьте на вопрос: какая главная мысль содержится в них? Какой важный вывод для себя необходимо сделать?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Выучите наизусть стихотворение М. Дмитриева «Слово» и запишите его по памяти в свою творческую тетрадь.

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Жития преподобного Макария Египетского» (стр. 86–87).

Ответьте на вопрос: какое наставление о влиянии слов даёт своим ученикам преподобный Макарий?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Подберите подходящие стихотворные строчки или цитаты русских писателей на ту же тему, встретившиеся вам в предыдущих уроках. Например, строки из стихотворений В.А.Солоухина или Н.И.Рыленко, приведённых в учебном пособии (стр. 51, 63) и другие:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 7.

А. Прочтите в хрестоматии высказывания о слове из Библии и святых отцов (стр. 87–88).

Выпишите в творческую тетрадь себе на память и для размышления одно из них.

Б. Напишите в свою творческую тетрадь сочинение-рассуждение на тему «Как мы должны относиться к слову и почему», не забывая подкреплять свои мысли цитатами из хрестоматии и учебного пособия.

Задание 8.

Прочтите в хрестоматии поговорки, относящиеся к теме урока (стр. 98), и запишите в свою творческую тетрадь три наиболее понравившихся вам.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА

(ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОГО РАЗДЕЛА)

Задание 1.

Какие группы слов вы изучали на уроках «Родного слова»? Перечислите их.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Ответьте на вопросы:

1. Что значит словосочетание «доброе слово»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что значит словосочетание «худое слово»?

_______________________________________________________________________

Б. Подберите синонимы к прилагательным «добрый» и «худой». [Воспользуйтесь словарями синонимов русского языка.] _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В. С чем можно сравнить доброе слово? С чем можно сравнить худое слово?

Придумайте афоризмы на оба случая.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Сыграйте в игру «Третий лишний».

В каждой группе синонимичных слов - два исконно русских и одно заимствованное или два современных и одно старинное (и наоборот).

В каждой группе найдите «третье лишнее» и укажите в скобках его порядковый номер в группе:

Например: Брань – война – битва (1-е - старинное.) Алкать – желать – жаждать _______________________________________________________________________

Удалить – выгнать – изгнать _______________________________________________________________________

Свергнуть – низвергнуть – развенчать _______________________________________________________________________

Оптимальный – наилучший – благоприятный _______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

А. Прочтите стихотворения, приведённые ниже:

–  –  –

*** Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад.

И величают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.

Яков Козловский СЛОВО Нет силы сильнее, чем слову дана.

И властвует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой - Всё будит в нас слово, луч сердца живой.

Свободное слово к народу дойдёт, Укажет дорогу не вспять, а вперёд, Заронит желанье учиться и знать, Заставит бороться и твёрдо стоять.

Правдивое слово в сердца западет, И - дайте лишь время - плоды принесёт.

Оно обессилит неправду и гнёт.

И людям усталым луч солнца блеснёт.

Заветное слово, как светоч во мгле, Откроет к свободе всем путь на земле, Зарю призывая и верой бодря, И дрогнет мрак жизни, и вспыхнет заря.

Нет силы сильнее, чем слову дана, Господствует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой - Всё будит в нас слово, луч солнца живой.

Павел Заякин Б. Напишите в своей творческой тетради сочинение на тему «Такие разные слова», отвечая на следующие вопросы: какие бывают слова, почему слова бывают такие разные, от чего это зависит? В конце сочинения сделайте вывод: что нового я узнал, изучив этот раздел, чему научился и почему так важно внимательно относиться к своим словам, к своей речи.

В ходе написания сочинения воспользуйтесь всеми имеющимися на эту тему материалами хрестоматии, учебного пособия, а также записями в своей творческой тетради.

УРОК 12. «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

Задание 1.

Как известно, передавать друг другу информацию могут разные существа.

Свой особый «язык» есть у пчёл, муравьёв и т.д. Но каким даром обладает только человек? Ответьте на этот вопрос, завершив высказывание известного русского писателя Л. В. Успенского.

Много на земле живых существ. Из них только человек обладает _______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Напишите слова, которые были первыми написаны на славянском языке.

_______________________________________________________________________

Б. Напишите эти слова по-церковнославянски. [В этом вам может помочь иллюстрация к уроку.] _______________________________________________________________________

В. Напишите название книги, в которой были записаны эти слова.

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Ответьте на вопросы:

1. Какие исторические источники донесли до нас сведения о времени создания славянской письменности и её создателях?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему именно Евангелие было первой книгой, переведённой на церковнославянский язык?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Каким было первое поэтическое произведение на церковнославянском языке?

_______________________________________________________________________

Задание 4.

Приведите слова, из «Пригласия к Евангелию», в которых сказано о слове - «пище для душ человеческих».

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Ответьте на вопрос: в каком году в России был возрождён праздник День славянской письменности и культуры?

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворения по теме урока (стр. 100–101).

Запишите в творческую тетрадь наиболее понравившееся вам стихотворение и выучите его наизусть.

Б. Сравните стихотворения с текстом «Пригласия к Евангелию», приведённом в учебном пособии (стр. 69–70). Выделите их общую мысль. Запишите строчку из «Пригласия», в которой эта общая мысль выражена:

_______________________________________________________________________

В. Ответьте на вопрос: что даёт нам чтение слова Божия?

_______________________________________________________________________

Задание 7.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворение «Сеятель» (стр. 102). Оно представляет собой стихотворное переложение одной известной евангельской притчи с её объяснением.

Ответьте на вопрос: о какой евангельской притче идёт речь?

_______________________________________________________________________

Б. Найдите в Евангелии эту притчу и прочтите её.

Ответьте на вопросы: о чём иносказательно повествует эта притча? Что такое семя и почва, куда падает семя, брошенное сеятелем? Как вы думаете, почему так происходит?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 8.

А. Прочтите в хрестоматии главу «Дар слова» из книги А. С. Шишкова «Славянорусский корнеслов» (стр. 103–105).

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит главное преимущество человека перед животными?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что мы называем даром слова?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. К какому выводу о значении языка и словесности приходит автор в конце произведения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите в свою творческую тетрадь рассуждение на тему по выбору:

«О значении слова и словесности», «Слово как дар Божий человеку».

УРОК 13. КИРИЛЛИЦА

Задание 1.

Читали ли вы книги о создателях славянской азбуки святых Кирилле и Мефодии? Назовите эти книги.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Прочтите отрывок из жития святого Кирилла.

«Благоразумно отвечал им философ: „Не на всех ли равно изливается дождь от Бога, по слову евангельскому, и солнце не всем ли равно сияет, и не все ли одинаково дышим мы воздухом? Как же не стыдитесь вы три только признавать языка, а прочим повелеваете быть глухими и немыми, как будто Господь не может даровать им тот же дар!“»

Пользуясь хрестоматией к учебнику, ответьте на вопросы:

1. О каких трёх языках говорит святой?

_______________________________________________________________________

2. Как вы думаете, кому адресованы его слова?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

А. Напишите две буквы церковнославянской азбуки, которые обозначают один звук [ф].

_______________________________________________________________________

Б. Ответьте на вопросы:

1. С какой буквы начинается в церковнославянском языке имя Фёдор?

_______________________________________________________________________

2. От какого греческого слова образовано это имя?

_______________________________________________________________________

3. Как переводится имя Фёдор на русский язык?

_______________________________________________________________________

Задание 4.

Ответьте на вопрос: чем различаются слова «мир» и «мiр»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

А. Как вы узнали на уроке, славянские буквы ранее служили ещё и цифрами.

Пользуясь таблицей, приведённой в тексте урока, запишите следующие числа по-церковнославянски:

17 __________________________________________________________________

500_________________________________________________________________

9 ___________________________________________________________________

122_________________________________________________________________

14 __________________________________________________________________

60 __________________________________________________________________

15 __________________________________________________________________

96 __________________________________________________________________

13 __________________________________________________________________

70 __________________________________________________________________

8000________________________________________________________________

30 __________________________________________________________________

2000________________________________________________________________

4 ___________________________________________________________________

Б. Попробуйте записать с помощью славянских букв текущий год:

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 6.

Прочтите в хрестоматии тексты: «Сказание о письменах» черноризца Храбра (стр. 107–109), «Из истории русской письменной культуры» (стр. 117–118) и отрывок их «Жития преподобных Кирилла и Мефодия» (стр. 119–122).

Ответьте на вопросы:

1. О чём повествует «Сказание о письменах» черноризца Храбра?

_______________________________________________________________________

2. Почему именно Кирилл и Мефодий были призваны для просвещения славян?

_______________________________________________________________________

3. Почему, несмотря на болезнь, Кирилл не отказался идти к славянам?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как именно святые Кирилл и Мефодий создавали азбуку для славян?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сколько букв создал святой Кирилл?

_______________________________________________________________________

6. Какие первые книги перевели Кирилл и Мефодий на славянский язык?

_______________________________________________________________________

7. Сколько на всё это им понадобилось времени?

_______________________________________________________________________

Задание 8.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворения о святых просветителях славян (стр. 110–116). Подготовьте для выразительного чтения и выучите наизусть одно из них.

Б. Перепишите из хрестоматии в свою творческую тетрадь стихотворение «Слово» И. А. Бунина (стр. 110).

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Задание 1.

Напишите имена создателей церковнославянского языка:

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Ответьте на вопрос: какие книги «с прилежанием читать» советовал «всем любителям отечественной словесности» великий русский учёный М. В. Ломоносов?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Заполните пропуски в церковнославянских словах:

в__скресе, сребр__любие, мр__вий, бе__смертный, дажд__, небес__х, при__дет Задание 4.

А. Напишите на церковнославянском языке начало Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите слово, которое употреблено здесь в звательном падеже:

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Напишите русскими буквами это торжественное церковное песнопение:

Ви1дэхомъ свётъ и4стинный, пріsхомъ д¦а небeснаго, њбрэт0хомъ вёру и4стинную, нераздёльнэй трbцэ покланsемсz: тa бо нaсъ спаслA є4сть.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 6.

Прочтите в хрестоматии стихотворение О. Дмитриева о церковнославянском языке (стр. 123).

Выпишите из этого стихотворения строки, в которых автор говорит о церковнославянских словах, даёт им яркие характеристики и сравнения:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 7.

Прочтите в хрестоматии отрывок из слова святителя Димитрия Ростовского «Цветочки благоуханные» (стр. 127–129).

Выпишите из текста наиболее часто повторяющиеся в нём церковнославянские слова и поясните, что они означают.

_______________________________________________________________________

Задание 8.

Прочтите в хрестоматии отрывок из произведения «Торжество Православия»

(стр. 124–127).

Ответьте на вопросы:

1. Как дедушка Влас образно называет сокровища церковнославянского языка. Приведите несколько данных им ярких сравнений:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Чему мы можем поучиться у героев рассказа В.А.Никифорова-Волгина?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 9.

Прочтите в хрестоматии рассказ В.И.Даля «Перевод со славянского»

(стр. 130–132).

Ответьте на вопрос: что нового вы узнали из этого рассказа? На каком языке совершается Богослужение у сербов, болгар, русских и других славянских народов?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 15. ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ НА РУСИ

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Что представляла собой находка академика В. Л. Янина в 2000 году в Великом Новгороде, названная журналистами «звёздным часом отечественной археологии»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как учёные называют эту находку?

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Напишите начало первого псалма, с которого в Древней Руси начиналось обучение грамоте:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 3.

Нарисуйте «грамоту» - послание от себя мальчику Онфиму.

Задание 4.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из статьи известных учёных о Новгородской Псалтири (с. 133–137).

Ответьте на вопросы:

1. Что интересного вы узнали из этой статьи об уникальной находке 2000 года?

_______________________________________________________________________

2. О каком открытии в области археологии идёт в ней речь?

_______________________________________________________________________

3. Каким временным интервалом датируется найденная древнейшая книга Древней Руси?

_______________________________________________________________________

4. Как была названа эта древнейшая книга?

_______________________________________________________________________

5. Что она собой представляет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Чем эта книга являлась на Руси?

_______________________________________________________________________

Б. Напишите маленькое сочинение по материалам урока и хрестоматии на тему «Как наши предки учились грамоте. Какими были первые учебные пособия на Руси».

УРОК 16. ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИГА

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. К какому веку относятся старейшие сохранившиеся русские рукописные книги?

_______________________________________________________________________

2. Сколько рукописных книг сохранилось от XI–XII веков?

_______________________________________________________________________

3. Почему большинство древнерусских книг не сохранилось до нашего времени?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Почему «Киевская Псалтирь» признана одной из самых лучших русских рукописных книг?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Из каких материалов в древнерусских книжных мастерских делали чернила?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. В старину говорили «Книжное слово в жемчугах ходит». Как вы понимаете это выражение? Почему древние книги были дорогими?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Назовите самую древнюю русскую датированную рукописную книгу.

_______________________________________________________________________

Б. Назовите другие известные вам древнейшие рукописные книги.

54 _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Разгадайте кроссворд и узнайте, как называлась древнерусская книжная мастерская.

1. Книга псалмов. 2. Сборник для чтения. 3. Имя переписчика «Киевской Псалтири». 4. Богослужебный сборник. 5. Материал для письма из телячьей или бычьей кожи. 6. Книжная иллюстрация. 7. Составитель Изборника 1076 года. 8. Новгородский посадник, по заказу которого была создана древнейшая из датированных рукописных книг. 9. Заглавная буква в древнерусских книгах. 10. Переписчик Остромирова Евангелия.

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

Прочтите в хрестоматии стихотворении А. Жигулина (стр. 138) и выучите его наизусть.

Ответьте на вопрос: о чём так болит душа у автора этого стихотворения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Прочтите в хрестоматии отрывок из книги известнейшего историка нашего времени академика Н. Н. Покровского «Путешествие за редкими книгами»

под названием «Скрипторий» (стр. 139–142).

Ответьте на вопросы:

1. Чему посвящён этот отрывок?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как осуществлялось переписывание книг в скрипториях?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сколько времени занимала у писца переписка книги в 200–300 листов?

_______________________________________________________________________

Задание 6.

Ответьте на вопросы:

1. Кто на Руси занимался переписыванием книг?

_______________________________________________________________________

2. Почему труд переписчика считался высоким служением, а самого переписчика сравнивали с пчелой?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Какими качествами, по словам архимандрита Иннокентия (Просвирнина), должен обладать человек, который переписывает книги?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как вы думаете, почему на Руси всегда было особое благоговейное отношение к книге?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Почему каждая древнерусская рукописная книга, дошедшая до нас, - огромная ценность?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 17. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Задание 1.

Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. О чём писали древнерусские летописцы?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему учёные особо интересуются древнерусскими летописями?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как называется древнейший русский летописный свод?

_______________________________________________________________________

4. Как сохранилась «Повесть временных лет»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Прочтите отрывки из «Поучения Владимира Мономаха». Это «Поучение»

высоко ценилось в Древней Руси.

58 «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека...

Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать:

что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится...

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Ответьте на вопрос: какими советами из «Поучения» вы сегодня можете воспользоваться?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

А. Прочтите в хрестоматии «Плач Ярославны» (стр. 144–145), стихотворение «Летописец» (стр. 143–144).

Ответьте на вопросы:

1. Почему тяжёлый труд летописца столь необходим?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. За что прославляется нелёгкий труд летописца?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Возьмите в библиотеке любое издание «Слова о полку Игореве». Перескажите кратко сюжет этого памятника древнерусской литературы.

В. Выучите наизусть «Плач Ярославны».

Задание 5.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Повести временных лет» (стр. 155– 156).

Ответьте на вопросы:

1. О каких событиях повествует этот отрывок?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. С кем сравнивает летописец Ярослава Мудрого, за какие качества и деяния прославляет его летописец?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Запишите в свою творческую тетрадь отрывок о пользе книжного чтения.

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

(стр.145–151).

Ответьте на вопросы:

1. Для кого писал это «Поучение» князь Владимир Мономах?

_______________________________________________________________________

2. Чему он учил?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Что больше всего беспокоило великого князя?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Какие выводы можно сделать, прочитав этот отрывок из «Поучения»: о чём свидетельствует «Поучение»? чему можем мы научиться из него?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Выпишите себе на память в творческую тетрадь некоторые из наставлений князя Владимира Мономаха - самое важное, на ваш взгляд, приложимое к вашей жизни.

Задание 7.

Выпишите в свою творческую тетрадь из текста урока начало из «Слова о погибели Русской земли», выучите наизусть этот отрывок.

Ответьте на вопрос: каким чувством пронизано это произведение, как и вся древнерусская литература?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 18. ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Почему в древнерусских книгах монаха - переписчика книг - нередко сравнивали с пчелой?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что представляли собой сборники-книги под названием «Пчела», «Луг духовный»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как вы понимаете поговорку «Не хлебом единым»? Откуда пошло это выражение?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Что является для православного человека «пищей духовной»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Заполните пропуски:

Жития святых во многих семьях читались по церковному календарю - ____________________. Сведения из житий святых нередко включались в состав ______________________. Сборники житий святых назывались ____________________, то есть «месячные чтения». Раздел филологии, который изучает жития святых, называется ____________________. При жизнеописании святого авторы часто пользовались словами из Евангелия, в которых он сравнивался со ______________.

Слова для вставки: русских летописей, Четьи Минеи, светильником, агиографией, «по святцам».

62 Задание 3.

А. Завершите евангельские слова, которые привёл Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного Сергия Радонежского.

Да светит свет ваш перед людьми ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Б. Ответьте на вопрос: для чего в текстах древнерусских житий используются цитаты и сравнения из Священного Писания?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4.

А. Ответьте на вопрос: какие жития святых, кроме тех, что были названы на уроке, вы читали?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите небольшой рассказ об одном из святых.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 5.

Прочтите в хрестоматии «Житие святых Кирилла и Мефодия» (стр. 157–160).

Составьте краткий пересказ текста Жития, ответив на вопросы:

1. Почему святые равноапостольные Кирилл и Мефодий получили наименование первоучителей словенских?

_______________________________________________________________________

2. Откуда родом были святые братья?

_______________________________________________________________________

3. С какой целью они были отправлены в Моравию?

_______________________________________________________________________

4. Когда и как были призваны братья на святое дело просвещения славян?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Кто из братьев решился составить для славян азбуку?

_______________________________________________________________________

6. В каком году был закончен перевод первой книги на славянский язык, и что это была за книга?

_______________________________________________________________________

7. О чём просил перед смертью святой Кирилл брата?

_______________________________________________________________________

8. За что начались гонения на святого Мефодия?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9. За что особо почитают святых Кирилла и Мефодия в России и в Болгарии, что совершается в их память?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

10. Чему учит нас подвиг святых братьев?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Жития святого благоверного князя Александра Невского» (стр. 161–165).

Ответьте на вопросы:

1. Какой период жизни святого князя описан в этом отрывке?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. О каком сражении в нём идёт речь?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Похожие работы:

«КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сентябрь ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ», ПРИ УЧАСТИИ «RFILMS» И «ГРОТЕК»ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сентябрь 2010 ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ», ПРИ УЧАСТИИ «RFILMS» И «ГРОТЕК» ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ Киноиндустрия Российской Федерации Исследование выполнено компанией «Невафильм» при участии компании «RFilms» («Инвест Коллегия») и «Гротек» для Европейской аудиовизуальной...»

«ОРГАНИЗАЦИЯ A ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ Distr. GENERAL A/HRC/11/1 31 March 200 RUSSIAN Original: ENGLISH СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Одиннадцатая сессия Пункт 3 повестки дня ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА РАЗВИТИЕ Доклад Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Ананда Гровера Представляется с...»

«ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Материа лы М е ж д у н а р о д н о г о форума представителей стран СНГ 7-8 декабря 2011 года Москва, 201 УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ: ученые, деятели культуры и образования, представители государственных органов, общественных организаций, духовные лидеры РФ и стран СНГ, в том числе:...»

«МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА НА ПЕРИОД 2013-2020 ГГ. КИШИНЭУ, 2012 Под редакцией Манолаки В. Г., доктор хабилитат педагогических наук, профессор, мастер спорта, заслуженный тренер Республики Молдова СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..6 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА (В. Г. Манолаки, В. Дорган, М. Быргэу, Н. Амброси, А....»

«ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1998 № 3 МЕТОДОЛОГИЯ И.Н. СЕМЕНОВ Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека* Социокультурный контекст развития акмеологии На исходе XX века и в преддверии третьего тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей связан с созданием инновационных высоких...»

«1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Математика» являются: – создание математического фундамента для изучения общенаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, – воспитание математической культуры и понимания роли математики в различных сферах профессиональной деятельности.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Математика» является базовой дисциплиной математического цикла дисциплин Федерального государственного стандарта высшего профессионального...»

«ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЫКОВ ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ Уральский государственный университет физической культуры зав. каф. спортивной медицины и физической реабилитации доктор медицинских наук, профессор Современные проблемы: Изменения в законодательной базе ФКиС (новые стандарты; изменения в структуре подготовки спортсменов); Необходимость изучения основ спортивной тренировки; Слабый уровень подготовки...»

«1.ИСХОЖНЫЕ ДАННЫЕ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Основной целью изучения дисциплины «Культурология» является формирование у будущих бакалавров знаний базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу для понимания проблематики культуры, принципов развитие культурологических учений, существа основных проблем современной культурологии.1.2 Основными задачами дисциплины являются:выяснить основные подходы к определению понятия «культура»; определить основные взгляды на место...»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ GOVERNMENT OF MOSCOW MOSCOW DEPARTMENT OF CULTURE ЕВРОАЗИАТСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS & AQUARIUMS МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК MOSCOW ZOO ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК ЕВРОАЗИАТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ INFORMATIONAL ISSUE OF EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS AND AQUARIUMS ВЫПУСК № 34 ТОМ 1 ISSUE № 34 VOLUME 1 МОСКВА ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ...»

«Труды БГУ 2015, том 10, часть 1 Биотехнология УДК 633.88:602.3:57.086.83 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ДЕПОНИРОВАНИЯ КАЛЛУСНЫХ КУЛЬТУР ЦЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ С.Н. Филиппова, Т.И. Дитченко, А.О. Логвина, В.М. Юрин Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь, e-mail: [email protected] Введение Проблема сохранения генофонда ценных лекарственных растений в настоящее время приобретает все большую актуальность ввиду стремительного сокращения ареалов...»

«Доклад заведующего отдела по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации МР «Сухиничский район» об итогах работы по развитию молодежной политики, физической культуры и спорта за 2013 год и планах на 2014 год 15.01.2014 г. Малый зал администрации 15-00 час. Добрый день, уважаемые коллеги, Анатолий Дмитриевич! Мы пригласили сегодня всех, с кем работаем и с кем вместе строим молодежную политику на муниципальном уровне: заведующие отделами администрации, заместители по воспитательной работе...»

«Книжная летопись. Издано в Архангельской области в 2006 году. Обязательные экземпляры документов Архангельской области, поступившие в фонд библиотеки на 30.09.2014 Естественные науки Техника Сельское и лесное хозяйство Здравоохранение. Медицинские науки. Физкультура и спорт Общественные науки. Социология. Статистика Общественные науки. Социология Статистические сборники Исторические науки Экономика Политические науки. Юридические науки. Государство и право Политические науки. Юридические науки...»

«Критика и библиография КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ УДК 069.6:[ДЬЮИ+321.7] В. Г. Ананьев Hein G. E. Progressive Museum Practice: John Dewey and Democracy. Walnut Creek, California: Left Coast Press, Inc, 2012. 256 pp., ills. ISBN 978-1-59874-481-1 paperback [Хейн Дж. Э. Прогрессизм в музейной практике: Джон Дьюи и демократия. Уолнат Крик, Калифорния: Left Coast Press, Inc, 2012. 256 с., илл. ISBN 978-1-59874-481-1 paperback] На рубеже 1980 – 1990-х гг. в музейных исследованиях широкое распространение...»

««ПИТАНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ» АКСЕНОВА И.Г., к.с.н., Руководитель информационно-консультационного центра оздоровительного питания, руководитель проекта «ЮКИОР-Тенториум» Здоровье – это область взаимных интересов государства, общества, бизнеса и человека. Когда мы говорим о здоровье нации, то, определяя ответственность каждого из названных субъектов, ориентируемся на здоровый образ жизни и массовое занятие физкультурой и спортом,...»

«МУК «ГЛАЗОВСКАЯ РАЙОННАЯ ЦБС» ГЛАЗОВСКАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА Информационные и методико-библиографические материалы по экологии Выпуск 8 Глазов, 201 Экологический вестник [Текст]: методико-библиографические материалы / составитель, тех. редактор., оформитель И.В.Каркина – Глазов: Глазовская районная библиотека, 2015 К ЧИТАТЕЛЮ В последнее время тема экологии очень актуальна. Вопросы о глобальном потеплении, о пагубном влиянии человеческой жизнедеятельности на экологию планеты Земля часто...»

«ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.1. Вводная часть.1.1. Общая социально-экономическая характеристика Сергиево-Посадского муниципального района. Сергиево-Посадский муниципальный район расположен в 70 км от Москвы, на северо-востоке Московской области, и занимает площадь 202,7 га....»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ В. Е. ЧУРОВ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ВСТРЕЧИ 28 ТЕКСТОВ Доклады, выступления, лекции в СПбГУП Санкт-Петербург ББК 73 Ч93 Чуров В. Е. Университетские встречи. 28 текстов: доклады, выстуЧ93 пления, лекции в СПбГУП. - СПб. : СПбГУП, 2015. - 262 с. ISBN 978-5-7621-0838-6 В книге опубликованы лекции и выступления председателя Центральной избирательной комиссии РФ, профессора В. Е. Чурова, состоявшиеся в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете...»

« Т 6 РАЗ В Г О Д Сентябрь - Октябрь I97 ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва Р е д а к ц и о н н а я к р л л е г и я: Ю. П. Петрова-Аверкиева (главный редактор,),Ц. П. Алексеев, С. А. Арутюнов, Н. А. Баскаков, С. И. Брук, Л. М. Дробижева, Г. Е. Марков, Л. Ф. Моногарова, А. П. Окладников, Д. А. Ольдерогге, А.И.П ер ш и ц, Н. С. Полищук...»

«Diagnosing and Changing Organizational Culture Based on The Competing Values Framework Kim S. Cameron The Weatherhead School of Management Case Western Reserve University Pobert E. Quinn School of Business Administration University of Michigan An imprint of Addison Wesley Longman, Inc. Reading, Massachusetts Menlo Park, California New York Harlow, England Don Mills, Ontario Sydney Mexico City Madrid Amsterdam ДИАГНОСТИКА И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Ким С. Камерон Роберт...»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

На соборе 325 года, осудившем арианство, обе крайности тоже постоянно имелись в виду. Поэтому Афанасий Александрийский стремился избежать обсуждения вопроса о соотношений лиц Троицы, провозглашая его недоступным человеческому познанию. По этой причине он относился терпимо к омийцам, рассчитывая противопоставить их "чистым" арианам. С другой стороны, сочувствовавший арианам Евсевий Кесарийский зачитал на соборе новый Символ, усматривая в нем лишь подчеркивание божественной сущности. У Михаила Синкелла же наблюдается акцент на "единстве", что сближает его с монархианами. Он настаивает на "единосоставности", а не просто на "единосущности". Здесь разными эпитетами подчеркивается "единомощность", "единочестность" и т. п. Именно такое понимание "единосущности" Арий называл абсурдом, и как раз от такой трактовки старался уйти Афанасий.

В летописи ни одного из названных эпитетов нет, и, как правильно заметил Заболотский, пропуск их не может быть бессознательным. Автор летописного Символа (или его внелетописного источника) хорошо разбирался в тонкостях догматического спора. Он последовательно толкует Троицу в духе омийства, отваживаясь даже на такой криминальный с точки зрения омусиан эпитет, как провозглашение Бога-Отца "старейшим" по отношению к Сыну и Духу. Большего не требовал и Арий, "соглашавшийся" с тем, что Сын родился "преже времен и веков". Примерно в таком смысле ариане толковали и выражение "Писания": "Отец Мой болий Мене есть". Омусиане же старались подобные места просто обходить.

Шахматов и Никольский оценили наблюдения Заболотского. Но Шахматову эти факты ничего не давали: в его концепции им не находилось места. Никольский же мог получить едва ли не самый весомый аргумент в пользу своей версии о западнославянском источнике русского христианства. К тому же в сборнике XII–XIII веков он обнаружил тот самый Символ веры, который включен и в летопись. Но следов арианства у западных славян он либо не заметил, либо не решился заметить.

К сожалению, не вместились в его концепцию и интереснейшие размышления о "русьских письменах". Между тем, и этот сюжет содержит огромную информацию, которая должна быть согласована с другими наличными данными. И может быть, именно беглое упоминание "русских письмен" в Житии Кирилла способно прояснить многочисленные темные места как в деятельности славянских просветителей, так и в судьбе их наследия.

"Русские письмена" из Жития Кирилла

Споры о "русских письменах", с давних пор идущие в литературе, во многом поучительны. Во-первых, они демонстрируют решительное преимущество концепции перед источником: обычно текст читается, исходя из авторского понимания эпохи. Во-вторых, лишний раз выявляется, как все-таки мало мы знаем о том, что некогда было всем известно и не требовало расшифровки. И, в-третьих, как, оказывается, трудно признаться специалисту в том, что источник ему непонятен, что документ не может быть объяснен в рамках разделяемой автором концепции. А в итоге ценнейший факт исчезает из обращения.

Напомним текст VIII главы Жития Кирилла, где упомянуты "русские письмена". Кирилл был приглашен хазарами для диспута с евреями и сарацинами (мусульманами). Прибыв в Корсунь, он научился еврейской речи и письму и перевел восемь частей грамматики. От самаритянина он получил самаритянские книги, овладел и этим языком и начал читать книги без ошибок. Пораженный чудом самаритянин вскоре принял крещение. После этого и следует сюжет о русских письменах.

По Житию, этими письменами были написаны Евангелие и Псалтырь. Кириллу удалось найти человека, говорившего на этом языке, и, побеседовав с ним, он понял смысл речи, а сравнив со своим языком, сумел различить гласные и согласные буквы, начал читать их и излагать, чем удивил многих, увидевших в этом божий дар.

В 860–861 годах, когда Кирилл находился в Корсуне, у киевских русов, видимо, не было еще ни письменности, ни христианства. Лишь несколько лет спустя примут крещение какие-то "росы" (видимо, крымские) от Византии. Да и в рамках норманнской концепции сообщение не объяснить: "призвание варягов" датируется 862 годом. Поэтому специалисты пошли по пути "исправления" якобы искаженного текста, заменяя "русский" на "готский", "фрузский" (франкский), "сурский" (сирийский).

Предположение о том, что имелось в виду готское письмо, отвергалось просто: в самом Житии упоминаются готы в числе народов, имеющих свое письмо. Названы здесь как имеющие свое письмо и сирийцы, язык которых Кирилл знал. Этот факт обычно и привлекается для "исправления" написания "русьский" на "сурьский". Но этот язык нужен был Кириллу намного раньше. Примерно за десять лет до поездки в Хазарию Кириллу, по Житию, пришлось вести диспут о Троице с арабами-мусульманами. В таком диспуте ему обязательно пришлось бы оценивать распространенное в Сирии несторианство, не признававшее Христа Богом. Что касается франков, то они изначально пользовались латинским алфавитом, который, конечно, не составлял секрета для Кирилла и не требовал различения гласных и согласных букв. Должно подчеркнуть, что никаких формальных оснований для "исправления" чтения нет. Все списки (а их известно несколько десятков) дают одно и то же чтение. Очевидно, надо понять, что именно подразумевалось под русским письмом. И в этой связи не следует забывать, что речь идет о памятнике, написанном в Паннонии, а не у восточных славян. Как говорилось, Житие было написано вскоре после смерти Кирилла, когда Мефодий и его ученики еще продолжали свою деятельность в Моравии и Паннонии, ведя борьбу с немецким духовенством.

Одним из специалистов, стремившихся понять реальный, а не придуманный текст, был неоднократно упоминавшийся ученый Н. К. Никольский. Полемизируя с названными точками зрения, он резонно заметил, что "едва ли совместимо с исторической критикою объявлять бессмыслицей показания источников потому только, что они не поддаются нашему пониманию за утратою объясняющих их материалов, или потому, что разрушают предвзятые теории". Автор имел, в частности, в виду именно норманнскую теорию, безраздельно господствовавшую в его время, да и сейчас преобладающую не только в зарубежной науке. По мнению ученого, "на литературном языке западнославянских источников именем Руси могли прозываться не норманны, а одна из ветвей славянства" и "разгадку названия "русских" письмен следует поэтому искать в терминологии не византийской, а западной письменности".

Упоминание русских письмен Никольский сопоставлял с преданием о трех братьях - Чехе, Лехе и Русе - сыновьях Пана, распространенном в Чехии, Польше и записанном уже в XIII веке. Это предание помещало Руса первоначально в Паннонии, признаваемой "матерью всех славян", и Никольский ищет доказательства более западного расположения поселения восточнославянских русов в эпоху Кирилла и Мефодия. Доказательства этого находятся в довольно богатой "русской" топонимике Прикарпатья и Подунавья. Окончательный же вывод автора заключается в отождествлении русских письмен с глаголицей - одной из славянских азбук. Именно такое название глаголица имеет в Реймском Евангелии XIV века, подаренном Карлом IV, чешским королем и императором римским, Еммаусскому монастырю в Праге. Если учесть, что на Руси в XII–XIV веках безраздельно господствовала кириллица, отождествление глаголицы с "русским письмом", по Никольскому, могло относиться лишь к более раннему периоду.

В построении Никольского есть, однако, некоторые слабости, из-за которых оно, возможно, и не получило должного признания. "Русскую" топонимику автор собирает в основном в Молдавии и Трансильвании. Между тем она была распространена и далее на запад, в частности, в Австрии и Баварии. Увлечение Карла IV глаголицей и славянским богослужением, связанное с общей его ориентацией на Чехию и славян, побудило искать знатоков "русского" письма. Таковые же оказались в Хорватии, где глаголица была распространена ранее всего и сохранялась долее всего (вплоть до IX века). Надо объяснять, следовательно, почему "русской" называется письменность, распространенная в Адриатической Хорватии. И наконец, самое важное: нет оснований упоминаемую в Житии письменность считать славянской. Ведь славянский язык Кирилл хорошо знал. А овладение "русским" языком было подвигом, поразившим окружающих. Этот сюжет читается именно в главе, говорящей о его исключительном даре быстро усваивать любые языки. Необходимо, следовательно, разобраться и с тем, как письменность изначально неславянская стала одной из славянских азбук.

Огромный и далеко не освоенный пласт информации заложен в самом факте существования двух славянских азбук: кириллицы и глаголицы . Вопрос о старшинстве глаголицы по отношению к кириллице можно считать теперь решенным. Ясно и то, что Кирилл создал именно вторую азбуку: это следует из Сказания черноризца Храбра, писавшего вскоре после событий. Похоже, в то время (то есть в 60-е гг. IX столетия) глаголица еще не воспринималась как славянская письменность. А потому и стояла задача создания алфавита именно для славян. Кириллица и явилась такой письменностью. Но всего два десятилетия спустя Мефодий или его последователи отказываются от легкой кириллицы в пользу сложной, трудно усваиваемой глаголицы. Как и почему это произошло?